Педагогика
Рябова М. Э., Артемова Ю. В. Педагогический потенциал онлайн-платформы Twee и ее цифровых инструментов в обучении маркетинговой коммуникации на английском языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 224–238. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241074.htm
ART 241074
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11074
Просмотров: 873
Смена географии делового сотрудничества в различных отраслях промышленности России и его интенсификация не исключают использования английского языка в качестве языка международного общения, что делает востребованными на современном рынке услуг специалистов в области менеджмента и маркетинга. Это не только заставляет признать проблему обучения студентов маркетинговой коммуникации на английском языке важной и актуальной, но и позволяет понять ее современный характер, принципиально отличный от общепринятого характера обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Значимость исследования онлайн-платформы Twee и ее цифровых инструментов в обучении маркетинговой коммуникации на английском языке заключается в том, что обозначенная образовательная платформа недостаточно изучена в России по ряду причин. Одна из них – преобладание и распространение традиционных методов обучения иностранному языку. Целью исследования является анализ педагогического потенциала онлайн-платформы Twee и ее цифровых инструментов в обучении маркетинговой коммуникации на английском языке. В статье описываются основные этапы опытного обучения с участием студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Маркетинг и цифровые коммуникации». На основе полученных результатов проведенного исследования сделан вывод о широте дидактических свойств и функций онлайн-платформы Twee и ее цифровых инструментов в обучении маркетинговой коммуникации на английском языке: интерактивность, информативность, наглядность, автономность, простота использования, мгновенность доступа и обеспечения обратной связи, которые способствуют эффективному развитию коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе. Теоретическая значимость работы заключается в обосновании важности использования педагогического потенциала онлайн-платформы Twee и ее цифровых инструментов в обучении маркетинговой коммуникации на английском языке. Практическая значимость состоит в разработке и реализации поэтапной системы заданий для формирования коммуникативной компетенции в обучении студентов вторых и третьих курсов маркетинговой коммуникации на английском языке, а также в использовании результатов исследования педагогами высшей школы для улучшения методик преподавания иностранных языков.
Афонькина Ю. А., Саламатина Т. Б. Педагогическая игра как средство формирования осознанного родительства у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 208–223. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241073.htm
ART 241073
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11073
Просмотров: 506
Проблема сопровождения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, актуальна в силу их определяющей роли в установлении ребенком контактов с окружающим миром и в то же время значительных трудностей, препятствующих успешному осуществлению родителями воспитательных функций. Среди таких трудностей выделяются как негативные психологические переживания родителей (страх, тревога, стресс), невладение необходимой информацией в отношении специфики решения воспитательных задач, отрицательный воспитательный опыт, так и социальное непринятие ребенка и его семьи. В силу сказанного значительно усложняется выполнение родителями воспитательной функции, а родительство квалифицируется в психолого-педагогическом смысле как «особое». Цель исследования, представленного в статье, состоит в обосновании, разработке и апробации авторского средства формирования осознанного родительства у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Таковым выступила педагогическая игра «Пойми меня», в ходе которой обеспечивается понимание специфических трудностей ребенка; принятие роли родителя ребенка с РАС; выработка эффективной программы действий в различных воспитательных ситуациях. Ведущие методы исследования проблемы: опрос матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 4–13 лет, с использованием разработанной анкеты и формирующий эксперимент, предполагающий проведение игровых встреч. Показана результативность разработанной педагогической игры с точки зрения получения матерями эмоциональной и информационной поддержки, накопления эффективных приемов воспитания детей и позитивных контактов с социальным окружением. Положительные эффекты апробации педагогической игры, наряду с удовлетворенностью предложенной деятельностью и желанием ее продолжить, также отражают установление матерями новых продуктивных контактов, рефлексию своего воспитательного опыта, возможность по-новому взглянуть на воспитательные проблемы, повышение объективности представлений о своем ребенке и самом себе; проявление оптимизма; нахождение ответов на интересующие вопросы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают научные представления о возможностях педагогической игры как средства формирования осознанного родительства в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. В практическом ключе разработанная педагогическая игра может использоваться в психолого-педагогическом сопровождении родителей данной группы детей.
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Возможности табличного процессора для развития логического мышления будущих педагогов в рамках новой модели обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 189–207. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241072.htm
ART 241072
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11072
Просмотров: 625
Педагогические инновации, обусловленные вызовами времени и развитием цифровых технологий, предполагают совершенствование образовательных программ, обогащение спектра дидактических методов и средств, в том числе и в плане развития логического мышления участников информационного взаимодействия. Наставнику современной школы знание основ логики необходимо и для формирования личности обучающегося, и для индивидуализации образовательного процесса, и для профессиональной самореализации. Цель статьи – изучить возможности табличного процессора для развития логического мышления будущих педагогов в рамках новой модели обучения. Для диагностики сформированности логического мышления используется совокупность методик («Геометрические фигуры», «Количественные отношения», «Сложные аналогии»). Средство программной поддержки – электронные таблицы MS Excel. В исследовании задействовано 330 студентов первого курса Вятского государственного университета направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями обучения). Научная новизна состоит в том, что выявлены возможности применения табличного процессора для развития логического мышления студентов педагогических специальностей в условиях новой образовательной модели университета. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные возможности конкретизированы на примере информационной деятельности будущих педагогов по применению технологии обработки структурированных данных на занятиях дисциплины-конструктора. Работа с табличным процессором организована по трем этапам: изучение базовых инструментов и встроенных функций; условное форматирование, построение диаграмм и графиков; возможности, позволяющие анализировать и защищать содержимое таблиц. В заключении делаются выводы о возможностях применения технологии обработки структурированных данных для развития логического мышления: условное форматирование; визуализация табличных значений с последующей модификацией графической модели; установление связей между исходными данными и результатом (в виде формулы, графика, диаграммы, итогов); автоматический пересчет результата; фильтрация, сортировка по разным критериям и др. Определены трудности предлагаемых инноваций: как формулировать условие первой задачи, чтобы ее решение было универсальным для студентов с разной траекторией обучения; как модифицировать задание под специфику профиля подготовки; как организовывать аргументированный дискурс и т. п. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вуза для совершенствования своей профессиональной, самостоятельной, проектной деятельности в условиях новой образовательной модели.
Грехова Ю. Д., Трухин М. А., Бойков Д. В. Приемы геймификации в обучении диалогической иноязычной речи студентов лингвистических направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 173–188. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241071.htm
ART 241071
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11071
Просмотров: 537
Актуальность работы заключается в анализе и практическом применении приемов геймификации для развития навыков иноязычной диалогической речи студентов I курса лингвистических направлений высшей школы. Целью исследования является определение степени эффективности использования приемов геймификации при обучении и развитии навыков иноязычной диалогической речи учащихся. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: осуществить анализ литературы по теме исследования, разработать учебные занятия, включающие в себя элементы геймификации, оценить эффективность приемов геймификации в практическом эксперименте, сравнить результаты проведенного эксперимента с результатами студентов, обучающихся с использованием традиционных методов обучения. В данной статье описывается эксперимент с участием студентов I курса лингвистических направлений подготовки. Выделяются основные характеристики иноязычной диалогической речи, влияющие на развитие навыков данного вида говорения. Особое внимание уделено лингвистическим аспектам и использованию приемов геймификации и традиционных методов обучения. На основе результатов проведенного анализа можно сделать следующие выводы: внедрение элементов геймификации в образовательный процесс демонстрирует положительную динамику развития навыков иноязычной диалогической речи студентов высшей школы; посредством применения приемов геймификации во время учебных занятий была сформирована комфортная для взаимодействия атмосфера, также положительно влияющая на образовательные результаты. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно представляет собой важный вклад в изучение применения приемов геймификации при обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в потенциальном использовании педагогами материалов данного исследования в качестве опоры для повышения результативности и эффективности методик преподавания иностранных языков, используемых при проведении учебных занятий. Внедрение элементов геймификации в учебный процесс может способствовать большей заинтересованности студентов, что приводит к положительной динамике наблюдаемых образовательных результатов.
Мухаметзянова Ф. Г., Мануйлов М. А., Файзуллина А. Р. Применение таксономии Б. Блума в гибридном обучении студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 160–172. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241070.htm
ART 241070
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11070
Просмотров: 589
Актуальность исследования обусловлена потребностями современного цифрового образования в новых форматах обучения, среди которых гибридное обучение занимает ключевое место, особенно в контексте цифровизации и стресс-ситуаций (постковидный период, карантин). Цель исследования заключается в теоретическом обосновании сущности гибридного обучения и возможностях трансформации в него таксономии Б. Блума. Авторами представлен комплекс понятий гибридного обучения, включающий его структуру и содержание. В статье показана четкая позиция относительно того, что гибридное и смешанное обучение не являются синонимичными, несмотря на их внешнюю тождественность. Авторы акцентируют внимание на смысловых различиях гибридного и смешанного форматов учебного взаимодействия. В работе предложены способы гибридного взаимодействия всех участников образовательного процесса в качестве субъектов образовательной деятельности. Авторами исследования предлагается использовать в гибридном обучении таксономию Блума в качестве ведущего механизма данного процесса. В работе подчеркнута идея о том, что таксономия Блума представляет модель классификации различных уровней когнитивных навыков, начиная от простых рецептивных процессов до более сложных креативных функций. В реалиях современного образования все чаще используются различные модификации таксономии, адаптированные к цифровой образовательной среде. В современном образовательном пространстве наблюдается конвергенция традиционных методов обучения с инновационными цифровыми технологиями. В данной статье рассматривается применение таксономии Блума в гибридном обучении студентов, в том числе как дивергенция (поиск нескольких ответов на один вопрос). Анализируются различные уровни таксономии, которые могут быть интегрированы в гибридное обучение для повышения эффективности образовательного процесса. Авторами была адаптирована таксономия образовательных целей для проектирования процесса формирования когнитивных умений и навыков студентов на примере преподавания исторических дисциплин. Полученные результаты обогащают концепцию Блума о формировании различных уровней когнитивных навыков и умений в контексте гибридного и смешанного обучения (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка). Наше исследование важно для понимания того, как можно эффективно использовать модифицированные модели таксономии Блума в процессе гибридного взаимодействия, чтобы стимулировать более высокие уровни когнитивной деятельности и создавать условия для развития субъектности обучающихся. Мы считаем, что результаты нашей работы будут полезными для преподавателей, исследователей, стремящихся улучшить образовательный процесс через гибридное обучение путем адаптивного внедрения в него таксономии Блума.
Ключевые слова:
субъектность, смешанное обучение, таксономия, гибридное обучение, цифровое пространство, история обучения