Педагогика
Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Возможности образовательной системы вуза в формировании психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной самореализации на завершающем этапе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 35–48. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211060.htm
ART 211060
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11060
Просмотров: 1322
Проблема данного исследования состоит в том, что в трудовой деятельности практически у каждого взрослого человека возникают сложные профессиональные или межличностные ситуации, когда необходима психологическая помощь, что порождает потребность в подготовке высококвалифицированных психологов служебной деятельности, способных к эффективной самореализации после завершения обучения в вузе. Результаты исследования, изложенного в данной статье, подтвердили предположение авторов о том, что выпускникам вуза по психологическим специальностям присущи низкий и средний уровни психологической готовности к профессиональной самореализации и выпускник имеет общие представления о себе как о профессионале, способном к эффективной самореализации в выбранной профессии. Разработка и реализация «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения» создает возможность поэтапно целенаправленно формировать психологическую готовность будущего психолога служебной деятельности к профессиональной самореализации. Цель статьи заключается в привлечении внимания к проблеме психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной самореализации и возможности ее формирования в образовательной системе вуза на завершающем этапе обучения. Ведущими методами исследования проблемы психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной самореализации являются изучение психолого-педагогической литературы, эмпирические методы психодиагностики, разработка и реализация программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения, педагогический эксперимент. Теоретическая значимость статьи состоит в раскрытии подхода к понятию «профессиональная самореализация» в науке и обосновании необходимости формирования психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения. Практическая значимость статьи состоит в анализе результатов апробации «Программы развития психологической готовности студентов к профессиональной самореализации в условиях вузовского обучения». В указанной программе представлены целевой, ресурсный и феноменологический компоненты, она включает два содержательных блока (информационный и практический), что дает возможность повторения данного экспериментального опыта на материале других исследований.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Роль оптимизационных задач «контекстного» содержания в развитии цифровых компетенций будущих инженеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 19–34. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211059.htm
ART 211059
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11059
Просмотров: 1387
Современный высококвалифицированный инженер должен обладать актуальным набором цифровых компетенций, крайне необходимых для успешной профессиональной деятельности в эпоху цифровизации. Одна из характерных черт цифровизации – интеграция наук, что особенно проявляется в применении цифровых технологий. В связи с этим необходимо развивать цифровые компетенции обучающихся, используя дидактический потенциал межпредметной интеграции, осуществляемой в процессе информационно-математической подготовки инженеров. Цель работы – исследование реализации информационно-математической подготовки студентов технических вузов в условиях глобализации Индустрии 4.0. В статье анализируются контекстно-компетентностный и CDIO-подходы в организации учебного процесса в техническом университете. Новизна настоящего исследования: расширен научно-методический аппарат активизации деятельности студента при решении практико-ориентированных задач межпредметного содержания включением в процесс обучения оптимизационных задач «контекстного» содержания. Авторы рассматривают деятельность по решению оптимизационных задач «контекстного» содержания в качестве одного из условий развития цифровых навыков студента технического вуза. Проведенный теоретический анализ исследований по теме позволил определить дидактические возможности оптимизационных задач «контекстного» содержания и выделить цифровые технологии, применяемые для их решения. В статье приводится разработанная авторами методика развития цифровых компетенций будущих инженеров посредством системы оптимизационных задач «контекстного» содержания. Данное исследование инициирует возможные пути для продолжения исследований развития цифровых компетенций будущих инженеров технического профиля. Представленная авторами типология оптимизационных задач «контекстного» содержания может быть рекомендована широкому кругу профессорско-преподавательского состава информационных и математических кафедр технических университетов для использования в научно-методической и практической работе.
Тукмаков Д. А. Методика преподавания элементов динамики многокомпонентных и многофазных сред для специальности «Прикладная математика» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211058.htm
ART 211058
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11058
Просмотров: 1238
Для профессионального образования специалистов, способных осуществлять научно-исследовательскую деятельность, важной задачей является адаптация программ высшего профессионального образования к современному состоянию науки. В исследованиях многих технологических процессов и явлений естественной природы часто используются методы математического моделирования. Одной из разновидностей физических процессов являются течения жидких или газообразных сред. При этом в прикладных исследованиях часто встречаются течения неоднородных сред, а в классическом курсе «Механики жидкости и газа» отсутствует методология моделирования динамики неоднородных «сложных» сред. Для специалистов по математическому моделированию необходимо помимо классических методов гидродинамики владеть методами математического моделирования динамики неоднородных сред. Целью данной работы является разработка методики преподавания раздела гидродинамики, касающегося течений неоднородных сред. Раздел курса «Гидродинамика» построен с позиции разработки математических моделей и методов их аналитического решения. Учащимся специальности «Прикладная математика» демонстрируются основные подходы к разработке математических моделей «сложных» течений, а также на простых примерах показаны точные решения систем уравнений. В рамках включения в курс «Гидродинамики» элементов динамики неоднородных сред демонстрируются различные концепции разработки моделей динамики неоднородных сред. Модели представлены в виде систем уравнений в частных производных, включающих в себя уравнения сохранения массы, импульса и энергии. С учетом специфики специальности «Прикладная математика» в данной работе рассматривается совместное применение методов теории уравнений в частных производных и теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Для специалистов по прикладной математике важно понимание основных методологий моделирования течений неоднородных сред. Методики отличаются различными подходами, что имеет значение для моделирования различных типов неоднородных сред, в зависимости от состава неоднородной среды и различных объемных содержаний компонент в общем объеме смеси. В работе представлены различные типы математических моделей на примере течений, допускающих простые аналитические решения. Изложенный в работе материал может быть полезен при составлении курса «Гидродинамика» специальности «Прикладная математика», в котором присутствовали бы элементы теории динамики неоднородных сред. Наличие такого раздела могло бы дать общее представление о математических моделях многофазных и многокомпонентных сред, также имеет значение и понимание методов упрощения моделей и интегрирования систем дифференциальных уравнений.
Уютова Е. В., Казакова С. А. Алгоритм создания и применения учебного материала на основе видеоподкаста в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 81–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211057.htm
ART 211057
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11057
Просмотров: 1478
Актуальность исследования определяется тем, что методика обучения иностранному языку посредством учебных видеоподкастов с использованием элементов и ресурсов LMS Moodle имеет свою специфику, которая требует изучения и дальнейшей разработки. Новейшие информационно-коммуникационные технологии, включая интернет-технологии, создают условия для их использования в обучении иностранному языку. Вместе с тем существует ряд противоречий между насущной потребностью в скорейшей информатизации лингвистического образования и традиционными методиками для реализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Целью данной статьи является анализ опыта использования возможностей технологии видеоподкастинга и создание методического алгоритма разработки учебных материалов на базе LMS Moodle для обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Рассматривается технический потенциал системы управления обучением Moodle с точки зрения использования ее ресурсов для интеграции видеоподкастов в электронные курсы для использования на занятиях по иностранному языку. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что, несмотря на рост научного интереса, обращает на себя внимание небольшое количество диссертаций, монографий, учебно-методических пособий по исследуемой тематике. Методология исследования включает: метод анализа теоретических и эмпирических научных работ в исследуемой области; метод анализа и обобщения опыта, полученного в ходе апробации разработанной методики; метод наблюдения; методы опроса и количественного подсчета. Результатом работы стал созданный и апробированный авторами методический алгоритм использования учебного материала для онлайн- и очного обучения английскому языку на основе видеоподкастов. Результаты опроса, проведенного среди студентов, показывают, что подкасты позволяют эффективнее развивать основные языковые навыки, а также служат мощным стимулом к изучению иностранного языка. Авторы исследования приходят к выводу о том, что технология подкастинга обладает рядом методических преимуществ и ее применение содействует более эффективному процессу обучения и овладения иностранным языком. Кроме того, данная технология позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, гибким и индивидуально направленным. Результаты исследования вносят вклад в дидактику и практику применения современных технологий в языковом образовании.
Коллегов А. К., Минеев-Ли В. Е., Гнездилова Н. С. Компетентностный подход как основа формирования лингвокультурологических знаний у иностранных студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 8 (август). – С. 66–80. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211056.htm
ART 211056
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11056
Просмотров: 1256
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена необходимостью анализа особенностей формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода с точки зрения современных исследований, а также той ситуации, которая складывается в современной системе образования. Целью исследования является анализ особенностей формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода. Ведущими подходами к исследованию данного процесса являются: анализ понятия и основных составляющих лингвокультурологической компетенции, анализ деятельности методистов и практикующих педагогов в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода. В качестве основного результата исследования авторами приводится следующий вывод: формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза должно осуществляться не только на основе компетентностного подхода, но также с максимальным погружением в русскую лингвокультуру, чему будут способствовать приведенные авторами примеры заданий для иностранных студентов педагогических специальностей. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведен детальный анализ понятия компетентности в целом и лингвокультурологической компетентности в частности, выявлены особенности формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов педагогического вуза на основе компетентностного подхода, а также приведены примеры конкретных упражнений, направленных на ее формирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, а также выводы, к которым пришли авторы, могут быть использованы для разработки циклов занятий, а также отдельных упражнений, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов.