Педагогика
Данкова В. Б. Модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов − будущих педагогов дошкольных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 19–35. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211065.htm
ART 211065
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11065
Просмотров: 1552
Одной из актуальных проблем российского высшего педагогического образования является необходимость его индивидуализации как способа повышения мотивации студентов к овладению универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. По мнению автора статьи, решение этой многоаспектной проблемы связано с разработкой индивидуальных учебных планов опережающего характера и проектированием на их основе индивидуальных образовательных траекторий (далее – ИОТ), реализующих обучающий потенциал самостоятельной работы студентов, возможности педагогики сотрудничества и учитывающих наклонности и интересы обучающихся в освоении видов и задач педагогической деятельности. Цель – представить авторскую модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, предусматривающую использование дистанционных образовательных технологий при организации самостоятельной работы обучающихся. На основе анализа научно-педагогической литературы предложена модель, учитывающая методологические подходы: компетентностный, системный, личностно ориентированный и квалиметрический, позволяющие спроектировать и реализовать ИОТ принципы профессиональной направленности, мотивации, самоорганизации и опережающей подготовки. В качестве главного инструментария исследования был выбран метод педагогической квалиметрии – групповой экспертной оценки, позволяющий алгоритмизировать процедуры оценивания и измерения. Также задействован метод моделирования и проектирования. Предложена модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов – будущих педагогов дошкольной организаций на основе индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с преподавателями. Подробно описана разработка этой модели для создания организационно-педагогических условий формирования и развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с учетом личностных интересов и потребностей студентов, которая отличается от большинства других, также позволяющих провести мониторинг качества образовательного процесса. Материалы исследования могут быть полезны администрации и преподавателям вузов при организации образовательного процесса по индивидуальным образовательным траекториям. Проектирование ИОТ может быть использовано при соответствующей адаптации в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов дошкольных организаций.
Книжникова С. В. Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000–2020 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 1–18. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211064.htm
ART 211064
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11064
Просмотров: 1696
Актуальность статьи определяется необходимостью систематизации результатов исследований, посвященных профилактике девиантного поведения детей. Основная цель статьи заключается в обзоре и анализе современных научно-педагогических разработок, определяющих модели, компоненты, направления и технологии эффективной профилактики девиантного поведения в условиях образовательных учреждений. Для анализа из массива диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, защищенных в период 2000–2020 гг., были отобраны научно-исследовательские работы, связанные с девиантным поведением и его профилактикой (66 диссертаций). Методами исследования научно-исследовательских работ стали: анализ и синтез смысловых единиц текста; классификация смысловых единиц текста; контент-анализ. Были проанализированы следующие смысловые единицы текстов: понятия, относящиеся к девиантному поведению, и их содержание; признаки или критерии девиантного поведения; представления о видах девиантного поведения; идеи о возможностях, ресурсах профилактики девиантного поведения в детско-молодежной среде; модели профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций; рекомендации и конкретные предложения по реализации профилактической работы. На основе анализа обозначены уровни профилактики (первичная, вторичная, третичная), субъекты и направления, охарактеризованы этапы (целевой, организационный, технологический, оценочный), модули (модуль медицинской информации, модуль социологической информации, модуль правовой информации, модуль социокультурной информации, модуль психологической информации, модуль педагогической информации), компоненты (ценностно-ориентационный, познавательный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный) и технологии профилактики девиантного поведения детей (технология организации социальной среды, информационная технология, технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик, технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, технология воспитания здорового образа жизни, технология активации личностных ресурсов). В заключении сформулированы выводы о необходимости разрешения терминологических противоречий и важности дальнейшей систематизации научных данных, связанных с предупреждением и коррекцией девиантного поведения несовершеннолетних.
Байбородова Л. В. Принципы допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 78–97. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211063.htm
ART 211063
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11063
Просмотров: 1474
Допрофессиональная педагогическая подготовка (ДПП) школьников является одной из целевых функций общеобразовательных и профессиональных организаций. Это важный этап непрерывного профессионального образования, от которого в значительной мере зависит повышение качества подготовки педагогических кадров и в целом воспитание современной молодежи. В этот период школьники приобретают важнейшие профессиональные и личностные качества, опыт активного участия в решении социально-педагогических проблем, созидательной и творческой деятельности. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников способствует осознанному выбору обучающимися профессии в сфере образования, профессиональному и личностному самоопределению. В то же время существует ряд проблем, обусловленных недостаточной обоснованностью и разработанностью концептуальных положений, в частности идей и принципов ДПП школьников, что препятствует успешной организации профориентационной работы в образовательных организациях, затрудняет деятельность педагогов и школьников на этапе допрофессионального педагогического образования. Цель статьи – обосновать и охарактеризовать принципы допрофессиональной педагогической подготовки, предложить варианты и способы их реализации в деятельности педагогов и школьников. Ведущие подходы, составляющие основу теоретического обоснования и практической реализации ДПП обучающихся: системный, рефлексивно-деятельностный, субъектно ориентированный. При рассмотрении принципов используется бинарный подход, представляющий ДПП как процесс взаимодействия двух субъектов: педагогов и обучающихся. В статье обоснованы три группы целей допрофессиональной педагогической подготовки школьников, обусловленные вызовами общества, запросами системы образования, потребностями и особенностями современных детей; обозначены главные идеи подготовки обучающихся: педагогизация социальной среды, индивидуализация образовательного процесса, интеграция и конвергенция. С учетом целей и идей ППК определены и кратко охарактеризованы две группы принципов, реализуемых в процессе допрофессиональной педагогической подготовки: принципы организации деятельности педагогов и школьников. Предложенные принципы могут быть использованы при разработке научно-методического и учебно-методического обеспечения ДПП на региональном, муниципальном уровнях, в образовательной организации. Педагогам и школьникам полезно учитывать эти принципы при проектировании содержания, форм, методов, технологий ДПП, обеспечивая преемственность сопровождения и саморазвития обучающихся.
Ключевые слова:
цели, идеи, допрофессиональная педагогическая подготовка школьников, подходы принципы, бинарный подход
Соловцова И. А., Малахова В. Г. Нормативная модель процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 63–77. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211062.htm
ART 211062
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11062
Просмотров: 1164
Период обучения в вузе представляет собой одну из наиболее значимых стадий профессиональной социализации индивида, поскольку в это время приобретаются необходимые для успешной профессиональной деятельности знания и умения, формируются ценностные установки и адаптивные способности, необходимые для успешного решения профессиональных задач в динамично меняющемся мире. Процесс профессиональной социализации иностранных студентов, обучающихся в региональных российских вузах, имеет ярко выраженную специфику, которая недостаточно исследована в современной педагогической науке. В статье представлено нормативное знание об организации процесса профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе. Целью исследования является обоснование модели деятельности преподавателей регионального вуза и других лиц, организующих процесс профессиональной социализации иностранных студентов. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы выступает теория диалога культур, позволяющая рассматривать профессиональную социализацию иностранных студентов с позиций их включения в контекст профессиональной культуры. Научная новизна исследования состоит в разработке нормативной модели профессиональной социализации иностранных студентов в региональном вузе, представляющей собой единство трех этапов – адаптации, индивидуализации и интеграции. К основным результатам исследования относится выделение для каждого этапа профессиональной социализации иностранных студентов содержательных характеристик, типичных проблем и средств профессиональной социализации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты конкретизируют научные представления о профессиональной социализации студентов с учетом специфики профессиональной подготовки в инокультурной среде на уровне региона. Практическая ценность отраженных в статье результатов исследования заключается в возможности их использования для повышения результативности процесса профессиональной подготовки иностранных студентов на уровне региона.
Ключевые слова:
профессиональная социализация, диалог культур, иностранные студенты, инкультурация, нормативная модель
Ус О. А., Гладышева В. С., Мальков А. А. Формирование исторического сознания обучающихся в современных образовательных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 9 (сентябрь). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211061.htm
ART 211061
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11061
Просмотров: 1540
Изучение истории является необходимым условием для воспитания патриотической и нравственной личности. История сопровождает нас на протяжении всей жизни, в детстве мы слушаем завораживающие мифы, а позднее сталкиваемся с историей везде, где бы ни находились. История – это совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Таким образом, чтобы сформировалось правильное представление об исторических событиях, необходимо формировать у населения историческое сознание. К этому вопросу надо подходить систематически, формируя историческое сознание на разных этапах жизни человека. В особенности данный процесс важен в подростковом возрасте – в период развития самосознания, определения своего места в обществе, активных проб себя, расширения сферы социализации, рефлексии. Цель исследования заключалась в рассмотрении понятия «историческое сознание» и определении составляющих данного феномена, а также разработке и апробации программы формирования исторического сознания у учащихся 5–6-х классов. Историческое сознание рассматривается как источник общественного опыта, чувства самосознания в нем, способствующего пониманию единства себя и общества, основанного на памяти о прошлом своем, общества и человечества. Историческое сознание представлено как совокупность четырех компонентов: историческая память, историческое чувство, опыт и знания. Выдвинуто предположение о том, что процесс формирования исторического сознания будет эффективным при комплексном педагогическом воздействии на все перечисленные компоненты, образуя тем самым так называемое «историческое комбо», которое будет способствовать воспитанию патриотической личности. Представлены результаты анкетирования обучающихся, направленного на изучение исторического знания, эмоционального отношения к истории, осведомленности о традициях своей семьи и страны. В статье описаны основные элементы программы формирования исторического сознания обучающихся. Программа включает пять разделов: «Первобытное общество. Переселение восточных славян», «Правление Рюриковичей», «Правление Романовых», «Образование Союза Советских Социалистических Республик», «Современная Россия». У школьников 5–6-х классов после реализации программы зафиксированы положительные изменения в процессе формирования исторического сознания и его компонентов (историческое знание, память, опыт, чувство).
Ключевые слова:
исторический опыт, историческое сознание, историческая память, историческое чувство, историческое знание