Педагогика

Леонова О. А., Гакаме Ю. Д. Система работы по организации обучения младших школьников с академической одарённостью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Младший школьный возраст является периодом активного развития способностей личности, раскрывающихся и совершенствующихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Одаренность как системное качество личности, проявляющееся под воздействием определенных факторов в качестве успешных достижений в тех или иных видах деятельности, требует особых условий. Индивидуализация образовательной системы, предполагающая учет интересов, возможностей обучающихся, способствует актуализации индивидуальных способностей младших школьников, реализации предпосылок одаренности. Дифференциация при обучении в массовой школе способствует созданию условий для оптимального построения индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. Актуальность представленного в статье исследования определяется потребностью педагогической практики в эффективных способах организации обучения одаренных младших школьников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях массовой школы. Целью педагогического исследования является разработка и экспериментальная апробация системы работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода. Теоретическая значимость состоит в расширении представлений о категории «одаренность»; определении структурных компонентов системы работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода, их содержательного наполнения. Практическая значимость заключается в возможности реализации в педагогической практике системы работы по организации обучения академически одаренных младших школьников в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода, а также составленных учебных заданий для младших школьников с академической одаренностью, дифференцированных в соответствии с уровнем усвоения учебного материала и самостоятельности. Кроме того, результаты исследования представляют практический интерес: отобранный перечень наиболее эффективных форм и методов обучения младших школьников в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода может применяться в работе учителя начальных классов при организации работы с академически одаренными младшими школьниками, также представлены рекомендации по проведению учебных занятий с использованием сочетаний форм организации обучения. Полученные в ходе исследования результаты применимы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.
Шепилова Н. А., Пустовойтова О. В., Яковлева Л. А. Психолого-педагогическая работа педагога с дошкольниками по преодолению вспыльчивости в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 24–40. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вспыльчивость относится к нарушениям в поведении детей наряду с гиперактивностью, агрессивностью. Такие негативные проявления у современных детей вызывают наибольшую тревогу в связи с тем, что эти дети будут определять дальнейший статус нашего государства и направление его движения – в сторону развития или в сторону деградации. А это, несомненно, предполагает своевременное выявление детей, имеющих признаки вспыльчивости и негативных проявлений в поведении, в целях не только предупреждения неблагоприятного варианта развития дошкольников, но и для организации комплексной психолого-педагогической помощи. Особенно остро встает этот вопрос в связи с успешной подготовкой ребенка к обучению школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Поэтому воспитание и обучение таких дошкольников предполагает ответственность взрослых, направленную на приобщение детей к пространству культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Характер продвижения и развития ребенка во многом обусловлен характером складывающихся взаимоотношений, которые предусматривают поддержку в построении гармоничных социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, преодоление трудностей социализации ребенка. На основе вышеизложенного можно сказать, что обоснование актуальности проблемы вспыльчивости детей в современных условиях не требует дополнительных доказательств. В статье раскрывается значение данного вопроса в основных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Цель статьи – представить и описать экспериментальную работу по проблеме вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования нашей проблемы: группа теоретических методов; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тест «Шкала вспыльчивости» (модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» авторов Е. П. Ильина и П. А. Ковалева), восьмицветовой тест М. Люшера, методика проективного теста тревожности (авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); методы обработки полученных данных. Результаты экспериментальной работы (констатирующий и контрольный этапы) доказывают состоятельность комплекса занятий, направленных на профилактику и коррекцию вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста. Данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента являются наглядными и конкретными. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретико-методологических аспектов проблемы вспыльчивости детей дошкольного возраста. Представленный комплекс занятий носит практико-ориентированный характер и может быть использован в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Василенко А. П. Трудности развития личностного компонента в условиях дистанционного обучения будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 14–23. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа проблем и выявления трудностей в условиях обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза в дистанционном формате, анализа оценок и личностных качеств у будущих педагогов после семестра, проведенного при онлайн-обучении. Проблема развития личностного компонента будущих педагогов интересует педагогическое сообщество и становится наиболее актуальной в условиях дистанционного обучения. Цель исследования – изучить опыт онлайн-обучения, выявить трудности развития личностного компонента в условиях электронной среды. Для достижения основной цели в рамках этой статьи рассматривается личностно-развивающее образование и аксиологические аспекты в подготовке будущих педагогов в условиях дистанционного образования, приводятся трудности, с которыми столкнулись преподаватели в изменившихся условиях. Основной проблемой стало отсутствие у многих преподавателей опыта работы в новом режиме, отсутствие определенных методов преподавания иностранного языка в онлайн-режиме, способствующих развитию профессионально значимых личностных качеств, развитию личностного потенциала, становлению общечеловеческих ценностей. Основные результаты работы представляют собой обоснование актуальности личностного компонента в структуре профессиональной подготовки педагогов; разработку содержательной основы личностно-развивающих ситуаций на занятиях по иностранному языку; описание трудностей развития личностного компонента в условиях дистанционного образования. По результатам исследования под вопросом оказывается развитие профессионально значимых личностных качеств в рамках гуманистического подхода в образовании, личностно-развивающего образования, в рамках функционирования аксиологических аспектов в подготовке будущих педагогов. В режиме онлайн-обучения при отсутствии реального общения, взаимообогащения, взаимодействия с педагогом возникли трудности в создании личностно-развивающих ситуаций на занятиях по иностранному языку. Личностно-развивающие ситуации выступают средством формирования различных видов личностного опыта, проявления личностной позиции, что наиболее востребовано в подготовке будущих педагогов. Использованные методы: теоретические – анализ методической литературы и нормативных документов, прогнозирование результатов; практические – педагогическое наблюдение, анализ, тестирование – помогают раскрыть основные проблемы развития личностного компонента в условиях дистанционного обучения будущих педагогов. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейших исследований, направленных на разработку методов создания личностно-развивающих ситуаций в условиях дистанционного образования, раскрытие аксиологического аспекта подготовки будущих педагогов в новых условиях образования.
Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие процессов цифровизации образования, включая образование в высшей школе, приводит к повышению конкурентоспособности выпускников вузов, при этом у обучающихся возникают дополнительные перспективы по реализации своего трудового потенциала в условиях цифровой экономики, поскольку цифровизация образовательной деятельности позволяет адаптировать студентов к специфическим требованиям экономических процессов, протекающих в цифровой сфере. Обучение в условиях цифровизации осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, информационных систем и систем управления обучением, и необходимость оценить отношение к ним обучающихся определила актуальное содержание исследования, направленного на изучение проблемных аспектов в отношении обучающихся к применению дистанционных технологий в образовании и оценку готовности к участию в образовательных процессах в цифровой среде. В связи с этим цель исследования включает изучение отношения студентов к участию в процессах цифрового обучения, реализуемого при помощи использования информационных образовательных технологий и систем управления обучением, а также внедрения элементов дистанционного обучения. Исследование было проведено на основе изучения личного мнения студентов, зафиксированного и обработанного определенным образом. Исследование предполагало использование комплексного подхода, характеризующегося применением многообразных методов исследования: в частности, были реализованы наблюдение, опрос на основе анкетирования, свод и обобщение результатов, а также была использована графическая визуализация, позволяющая наглядно представить результаты исследования мнения студентов. В статье проводится изучение мнения о применении дистанционных образовательных технологий при реализации системы цифрового образования, позволяющее выявить влияние дистанционного обучения на формирование компетенций у студентов. При проведении исследования все его аспекты были рассмотрены на примере КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань) и реализуемых в университете процессов дистанционного обучения для подготовки студентов к деятельности в условиях процессов цифровизации экономики на основе внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс.
Карабутова Е. А., Прокопенко Ю. А., Акиншина И. Б. Формирование языковой компетенции студентов вуза в свете коммуникативного подхода для реализации социального и профессионального межкультурного взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 1 (январь). – С. 45–55. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы исследования в данной работе обусловлена процессами мировой глобализации, повлекшими за собой изменения в мировом образовательном пространстве, в том числе и в России; наличием противоречия между потребностью современного выпускника вуза в способности к иноязычной коммуникации и недостаточно полноценно сформированной методической базой, необходимой для формирования языковой компетенции студентов вуза в процессе обучения межкультурному общению. Цель исследования – рассмотреть понятие «компетенция» (competence), в частности «языковая компетенция» (language competence), и особенности формирования языковой компетенции студентов вуза на коммуникативной основе для реализации успешного межкультурного взаимодействия в реальных ситуациях жизни общества и в профессиональной сфере. Исследование подготовлено с использованием таких методов, как теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение результатов накопленного авторами опыта. Теоретическая значимость работы представлена интерпретацией понятия «языковая компетенция» в исследованиях зарубежных и отечественных авторов, а также рассмотрением специфики организации иноязычной коммуникации студентов вуза для решения задач социальной и профессиональной направленности, т. е. особенности подготовки компетентного пользователя иностранного языка в поликультурном социуме и в профессиональном общении. Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении конкретных методических аспектов для эффективного решения проблемы организации иноязычной коммуникации на деятельностной основе. Сделан вывод о том, что формирование языковой компетенции студентов в целях реализации межкультурной коммуникации предполагает когнитивно-деятельностную основу обучения, т. е. в процессе иноязычной коммуникации по проблемам социальной и профессиональной специфики. Представлен дидактический материал, обеспечивающий создание атмосферы реального иноязычного общения, вовлечение студентов в когнитивно-деятельностную коммуникативную активность, совместное сотрудничество в парах и малых группах, обсуждение проблемы и нахождение ее решения посредством обмена аргументированными мнениями, что способствует развитию мыслительной деятельности студентов на иностранном языке и формированию навыков межкультурной коммуникации.