Педагогика
Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В., Рыбалкина А. А. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 43–55. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211080.htm
ART 211080
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11080
Просмотров: 1431
Одной из важнейших задач качественного современного образования в условиях стремительно меняющегося социокультурного пространства является формирование творческой личности, умеющей активно взаимодействовать в социуме, находить оптимальные решения в сложных ситуациях, проявлять гибкость и мобильность в системе общественных отношений, учитывая при этом установленные социокультурные нормы, уметь критически их оценивать, вносить конструктивные предложения по их развитию и совершенствованию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования социальной компетентности младших школьников. Игровое моделирование является эффективным средством включения обучающихся в решение социальных проблем, погружения в искусственно созданную, безопасную среду, моделирующую социальную реальность. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в уточнении педагогических условий использования игрового моделирования на уроках в начальной школе как способа развития социальной компетентности младших школьников. Цель статьи состоит в описании результатов проведенного естественного педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности младших школьников посредством игрового моделирования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены, обоснованы и структурированы педагогические условия по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности, соотнесены его этапы и методы с формируемыми социальными компетенциями младших школьников. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой методических материалов, описанием практического использования игрового конструктора на уроках в начальной школе, составленного в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования. Результаты исследования представляют практический интерес: учителя начальных классов могут применять в своей работе такие разработки, как технологическая карта урока на основе игрового моделирования; комплекс уроков с использованием игрового моделирования по окружающему миру (2 класс, А. А. Плешаков, ФГОС УМК «Школа России»), картотека игр, игровой конструктор, составленный в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования игры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.
Байбаков А. М., Никитенко С. Н. Педагогические условия применения произведений современного искусства в воспитательном взаимодействии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 29–42. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211079.htm
ART 211079
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11079
Просмотров: 1170
Деятельность педагога по решению воспитательных задач с использованием произведений современного искусства в качестве содержательной основы воспитания представляет собой одно из значимых направлений образовательной практики, поскольку обеспечивает включение учащихся в контекст современной культуры. Однако педагоги испытывают серьезные затруднения при организации воспитательного взаимодействия со школьниками, если в центре такого взаимодействия находится современное искусство. Причиной таких затруднений является отсутствие в современной педагогической науке четко сформулированных и обоснованных условий применения современного искусства в воспитательном взаимодействии. Особенно актуально это положение в отношении духовно-нравственного воспитания учащихся, которое составляет фундамент всей воспитательной деятельности. В статье охарактеризованы педагогические условия, которые целесообразно создавать на разных этапах взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания. Целью исследования является обоснование системы педагогических условий, необходимых для эффективного воспитательного взаимодействия, в рамках которого педагог выступает посредником между ребенком и современным искусством с целью присвоения учащимися ценностей, необходимых для духовного и нравственного развития школьников. Ведущим подходом к изучению проблемы является гуманитарный подход, с позиций которого духовно-нравственное воспитание рассматривается как ценностно-смысловой феномен, обеспечивающий включение ребенка в мир ценностей через «открытие» социокультурных смыслов в разнообразных объектах и явлениях культуры. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в структурированном виде представлены педагогические условия, обусловленные спецификой содержания педагогического взаимодействия, в качестве которого выступают произведения современного искусства. К основным результатам исследования относится выявление трех групп педагогических условий эффективности использования произведений современного искусства для решения задач духовного-нравственного воспитания, применяемых, соответственно, на трех этапах воспитательного взаимодействия. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования для разработки целостной модели деятельности педагога по применению произведений современного искусства в сфере духовно-нравственного воспитания. Практическая ценность представленных в статье результатов заключается в том, что они могут быть применены в воспитательном процессе школы для решения фундаментальной задачи включения учащихся в контекст современной культуры с целью их духовного и нравственного совершенствования.
Приступа Е. Н. Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211078.htm
ART 211078
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11078
Просмотров: 1132
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки качественного профессионального образования, учитывающего изменения на современном этапе, которые происходят в обществе. Семья как институт первичной социализации ребенка выполняет важнейшие функции, в том числе воспитательную. При нарушении функционирования семьи с детьми повышаются риски семейного и детского неблагополучия. Специалистами органа опеки и попечительства дети, семья могут признаны находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. В таком случае подключаются специалисты, работающие с семьями с детьми; это могут быть специалисты как системы образования, так и социальной защиты населения (педагоги, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе и другие). Решение сложных психологических ситуаций и трудных жизненных ситуаций связано с необходимостью профессиональной подготовки, разработки содержания основных образовательных программ. Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, является одной из ключевых проблем социального и профессионального образования. Исследование построено на анализе научных подходов: межведомственном и междисциплинарном, кросс-культурном и аксиологическом, личностно-деятельностном и компетентностном; принципах учета профессиональных интересов обучающихся, включенности в практическую подготовку, развития профессионального мышления и ценностей, связи научной, теоретической и практической подготовки; развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми. В статье перечислен широкий спектр групп компетенций: от общекультурных и общепрофессиональных до профессиональных (психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.). Определена зависимость от правильно обоснованного содержания образования, учитывающего образовательные и профессиональные стандарты, учебные планы основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, специфику организаций образования и социальной защиты населения, их цели и задачи, штатное расписание, особенности контингента обучающихся (воспитанников). Дан описательный анализ опыта реализации основной образовательной программы для уровня бакалавриата направления 44.03.02 – психолого-педагогическое образование, профиль «Семейное воспитание», в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Представлен аналитический обзор современных отечественных и зарубежных работ по развитию профессиональной компетентности специалистов.
Ключевые слова:
семья, профессиональная компетенция, семейное воспитание, профессиональная компетентность специалистов, кросс-культурный и аксиологический, работающих с семьями, находящаяся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, межведомственный и междисциплинарный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы
Сизова Е. В., Бермус А. Г. Развитие социального интеллекта студентов-журналистов на основе лингводидактических технологий как направление прикладной коммуникативистики образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 12 (декабрь). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211077.htm
ART 211077
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11077
Просмотров: 1383
Одной из актуальных задач педагогической науки является необходимость сформулировать и теоретически обосновать задачи прикладной коммуникативистики образования как новой отрасли педагогического знания, объектом рефлексии которой является процесс социальной коммуникации в пространстве педагогического дискурса. В данном контексте авторами представлено междисциплинарное психолого-педагогическое исследование, цель которого – осветить возможности развития ключевых компонентов социального интеллекта студентов-журналистов средствами языковых дисциплин с применением лингводидактических технологий. На основе обзора отечественных и зарубежных психолого-педагогических источников классифицируются методологические подходы к пониманию социального интеллекта, перечислены наиболее популярные структурные модели общего и социального интеллекта, описаны особенности его становления в юношеском возрасте. Доказано, что в сфере журналистики социально-коммуникативные навыки являются не только универсальными, но и профессионально необходимыми, поэтому для их развития в условиях высшей школы необходимо в полной мере использовать коммуникативный потенциал языковых дисциплин, поскольку любой язык онтологически укоренен в культуре, обществе и человеческой психике. Авторы перечисляют лингводидактические приемы, которые позволяют эффективно формировать ключевые компоненты социального интеллекта студентов: коммуникативные умения, межкультурную толерантность, эмпатию, социальную чувствительность, метакогнитивные навыки, умение работать в команде и др. Описаны дидактические возможности развития социально-коммуникативных навыков студентов бакалавриата в процессе применения авторского практико-ориентированного учебного курса на метапредметной основе «Профессиональный английский язык для журналистов. Уровни В1-В2». Представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, подтвердившего эффективность формирования социально-коммуникативных навыков студентов бакалавриата I–II курсов факультета журналистики в процессе иноязычной подготовки. На основе эмпирических данных экспериментально подтверждена и концептуально обоснована косвенная взаимосвязь между положительной динамикой изменения социометрического статуса обучающихся как показателя социального интеллекта и внедрением в учебный процесс метапредметных образовательных технологий. В практическом плане материалы статьи могут быть полезны для преподавателей гуманитарных и языковых дисциплин, психологов, магистрантов и аспирантов по педагогическим направлениям подготовки.
Савинов А. М. Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 110–124. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211076.htm
ART 211076
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11076
Просмотров: 1197
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методики обучения дизайнеров по рисунку с целью их готовности к проектной деятельности. Обучающиеся дизайну должны не только уметь выполнять рисунки с натуры, но и быть готовыми к выполнению рисунков, выражающих проектные идеи. Для этого надо уметь преобразовывать изображения, вкладывая в рисунки проектный замысел. Если в этом направлении не проводить специальную работу, то даже хорошие рисунки не могут быть использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. Цель статьи – предложить разработанный комплекс заданий, в котором предусмотрено развитие умений выполнять рисунки и преобразовывать их в направлении проектирования объекта. Применены методы: наблюдение за процессом выполнения рисунков, анализ рисунков и педагогический эксперимент. Разработаны задания, в которых дополнительно к академическим задачам решается комплекс специальных задач с учетом проектной деятельности. Суть заданий заключается в преобразовании объекта изображения по ассоциации с формой и содержанием объекта, наделении объекта определенными качествами, придании изображению объекта образной трактовки и различных пространственных характеристик, а также применении полученного изображения в каком-либо объекте проектирования. Выявлено, что разработанные задания способствуют развитию навыков выражения проектных идей графическими средствами. Задания, в которых студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера, придает действиям студента осознанный и целенаправленный характер. Приведены примеры рисунков студентов, выполненных в процессе педагогического эксперимента, демонстрирующих смысл заданий. В результате апробации разработанных заданий в экспериментальной группе зафиксировано повышение числа студентов, показавших высокий уровень готовности к использованию рисунка в профессиональной деятельности дизайнера. Опыт работы со студентами показал, что выполнение заданий по преобразованию изображения объекта расширяет круг создаваемых художественных образов и использование их в дизайн-проектировании. Разработанный комплекс заданий определен к использованию в процессе обучения рисунку дизайнеров. Предназначен для преподавателей рисунка и учебных заведений, осуществляющих художественно-прикладную подготовку студентов.