Педагогика
Китайгородская Г. В. Методические подходы к анализу и региональному контексту изучения в школе автобиографического романа П. Сорокина «Долгий путь» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 156–168. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241011.htm
ART 241011
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11011
Просмотров: 854
Актуальность исследования связана с раскрытием потенциала художественной автобиографии П. Сорокина как одного из величайших социологов XX столетия, которая вызывает методический и филологический интерес к личности, воплощенной в художественный образ и прошедшей три этнические идентификации: коми – русский – американец, а в настоящее время личность вне наций. Цель нашей статьи – представить методические подходы к анализу автобиографического произведения П. Сорокина, провести филологический анализ текста, интерпретируя художественную автобиографию П. Сорокина на основе литературоведческих и лингвистических способов понимания текста, показать региональные практики изучения произведения на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности. В статье демонстрируются методические возможности применения филологического анализа текста педагогом для формирования образовательных результатов обучающихся, связанных с практикой всестороннего анализа художественного текста в историко-культурном, этническом контекстах. Предметом регионального изучения произведения в школе является сюжетный нарратив – дневник тридцатипятилетнего мужчины, отраженный в первых трех частях автобиографического романа. В них – рефлексия и воспроизведение важных личностно значимых событий для мужской идентичности П. Сорокина как представителя коми народа. В автобиографическом романе в центре сюжета выделяются социально значимые этапы жизни автора, раскрывающие самоидентификацию мужчины как процесс становления его социологического мировоззрения, жизненной позиции альтруиста в дисгармоничном внешнем мире конца XIX – начала XX века. Обозначена образовательная стратегия изучения романа П. Сорокина, в центре которой – жизненный опыт, конструируемый в автобиографическом произведении как процесс взаимодействия героя с внешним миром, включая все социальные, культурные, этнографические, экономические, политические события. В статье заявлена теоретическая и практическая значимость региональной практики изучения произведения П. Сорокина на уроках и в рамках внеурочной деятельности, представлены рекомендации по использованию «деревенской биографии» как жизненного текста, раскрывающего поведенческие стереотипы маскулинности у коми населения второй половины XIX века. Автобиографический роман П. Сорокина «Долгий путь» имеет региональный потенциал для изучения произведения на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности, воплощая практику создания активной познавательной читательской среды.
Корнилова К. А., Корнилова Е. В. Корпоративный портал как необходимый элемент структуры образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 144–155. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241010.htm
ART 241010
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11010
Просмотров: 1011
Корпоративный информационный портал является необходимым элементом структуры образовательного учреждения по целому ряду причин. Во-первых, корпоративный портал обеспечивает централизованный доступ к информации и ресурсам, что делает процессы управления и обучения более эффективными и интерактивными. Сотрудники и студенты могут получать доступ к актуальным материалам, расписанию занятий, учебным планам и другим важным данным в любое время и из любого места. Кроме того, для потенциальных абитуриентов портал – единственный информационный ресурс, который доступен для взаимодействия потенциальных студентов и действующих сотрудников образовательного учреждения. Во вторых, корпоративный портал позволяет обеспечить коммуникацию и взаимодействие между сотрудниками и студентами образовательного учреждения. На портале можно создавать форумы, группы для обсуждения, проводить онлайн-конференции и т. д. Это способствует обмену знаниями и опытом, что является важным аспектом образовательного процесса. В третьих, корпоративный портал может использоваться для автоматизации административных процедур, а это обеспечивает оптимизацию учебно-методических процессов. Цель исследования – выявить особенности корпоративного портала учебного заведения и оценить его роль как элемента образовательной системы. В рамках задач проанализированы особенности компонентов – элементов информационного портала образовательного учреждения. Выявлены тенденции современных порталов, и отмечены проблемы, которые возникают в результате их функционирования. Кроме этого авторами предложена математическая модель влияния качества корпоративного портала на эффективность приема в учебное заведение. В связи с выявленными характеристиками корпоративного портала актуален вопрос о необходимости повышения его качества и информационной прозрачности для оптимизации образовательного процесса и привлечения абитуриентов. Теоретическая значимость исследования состоит в разработанном усовершенствованном алгоритме управления корпоративной информацией образовательного процесса в контексте корпоративного портала. Практическая значимость проявляется в возможности формирования рейтинга учебных заведений по критерию качества портала информационной насыщенности, так как этот фактор находит свое отражение в эффективности привлечения новых обучающихся. Исследование будет актуальным и необходимым для специалистов по оптимизации новостного контента и администрации учебного заведения для выстраивания единой концепции модели дизайна корпоративного портала.
Гаибова В. Е. Общеучебная цифровая компетентность и способы ее развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 132–143. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241009.htm
ART 241009
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11009
Просмотров: 1025
В настоящее время цифровизация охватывает практически все сферы жизни людей: от образования до покупки товаров, от оплаты услуг до получения зарплат. Дети и подростки с малых лет учатся пользоваться различными гаджетами самостоятельно, иногда «вслепую», так как никто не учит их, как правильно находить информацию в Интернете, как ее можно обобщать и систематизировать, каковы правила безопасного поведения в сети и чем неосторожный комментарий может «аукнуться» впоследствии. В сфере образования уже давно идет речь о развитии различного рода компетентностей обучающихся, охватывающих как предметные умения, как и метапредметные, которые можно формировать и развивать в процессе образования. Многие исследователи современности говорят о необходимости развития цифровой компетентности как необходимой для современной жизни способности человека. Цели исследования: обоснование термина «общеучебная цифровая компетентность», ее компонентов, которые можно развивать в учебной деятельности, и подбор технологий, способствующих ее развитию. Ведущими методами можно назвать опытно-экспериментальную работу и методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: понятие общеучебной цифровой компетентности действительно является актуальным в сегодняшних реалиях, обучающиеся прекрасно ориентируются в цифровом пространстве, но для нахождения действительно хорошего контента им нужна помощь, выделенные компоненты общеучебной цифровой компетентности возможно развивать на уроках. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития общеучебной цифровой компетентности учащихся в учебном процессе; в уточнении самого понятия «компетентность» (включающего узкоспециальные знания по данной предметной области, особого рода предметные навыки и способы мышления, а также – и это очень важно – понимание ответственности за свои действия), в определении понятия общеучебной цифровой компетентности и выделении ее составляющих, в обосновании необходимости ее развития именно в учебном процессе. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что апробированы некоторые продуктивные технологии обучения и доказана их эффективность; составлена рабочая программа, способствующая развитию общеучебной цифровой компетентности обучающихся, а результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных пособий для средней школы.
Ефремова Н. Ф. Геймифицированная оценка образовательных достижений обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 119–131. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241008.htm
ART 241008
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11008
Просмотров: 1088
Актуальность исследования обусловлена потребностью введения в образовательную практику новых технологических решений, обеспечивающих повышение учебной мотивации обучающихся, развитие компетенций, а также навыков работы в команде. Проблемой является недостаточная методологическая обеспеченность надежного оценивания компетенций как основных результатов освоения дисциплин и практик. Цель исследования – раскрытие возможностей игровых методов в образовательной деятельности, в том числе для оценивания глубоко латентных результатов в виде компетенций и навыков, проявляющихся и выявляемых только в ситуации деятельности, которую и обеспечивает игра. В статье представлены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам текущего состояния теории и практики геймификации в образовании, дана краткая характеристика этого метода и его истории. Показаны принципиальные отличия организации и проведения игровой техники в форме геймификации от традиционной игры. Новизна исследования заключается в системном представлении алгоритма проектирования и моделирования геймифицированной технологии как не только обучающей, но и оценочной процедуры. Чтобы обеспечить условия для повышения учебной мотивации и увлеченности обучающихся решением важных учебных задач, необходим тщательный подбор ситуативных заданий, отражающих проблемы будущей профессиональной деятельности. Рассмотрены система стимулов, используемых для обеспечения мотивации при выполнении задания, принципы иммерсивной игры и возможности ее использования для оценки образовательных достижений при групповой работе. Показана важность разработки интересного игрового контента, его дизайна и понятной схемы взаимодействия участников игры при работе на общий результат в условиях соревнования малых групп. Теоретическая и практическая значимость материалов исследования может проявиться в развитии новых подходов к использованию геймитизации не только для обучения, но и для оценки его результатов. Предложенный алгоритм игрового процесса может быть использован на всех уровнях образования, от общего до профессионального.
Ключевые слова:
обучение, оценка, система стимулирования, геймификация, цифровая среда, геймифицированные методы, участники игры
Макар Л. В., Матвеева Н. В. Социолингвистический подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе: реальность и перспективы, или приглашение к дискуссии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 96–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241007.htm
ART 241007
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11007
Просмотров: 1185
Социолингвистический компонент является одним из важных элементов обучения иностранным языкам. Длительное время он имел статус компетенции второго или даже третьего порядка относительно коммуникативной и социокультурной компетенций. На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам обнаруживается тенденция к повышению его статуса до подхода. Целью статьи является определение степени разработанности социолингвистического подхода в области обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях и обоснованности выделения его в самостоятельный подход. Исследование проводилось на материале массива публикаций отечественных и зарубежных авторов, находящихся в открытом доступе на платформах e-library и research gate и охватывающих период с 2000 по 2023 год. В результате исследования было выделено две группы научно-методических работ, посвященных использованию социолингвистического подхода в обучении иностранному языку в вузе. Практико-ориентированные работы раскрывают применение социолингвистического подхода к обучению отдельным аспектам языка, видам речевой деятельности, а также описывают отдельные методические инструменты или авторские системы, с помощью которых можно реализовать его в практике обучения. В теоретических работах формулируются некоторые положения социолингвистического подхода: обосновывается его место в лингводидактической системе относительно других подходов, формулируются основные задачи и развивается понятийный аппарат. Авторами статьи выявлено, что в настоящее время целостное восприятие социолингвистического подхода к обучению иностранным языкам отсутствует, и определен круг дискуссионных вопросов, решение которых может оказать существенное влияние на разработку теоретической базы данного подхода. К таким дискуссионным вопросам относятся взаимоотношения «индивидуальное – общее» в характеристиках речи определенной социальной группы, отношение к языковой норме и нарушению языковых норм, влияние социального контекста на характеристики условий обучения иностранному языку. Вопрос о целесообразности выделения социолингвистического подхода в системе культуросообразных подходов на данный момент остается открытым. Особое внимание в исследовании обращается на специфику социолингвистического компонента, проявляющуюся в условиях обучения иностранным языкам в неязыковых вузах.
Г. В. Китайгородская