Педагогика

Муллер О. Ю., Боталова А. Н. Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 31–39. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Для студентов педагогического профиля образования задача формирования экономической компетентности важна прежде всего ввиду высокой социальной ответственности педагогов. Успешная эффективная профессиональная деятельность педагога возможна при совмещении личностных ценностей в экономических отношениях с социальными, отражающимися на результатах образовательной деятельности. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования новых подходов к развитию экономической компетентности студентов в условиях интенсивной трансформации экономических отношений, касающихся социальных сфер деятельности. Цель исследования – разработка модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля образования. Анализ исследования проведен на основе универсальной модели формирования экономической компетентности студентов вузов, предложенной Г. М. Морозовой, с учетом теоретических изысканий ее диссертации и статей, материалов других ученых. Материалом для исследования являлись научные статьи о формировании экономической компетентности студентов педагогического образования. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение. Ведущий метод исследования проблемы подразумевает моделирование на основе дидактического подхода к преподаванию экономики для непрофильных направлений образования. Основные результаты исследования позволили заключить, что предложенная в диссертационном исследовании Г. М. Морозовой универсальная модель формирования экономической компетентности студентов вузов подходит для построения на ее основе структурной модели формирования экономической компетентности студентов педагогического профиля обучения, позволяя сэкономить время и образовательные ресурсы при реализации структурных связей в модели, которые подробно рассмотрены в данной статье. В связи с этим есть основания полагать, что модель легкодоступна для гибкой корректировки под меняющиеся условия, формы и методы образования, что также можно предположить в отношении подобных моделей для других специальностей. Теоретическая значимость исследования отражена в визуализации основных универсальных положений диссертации Г. М. Морозовой в вопросе формирования экономической компетентности студентов вузов, представленной в форме структурной схемы. Соответственно, практическая значимость исследования указывает на гибкость представленной схемы-модели, по мнению авторов исследования, легкодоступной для изменений под различные направления образования.
Стеняшина Н. Л., Новикова Ж. С. Практика развития коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках интегрированного курса «Мост к пониманию» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 17–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье представлены опыт и методы практической деятельности по развитию коммуникативной культуры студентов-менеджеров в рамках авторского интегрированного курса «Мост к пониманию». Актуальность заявленной темы определяется необходимостью усиления в учебном процессе междисциплинарной интеграции, ориентированной на развитие достаточного уровня коммуникативной культуры студентов на этапе их подготовки к профессиональной деятельности. Возросший интерес к коммуникативной стороне обучения и необходимости развития коммуникативной культуры в высшей школе объясняется тем, что российские специалисты, в частности в области менеджмента, испытывают значительные трудности в профессиональном (деловом) общении. В связи с этим коммуникативная культура рассматривается нами как одно из важных условий эффективной профессиональной деятельности менеджера и показатель компетентности его профессионального саморазвития. Данная проблема может быть решена путем интеграции общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент» и иностранного языка, с помощью комплекса современных педагогических технологий и форм обучения, составляющих основу интегрированного курса и проанализированных в данной работе. Цель статьи – подтвердить результативность практического применения авторского интегрированного курса по иностранному языку «Мост к пониманию», разработанного на основе междисциплинарной интеграции. Ведущими методами исследования проблемы выступают: диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, опрос, интервью); обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); обобщение передового педагогического опыта обучения и собственного опыта педагогической деятельности; разработка учебных материалов; методы статистической обработки его результатов; внедрение результатов исследования в педагогическую практику. При развитии коммуникативной культуры применялись несколько подходов: культурологический, коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный, интегративный. По итогам исследования было установлено, что система заданий междисциплинарного характера, лежащая в основе авторского интегрированного курса, позволяет использовать речевую деятельность в целях эффективного управления процессами делового общения. Теоретическая значимость работы заключается в комплексной систематизации учебно-методической, специальной литературы, посвященной проблеме исследования. Практическая ценность работы заключается в применении системы заданий междисциплинарного характера, специально подобранных форм организации занятий, а также диагностического инструментария согласно задачам направления «Менеджмент» в реальной практике вуза.
Воробьев Г. А., Подаев М. В., Шуйкова И. А. Интеграция математики и информатики в рамках профильной смены как фактор оптимизации подготовки школьников к предметным олимпиадам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 3 (март). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211010.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность рассматриваемой проблемы интеграции математики и информатики в контексте олимпиадной подготовки школьников в условиях профильных смен обосновывается прежде всего тем, что предметное содержание двух рассматриваемых курсов зачастую пронизывает друг друга, особенно если мы имеем в виду некоторые соприкасающиеся разделы: дискретную математику, комбинаторику, теорию алгоритмов, теорию чисел, теорию графов, в связи с чем успешность освоения какого-то из данных предметов зачастую коррелирует с хорошей успеваемостью и в другой области. Целью исследования является построение модели интеграции математики и информатики в рамках профильной смены и описание некоторых элементов реализации предлагаемой модели. Опыт показывает, что нередко происходит параллельное изучение математики и информатики, одновременное участие в олимпиадах по обоим предметам. Традиционная система обучения, сложившаяся в некоторых признанных центрах олимпиадной подготовки, зачастую не нацелена на осознанную тесную и продуманную интеграцию этих предметов. Структура предлагаемой образовательной программы «Математика. Анализ данных» включает три модуля: «Олимпиадная математика. Прикладное применение», «Практикум по решению олимпиадных задач», «Специальные курсы по программированию и олимпиадной математике». Результат проведенного исследования – выявление существенной необходимости интеграции учебных модулей, а также проектной деятельности участников Кампуса в рамках образовательной программы «Математика. Анализ данных». Теоретическая значимость статьи заключается в предлагаемой формальной обобщенной модели системы компетентностной подготовки в рамках образовательной программы «Математика. Анализ данных», которая может использоваться и в программах схожей направленности, реализующих междисциплинарные связи прежде всего математики и информатики, с акцентом на применение полученных компетенций в цифровой экономике. Практическая значимость исследования – предъявление и анализ взаимосвязи тематики занятий и модулей программы, примеры практических задач, реализующих эту взаимосвязь.
Декина Е. В., Пазухина С. В. «Легендарное поколение ровесников»: межпоколенческий проект патриотического воспитания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 69–88. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время патриотическое воспитание является важнейшей государственной задачей, решение которой предусматривает выстраивание осмысленной системной деятельности на разных уровнях. Цель исследования – выявление особенностей патриотического воспитания детей и молодежи на личном примере юных героев Великой Отечественной войны. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» со студентами-добровольцами, принявшими участие в проекте. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики. В качестве основополагающих были определены принципы системности и комплексности в решении проблем патриотического воспитания, учета индивидуальных и возрастных особенностей студенческой и учащейся молодежи и др. В статье представлен опыт реализации проекта «Подготовка добровольцев просветительской направленности по сопровождению мероприятий, посвященных проведению Года памяти и славы “Героическое поколение ровесников”», направленного на патриотическое воспитание молодежи и сохранение исторической памяти, развитие патриотического волонтерства. Его отличительной особенностью является форма организации взаимодействия в системе «студенты вуза – учащиеся школы». Содержание проекта включает в себя организацию мониторингового исследования по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи, подготовку студентов-добровольцев патриотической направленности, проектирование уроков патриотического воспитания, которые посвящены подвигу юного героя Великой Отечественной войны, проживавшего на Тульской земле, ровесника сегодняшним мальчишкам и девчонкам. В образовательных учреждениях добровольцы активно взаимодействовали с представителями ученического самоуправления, Российского движения школьников, актива музея школы и др. Тематические уроки патриотической направленности могут быть использованы классными руководителями, организаторами по работе с молодежью, социальными педагогами, вожатыми, представителями РДШ, общественных организаций патриотической направленности и др. Проект способствовал сохранению исторической памяти, развитию патриотического добровольчества.
Боброва А. А., Ниязова А. А., Гибадуллина Ю. М. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 53–68. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью включения в структуру профессиональной подготовки будущих педагогов волонтерской (добровольческой) деятельности, способствующей формированию значимых социокультурных ценностей. Важность включения данного компонента в учебный процесс высшей школы подчеркнута в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации, в письме Минобрнауки России от 11 сентября 2020 года «О включении образовательных модулей в основные профессиональные и дополнительные профессиональные образовательные программы»: Примерная программа дисциплины (модуля) «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО». Цель исследования – определение компонентов и механизмов формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов посредством волонтерской (добровольческой) деятельности. Авторами представлены ведущие теоретико-методологические подходы к формированию социокультурных ценностей (аксиологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный) и ключевые векторы и компоненты, позволяющие определить уровень их сформированности у будущих педагогов. Компетентностный подход обозначен в качестве базового с точки зрения как формирования эмпирических навыков, так и развития социокультурных компонентов. Особую актуальность данный подход приобретает в русле внедрения федеральных государственных стандартов высшего образования нового поколения, предусматривающих включение в образовательный компонент дисциплин, позволяющих формировать социокультурные ценности личности будущих педагогов. Также в статье определены ведущие методы исследования проблемы, позволяющие оценить мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты, а также выявить соотношение компонентов, критериев и показателей сформированности социокультурных ценностей. Практическая значимость исследования состоит в определении основных механизмов формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов, среди которых ведущим определено включение студентов в волонтерские (добровольческие) отряды.