Педагогика

Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 45–61. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы, рассматриваемой в статье, обусловлена, с одной стороны, планомерной реализацией в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда», направленного на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды. С другой стороны, тем, что за прошедший год эпидемиологическая ситуация в стране вызвала существенное ускорение этого процесса без учета имеющихся ресурсов и возможностей конкретных образовательных организаций. Следствием этого явились часто значительно отличающиеся друг от друга практические действия в отношении того, как решать проблемы цифровизации образования в целом и цифровизации профессиональной подготовки в частности. Неоднородность происходящих процессов требует осмысления, анализа для выявления продуктивных вариантов цифровизации и, возможно, их активного использования в дальнейшем. Цель статьи – описать влияние цифровизации профессиональной подготовки в вузе на отношение студентов к дистанционному и очному обучению (на основе опыта Института детства Новосибирского государственного педагогического университета). Для ее достижения был использован теоретический анализ публикаций по проблемам, близким к тематике статьи, проведено эмпирическое исследование, в котором применялось анкетирование студентов и анализировалась их успеваемость. В результате теоретического осмысления научных публикаций, посвященных актуальным аспектам цифровизации сферы образования, сделано заключение, что отечественные исследователи стремятся к более точному определению основополагающих понятий, описывающих этот процесс. Кроме того, происходит обобщение положительного опыта цифровизации образования и развития цифрового образования за период пандемии. Зарубежные авторы, описывая процесс цифровизации, представляют варианты требований к деятельности преподавателей в цифровой образовательной среде при осуществлении профессиональной подготовки с акцентом на творческих дисциплинах. Внимание исследователей также обращено на анализ отношения обучающихся к цифровизации. К основным результатам эмпирического исследования относятся: восприятие студентами как положительного в переходе на дистанционное обучение открывшихся возможностей экономии времени за счет отсутствия необходимости ездить к месту учебы, возможностей работать с электронными вариантами материалов всех учебных курсов, самостоятельно планировать свою учебную нагрузку в течение дня; восприятие студентами как сложностей слабого технического оснащения, имеющегося у них в наличии, но требующегося для участия в дистанционном обучении. Анализ успеваемости обучающихся показал, что переход на полностью дистанционное обучение в большей степени повлиял на успеваемость тех студентов, которые к моменту его начала проучились очно только один семестр. В меньшей степени влияние сказалось на студентах старших курсов очной формы обучения. В теоретическом контексте материал статьи может быть полезен для проведения дальнейших исследований влияния цифровизации на профессиональную подготовку студентов. Представленные результаты экспериментальной работы способны выступить ориентирами для обоснованного выстраивания практики цифровизации в конкретных образовательных организациях.
Воробьева Н. В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 31–44. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследования педагогической культуры в образовательном процессе по подготовке военных кадров высшей квалификации – актуальная и научно значимая задача. Одним из важнейших требований, предъявляемых к системе высшего военного образования, является эффективное развитие педагогической культуры во всем многообразии компонентов (общепедагогический, субпедагогический, военно-профессиональный и личностный). Целью исследования стала диагностика педагогической культуры, трансформация в ходе осуществления учебно-исследовательского эксперимента и фиксация полученных изменений. Объектом исследования являлась педагогическая культура адъюнктов военного вуза на примере Омского автобронетанкового инженерного института; предметом – «я-концепция» педагога-адъюнкта. Методологическим обоснованием является стратегия смешивания методов: экспертного опроса, метода фокус-групп, глубинных интервью и метода кейсового исследования. Экспертный опрос был необходим для изучения и оценки профессорско-преподавательской корпорацией изменений в высшем образовании Российской Федерации на примере военных вузов. Фокус-группы проводились с адъюнктами и были призваны помочь в поисках ответов на следующие вопросы: основные проблемы и тенденции развития системы высшего образования; традиционные и новые парадигмы высшего образования; компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий. Глубинные интервью с адъюнктами проводились для того, чтобы проследить траектории понимания и усвоения технологий военно-педагогической деятельности. Кейсовые исследования были центральным методом и имели своей целью изучение практик внедрения педагогического опыта. Практические кейсы предполагали погружение в педагогический процесс, фиксированное наблюдение, включавшее видеофиксацию. Мы вели дневник наблюдения, куда включали основные элементы учебного занятия. Адъюнкты составляли структурно-функциональную схему процесса обучения; таблицы объектов, этапов и форм проектирования учебного процесса; матрицы внутри- и межпредметных связей для конкретного учебного курса. Необходимо было разработать учебно-методические материалы к лекции, групповому занятию, семинару, практическому занятию. Адъюнкты продемонстрировали фрагменты учебных занятий, которые фиксировались на видео, на основе чего проводились анализ и оценка представленных заданий преподавателем и слушателями. Теоретическая значимость работы заключается в том, что предлагаются новые методологические подходы к поэтапному развитию педагогической культуры адъюнкта военного вуза. Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения в учебный процесс специального курса «Педагогическая культура военного преподавателя и ее развитие».
Потапова М. В. Методика проведения лабораторных и творческих работ с применением мобильных гаджетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 13–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Исследование вызвано наличием противоречия между современными задачами, стоящими перед образованием, связанными с компетентностным подходом, и сложившейся практикой обучения физике. Изменения в жизни, возникшие в связи с ограничениями в общении и передвижении, с одной стороны, и развитием и распространением мобильных технологий – с другой, привели к появлению новых методов преподавания. Поэтому проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: как сделать усвоение физических законов более эффективным, доступным и интересным для студентов, используя мобильные устройства? Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, т. е. методов. Но методы обучения есть категория социальная, так как зависят от социального заказа общества образовательному учреждению. Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные стандарты третьего поколения и замена традиционных основных образовательных программ на компетентностные ставит новые задачи. В рамках ФГОС ВПО компетенция понимается как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Из всей совокупности методов обучения: словесных, наглядных и практических – рассмотрим последние как наиболее важные для компетентностного подхода. Практические методы обучения – это решение задач, лабораторные работы и домашние эксперименты. При этом у студентов формируются умения применять теоретические знания, навыки измерений и математической обработки данных. Поэтому целью данного исследования является разработка методики проведения творческой лабораторной работы по физике с использованием смартфона в качестве измерительного прибора. Именно познавательная деятельность студентов в процессе проведения лабораторных работ является объектом настоящего исследования, а проведение лабораторной работы по физике, где в качестве измерительного комплекса применяются такие гаджеты, как смартфон, – предметом исследования. С этой целью рассмотрим приложение для смартфона Physics Toolbox Sensor Suite (Набор инструментов для применения сенсоров смартфонов в физике). Подробно разберем проведение конкретной лабораторной работы, осуществляемой с помощью смартфона, получение и обработку результатов опыта, подтверждающего известный закон волновой оптики – закон Малюса. Эта лабораторная работа является лишь одним из многочисленных примеров физических экспериментов, осуществляемых с помощью смартфона без специального оборудования, но с использованием бытовых предметов и смартфона в качестве измерительного устройства. Большинство близких по тематике работ рассматривают механические процессы, а в данной – смартфон применяется для оптических измерений. Настоящим исследованием мы постараемся подтвердить гипотезу о том, что проведение таких экспериментов позволит обеспечить трансформацию отношения студентов к электронным девайсам – от рассмотрения гаджетов как средств связи и устройств для потребления игрового и музыкального контента и общения в социальных сетях – к фактору онлайн-образования и далее – к осознанию наличия в руках мощного инструмента исследований, измерений, фиксации данных. Использование портативных устройств рассматривается как средство повышения качества образования, сближения процесса обучения и повседневной жизни студентов, расширения навыков и компетенций, формирования приемов самостоятельной творческой деятельности, которые могут быть перенесены в профессиональную деятельность. Значимость этого исследования в том, что оно продемонстрировало практическую возможность и целесообразность проведения лабораторной работы с помощью смартфона без специального лабораторного оборудования. Данная статья представляет пример внедрения в педагогическую практику лабораторных и творческих работ с элементами научных исследований с помощью современных девайсов, применение которых приобретает новый практический смысл.
Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 7 (июль). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профессиональное развитие педагога и его методической компетентности – это целенаправленный процесс, оказывающий влияние на качественные изменения всех элементов образовательной деятельности. Одним из важных условий профессионального развития педагога является участие учителя в конкурсах педагогического мастерства. В статье раскрывается значение конкурса педагогического мастерства в повышении компетентности учителя, проанализирован конкурсный маршрут педагогов. Цель исследования заключается в раскрытии влияния конкурса педагогического мастерства на повышение профессиональной компетентности учителя. Методологическими основами исследования выступили положения андрагогического подхода; положения субъектно-деятельностного подхода, позволяющие обратиться к субъектности педагога, к анализу и самоанализу его образовательных потребностей, к мотивации развития и саморазвития. Научная новизна исследования состоит в уточнении классификации видов конкурсов профессионального мастерства педагогов, выделении специфики каждого вида соревнований. Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут послужить основой для написания других научных работ по заданной теме. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях, а также для мотивации педагогов к участию в конкурсах педагогического мастерства. Статья позволила сделать вывод о том, что участие в конкурсах педагогического мастерства направлено на интенсивное и эффективное рефлексирование проблем, обсуждаемых на конкурсах. Сотрудничество педагогов при участии в конкурсах педагогического мастерства способствует обмену опытом между педагогическими работниками, демонстрации своих исследований, повышению профессионального педагогического мастерства.
Дмитриева А. Г., Лаврентьева Е. А. Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 119–130. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Наличие профессиональной эмпатии у педагога является основой успешной коммуникативной компетентности, а также способствует развитию профессионального самосознания. Овладение эмпатией как профессиональным качеством представляется актуальной задачей педагога, решение которой достигается путем специального, целенаправленного и осознанного обучения и самообучения преподавателя. Целью настоящего исследования является определение влияния эмпатичных субъектных отношений преподаватель – студент на решение таких педагогических задач, как преодоление эмоционального напряжения у студентов, создание конструктивной образовательной среды, стимулирование познавательного процесса в целом. В ходе исследования проводилось изучение уровня развития эмпатии как свойства, обеспечивающего гуманистический, коммуникативный подход в субъектных отношениях между педагогом и обучаемым, а также способности к эмпатии как профессиональной компетенции у преподавателей с многолетним опытом образовательной деятельности в вузе. Эмпатия как свойство личности – это способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание. Современные педагогика и психология обозначают эмпатию как свойство личности, проявляющее себя в ситуациях общения, взаимодействия и поведения в целом, ориентированных на гуманистический подход. Как исследователи, так и практики различных социальных наук едины во мнении, что эмпатия является одним из наиболее важных факторов, помогающих как личности в многообразии ее ролей, так и профессионалу в частности справляться с ежедневными сложнейшими задачами коммуникации, сохраняя и приумножая компетенции и ресурсы. Отсутствие стремления к эмпатичному общению и эмпатичности в целом или же потеря данной способности могут привести к различным трудностям в педагогической деятельности – от потери контакта с обучающимися и коллегами до эмоционального выгорания и утраты профессионального самосознания. Результаты исследования, проведенного с использованием нескольких стандартизированных методик, подтвердили гипотезу авторов о статистически высоком уровне развития такого качества, как эмпатия, у преподавателей кафедры иностранных языков РЭУ им. Г. В. Плеханова, а также о ценности эмпатии и эмпатичности как отличительной черты профессионального самосознания. Собственные наблюдения авторов подтвердили, что эмпатичный подход в преподавании (в рамках гуманистического подхода в педагогике) не только позволяет успешно заниматься профессиональной деятельностью, но и создает положительные эмоции и желание творчески развиваться в своей сфере.