Педагогика
Баклашова Т. А. Организация практической подготовки будущих учителей в Нидерландах: реалистический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 95–109. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211075.htm
ART 211075
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11075
Просмотров: 1068
Актуальность исследования, посвященного проблеме практической подготовки будущих учителей в Нидерландах, реализуемой в рамках реалистического подхода, обусловлена сложностью полноценной и эффективной связи теории и практики в подготовке учителя, стремлением правительств, университетов, образовательных учреждений к поиску продуктивных механизмов, моделей успешного сопряжения теоретической подготовки с практической для обеспечения высококвалифицированными педагогическими кадрами регионы страны, секторы образования, программы учебных учреждений. Цель исследования – осуществить анализ реалистического подхода (realistic approach), применяемого при проектировании и реализации программ педагогических практик в Нидерландах; выявить и обосновать закономерности и принципы практической подготовки будущих учителей, проводимой в рамках реалистического подхода. Основным подходом к исследованию послужил системно-структурный, отражающий связь, взаимообусловленность объектов, явлений и процессов педагогической реальности в национальном образовательном контексте. Исследование проводилось при консультативной поддержке ученых нидерландских высших школ. Автором осуществлялся анализ и синтез философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, академических статей, представленных на русском, английском и нидерландском языках; проведена работа с первичными источниками – нормативными актами, протоколами, административными документами правительства Нидерландов. В ходе проведенного исследования автором были выявлены и обоснованы принципы практической подготовки будущих педагогов, проводимой в рамках реалистического подхода в нидерландском контексте высшего педагогического образования: принцип студентоцентрирования с обеспечением гласности ситуативной профессиональной позиции педагога-наставника; принцип приоритета реализации исследований на практике; принцип коллегиальности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке рабочих программ теоретических дисциплин, программ практик для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», стратегическом планировании и руководстве процессом практической подготовки будущих педагогов в ссузе, вузе; при проведении научных изысканий в области сравнительной педагогики.
Коновалова Л. И. Возможности художественного текста при изучении педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 85–94. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211074.htm
ART 211074
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11074
Просмотров: 950
Актуальность статьи обусловлена одной из проблем современной педагогической действительности – проблеме потери интереса к изучению педагогических дисциплин в вузах, не связанных с подготовкой профессиональных педагогов. Многолетний опыт практической педагогической деятельности в вузах МВД России позволяет автору говорить о потере интереса обучающихся к изучению педагогических дисциплин. Автор видит необходимость в преодолении ценностной нейтральности при изучении педагогических дисциплин, что позволит активизировать субъектную позицию в процессе образования, сформировать положительные мотивы в учебно-познавательной деятельности и сделать процесс обучения личностно значимым для обучающегося. Основная цель статьи заключается в проведении теоретического анализа публикаций по проблеме исследования и стремлении показать значимость обращения к художественному тексту в процессе изучения педагогических дисциплин. Также важным является необходимость обращения к произведениям, отражающим взаимоотношения учителя и ученика, особенности их поведения, к педагогическим приемам и методам, используемым учителем, к его индивидуальному мастерству, речи, способам решения педагогических проблем. Все это не всегда соответствует способам и методам решения педагогических проблем, описанным в учебниках по педагогике, но, по мнению автора, в современных условиях является необходимым и актуальным. На основе анализа научно-педагогической литературы показана необходимость разработки новой концепции художественно-образного познания педагогической действительности и представлен опыт работы с художественным текстом. Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической герменевтики и педагогики текста. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (авторский опыт работы с художественным текстом при преподавании педагогических дисциплин). Сформулирован ряд выводов о необходимости разработки в практике обучения методов, приемов и средств, формирующих интерес к педагогическим дисциплинам в профессиональном образовании. Предложенные художественные тексты, в которых представлены образы учителей, а главное, сложные педагогические ситуации, могут быть использованы в процессе преподавания педагогических дисциплин с целью преодоления ценностной нейтральности личности обучающегося и формирования художественно-образного восприятия действительности.
Назаренко Т. Ю. Формирование умений невербального общения при обучении межкультурной коммуникации студентов транспортного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 71–84. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211073.htm
ART 211073
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11073
Просмотров: 1271
Статья представляет интерес для преподавателей иностранного языка с методической точки зрения, поскольку в ней рассматривается проблема формирования умений невербального иноязычного общения при подготовке студентов транспортного вуза к межкультурному взаимодействию. Исследователи межкультурной коммуникации отмечают, что недоразумения, помехи и сбои в межкультурном общении зачастую порождают различающиеся в культурах дискурсивные и социокультурные явления. Автор статьи считает, что эти явления можно преодолеть только при целенаправленном изучении коммуникативного взаимодействия и знаний сигналов невербального общения представителей других культур. Актуальность указанной проблемы обусловлена сложившимися противоречиями между потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах, призванных не только владеть иностранными языками, но и решать вопросы взаимодействия с представителями различных стран и культур на вербальном и невербальном уровнях, и реальной готовностью наших студентов к межкультурной коммуникации. Цель представленной работы – определить особенности невербального общения и их использования при обучении студентов межкультурному взаимодействию; предложить комплекс разработанных упражнений, который поможет повысить качество подготовки студентов к межкультурной коммуникации с учетом невербальных средств общения. В процессе исследования были использованы следующие методы: общенаучные – аналитический (анализ научной литературы по психологии, педагогике, методике преподавания ИЯ); педагогические – наблюдение и обобщение эмпирического материала по подготовке студентов к невербальному иноязычному общению. В статье представлена таксономия невербального общения ученых-исследователей и интерпретация знаков невербальной коммуникации в различных культурах. Как результат проделанной работы автор статьи предлагает разработанный комплекс упражнений, который может быть использован преподавателями иностранного языка на практических занятиях по совершенствованию умений обучающихся в межкультурном взаимодействии с учетом невербальных средств общения.
Шумейко А. А., Блинов Л. В. Формирование педагогических кластеров научно-методического взаимодействия образовательных организаций регионов: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 54–70. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211072.htm
ART 211072
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11072
Просмотров: 1097
На сегодняшний день в теории и практике организации отечественной системы образования остро стоит вопрос разработки и внедрения инновационных форм взаимодействия и функционирования целостных образовательных структур, которые позволили бы повысить качество профессионального образования на всех уровнях, а также создать эффективную модель обмена опытом, взаимодействия, повышения квалификации трудоустройства специалистов. Одной из таких моделей является кластерная система, которая уже активно внедряется в образовательную практику многих регионов, поэтому существует потребность в анализе и обобщении существующего опыта для разработки рекомендаций по дальнейшей оптимизации процесса. В основе кластерной модели лежит идея кооперации, сотрудничества, диалога между различными субъектами: образовательными организациями, предприятиями, работодателями, общественными органами, органами управления. В качестве формы такого сотрудничества мы рассматриваем научно-образовательный кластер. Цель статьи – проанализировать и обобщить практический опыт формирования педагогических кластеров в регионах с точки зрения научно-методического взаимодействия образовательных организаций. При анализе кластерной модели образования можно использовать компетентностный, личностно ориентированный, аксиологический подходы, являющиеся ведущими подходами, а также описание и анализ определений «образовательный кластер» и существующий практический опыт организации региональных образовательных кластеров. В статье на основе вышеуказанных подходов представлены возможности формирования регионального педагогического (образовательного) кластера. Особенную значимость данная статья представляет для развития непрерывного педагогического образования, повышения качества подготовки педагогических кадров, взаимного использования ресурсов образовательных и научных организаций региона. На основе научных публикаций зарубежных и отечественных авторов было выявлено, что педагогический образовательный кластер является механизмом укрепления интеграции равных возможностей, технологий и человеческих ресурсов в тесном контакте друг с другом для удовлетворения потребности конкурентоспособного педагога в определенном регионе. В результате исследования рассмотрены походы к созданию региональной кластерной модели научно-методического взаимодействия педагогических вузов и ИРО в реализации федерального проекта «Современная школа» в субъектах РФ на основе принципов системного и процессного взаимодействия. Анализ опыта создания образовательных кластеров в отдельных регионах России позволяет утверждать, что реализация кластера в регионе требует создания организационно-педагогических условий и апробации с целью определения эффективности формирования компетенций педагогических специалистов.
Ключевые слова:
инновационные технологии, высшее образование, образовательный кластер, региональный опыт
Жарина О. А., Семенова В. А. Использование методов ТРИЗ-технологии при формировании лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 43–53. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211071.htm
ART 211071
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11071
Просмотров: 1543
Перемены в обществе требуют трансформации образовательного процесса, который нуждается в инновационных методиках и технологиях. Современная система образования не успевает за научно-техническим прогрессом, не вполне отвечает новым требованиям рынка труда и в достаточной степени не отражает потребности общества, информационная стадия развития которого постепенно вытесняет индустриальную, когда на первый план выходят информационные технологии. Поэтому в образовании необходимы существенные изменения. Актуальным сегодня становится развитие у детей способности к продуктивному мышлению, изобретательству, творчеству, созданию объективно нового. В этом плане приоритет отдается теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методы и инструменты которой целесообразно использовать на всех уроках, в том числе и на уроках обучения иностранному языку. Статья посвящена обоснованию важности использования технологии ТРИЗ на уроках английского языка и разработке новых творческих заданий на основе методов активизации творческого мышления. Показаны возможности их применения не только для эффективного обучения младших школьников иностранным языкам, но и для развития у них творческих способностей и формирования навыков решения любой задачи в жизни. Цель данной статьи заключается в разработке инновационных творческих заданий на уроках английского языка с использованием методов фокального объекта, ассоциативных связей и морфологического анализа, ориентированных на формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие оригинальности мышления и творческой деятельности учащихся. Выполнение заданий происходит увлекательно путем инсайтов благодаря переключению усилий на другие объекты, без заучивания правил наизусть и выполнения скучных упражнений, причем все этапы творческого процесса представляют собой взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения любой задачи. Разработанный комплекс заданий, направленный на развитие креативного мышления детей, может быть предложен к реализации в школьных образовательных учреждениях.