Педагогика
Кареева И. В., Федотова И. Н. Формирование навыков межэтнической толерантности среди учащейся молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 6 (июнь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211037.htm
ART 211037
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11037
Просмотров: 1665
Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать рядом специфических навыков, наиболее значимыми из которых являются навыки межкультурной коммуникации, состоящие из таких компонентов, как толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Эти требования, предъявляемые государством и обществом к сотруднику уголовно-исполнительной системы, обозначили необходимость формирования у курсантов навыков межэтнической толерантности. Проблема формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, основанная на принципах толерантности, уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию указанных навыков у курсантов. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко в модификации авторов; опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова). Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, который при необходимости могут применить и другие вузы. К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, повышение уровня межэтнической толерантности в экспериментальной группе. Таким образом, доказана эффективность предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов. Опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди обучающихся.
Махнёва Н. С. Проектирование модели урока технологии с элементами мастер-класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 5 (май). – С. 130–152. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211036.htm
ART 211036
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11036
Просмотров: 1705
На уроках технологии при реализации раздела «Художественные ремесла» чаще всего используется классическая форма комбинированного урока. Но не всегда в рамках такого урока ученикам удается довести создание того или иного объекта, предлагаемого рабочей программой «Технология» (5–7-е классы), до логического завершения. Иногда возникают трудности, такие как отсутствие интереса у учеников к выбранному объекту труда, снижение творческой активности при его выполнении, нежелание завершить начатую работу. Для решения этой проблемы предложено встроить мастер-класс в классическую форму комбинированного урока технологии, для того чтобы повысить активную творческую деятельность, способствовать развитию творческих способностей, воображения, а также улучшить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Такая форма, как мастер-класс, позволяет на уроке выполнить готовое изделие от начала до конца за короткий промежуток времени. Данная статья посвящена проектированию модели урока технологии с элементами мастер-класса. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на уроках технологии чаще всего используется форма комбинированного урока, а в рамках такого урока можно частично реализовать мастер-класс. Мы предлагаем соединить эти две формы, что в результате позволит нам получить комбинированный урок технологии с элементами мастер-класса, для того чтобы вовлечь учеников в активную творческую деятельность, а по окончании урока добиться конечного результата в виде готового объекта труда. Мастер-класс способствует тому, что у учеников на уроке отсутствует пассивность при работе над объектом, преобладает творческий интерес к урокам технологии. Цель статьи – разработка и предложение педагогических условий организации урока с элементами мастер-класса, а также организация модели комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса. Оценка результатов осуществляется в виде сравнительного эксперимента, проведенного в общеобразовательной школе на уроках технологии среди параллели 5, 6 и 7-х классов. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о модели комбинированного урока технологии. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке модели урока технологии с элементами мастер-класса.
Ключевые слова:
ручной труд, мастер-класс, личностные, современный урок технологии, урок технологии с элементами мастер-класса, комбинированный урок технологии, рабочая программа уроков технологии, предметные и метапредметные результаты обучения, художественно-технологическая подготовка школьников на уроках технологии
Зелинская М. Г. Педагогический инструментарий оценки уровня развития инициативности у старших дошкольников на основе волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 5 (май). – С. 114–129. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211035.htm
ART 211035
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11035
Просмотров: 1715
Социальный заказ в области дошкольного образования обусловливает необходимость развития детской инициативности и предполагает не только разработку педагогического инструментария данного процесса, но и теоретико-эмпирическое обоснование его применимости. Целью проведенного нами научного исследования является разработка и апробация организационно-педагогических условий развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности (критерии, показатели, уровни, диагностические методики, парциальная программа и технология и др.). В статье представлена авторская критериальная модель изучения уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка результатов эксперимента. Содержание диагностических процедур определено с учетом целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основу педагогического инструментария составляют интервью с дошкольниками, метод педагогического наблюдения за детьми в свободной, специально организованной деятельности. В статье рассматриваются научные подходы к изучению понятия «инициативность», виды инициативности и ее характеристики. На основе теоретического анализа научных исследований определена совокупность критериев оценки уровня развития инициативности как многомерного и многоуровневого образования, находящихся в определенных связях между собой: 1) мотивационно-ценностный; 2) информационно-когнитивный; 3) эмоционально-волевой; 4) регулятивно-деятельностный. На выборке данных критериев уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (N = 53) в условиях формирующего эксперимента, основанного на внедрении парциальной программы и технологии развития инициативности дошкольников через включение их в волонтерскую деятельность, эмпирическим путем установлено, что указанные критерии для представления инициативности как системы выбраны адекватно поставленной цели и в своей совокупности будут валидно отражать ее проявление. В ходе итоговой сравнительной диагностики уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста была получена положительная динамика, что доказывает эффективность разработанных организационно-педагогических условий, направленных на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста на основе волонтерской деятельности.
Захарова А. И., Ноговицына С. С. Опыт работы сельской гимназии по формированию личности на основе этнокультурных ценностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 5 (май). – С. 97–113. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211034.htm
ART 211034
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11034
Просмотров: 1551
Глобальный мир бросает вызов образованию в вопросах формирования личности. В этом аспекте актуальными являются организационно-педагогические условия, образовательные траектории и механизмы воспитания основ межнационального общения, уважительного отношения к ценностям и традициям народа; насыщение содержания образования этнокультурными ценностями, представляющими общечеловеческий интерес. Республика Саха (Якутия), расположенная в особых климатических условиях, многонациональная республика, имеющая региональную специфику в образовательной деятельности. Региональная специфика образовательной среды определена совместной деятельностью семьи, школы, учреждений культуры в условиях непосредственного общения на мероприятиях, направленных на освоение национальных традиций и обрядов. Образовательная среда характеризуется значительным опытом по введению национально-регионального компонента общего образования, интегрированных и модульных курсов по формированию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности учащихся. В республике осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения путем создания различных типов школ. К ним, в частности, относятся школы повышенного типа сети президентских школ Республики Саха (Якутия). Одной из таких школ является Чурапчинская улусная гимназия имени С. К. Макарова, которая в полной мере утвердила свой статус благодаря успешной организации научно-экспериментальной работы. Организуя педагогическую деятельность, гимназия исходит также из того, что каждая личность – это конкретный носитель своеобразия данного региона, его житель, органично связанный с ним и адаптированный к его социальным, экономическим, демографическим, культурным и климатическим условиям. Цель статьи – представить результаты опытно-экспериментальной работы Чурапчинской улусной гимназии им. С. К. Макарова Республики Саха (Якутия) по формированию Успешной личности – Тумус киhини иитии – в сельском социуме. Опытно-экспериментальная работа гимназии в контексте исследования опирается на результаты социокультурного анализа специфики улуса, региона, изучения этнокультурных ценностей, идеи философии народа саха, педагогики Олонхо. Под научным руководством профессора, доктора педагогических наук Д. А. Данилова была выявлена специфика образовательной организации по формированию Тумус киhи – Успешной личности – Тумус кыһа. Опытно-экспериментальная работа по формированию Успешной личности (Тумус туттар киhини иитии) с опорой на этнокультурные ценности якутского народа является положительным опытом работы коллектива гимназии. Практическая значимость работы включает тиражирование опыта работы школы в региональной системе образования России. Опыт может вызвать интерес специалистов как готовый вариант при разработке организационно-педагогических условий образовательного процесса по формированию личности обучающегося в национальных общеобразовательных организациях.
Поберезкая В. Ф., Новикова Н. Н. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 5 (май). – С. 81–96. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211033.htm
ART 211033
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11033
Просмотров: 2081
Актуальность исследования определяется как стремительным развитием цифровых технологий, так и обстоятельствами, которые возникли в ходе вынужденного перехода системы образования в режим дистанционного обучения в период распространения COVID-19. Результаты научных исследований и опыт реализации дистанционных образовательных технологий показали, что обучающиеся общеобразовательной школы испытывают большие затруднения, связанные с неготовностью осуществлять учебную деятельность в онлайн- и офлайн-режимах. Дистанционное обучение можно назвать «саморегулируемым обучением», поскольку обучающиеся самостоятельно управляют своим временем, планируют свою деятельность и принимают активное участие в интерактивном взаимодействии с одноклассниками и педагогом. Целью исследования является разработка диагностического инструментария для определения уровней сформированности регулятивных действий обучающихся системы основного и среднего образования в условиях дистанционного обучения. Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных представлений о диагностических материалах в области оценки регулятивной деятельности обучающихся. На основе сравнительного анализа отечественных и зарубежных научных исследований выделены структурные компоненты регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения: самоорганизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка и рефлексия. Наиболее значимым структурным компонентом является самоорганизация обучающихся в период дистанционного обучения, предполагающая составление режима дня, фиксацию выполненных заданий, контроль своих действий в соответствии с режимом дня, а также самостоятельное определение времени для выполнения домашнего задания. В процессе исследования разработан и описан диагностический материал по изучению уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения, основанный на рефлексивной самооценке обучающихся, которая опирается на личностное действие самоопределения и регулятивное действие оценивания обучающимися своей деятельности, а также адекватности понимания причин успеха или неуспеха. Практическое использование результатов исследования позволит определить проблемные области регулятивной деятельности обучающихся и выделить конкретные действия, затрудняющие процесс дистанционного обучения.