Педагогика
Гун Ф. , Чжао Х. Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 207–219. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231119.htm
ART 231119
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11119
Просмотров: 1102
Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) обязательно должно иметь коммуникативную направленность, нацеленность на формирование у студентов умения строить коммуникацию с носителями языка на самые разные темы, участвовать в диалоге друг с другом, с преподавателями, с носителями языка. Изучение вопросительных предложений будет способствовать повышению коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них коммуникативной компетенции. Целью статьи стало выявление способов использования вопросительных предложений как средств формирования у китайских студентов коммуникативной компетенции. В статье представлены результаты теоретико-методического исследования, основанного на методах анализа научной и методической литературы, наблюдения, сопоставления, систематизации, а также на методе проектирования системы использования вопросительных предложений в коммуникативно ориентированном образовательном процессе. Отмечается, что вопросительные предложения являются действенным средством построения диалога с собеседником, поэтому выступают важными инструментами формирования коммуникативной компетенции. Выявлены ситуации обращения к вопросительным предложениям, способы их использования на занятиях по РКИ. Вопросительные предложения являются незаменимым ресурсом при работе с дополнительными аутентичными материалами на русском языке (кинофильмами, телевидением, мультфильмами и т. п.); при общении с носителями русского языка в условиях естественной и искусственной языковой среды; при знакомстве с правилами русского этикета; при освоении студентами такой формы учебной работы, как интервью и т. д. Преподавателю РКИ в ходе формирования у китайских обучающихся коммуникативной компетенции следует обратить внимание студентов на выражение с их помощью не только вопроса, но и просьбы. Также он должен учитывать культурные особенности китайских обучающихся, обусловливающие трудности при формировании у них коммуникативных навыков. Теоретическая значимость статьи заключается в формулировке необходимости системного подхода в освоении китайскими студентами вопросительных предложений русского языка. Практическая значимость состоит в подборе заданий на использование вопросительных предложений как средств формирования у студентов коммуникативной компетенции.
Гаибова В. Е. Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 195–206. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231118.htm
ART 231118
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11118
Просмотров: 1321
Цифровизация образования – актуальное направление в течение последних 15–20 лет. Новый виток в развитии этой идеи пришелся на период пандемии, когда было важно научиться работать (обучать и воспитывать подрастающее поколение) на расстоянии, не выходя из дома. В современных документах также отражена необходимость использования различных интернет-ресурсов и цифровых средств в рамках воспитательной работы с обучающимися, например в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная проблема в настоящее время является актуальной, что отражают многочисленные исследования в данной области. Цель исследования – проверка положения о том, что реализация некоторых воспитательных технологий будет эффективнее при применении цифровых средств, так как виртуальное пространство является для подрастающего поколения такой же частью жизни, как и реальность. Ведущий метод – опытно-экспериментальная работа, а также методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цифровизация воспитания действительно является актуальной проблемой образовательного процесса в целом; работа по созданию цифрового контента для воспитания подрастающего поколения ведется во многих учебных учреждениях, но в разных направлениях; обучающиеся охотнее воспринимают виртуальные экскурсии, нежели идут на обычные; мотивация в освоении информации, которую однокурсники создали самостоятельно, выше, чем аналогичная, предложенная преподавателем. Теоретическая значимость нашего исследования представлена как анализом проблемы использования различных цифровых средств в рамках воспитательной деятельности при работе с обучающимися, так и обоснованием положительных и негативных сторон использования цифровых средств. Автором предложены варианты применения некоторых воспитательных технологий (технология организации деятельности, технология целеполагания) и методов (воспитывающая ситуация, метод убеждения, пример) в цифровой «плоскости». Практическая значимость исследования заключается в применении некоторых технологий и методов воспитания в рамках цифровизации воспитательной деятельности, которые показали свою эффективность (в рамках нашего эксперимента) и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы.
Варушкина А. В., Талагаева Ю. А. Разработка методики анализа англоязычного военно-политического дискурса в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 180–194. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231117.htm
ART 231117
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11117
Просмотров: 1144
Изучение англоязычного военно-политического дискурса, являющегося не только ценным источником информации об отношении к войне, но и средством манипуляции, представляется наиболее актуальным в условиях современных информационных войн. Целью настоящего исследования является разработка подхода к анализу современного военно-политического дискурса лидеров США. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории дискурса, институционального, политического, военного, военно-публицистического дискурса. Анализ феномена военно-политического дискурса показал, что, будучи многоплановым коммуникативным явлением, он представляет собой средство реализации военно-дипломатической стратегии США. Спецификой военно-политического дискурса США является оказание речевого воздействия на адресата с целью внести когнитивные изменения в его картину мира. При обучении будущих военных специалистов восприятию, переработке, извлечению информации из иноязычных источников профессионального характера необходимо уделять внимание не только собственно языковым аспектам военно-профессионального дискурса, но и когнитивным. Лингвокогнитивный подход предполагает лингвистический анализ текста выступлений военно-политических лидеров, а также критический анализ дискурса, рассмотрение прагматики речевых актов, социокультурных обстоятельств высказывания, что, по мнению авторов, является особенно актуальным в современной ситуации ведения информационных войн. В настоящем исследовании сформулирован подход к интерпретации современного англоязычного военно-политического дискурса США, который может быть реализован в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов в военной, дипломатической областях, а также в подготовке переводчиков.
Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Нейросети для генерации изображений: педагогический потенциал в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 161–179. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231116.htm
ART 231116
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11116
Просмотров: 2324
Последние годы процессы информатизации образования характеризуются существенными качественными изменениями, связанными с технологиями искусственного интеллекта. Речь идет о нейронных сетях, обрабатывающих графическую и текстовую информацию. Их стремительное появление уже оказало существенное влияние на течение образовательного процесса и, несомненно, окажет еще большее влияние в ближайшем будущем. В данном контексте авторами представлено исследование, цель которого – выявление педагогического потенциала нейросетей для генерации изображений применительно к высшему образованию. Задачи исследования: выявление специфики современного уровня развития нейронных сетей применительно к возможным педагогическим приложениям; выявление возможностей нейросетей для генерации изображений, которые могут найти применение в решении проблем, актуальных для современной педагогики; установление основных направлений применения в педагогическом процессе нейросетей для генерации изображений; анализ степени готовности обучающихся как субъектов образовательного процесса к работе с этой технологией; выявление уровня информированности студентов о работе нейросетей, отношения к их использованию, определение возникших трудностей, определение наиболее доступных и удобных нейросетей для использования в обучении, обоснование необходимости включения в содержание образования работы с такими приложениями. На основе комплексного обзора отечественных и зарубежных исследований делается вывод о значительном педагогическом потенциале нейросетей для генерации изображений и их ведущем педагогическом приложении – генерации учебного контента. Анализируются возможности основных доступных на настоящий момент нейросетей для генерации изображений – Kandinsky 2.1, Lexica art, Шедеврум, Dream by Wombo, Craiyon и Playground AI. Рассматривается их функционал, возможности и ограничения. Анализируются результаты анкетирования студентов, имеющих опыт работы с нейросетями для генерации изображений. Приводятся данные о том, с какими нейросетями работали студенты, каковы основные направления их использования, по мнению анкетируемых, какими достоинствами и недостатками обладают нейросети, с какими трудностями столкнулись опрашиваемые в процессе работы. Значимым представляется тот вывод, что, по мнению большинства опрошенных, системы искусственного интеллекта, и в частности нейросети для генерации изображений, предпочтительно использовать в качестве источника идей для собственной учебной деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлен педагогический потенциал нейросетей для генерации изображений применительно к высшему образованию и выделено ключевое направление их применения – генерация учебного контента. Практическая значимость исследования состоит в том, что выделен комплекс факторов повышения эффективности использования нейросетей для генерации изображений в высшем образовании, включающий в себя обучение потенциальных пользователей (как студентов, так и преподавателей) интерфейсу, основным принципам работы нейросетей, а также процедурам взаимодействия с ними. Также выявлена основная «зона риска» в использовании систем искусственного интеллекта студентами – стремление использовать их в качестве «источника идей», и предложен механизм купирования этого риска, состоящий во введении в процесс взаимодействия студента и нейросети соревновательных элементов.
Кошелева И. Н. Стратегии повышения вовлеченности студентов в процесс обучения английской письменной речи в контексте высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 145–160. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231115.htm
ART 231115
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11115
Просмотров: 1241
Актуальность исследуемой проблемы определяется востребованностью среди специалистов различных областей знания навыков английской письменной речи, а также способов их эффективного развития путем повышения студенческой вовлеченности в процесс обучения. Кроме этого отмечается недостаточное освещение проблемы учебной вовлеченности применительно к иноязычной речи. Соответственно, целью статьи является комплексное рассмотрение понятия студенческой вовлеченности, ее соотношения с мотивацией, а также описание стратегий ее повышения при обучении английской письменной речи. Ракурс исследования определяется рамками гуманистического подхода, где учитываются интересы, стремления, ожидания обучающихся, а занятия отличаются студентоориентированностью и поддержанием внутренней мотивации. Также работа выполнена с позиции теории самодетерминации, предполагающей, что студенческая вовлеченность повышается при удовлетворении основных потребностей обучающихся в автономии, компетентности, построении доброжелательных отношений с другими людьми. В исследовании актуализируются положения социокультурной теории, подразумевающей, что обучение происходит во взаимодействии с другими людьми, где важен обмен приобретенными знаниями и их обсуждение. Кроме того, работа основана на процессуальном подходе к обучению письменной речи, где выделяются этапы создания письменного продукта, как то: предтекстовый, составление плана, написание первоначального варианта текста, его редактирование, вычитка. Анализ научной литературы по теме позволил выделить такие компоненты студенческой вовлеченности, как поведенческий, эмоциональный (аффективный), когнитивный и социальный. В статье дается описание каждого компонента, сопровождающееся рядом стратегий по их развитию. Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном описании студенческой вовлеченности, что расширяет угол зрения на проблему мотивации в обучении письменной речи, а также открывает новые возможности для развития и поддержания автономного обучения в данной области. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать при разработке программ по обучению иноязычной речи в различных учебных контекстах в зависимости от целей и потребностей обучающихся. Реализация описанных стратегий повышения вовлеченности студентов в обучение английской речи закладывает основы позитивного отношения к учебному процессу и способствует поддержанию их мотивации.
Ф. Гун
Х. Чжао