Педагогика
Суворова Н. Н. Система оценивания творческих компетенций студентов при преподавании стилистики русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 31–42. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211070.htm
ART 211070
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11070
Просмотров: 1119
Статья, посвященная исследованию системы оценивания знаний и умений студентов – будущих журналистов – по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование», является весьма актуальной. Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом работодателей к подбору специалистов в области журналистики, не только хорошо владеющих базовыми знаниями в области языка, но и способных творчески подходить к созданию и редактированию текстов. Задача преподавателя высшей школы – сформировать компетенции в этой области и подготовить специалиста, способного легко создавать текст и творчески подходить к его редактированию. Первая проблема, с которой сталкиваются преподаватели данной дисциплины, связана с тем, что современные студенты, к сожалению, не всегда охотно пишут тексты, часто не видят допущенных ошибок в собственных произведениях или в рукописях, предложенных для правки. Вторая проблема связана со сложностью оценивания работ студентов, так как общий балл (по пятибалльной шкале) не в полной мере отражает истинные знания и умения, а главное – творческие компетенции. Целью данного исследования была разработка системы оценивания творческих компетенций студентов при преподавании стилистики русского языка. Основным эмпирическим методом было наблюдение в ходе педагогического процесса, статистическим – регистрация и метод рейтинга. Результатом статьи стала не только система оценивания, но и описание всех уровней рейтинга. Практическая значимость исследования заключается в том, что таблицы оценивания могут быть использованы преподавателями языковых дисциплин в процессе работы со студентами специальности «Журналистика». Также на основе предложенных разработок можно создать рейтинговые системы для оценивания творческих способностей студентов при создании ими рекламных текстов и слоганов, где креативность является основой профессионализма будущего специалиста.
Ключевые слова:
русский язык, система оценивания, стилистика, рейтинг, креатив, редактирование, творческие компетенции
Корзникова Н. В., Газизова А. И. Проектный менеджмент как аспект ситуативного подхода в управлении учреждением дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 16–30. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211069.htm
ART 211069
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11069
Просмотров: 1280
Актуальность разработки эффективных методов управления современным учреждением дополнительного образования детей обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Технологические и экономические изменения, модернизация системы образования требуют от организации внедрения инноваций и гибкой адаптации своих структур и методов работы к изменяющимся требованиям и условиям. Важное место в этом процессе занимает поиск новых подходов к управлению образованием. В статье подчеркивается актуальность использования методов управления проектной деятельностью в учреждении для его совершенствования и оптимизации работы и развития учреждения в целом. Целью статьи является раскрытие некоторых аспектов работы руководителя в организации проектной деятельности для эффективного решения основных задач развития учреждения в рамках ситуативного подхода. Ситуативный подход подразумевает рассмотрение ситуации как совокупности различных ситуационных переменных в их взаимосвязи. Особенностью рассматриваемого нами ситуативного подхода является использование гибких (адаптивных) элементов структуры управления. Система управления образовательным учреждением осуществляется на основе изменяющихся переменных, факторов внешней и внутренней среды и с учетом принципов ситуационного управления: оперативности, гибкости, вариативности и оптимальности. Анализ практики применения проектной деятельности в сфере дополнительного образования показал, что решение проектных задач в учреждении осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемых проблем. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ходе исследования выявлены составляющие ситуативного управления, определены основные аспекты применения проектного менеджмента в учреждении, проведен анализ проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и опыт практической деятельности по реализации идей проектного менеджмента в управлении учреждением дополнительного образования могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений различных типов. Новизна исследования – выявление связи проектного менеджмента и ситуативного управления в учреждении дополнительного образования, которая практически не рассматривалась в научной литературе.
Антонова Л. Н. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного: уточнение понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211068.htm
ART 211068
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11068
Просмотров: 1642
Развитие академической мобильности, стремление к интернационализации вузов ведёт к увеличению количества иностранных студентов по всей России. Однако в некоторых регионах при обучении русскому языку как иностранному используются учебники, изданные в центральных городах России (Москва, Санкт-Петербург) и не отражающие реалии регионов страны. Тем не менее практика показывает, что обучение в отрыве от окружающей иностранца действительности не способствует успешной адаптации и формированию коммуникативной компетенции. В связи с этим преподаватели русского языка как иностранного в российских регионах выстраивают обучение с учётом регионального компонента. Понятие «региональный компонент» в отечественной педагогической системе было связано с образовательными стандартами. Несмотря на то что региональный компонент был отменён в ФГОС, данное понятие продолжает использоваться в научном обиходе исследователей. Кроме того, региональный компонент как термин не зафиксирован в современных специализированных словарях. Целью данной статьи является уточнение понятия «региональный компонент» с точки зрения преподавания иностранных языков в общем и русского языка как иностранного в частности. В основе исследования – анализ научно-методических исследований российских и зарубежных учёных. Результаты исследования заключаются в предложенном автором определении понятия «региональный компонент» с позиции преподавания иностранных языков и в обозначении его задач. Региональный компонент определяется нами как совокупность знаний, отражающих культурные, этнические, исторические, природные, экономические особенности конкретного региона. В нашем понимании включение регионального компонента в содержание обучения русскому языку как иностранному должно решать следующие задачи: формирование коммуникативной компетенции иностранных обучающихся; знакомство инофонов с реалиями региона пребывания, что способствует активизации социокультурной и лингвокультурной адаптации; формирование речевой культуры иностранного студента с учётом языковой ситуации региона пребывания; повышение учебной мотивации к изучению русского языка; развитие межкультурной компетенции для успешной межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут быть включены в специализированные словари по теории и методике обучения иностранным языкам и применены в практике преподавания русского языка как иностранного в российских регионах.
Баклашова Т. А., Булатбаева К. Н. Объединяя теорию и практику в подготовке учителей французского языка в условиях COVID-2019: кейсы университетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 48–63. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211067.htm
ART 211067
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11067
Просмотров: 1128
Актуальность данного компаративного исследования, посвященного теоретико-практической подготовке будущего учителя французского языка в условиях распространения коронавируса (COVID-2019), обусловлена вызовом пандемии для образовательных институтов, мировыми трендами развития педагогического образования, национальными приоритетами реализации профессионально-педагогической подготовки учителя французского языка в России и Казахстане, а также образовательными стратегиями вузов вышеуказанных стран (Казанский федеральный университет, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева). Цель исследования – осуществить анализ институциональных контекстов образования будущих учителей французского языка в условиях распространения коронавируса (COVID-2019), изменений в отношении содержательного и процессуального аспектов, а также оценочного компонента их профессиональной подготовки; осуществить оценку влияния условий пандемии на качество подготовки будущего учителя французского языка, сформированность навыков его преподавания; выявить и обосновать ряд принципов профессиональной подготовки будущего учителя французского языка. Исследование опирается на системный и деятельностный подходы. Данные для исследования предоставили 20 преподавателей и 44 студента университетов России и Казахстана. Авторами осуществлялся анализ научной литературы, рефлексивно-систематический анализ педагогической деятельности, факторный качественный анализ полуструктурированных интервью с агентами образовательного процесса (студентами и педагогами). Результаты исследования свидетельствуют о потенциале интеграции теоретической и практической подготовки будущего учителя французского языка в условиях пандемии при соблюдении принципов модульности, полимодальности (мультимедийности), преемственности контента дисциплин и практик, диалоговости агентов образования, сопряжения оценочных средств теоретических и практических дисциплин. Особую трудность в обучении будущих учителей французского языка представляет переход с очного режима обучения на дистант, наличие лакун в области цифровой дидактики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ по подготовке учителей французского языка, реализации совместных исследований в области сравнительной педагогики.
Воронина Л. А. Обоснование понятия экстралингвистической (фоновой) интерференции в обучении корейскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 10 (октябрь). – С. 36–47. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211066.htm
ART 211066
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11066
Просмотров: 1205
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью пейоративной интерференции, вследствие чего некоторые ошибки обучающихся корейскому языку русскоязычных студентов остаются непроясненными. Установлено, что большая часть таких ошибок имеет ярко выраженный культурный контекст, поэтому необходимым представляется тщательное исследование уже существующих культурно связанных интерференций, учет которых в отборе и организации обучения корейскому языку позволит предотвратить ряд ошибок в речи русскоязычных обучающихся. Целью статьи является всестороннее описание одного из видов психолингвистических процессов, сопровождающих овладение корейским языком русскоязычными студентами языковых и неязыковых факультетов, которому было дано название «экстралингвистическая (фоновая) интерференция». Для достижения поставленной цели были использованы теоретические (анализ литературы по теории и методике обучения иностранным языкам и смежным наукам; анализ ошибок; синтез результатов исследования и описание; систематизация) и эмпирические (изучение и обобщение опыта обучения; научное наблюдение за процессом усвоения корейского языка русскоязычными обучающимися и беседа с ними; умеренный вариант гипотезы контрастивного анализа; семный и семемный анализ корейских лексических единиц) методы исследования. Сформулирован ряд выводов о характерных особенностях экстралингвистической (фоновой) интерференции, в том числе представлено ее отличие от лексико-семантической интерференции. В результате сделано заключение о необходимости учета нового вида интерференции, который подводит к иному, чем общепринятый подход, отбору и организации содержания обучения. Определено дальнейшее направление исследования по введению нового вида интерференции в теорию и методику обучения иностранным языкам. С теоретической точки зрения материал статьи может быть полезен для проведения дальнейших исследований в рамках соизучения языка и культуры. Представленное в статье понятие экстралингвистической (фоновой) интерференции может выступить ориентиром для сопоставления лингвокультур в методических целях.
Ключевые слова:
экстралингвистическая (фоновая) интерференция, обучение корейскому языку