Психологические науки

Кулагина И. В. Особенности смысложизненных ориентаций личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 154–160. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222006.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Основной особенностью среднего возраста является процесс и результат переоценки ценностей и смысла собственной жизни и деятельности, что обусловливает актуальность рассмотрения именно этих аспектов применительно к мужчинам и женщинам данного возрастного периода. Мы предположили, что трансформация смысловой сферы личности среднего возраста имеет гендерную специфику. С этой целью было организовано эмпирическое исследование. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, а также позволили выделить основные особенности смысложизненных ориентаций женщин и мужчин среднего возраста.
Илич М. , Чапала Т. В. Психологические причины возникновения и динамика распространения гастроэнтерологических заболеваний (в период с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 156–165. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222005.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье авторы рассматривают динамику распространения заболеваний желудочно-кишечного тракта и возможное влияние психологических причин на формирование заболеваний данной нозологической группы. Также авторы анализируют данные официальной медицинской статистики России и зарубежные психологические исследования в период с 1939 по 2020 г. (с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19). В работе представлены выводы о том, что распространение заболеваний органов пищеварения носит динамический характер и наблюдаются изменения в их характеристиках. В каждом десятилетии проявляются определенные характерные психологические особенности у пациентов с гастроэнтерологическими заболеваниями, что позволяет заключить: в постпандемический период инфекции COVID-19 можно ожидать рост заболеваний, так как наблюдается отчетливая связь эмоционального состояния человека и соматических проявлений в условиях высокого стресса и постстрессовом периоде, что отражается на работе органов пищеварения. Одна из задач психологов направления «Психология здоровья» – профилактика соматических заболеваний и сохранение психологического здоровья путем просвещения и формирования здоровых привычек жизни, что может оказать значимое влияние на профилактику заболеваний гастроэнтерологического профиля.
Шишов М. С. Феноменологическая связь психосоматики и нарциссической травмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 144–155. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222004.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время увеличивается значение междисциплинарных исследований, находящихся на пересечении психологических наук и феноменологии, которую можно определить как дисциплину исследования структур переживания или сознания. Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать связь между психосоматическими феноменами и нарциссической организацией личности. В результате исследования были рассмотрены: связь телесного и психического, сопутствующие психосоматике феномены, такие как телесность, удовольствие, наслаждение, боль. Полученные выводы сопоставлены с психологическими концепциями эдипова комплекса, кастрационного комплекса, аутоэротизма, процессом ранней семейной триангуляции, теорией объектных отношений. Отмечается связь психосоматики с нарциссической травмой.
Трухонина А. В. Роль игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 170–176. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222003.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы заключается в назревшей необходимости поиска эффективных методов и приемов формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим необходимо рассмотреть теоретические аспекты использования игровых обучающих ситуаций, которые могут способствовать более эффективному решению учебно-воспитательных задач, так как вызывают сегодня повышенную заинтересованность у детей, активизируя их познавательный интерес, концентрацию внимания, помогают быстрому усвоению соответствующих знаний, умений и навыков. В результате были определены педагогические условия для эффективного использования игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников.
Маралова Т. П. Взаимосвязь нормативности поведения и социальной тревожности у студентов – будущих педагогов и психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 2 (февраль). – С. 121–129. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222002.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена выявлению взаимосвязи нормативности поведения и социальной тревожности у студентов – будущих педагогов и психологов. В исследовании приняли участие студенты Череповецкого государственного университета (N = 106). На основе сочетания уровня нормативности поведения и склонности к соблюдению или не соблюдению норм были выделены четыре типа студентов, у которых обнаружена положительная или отрицательная взаимосвязь с различными видами социальной тревожности. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования нравственно-этических ценностей и профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов и психологов.