Педагогика
Менгардт Е. Р., Надеждина Е. Ю. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения английскому языку в профессиональной сфере: технические специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 32–41. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181090.htm
ART 181090
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11090
Просмотров: 2187
В настоящее время высшая профессиональная школа вынуждена как никогда активно и своевременно реагировать на происходящие реформы системы образования в России. Постоянно меняющиеся федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют необходимость концептуально новых подходов к решению проблем формирования содержания образования. Проблема выбора учебной литературы для обучения студентов технического университета иностранному языку не является исключением, а напротив, имеет большое значение, так как одно из основных требований, предъявляемых работодателями к конкурентоспособному инженеру, – это сформированность иноязычной коммуникативной компетенции, то есть владение иностранным языком как средством межкультурного общения в сферах бытовой и профессиональной коммуникации. Целью исследования является компаративный анализ отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов (УМК), учебных пособий и учебников на предмет их соответствия структурным и содержательным критериям, представленным авторами. В статье сформулировано понятие учебно-методического комплекса, дан обзор результатов исследований отечественных и зарубежных авторов об отборе содержания и структуре современного УМК, определены положительные структурные и содержательные характеристики УМК по дисциплине «Иностранный язык» с учётом требований ФГОС ВО и специфики технического университета. Авторы руководствовались аналитическим методом исследования (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). Результаты представлены в виде сформулированных критериев к структуре и содержанию современного УМК, положительных аспектов УМК отечественных и зарубежных авторов, рекомендаций по их использованию. Практическая значимость исследования заключается в попытке поиска решения проблемы выбора УМК для успешного формирования иноязычных, общекультурных и профессиональных компетенций будущих инженеров.
Елагина В. С., Рогожин В. М. Образовательная исследовательская среда как фактор саморазвития курсантов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 21–31. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181089.htm
ART 181089
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11089
Просмотров: 1584
Организация исследовательской деятельности в военном вузе актуализировала необходимость выявления педагогических условий, которые бы способствовали развитию и саморазвитию личности курсантов. Одним из таких условий, на наш взгляд, является создание в вузе образовательной исследовательской среды. Творческая исследовательская среда должна быть ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого курсанта, участвующего в исследовательской и экспериментальной деятельности. Цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости создания образовательной исследовательской творческой среды, в условиях которой у курсантов военного вуза формируются исследовательские умения, поисково-исследовательские способы овладения учебно-познавательной информацией, коммуникативные способности, деловые отношения, методологическая культура. Теоретико-методологическую основу исследования составили совокупность взаимосвязанных между собой методологических подходов: личностно ориентированного, сущность которого определяется философией индивидуального выбора человеком своего профессионального пути; аксиологического как необходимого условия развития и саморазвития личности; индивидуально-творческого, позволяющего каждому курсанту осознать себя как развивающуюся, творческую личность; деятельностного, создающего условия, в которых активная исследовательская и познавательная деятельность курсантов является средством их развития. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к созданию образовательной среды в образовательных организациях, в том числе в военных вузах, в процессе организации исследовательской деятельности курсантов. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложен алгоритм моделирования и проектирования исследовательской среды военного вуза, в условиях которой организуется и осуществляется исследовательская деятельность курсантов. Публикация может быть полезна для педагогов военных образовательных организаций, педагогов-исследователей, занимающихся проблемой выявления педагогических условий организации исследовательской деятельности обучающихся, одно из которых – создание образовательной исследовательской среды в военном вузе, способствующей развитию и саморазвитию личности курсантов.
Мухаметзянова Ф. Г., Венидиктова Е. А., Литвина Л. М. Концепты духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 12–20. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181088.htm
ART 181088
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11088
Просмотров: 1719
В статье представлены вопросы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза проведено на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Результаты, представленные в данном исследовании, отражают полипарадигмальный взгляд авторов на рассматриваемую проблему, в основе которого находятся несколько методологических дуальных подходов: системно-целевой, субъектно ориентированный, синергийно-антропологический. Авторы проводят анализ вопросов по данной проблематике в полипарадигмальном пространстве исторического, философского, психологического, педагогического аспектов. Цель исследования заключается в выявлении концептов духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза и разработке соответствующей концепции. Авторами разработана и реализована Концепция духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза. В Концепции акцентировано внимание на субъектно ориентированном подходе в решении проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза как индикатора подготовки компетентного выпускника. Системообразующим фактором проявления и развития духовно-нравственного потенциала студента военного вуза является субъектно-деятельностный компонент. Основные результаты исследования могут быть учтены при анализе духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза и вносят определенный вклад в развитие теории и практики воспитания студентов. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней дан анализ проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза, разработаны компоненты и критерии мониторинга данного процесса. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной авторами Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза в реальной практике вузов.
Меркулова Л. П., Агуреева А. В. Оптимизация процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 12 (декабрь). – С. 1–11. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181087.htm
ART 181087
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11087
Просмотров: 1503
Стремительное развитие международного сотрудничества и межнациональных контактов влечет за собой необходимость улучшения подготовки кадров в сфере туризма, в т. ч. гидов-переводчиков. Общеизвестно, что гид-переводчик как специалист туристского профиля должен не только владеть определенным количеством профессиональных знаний, умений и навыков, но и постоянно улучшать свои знания в области иностранного языка. В этом плане проблема оптимизации процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации обусловливает актуальность нашего исследования. Цель исследования состоит в обосновании необходимости оптимизации процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта подготовки гидов-переводчиков в специализированных столичных и региональных центрах повышения квалификации. По итогам исследования было установлено, что оптимизация процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков будет более эффективной при совершенствовании иностранного языка в специализированных центрах повышения квалификации при реализации авторской модели и методики, представленных в исследовании. Теоретическая значимость исследования в статье заключается в том, что в теории и методике профессионального образования выявлены и установлены содержание операциональной компетенции гидов-переводчиков и модель оптимизации процесса формирования операциональной компетенции гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на оптимизацию процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации. Определены соответствующие методика и программа, которые предусматривают отработку и применение на практике профессионально ориентированных речевых ситуаций при совершенствовании иностранного языка. Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и обозначить эффективность установленных модели и методики оптимизации процесса формирования операциональной компетенции у гидов-переводчиков в специализированных центрах повышения квалификации на основе совершенствования иностранного языка.
Квон Г. М., Вакс В. Б., Поздеева О. Г. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 84–96. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181086.htm
ART 181086
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11086
Просмотров: 2219
Необходимость учитывать реалии современной среды функционирования многих отраслей экономики, требующих умения работать в цифровой среде, актуализирует исследование, направленное на выявление мотивации будущих выпускников при внедрении инновационных образовательных технологий в образовательный процесс. В связи с этим целью настоящего исследования выступает выявление мотивационных факторов самостоятельного применения обучающимися инновационных образовательных технологий в процессе обучения. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод суммарных оценок, основанный на составлении шкалы Лайкерта, используемой для определения социальной установки студента по отношению к поставленной проблеме. Проведение исследования потребовало использования целого комплекса методов, таких как наблюдение, опрос, составление шкалы Лайкерта, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и др. В статье, по результатам проведённого опроса студентов, исследованы факторы, позволяющие выявить мотивацию обучающихся к использованию в образовательном процессе инновационных технологий, предусматривающих самостоятельную работу на их основе. В условиях общей цифровизации экономики, в рамках которой будет проходить будущая профессиональная деятельность нынешних студентов, требуется учет парадигмы нового технологического уклада и подготовка к нему. В связи с этим формирование, удержание и развитие мотивации обучающихся является новой стратегией, которую необходимо внедрять в образовательный процесс. Однако внедрение инноваций в образование не должно исключать, по мнению студентов, участие педагога в образовательном процессе, что также было выявлено в ходе исследования. Таким образом, по результатам исследования, проведённого на основе использования шкалы Лайкерта, при формировании мотивационных факторов выявлена тесная взаимосвязь между использованием в образовательном процессе инновационных образовательных технологий и повышением уровня заинтересованности студентов в образовательном процессе, направленном на получение необходимых знаний, способных в будущем обеспечить их адаптацию к требованиям современной экономики.