Педагогика
Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 73–83. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181085.htm
ART 181085
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11085
Просмотров: 2637
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена фактическим состоянием помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения, осознанием важности процесса сопровождения детей 2–3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью технологии сопровождения. Таким образом, целью нашей статьи является анализ теоретических аспектов проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии речи, презентация содержания программы «Я учусь говорить правильно». Методологическими основаниями исследования выступили личностно ориентированный, гуманистический, деятельностный и интегрированные подходы, а также теория психического развития личности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями, компенсаторная теория аномального развития ребенка 2–3 лет и др. При проведении экспериментального исследования были использованы такие методы, как анализ речевых педагогических ситуаций, речевые игры, беседа и анкетирование родителей и т. п. Анализ данных обследования детей показал, что у большинства был обнаружен низкий уровень речевого развития. У детей, принявших участие в эксперименте, в значительной степени отставала контекстная речь, грамматический строй речи и звукопроизношение. Анкетирование родителей позволило сделать вывод о том, что большая часть родителей высказали желание повысить уровень педагогической культуры по проблеме речевого развития детей, согласились участвовать в реализации программы. Результаты эксперимента позволили разработать содержание программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2–3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации. В результате внедрения программы у детей 2–3 лет сформировано наглядно-действенное мышление; малыши понимают речь взрослого, указывают на называемый предмет, производят с предметом названные действия, в ответах на вопросы по картине используют разные виды предложений: простые, простые распространенные – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов; в детском саду внедрена модель взаимодействия специалистов, направленная на развитие и коррекцию речи детей раннего возраста; у родителей (законных представителей) детей раннего возраста сформированы основы педагогической культуры (взрослые овладели элементарными технологиями развития, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 2–3 лет и т. п.). Статья может представлять интерес для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных организаций и родителей.
Ключевые слова:
дети раннего возраста, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии, механизм реализации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития
Хмызова Н. Г., Губарева Л. И., Хмызова А. А. Апробация бизнес-симулятора в подготовке к профессиональной деятельности и внедрение в образовательную среду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 59–72. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181084.htm
ART 181084
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11084
Просмотров: 1604
Изменение дальнейшего поступательного развития общества связано с обеспечением темпов экономического роста, приданием нашей экономике инновационного характера. Залогом успеха инновационной деятельности общества является динамичное развитие всех отраслей экономики, в том числе образования, и качественный профессиональный рост квалифицированного кадрового потенциала. Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере образования поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Главный аспект – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Согласно намеченной стратегии необходимым условием траектории инновационного развития является обеспечение информационной среды профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Реформирование профессионального образования осуществляется посредством разработки нового поколения государственных образовательных стандартов и соответствующего учебно-методического обеспечения, а также расширения взаимодействия учебных заведений и работодателей, развития программ академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей, административного персонала. Важным аспектом в исследуемой проблеме является обеспечение в процессе профессиональной подготовки необходимости активно включать обучающихся в проектную деятельность путем решения профессиональных задач через проектную деятельность, которая не требует четкой привязанности к типу и структуре занятия, теме урока, учебному предмету. Проектные задачи имеют творческую составляющую в профессиональной деятельности. Решая их, обучающиеся не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение обучаемых в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный созданный продукт (текст, схема таблица и др.). Кроме этого в статье представлена технология профессионального обучения для усовершенствования образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена в техникуме и предлагается модель, направленная на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, основанная на выполнении ряда педагогических условий. Это, в свою очередь, актуализирует рассмотрение педагогических условий обучения в техникуме. Комплекс педагогических условий представляет собой совокупность связанных друг с другом компонентов, направленных на достижение главного результата – развитие профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых и повышение уровня общенаучной и профессиональной культуры. В результате проведенного исследования нами выявлены научно обоснованные педагогические и методические рекомендации по применению бизнес-симулятора в профессиональном обучении в образовательной среде техникума. Таким образом, имеются противоречия между стремлением педагогов и мастеров профессиональных учебных заведений к формированию познавательной активности, творческих способностей обучающихся в условиях профессионального обучения и отсутствием необходимого дидактического и методического обеспечения образовательной среды. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на выявление современных методов обучения обучающихся по выполнению творческих проектов как одного из важнейших аспектов указанной проблемы. Статья будет интересна преподавателям, мастерам профессионального обучения, аспирантам, магистрантам, а также руководителям-практикам всех уровней профессионального образования.
Ключевые слова:
проектная деятельность, модель обучения, профессиональное обучение, бизнес-симулятор, компетентность.
Бисултанова А. А., Мачуева Д. А., Вахаева Д. А. Методология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе с помощью мультимедийных обучающих систем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 49–58. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181083.htm
ART 181083
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11083
Просмотров: 1839
Развитие практик инклюзивного образования для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду признается приоритетной задачей в большинстве стран мира, в том числе в России. На сегодняшний день актуальной задачей является поиск новых современных методов и технологий для организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Приходится признать, что простое совместное размещение детей с инвалидностью и без не дает положительных результатов – необходимо изменение условий, программ, среды и средств обучения, для того чтобы каждый ребенок имел возможность получить качественное образование. Для достижения этих целей требуется реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников и способствовала активизации их общения и взаимодействия. Целью исследования является разработка методологии адаптации детей с ОВЗ на основе применения в школах мультимедийных обучающих систем. В статье раскрываются преимущества внедрения мультимедиа-технологий в инклюзивное образование. Показано, как особенности мультимедийных систем могут компенсировать некоторые трудности работы в классах с инклюзивной компонентой. Продемонстрирована разрабатываемая авторами мультимедийная обучающая система для начальных классов общеобразовательной школы, объединяющая множество медиаинструментов для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка независимо от состояния его здоровья. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства новых педагогических технологий и методов обучения, основанных на активном использовании мультимедиа-средств. Проведенный анализ в рамках поставленных задач исследования позволяет делать выводы о преимуществах, предоставляемых качественным мультимедиа-контентом при инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями. Мультимедиа, благодаря своей интерактивности и гибкости, позволяет учителям легче находить подход к учащимся с ограниченными возможностями, подбирать индивидуальный стиль и темп обучения, направленный на выявление сильных сторон и обеспечение потребностей каждого ребенка.
Фролова Н. А., Алещанова И. В. Методико-дидактическая организация учебного пособия в практике профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 37–48. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181082.htm
ART 181082
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11082
Просмотров: 1715
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью совершенствования методико-дидактической организации процесса профессионально ориентированной языковой подготовки. Цель статьи – рассмотреть вопрос о том, какую роль играет учебное пособие в практике профессионально ориентированного обучения иностранному языку; какие признаки позволяют определить методико-дидактическую пригодность того или иного учебного пособия. Методы исследования – реферативный анализ, методико-дидактическая выборка, моделирование, прогнозирование. Определены значимые критерии организации учебного пособия, а также его доминирующий вклад в развитие иноязычных коммуникативных навыков будущих специалистов. Объект исследования – учебно-методические материалы, призванные обеспечить процесс профессионально ориентированной языковой подготовки студентов технических вузов. Предмет исследования – учебные пособия, формирующие профессиональную иноязычную компетенцию будущих специалистов экономического и технического профиля (на материале немецкого языка). Исследование показало, что следует отказаться от представления о том, что существуют универсальные, действенные методы обучения иностранному языку, а также от идеи о разработке «идеального» учебного пособия, решающего все методико-дидактические проблемы. Это относится не только к учебно-методическим материалам по немецкому языку как иностранному, создающимся в России, но и к уже изданным непосредственно в Германии. Даже тогда, когда пособие создается в условиях прогрессивного состояния предметной методики и дидактики, это не означает, что оно будет работать в каждой отдельно взятой стране. Каждое учебное пособие должно быть дополнено, переработано, адаптировано к конкретным условиям урока. Все материалы должны соответствовать меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. Каждый преподаватель должен владеть информацией о фактических условиях образовательного процесса в его целевой аудитории, получать постоянную возможность знакомиться с различными учебными пособиями и методами преподавания. Учебное пособие само по себе не является гарантом хорошего урока. Всё зависит от того, как содержание учебно-методических материалов будет реализовано на практическом занятии. Результаты исследования позволяют преподавателю иностранного языка расширить и актуализировать методико-дидактическое ядро образовательного процесса, практически улучшить уровень языковой подготовки.
Надеждина Е. Ю., Шилина Е. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 28–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181081.htm
ART 181081
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11081
Просмотров: 1986
Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания иностранных языков в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность заявленной темы исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения иностранных языков с целью развития профессиональной компетенции на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе рассматривается как процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития профессиональной компетентности студентов. Таким образом, цель статьи – рассмотрение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР). Основополагающими для данного исследования являются общенаучный и теоретический методы, позволяющие проанализировать и обобщить методические и педагогические труды российских и зарубежных авторов, а также описать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на примере одного из курсов, разработанных в образовательной среде Moodle. В результате проведенного исследования был описан опыт использования образовательной среды Moodle, который позволяет преподавателям в рамках учебного процесса решать несколько актуальных задач: а) использование электронных версий учебных и учебно-методических пособий; б) предоставление дополнительного материала; в) выполнение тестовых и проверочных работ; г) выполнение заданий для отработки практико-ориентированных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, авторами статьи определены основные цели и задачи для дальнейшей корректировки и планирования учебных курсов, развивающих не только лингвистическую, но и профессиональную компетенцию будущих специалистов. Статья может представлять интерес для научных и педагогических работников образовательных учреждений, планирующих использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.