Педагогика

Подаева Н. Г., Подаев М. В., Агафонов П. А. Формирование понятий в процессе обучения геометрии школьников в электронной образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 10–25. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В контексте постнеклассической общенаучной парадигмы современный мир представляется нелинейным, динамическим и непредсказуемым. Выпускнику школы точку опоры следует искать в самом себе и самому вносить хоть какую-то определенность в глобальную неопределенность мира. В связи с этим учитель математики должен развивать те умения обучающегося, которые вносят значительный вклад в формирование понятийного мышления. Проведенный анализ позволил выявить закономерность: овладение школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств в ситуации учения/обучения положительно влияет на освоение им геометрических понятий. Процесс овладения школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств значительно облегчается в результате использования ресурса динамической системы GeoGebra, который можно идентифицировать с электронной образовательной средой (ЭОС). Цель исследования – разработка теоретических основ методического сопровождения процесса освоения геометрических понятий учащимися 8–9-х классов основной школы в условиях электронной образовательной среды. Дидактическим условием эффективности формирования геометрических понятий выступала специальным образом организованная учебная деятельность с использованием динамической системы GeoGebra и специальная система заданий в рамках кружка «Конструктивная геометрия на евклидовой плоскости» для учащихся 8–9-х классов. Результаты анализа статистических данных подтвердили гипотезу о значимом влиянии уровня математической подготовки (уровень значимости 0,003), уровня влияния ЭОС в сочетании с апробируемой методикой (уровень значимости 0,001), продолжительности обучения с использованием апробируемой методики (уровень значимости 0,01). Методическое сопровождение процесса освоения геометрических понятий посредством ресурса ЭОС оказывает более интенсивное положительное воздействие на динамику освоения понятий школьниками, чем без данного сопровождения. При этом от продолжительности обучения с использованием апробируемой методики зависит успешность эксперимента.
Утёмов В. В., Шадрин А. В. Формирование проектной команды в образовательных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие образовательных систем всегда являлось одним из направлений стратегии Российской Федерации. Образовательная система может быть определена через образовательную среду и человеческий ресурс. С одной стороны, контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс) является основным фактором эффективности образовательной системы. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. С другой стороны, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели и стратегические задачи прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Достижение результатов требует эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов посредством реализации национальных проектов и программ. В таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию целостного процесса управления образовательными системами, в котором все виды деятельности человеческих ресурсов (учебная, учебно-профессиональная, научно-исследовательская, внеучебная, социокультурная и другие) скоординированы на достижение поставленных результатов. По итогам проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования проектных команд в образовательных системах, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об управлении человеческими ресурсами в образовательных системах. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию проектных команд в образовательных системах.
Саркисян Т. А. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению математике в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях перехода системы высшего образования на трехуровневую модель обучения чрезвычайную значимость приобретает проблема «усиления» практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Более того, Федеральный образовательный стандарт высшего образования направляет нас на использование особых подходов к конструированию содержания и использованию методик преподавания учебных дисциплин. Одной из ведущих образовательных технологий сегодня является технология, построенная на использовании системно-деятельностного подхода к обучению, что говорит об актуальности проводимого исследования. Целью статьи является разработка и научное обоснование теоретических и практических приемов использования системно-деятельностного подхода к обучению (на примере изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»). В статье показана возможная реализация схемы освоения способа действия в действии (схемы накопления опыта) на примере изучения темы «Статистическая обработка результатов исследования», выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции будущих педагогов. При проведении исследования нами использованы следующие методы: теоретические (методы теоретического анализа и синтеза, обобщение, абстрагирование, систематизация, метод моделирования), экспериментальные (наблюдение). В результате проведенного исследования выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие формировать компетенции будущих педагогов. Теоретическая и практическая значимость представленного в статье исследования заключается в разработке и обосновании учебного занятия в педагогическом вузе на основе использования технологии системно-деятельностного подхода к обучению. Данное исследование будет интересно студентам, аспирантам, педагогам, научным работникам, интересующимся актуальными вопросами использования системно-деятельностного подхода к обучению как в школе, так и в вузе.
Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 45–58. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191037.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные исследования убедительно показывают, что ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние детей и подростков. Одним из ответов на эти угрозы со стороны государства и общества является разработка и воплощение в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. Успешное формирование медийной культуры у нынешних школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка. Вместе с тем открытым остается вопрос о готовности современных учителей к успешному решению сложного комплекса проблем в этой сфере. Целью настоящей публикации является анализ состояния готовности учителей Брянской области к формированию медийной культуры у школьников. Исследование готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области. За период реализации проекта в 2017–2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля. Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений. Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Результаты проведенного исследования подтверждают, что эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей. Готовность учителей к формированию медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем и местом работы. Значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в высокой степени обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на муниципальном, региональном уровнях и в отдельных образовательных организациях. Статья может представлять интерес для специалистов, осуществляющих исследования в сфере использования возможностей средств информационно-коммуникационных технологий в целях воспитания и социализации детей. Полученные результаты будут полезны для органов управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей.
Анисимова Т. С., Вовк О. С. Технология проблемного диалога в формировании ценностных ориентаций дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 32–44. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191036.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема технологического преобразования воспитательного процесса в дошкольном возрасте стала проявлять себя недавно, после парадигмальных изменений в образовании, обусловленных стремительными изменениями в социуме. Потому технологический подход в воспитательном процессе пока воспринимается научной и педагогической общественностью неоднозначно и не получил должного методического и диагностического обеспечения. В статье рассматривается проблема использования технологий для формирования ценностных ориентаций дошкольников как основы воспитания, решения самой сложной воспитательной задачи. Для решения этой задачи авторы статьи избрали технологию проблемного диалога, которая выводит процесс формирования ценностей на личностно-смысловой уровень. Целью работы является разработка и исследование продуктивности воспитательной технологии деятельностного типа: проблемный диалог в дошкольном возрасте для формирования ценностных ориентаций дошкольников. В качестве концептуальной основы исследования избраны принципы целеполагания, смысловой мотивации, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Теоретическим ориентиром явилась гуманистическая направленность и интерпретация знания как переживания. Использован проблемно-диалогический метод. В статье дан краткий анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме, уточнено понятие «проблемный диалог», дано определение этого понятия в процессе воспитания. Авторами разработаны условия использования проблемного диалога для формирования ценностных ориентаций дошкольников, планы-конспекты проведения занятий, предложен увлекательный, мотивирующий вариант блогер-диалога. Показаны преимущества блогер-диалога для создания среды в формировании ценностных ориентаций, активного вовлечения семьи в процесс воспитания. Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций дошкольников в г. Славянске-на-Кубани Краснодарского края, сделаны выводы о значимости показателей пола и места проживания детей для формирования ценностных ориентаций. Результатом эксперимента по формированию ценностных ориентаций дошкольников с использованием технологии проблемного диалога и её модификации блогер-диалога явились выводы об универсальности технологии, её продуктивности, возрастной специфике и эффективности использования для создания развивающей среды. Исследования технологии проблемного диалога показали развитие мотивационно-смысловой сферы ребенка. Разработанные диалоги рассчитаны на детей дошкольного возраста и могут быть включены в дидактическую систему воспитания.