Педагогика

Файзрахманова А. Л. Проектная культура студентов в контексте художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 20–31. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное техногенное общество, характеризующееся постоянным движением, изменчивостью, требует формирования и доминирования особого типа культуры – проектной, позволяющей идти со временем, быстро реагировать на изменения. В статье рассматривается вопрос формирования проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) и дизайн», в контексте художественного образования в вузе. Для решения данной проблемы автор анализирует понятие «проектная культура», выделяет ее составные элементы: когнитивность, мировосприятие, мастерство, поведение и психологическую готовность. С учетом этого цель статьи – предложить методологию формирования проектной культуры студентов в контексте художественного образования и доказать ее эффективность. В статье обозначены направления деятельности по формированию проектной культуры студентов: предметное, метапредметное и ситуационное. Автор приводит базовые формы организации учебной деятельности, направленные на формирование проектной культуры студентов, такие как учебная деятельность академического типа, квазипроектная деятельность, учебно-проектная деятельность, и отмечает, что в рамках формирования проектной культуры студентов целесообразно использовать проектно-трансформационный тип учебной деятельности, не исключая первые два типа, поскольку они являются базой для реализации последующих типов деятельности. Также отмечается, что профессиональное мастерство студентов высокого уровня, взаимосвязь технико-конструкторского и эстетического решения позволяют получить результат проектной деятельности со значительными художественными и практическими свойствами, который составляет продуктивный уровень сформированности проектной культуры будущих педагогов профобучения по профилю «ДПИ и дизайн». В статье обозначены этапы − условия формирования проектной культуры у студентов в контексте художественного образования в вузе. Первый этап − эмоционально-когнитивный – складывается из системности знаний по ДПИ; знаний в области проектирования; позитивного эмоционального восприятия проектной деятельности. Второй этап − деятельностно-практический − включает навыки проектных работ в области ДПИ; навыки изготовления изделий ДПИ. Третий этап − мотивационно-ценностный − представлен интересом и мотивацией к проектной деятельности. Экспериментальной площадкой для проверки эффективности обозначенных условий формирования проектной культуры студентов был определен инженерно-технологический факультет Елабужского института Казанского федерального университета. Результаты эксперимента (высокий уровень сформированности проектной культуры у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп) позволяют утверждать, что выявленные условия эффективны. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются структура проектной культуры, направления деятельности и этапы ее формирования у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Никонова Н. И., Москарова Л. К. Диалог литературы и кино в учебной деятельности студентов среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 11–19. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191019.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье раскрывается специфика применения кинофрагментов на занятиях по русской литературе в учреждении среднего профессионального образования. Актуальность анализируемой проблемы не вызывает сомнений у профессионального сообщества. Показано, что диалогизация литературы и кино отвечает требованиям ФГОС СПО, способствует дифференциации и индивидуализации обучения специалистов. В процессе освоения художественных текстов будущие профессиональные мастера и художники ГБПОУ РС(Я) «Якутское художественное училище (колледж) им. П. П. Романова» должны анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений. Целью статьи является изучение специфики применения средств киноискусства на занятиях по русской литературе у студентов I курса СПО. Анализ научной литературы по данной теме привел к актуализации этапов работы с кинофрагментами, выявлению приемов синтеза кино и литературы в учебной деятельности студентов. В процессе исследования применены следующие методы: изучение и анализ литературы, апробированных приемов экранизации художественных произведений, обобщение опыта. В результате исследования установлено, что использование приемов киноискусства на занятиях по литературе расширяет кругозор обучающихся, воспитывает интерес к киноискусству, повышает мотивацию к изучению предмета, эффективность усвоения произведений. Доказано, что использование средств экранного искусства позволяет переключать студентов с репродуктивной на активную, творческую деятельность. Предложенные методические средства и приемы позволяют преподавателю литературы учитывать характерные особенности интереса студентов к кино и подключать киноопыт зрителя к процессу литературного, художественного развития; разработанный материал может использоваться студентами, преподавателями в учебной и внеучебной деятельности.
Фирсова А. В. Методика изучения рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе в контексте автобиографической прозы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191018.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Важной проблемой в современном школьном литературном образовании является вопрос изучения художественного произведения, поскольку необходимо учитывать своеобразие рода и жанра. В связи с этим широкое внимание в литературном образовательном процессе уделяется формированию у школьников представления об автобиографических произведениях. Статья посвящена методике изучения рассказа В. П. Астафьева в современной школе в контексте автобиографической прозы писателя. Актуальность данного исследования определяется необходимостью решения определенной практической задачи: научить учащихся анализировать, находить информацию в разных источниках, сопоставлять её, делать выводы; недостаточной разработанностью данной темы в теории и практике проведения уроков литературы в 8-м классе; недостаточной изученностью (в 8-м классе) такого аспекта, как «автобиографизм В. П. Астафьева». Данный автор привлекает внимание современного учителя своей автобиографичностью, к тому же он малоизвестен среди российских школьников, что, в свою очередь, говорит об актуальности проводимого исследования. Таким образом, цели статьи – дать краткий историографический обзор автобиографической прозы, исследовать методический аппарат, посвящённый проблеме изучения творчества В. П. Астафьева в современных программах, учебниках и методических разработках; предложить современную модель изучения рассказа В. П. Астафьева; выявить способы эффективного изучения рассказа. При проведении исследования были использованы такие методы, как анкетирование, анализ результатов констатирующего эксперимента, контент-анализ, использование автобиографии писателя, творческая работа. В результате проведенного исследования нами была рассмотрена автобиографическая проза В. П. Астафьева на примере рассказа «Фотография, на которой меня нет» на уроках литературы в 8-м классе. В качестве эффективного освоения программного рассказа предлагается начать с фрагментарного знакомства с автобиографией писателя, затем перейти к анализу произведения, и завершающим этапом станет выполнение творческого задания в стиле фанфикшн, что позволит совершенствовать изучение произведения с учётом автобиографического аспекта. Статья может представлять интерес для учителей-словеcников.
Сиротова А. А. Выбор модели предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 101–114. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191017.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме моделирования предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе. Актуальность указанной темы обусловлена рядом причин. Во-первых, в сегодняшний век глобализации необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, владеющего иностранным языком, в своей профессиональной области для дальнейшего самообразования, актуализации своих знаний в течение жизни и обмена опытом в профессиональной среде очевидна. Во-вторых, в связи с требованиями Болонской системы преподавание в вузе должно способствовать академической мобильности студентов, а российское высшее образование должно встать на путь интернационализации. В-третьих, все больше преподавателей обращаются к интегрированному подходу с целью повысить эффективность использования небольшого количества аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, а также сделать преподавание предметных дисциплин более современным и актуальным с точки зрения научной информации. Моделирование предметно-языковой интеграции в высшей школе представляет собой определенную сложность, так как существует множество вариантов предметно-языкового обучения, и не каждый из них может быть успешно вписан в академический формат вуза. Вместе с тем выбор конкретной модели позволит задать нужный формат и облегчить дальнейший процесс проектирования. Целью данного исследования было проанализировать существующие модели реализации предметно-языковой интеграции в вузах, а также сделать и обосновать выбор оптимально подходящей модели для неязыкового вуза. Для достижения поставленной цели было проведено сравнительное исследование всех описанных в литературе моделей предметно-языковой интеграции, они были объединены в четыре группы, подробно описаны; также были выявлены их ключевые характеристики, сильные и слабые стороны с точки зрения применения в вузе. В результате автором был сделан мотивированный выбор оптимально подходящей модели реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе с подробным обоснованием по каждому из критериев. В заключение говорится о возможности использования данных результатов для дальнейшего проектирования и построения модели интеграции иностранного языка и предметных дисциплин в неязыковом вузе.
Купцова С. А. Профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 90–100. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191016.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Согласно современным исследованиям, для состояния детей и подростков характерны: изменения показателей физического развития, ранний возраст возникновения хронической патологии, широкое распространение нервно-психических отклонений и, что особенно настораживает, – распространение среди них различных форм аддиктивного поведения. Изучив данные о состоянии здоровья современных детей и подростков, о стремительном распространении среди подрастающего поколения различных зависимостей, следует говорить об актуальности исследований в сфере профилактики аддиктивного поведения. Таким образом, целью данного исследования является теоретический анализ представлений отечественных и зарубежных ученых относительно понятия «аддикция», профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; поиск программ, методов и приемов работы с учащимися по профилактике аддикций в условиях образовательного учреждения, направленных на формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций, личностных свойств и качеств (психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций. Основными результатами статьи являются теоретические представления отечественных и зарубежных ученых относительно понятий аддикции, профилактики аддикций, видов, моделей, форм, а также причин ее возникновения; направления работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в условиях образовательных учреждений (комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление групп риска аддиктивного поведения; комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, приобщения подростков и молодежи к здоровому образу жизни). Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать такие методы, как наблюдение, интервью, проективные методики и опросники. Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает разработку и реализацию педагогами, психологами совместно с социальными работниками, медиками специальной программы мероприятий. Основные блоки программы мероприятий, направленной на профилактику аддиктивного поведения, включают работу по дополнительной профессиональной подготовке педагогических работников; обеспечение учащихся информацией о наркомании, алкоголизме, табакокурении и прочих зависимостях; формирование у учащихся необходимых жизненных навыков, которые дали бы им возможность справляться с различными ситуациями; информирование и поддержку родителей. Статья может представлять интерес для ученых и практиков, занимающихся вопросами профилактики аддикций, а также для психологов, педагогов, медицинских и социальных работников и для родителей.