Педагогика

Патяева Н. В., Дарьенкова Н. Н. Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 13–24. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются вопросы воспитания коммуникативной культуры в ходе профессионально-иноязычной подготовки студентов технических вузов. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что общество нуждается в специалистах, чьи компетенции (профессиональные, общепрофессиональные и универсальные) соответствуют требованиям национального и международного рынков труда и способствуют последующему успешному трудоустройству выпускников технического вуза. Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в современных условиях формирование универсальных (общекультурных) компетенций играет большую роль, так как основной целью образовательного процесса является не только подготовка конкурентоспособных специалистов, но и формирование у них системы ценностей и моральных качеств. В связи с этим на кафедре иностранных языков Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось повышение уровня коммуникативной культуры студентов неязыковых специальностей. Для реализации поставленной цели были использованы следующие теоретические методы: систематическое изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов международных научно-практических конференций, обобщение, сравнение; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, оценка и самооценка, анализ результатов педагогического эксперимента, их психолого-педагогическая интерпретация. Разработан (и частично внедрен) ряд мероприятий, направленных на повышение уровня общей культуры студентов и культуры речи в частности. Основные результаты проведенной работы: на занятиях и в беседах с преподавателем студенты более грамотно (в соответствии с нормами литературного русского языка) излагают свои мысли, что положительно сказывается и на процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов; увеличилось число студентов, которые негативно относятся к употреблению мата в общественных местах, активно отстаивая свою точку зрения в дискуссиях; повысился общекультурный уровень студентов благодаря проведенным внеаудиторным мероприятиям, которые стимулировали рост интереса студентов к истории, культуре нашей страны и стран мира. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, ведущих подготовку специалистов инженерного профиля.
Тестов В. А. Принцип природосообразности и его применение в методике обучения математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время в преподавании математики имеется много проблем, связанных со снижением мотивации учащихся, отсутствием у многих из них понимания изучаемого материала. Одной из основных причин такого положения является опора в обучении не на природные особенности восприятия математических знаний детьми разного возраста, а чаще всего на принцип научности обучения и на чисто логическую последовательность изложения материала. В советских методиках обучения из идеологических соображений была ограничена ориентация на природные особенности учащихся. Это привело к тому, что высокий теоретический уровень преподавания математики в школе сочетался с усложнением учебных программ, абсолютизацией теоретического мышления по сравнению с образным мышлением, ущемлением наглядности обучения. Цель статьи – разработка новых подходов в методике обучения математике, основанных на принципе природосообразности – одном из наиболее известных педагогических принципов. Этот принцип рассматривает отношение к человеку при обучении как к части природы, предусматривает опору на его собственные силы и задатки, данные ему от рождения. Для такого предмета, как математика, который изучается с 1-го по 11-й класс, а затем еще и в вузе, принцип природосообразности реализуется прежде всего через поэтапность, многоступенчатость получения учащимися новых математических знаний. Показывается необходимость наличия предварительных этапов, ступеней в изучении основных математических понятий. Поэтапность получения знаний рассматривается на примере формирования важнейшего алгебраического понятия группы и такой порядковой структуры, как скалярная величина. Эти два понятия пронизывают весь курс школьной математики и некоторые вузовские курсы. Рассмотрен также новый подход к изучению принципа и метода математической индукции на основе более ясного для понимания школьниками условия минимальности. Приводятся примеры применения данной формы индукции к решению задач.
Гордиенко О. В. Креативные методы и приемы развития лингвометодического мышления студента-филолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 82–93. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191077.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Для постоянно обновляющегося российского образования, стремящегося отвечать всем социальным запросам современного общества и быстро реагировать на системное технологическое и научно-методическое развитие в сфере образования, необходима подготовка учителей-профессионалов, не просто владеющих набором специальных знаний и профессиональных умений, но и готовых быстро находить новые оригинальные разрешения профессионально ориентированных проблем, принимать взвешенные решения на основе имеющихся профессиональных представлений, умений, опыта и ценностных установок, то есть специалистов с хорошо сформированным профессиональным мышлением и развитыми креативными способностями. Таким образом, актуальность темы развития креативных способностей будущих учителей русского языка на занятиях лингвометодического цикла обусловлена запросами общества к школе выпускать гармонично развитую личность, умеющую находить креативные решения. И от методической подготовки учителя, у которого хорошо развито профессиональное мышление и который умеет подбирать методы и приемы для развития креативности у своих учеников, зависит решение задач развития современного общества. Целью данной статьи является разработка и описание креативных методов и приемов формирования лингвометодического мышления будущего учителя русского языка как одного из важнейших средств развития его креативных способностей. Методологическими основами послужили положения следующих исследовательских направлений в лингвометодике: системное, личностно-деятельностное, креативное, аксиологическое и функциональное. В результате проведенного исследования нами была создана и описана система приемов, которые могут быть интересны и полезны преподавателям методических дисциплин в вузах, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования.
Кириллина Е. В., Лысанова Н. В., Протопопова Т. А. Связь национального менталитета и изучения иностранного языка в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 72–81. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191076.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема овладения иностранными языками студентами неязыковых вузов имеет множество аспектов рассмотрения и новых подходов, но остается до конца не изученной. Один из таких подходов связан с национальным менталитетом обучающихся. Актуальность данного исследования заключается в том, что связь между менталитетом и языком с научной точки зрения исследуется недавно. Несмотря на имеющиеся исследования в этой области, данный вопрос еще недостаточно изучен. Отсюда можно заключить, что менталитет и усвоение иностранных языков взаимосвязаны и требуют изучения. Цель данного исследования – изучение влияния национального менталитета на овладение иностранным языком студентами неязыковых вузов (на примере менталитета народа саха). Ведущими подходами для достижения целей исследования являются: лингвокультурологический подход, который поможет определить влияние живого национального языка, материальной и духовной культуры на языковые процессы; процессный подход, определяющий совокупности непрерывно выполняемых ментальных процессов при овладении иностранным языком для моделирования результатов данной деятельности; ситуационный подход, выявляющий возможность улучшить освоение иностранного языка с учетом влияния национального менталитета обучаемого. В результате исследования будет определен уровень влияния национального менталитета на изучение иностранного языка. Будут выявлены национально-специфические особенности менталитета представителей якутской и английской лингвокультурных общностей, определены пути их влияния на процесс обучения иностранному языку. Проведение сопоставительного анализа особенностей якутского и английского национальных менталитетов (национальный характер, соционические типы и концептосферы якутского и английского языков) способствует разработке модели обучения иностранному языку, учитывающей особенности менталитета обучаемых или студентов с целью преодоления ими затруднений в овладении иностранным языком. Предлагаемый нами подход к определению влияния национального менталитета на овладение иностранным языком студентами неязыковых вузов даст возможность для разработки модели эффективного обучения иностранному языку с учетом особенностей национального менталитета, а именно менталитета народа саха.
Толмачева В. В. Диагностика сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191075.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики реализации экологического образования в высшей школе с учетом принципа междисциплинарности. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на формировании у будущих педагогов универсальных компетенций, заключающихся в том числе в способности поддерживать определенный уровень подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности, а также создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности. При этом практика высшего образования показывает, что интеграция содержания дисциплин, умение решать профессиональные задачи с опорой на знание комплекса смежных научных областей не изменились в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих формированию интегративных профессионально значимых характеристик. Одной из таких характеристик является социально-экологическая готовность будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Цель нашего исследования – разработка основных подходов к диагностике уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. В статье раскрывается авторский взгляд на критериально-уровневую систему оценки, а также показаны содержательные характеристики уровней сформированности изучаемого вида готовности: адаптивно-репродуктивного, интерпретирующе-конструктивного и преобразующего. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать содержательную сторону процесса диагностики сформированности социально-экологической готовности будущего педагога, конкретизацию компонентного состава, соответствующие критерии и показатели сформированности готовности. Проведенный анализ диагностической работы в рамках обозначенной цели позволяет сделать вывод о состоянии исследуемой проблемы в практике высшего педагогического образования, определить наиболее проблемные аспекты для проектирования соответствующей работы по повышению уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Описанная форма работы может стать основой изменения в условиях высшей педагогической школы теории и практики формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.