Педагогика

Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 85–98. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181075.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Ранний выбор профессии выпускником школы во многом определяет его профессиональный рост и социальную успешность в будущем. От того, насколько правильно молодым человеком будет сделан профессиональный выбор, зависит его последующая профессиональная мобильность. Правильное профессиональное определение является важнейшим условием успешного вхождения молодого человека в трудовую деятельность, а также актуальной государственной задачей по формированию конкурентоспособного профессионала. Ведущая роль в профессиональной социализации старшеклассников принадлежит педагогам, которые в своей работе для достижения профориентационных целей могут использовать различные формы профориентации, в том числе и инновационные. Сегодня проведение профориентационной работы в школе инновационными методами приобретает новое значение и является актуальной педагогической задачей. Одна из таких инновационных форм профориентационной работы в настоящее время – это профессиональные пробы. В ходе профессиональных проб школьники знакомятся с профессиональными задачами, характерными для определенной профессии, осваивают элементы конкретного вида трудовой деятельности. Таким образом, у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Целью статьи является описание методики проектирования профессиональных проб, а также представление результатов опытно-экспериментальной работы, полученной на примере проведения конкретной профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». В данном исследовании используются научные методы: монографический анализ, моделирование педагогических процессов, анкетирование участников и анализ результатов проведения профессиональной пробы. Авторами статьи проведен монографический анализ, в ходе которого уточнено понятие «профессиональная проба» и показаны различные точки зрения на толкование термина. Представлен анализ реализации профессиональных проб. Изложен авторский подход к разработке и реализации на примере профессиональной пробы «профессия – фотохудожник». Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что профессиональные пробы помогают школьникам сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии, если они основываются при этом на личном пережитом опыте, пробе себя в этой профессии. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о педагогическом проектировании профессиональных проб, этапах и условиях. Практическая значимость заключается в детальной методической разработке педагогической технологии «профессиональные пробы», что позволяет использовать ее учителям технологии, социальным педагогам в качестве инновационной формы профориентации. Также предложенная методика может использоваться в профориентационной вузовской практике.
Максимова Н. А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181074.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Одной из ведущих проблем на современном этапе развития образовательной системы России является проблема организации взаимодействия экономики и общества с системой образования, а также придания этой системе новых качеств (таких как адаптивность и гибкость). В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы ставится задача формирования подотчетной обществу, гибкой системы непрерывного образования, которая будет развивать человеческий потенциал ребенка и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития государства, что обусловливает актуальность предпринятого исследования и его цели: 1) выявить проблемы при проектировании адаптивного сетевого образовательного пространства, обеспечивающего решение поставленных задач; 2) проанализировать существующий отечественный и зарубежный опыт разработки адаптивного сетевого образовательного пространства. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, метод моделирования при описании подходов к проектированию и составляющих адаптивной информационно-образовательной среды. Основными результатами статьи являются: аналитический отчет состояния современной науки относительно актуальных вопросов и проблем построения информационно-образовательной среды учебного заведения, уточнение понятий «субъект» и «объект» при сетевом взаимодействии в рамках адаптивной информационно-образовательной среды. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе ведущих подходов к проблеме формирования адаптивной информационно-образовательной среды, выделены подходы к организации адаптивной информационно-образовательной среды с элементами сетевого взаимодействия (системный, комплексный, индивидуальный, личностно ориентированный, позитивный, гуманистический). Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе подготовки научно-педагогических кадров и на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, молодых педагогов.
Файзрахманова А. Л., Файзрахманов И. М. Использование коучинга при обучении студентов истории изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 51–60. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181072.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Повышение качества подготовки будущих бакалавров профобучения можно достичь путем создания единой системы образования, интеграции возможностей всех общих и профессиональных дисциплин. Значимым и своевременным становится использование коучинга в образовательном процессе. Метод коучинга используется в спорте, бизнесе, психологии, экономике как способ повышения результативности деятельности. Большой потенциал коучинга позволяет расширить сферу его использования и в образовании, в частности в области преподавания истории изобразительного искусства. Его применение будет способствовать повышению мотивации студентов к обучению, росту их профессиональных компетенций, налаживанию эффективности субъект-субъектных отношений преподавателя и студента, созданию условий для творчества в индивидуальной и коллективной работе, предоставлению свободы выбора путей выполнения учебных задач, контроля студенческих достижений. С учетом этого цель статьи – предложить методологию использования коучинга при обучении истории изобразительного искусства и доказать ее эффективность. Авторами выделены базовые этапы коучинга: постановка цели; проверка реальности; варианты действия и воля к действию. Последний этап предполагает следующую деятельность: разработка маршрутной карты занятия, разработка презентации о художниках, подготовка портфолио художника, заполнение портфеля студента, игра, подготовка реферата, работа с официальными источниками – сайтами музеев, изучение репродукций картин, аналитическая работа. Эффективность использования коучинг-метода продемонстрирована результатами эксперимента, проведенного на базе инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета. Результативность оценивалась по следующим критериям: 1) среднее количество упоминаний художника одним студентом; 2) максимальное и минимальное количество художников, упомянутых одним студентом; 3) количество художников, упомянутых студентами хотя бы один раз; 4) количество упоминаний периодов истории изобразительного искусства. Результаты показали достаточно большой отрыв по всем показателям экспериментальной группы, что доказывает эффективность использования коучинг-метода в обучении истории изобразительного искусства. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются особенности использования коучинг-метода при обучении истории изобразительного искусства. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области изобразительного искусства. Как показало исследование, коучинг-метод имеет достаточно большой потенциал в качестве метода обучения истории изобразительного искусства.
Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П. Воспитательные практики в контексте региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 41–50. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.
Ходырева Е. А. Программы PhD в российских вузах: опыт и перспективы реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 29–40. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн Статья в РИНЦ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и обеспечения экспорта российского высшего образования. Для успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников российских вузов важна синхронизация образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом. Эта проблема особенно значима для программ PhD, которые широко распространены в зарубежных университетах, но не имеют официального статуса в Российской Федерации. Цель статьи – определить перспективы PhD-программ в Российской Федерации на основе изучения сущности и характеристик данных программ, реализуемых за рубежом, а также обобщения опыта их реализации в ряде российских образовательных организаций высшего образования. Ведущими методами исследования проблемы явились теоретический анализ и обобщение образовательной практики реализации PhD-программ, а также методы изучения информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования и анализа локальных нормативных правовых актов вузов в части позиционирования PhD-программ. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и характеристики PhD-программ, определены базовые принципы их реализации, выделены основные виды PhD-программ в соотнесении с программами подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На основе анализа информации о PhD-программах, представленной на официальных сайтах ряда образовательных организаций высшего образования, рассмотрены вид и характеристика данных программ; особенности их реализации; характеристика документов, выдаваемых после завершения программы. Определены перспективы PhD-программ, связанные с комплексной реализацией их потенциала (возможностей). Материалы статьи могут быть полезными для модернизации программ подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающих интеграцию российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.