Педагогика

Семенова Л. А. Проблемы преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 79–88. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы подготовки конкурентоспособного специалиста всегда были актуальными, но особенно остры они в последнее время в связи с технологическими и экономическими изменениями в промышленности. Горное производство является одной из наиболее сложных сфер. Предприятия горной промышленности столкнулись за последние десятилетия с рядом проблем, требующих незамедлительного решения. Одним из глобальных вопросов всех ведущих горнодобывающих компаний России является так называемый «кадровый голод». Актуальность представленной статьи обусловлена несоответствием уровня подготовки специалистов в области горного дела в профессиональных учебных заведениях требованиям производства. Цель данной работы – выявление основных проблем при осуществлении преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела. В настоящей статье автор делится личным опытом работы в рамках подготовки техников в Железногорском горно-металлургическом колледже по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых» и горных инженеров (специалистов) направления подготовки 21.05.04 «Горное дело» (Юго-Западный государственный университет). Ведущие методы исследования эмпирические (наблюдение, опрос, беседа и т. п.). Автор представляет опыт формирования системы преемственности между разноуровневыми учебными заведениями и работодателем в процессе профессиональной подготовки специалиста в области горного дела. В результате проведенного исследования автором были определены основные проблемы преемственности в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела. Это, прежде всего, отсутствие интегрированного образовательного пространства между выпускниками заведений среднего профессионального образования (СПО) – высшего образования – работодателем; неготовность выпускников учебных заведений к требованиям, предъявляемым работодателем, и снижение мотивационного компонента у выпускников системы СПО для продолжения обучения в вузах. В статье подчеркивается: при решении вышеперечисленных проблем мы должны помнить о том, что подготовка специалистов по горному делу идет в рамках обучения в колледжах и вузах, и это определяет требования к подготовке специалистов и созданию преемственности между разноуровневыми учебными заведениями. Особо стоит сказать о результатах опроса работодателей, который позволил автору сформулировать требования, предъявляемые к выпускникам колледжей и вузов в области горного дела. Это, в свою очередь, даст возможность в дальнейшем продолжить исследования по данной проблеме и наиболее точно сформулировать профессиональные компетенции для подготовки специалиста в области горного дела. Статья может представлять интерес для преподавателей и руководителей учебных заведений, готовящих специалистов в области горного дела, а также ученых, ведущих исследования в области преемственности профессиональной подготовки кадров.
Мамонтова Т. С. Особенности развития креативности старшеклассников средствами математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 65–78. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) развитие креативности старшеклассников становится одной из основных задач школьного образования. У большинства детей с раннего детства имеется предрасположенность к творчеству, но традиционные условия обучения в школе не предусматривают развития данной способности. Одним из благоприятных возрастных периодов развития креативности является подростковый, поскольку подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им легче оперировать действиями воображения, устанавливать новые связи между объектами, переосмысливать события и явления действительности. Однако пока вопросу развития креативности старшеклассников в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. Необходимо, прежде всего, пересмотреть традиционную методику преподавания школьных предметов с ориентацией на «среднего» ученика, учитывать личностные особенности развития каждого подростка и включать в содержание предмета нестандартные задачи, направленные на развитие креативности учащихся. Таким образом, цель статьи состояла в изучении понятия креативности, выявлении условий и особенностей развития креативности старшеклассников на предметном содержании школьного курса математики. Основными методами в исследовании были теоретико-методологический анализ и обобщение содержания научной литературы, а также педагогический эксперимент по внедрению авторского комплекса математических задач, направленных на развитие креативности учащихся. В результате проведенного исследования был выполнен анализ подходов к определению понятия «креативность» по отношению к школьному образованию, обобщены результаты исследований по вопросу развития креативности учащихся, выявлены условия развития креативности на предметном содержании школьного курса математики. Проведенный анализ стал отправной точкой для углубленного изучения данной проблемы и разработки собственного комплекса креативных заданий по математике. Задания составлялись с опорой на наглядно-образное мышление, самостоятельный познавательный поиск, творческое самовыражение, фантазию, проявление индивидуальности, внутренней мотивации, интереса, самоцели. В ходе педагогического эксперимента на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» (2018/2019 учебный год) города Ишима Тюменской области нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов. Эксперимент подтвердил, что систематическое использование заданий, требующих от учащихся нестандартных подходов к решению, воображения, фантазии, дивергентного мышления, способствует развитию креативности учащихся. Результаты исследования дополняют теорию развития креативности учащихся общеобразовательных школ. Статья может представлять интерес для практикующих педагогов, учителей математики, студентов педагогических вузов математических профилей подготовки.
Носова М. Б. Результаты разработки методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 51–64. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье изложены результаты теоретического исследования проблемы формирования дискурсивной компетенции военнослужащих, изучающих русский язык как иностранный. Современные методические тенденции в обучении иностранным языкам заключаются в поиске способов повышения эффективности обучения, один из которых, по нашему мнению, необходимость формирования дискурсивной компетенции. В методике обучения иностранным языкам процесс формирования дискурсивной компетенции изучен недостаточно глубоко, неупорядоченно и фрагментарно. Считаем, что формирование дискурсивной компетенции в процессе обучения иностранным языкам имеет фундаментальное значение, являясь одним из актуальных направлений повышения эффективности обучения. Формирование дискурсивной компетенции должно быть профессионально ориентированным и максимально детально учитывать специфику обучающихся. Цель исследования заключается в разработке методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. В результате проведенного теоретического исследования были охарактеризованы основополагающие понятия проектирования методической системы; на основе данных понятий с учетом методических особенностей формирования дискурсивной компетенции в условиях медиаобразовательной среды военного вуза была разработана структура методической системы. Методическая система преследует конкретные цели и выполняет задачи обучения в данных условиях с учетом особенностей обучающихся. Установлено, что повышению эффективности обучения иностранных студентов в военных вузах России способствует узконаправленное профессионально и тематически ориентированное обучение. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке профессионально ориентированной методической системы по обучению определенной группы иностранцев; уникальность этой системы заключается в ее узкой направленности, тематической организованности и вариативности, учете социального института и категории обучающихся. Узкая специфика разработанной системы не ограничивает сферу ее применения; результаты разработки методической системы могут быть применены при обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в том, что в результате теоретического исследования, описанного в данной статье, было осуществлено практическое воплощение методической системы в практике преподавания русского языка как иностранного в военном вузе.
Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 39–50. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью преодолеть разрыв между стремительным ростом индустрии электронных средств обучения и недостаточным дидактическим обоснованием их использования в процессе обучения. Цель данной статьи – выявить параметры для построения технологической модели смешанного обучения для организации учебной деятельности обучающихся с использованием электронных средств обучения. В исследовании применен общенаучный системный подход, в соответствии с которым обучение рассматривается как сложная динамическая многоуровневая система, а также дидактический подход технологического проектирования и моделирования образовательных систем. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что существующие технологические модели смешанного обучения основаны на соотношении онлайн-обучения дома и «лицом к лицу» в классе, причем параметры моделей жестко привязаны друг к другу, что ограничивает дидактические возможности применения таких моделей. На основе анализа сущностных характеристик смешанного обучения предложена цикличная модель смешанного обучения, разработанная в русле технологического подхода. Цикличная модель состоит из трех компонентов: 1. Целевой компонент: (1) ознакомление с материалом; (2) его отработка; (3) контроль сформированности знаний, умений и навыков. 2. Средства обучения (электронные или не электронные. 3. Место обучения (в учебном заведении или вне его). Три составляющие целевого компонента отражают логику учебного процесса и образуют один цикл. Циклы следуют друг за другом непрерывно по восходящей спирали. Две составляющие из второго и третьего компонентов цикличной модели могут комбинироваться между собой в любых сочетаниях и свободно применяться на любом из трех этапов цикла. Модели присущи такие характеристики, как целенаправленность, последовательность, вариативность и гибкость. На ее основе можно построить разнообразные варианты обучения для учебной группы в целом, сочетая компоненты в зависимости от конкретной дидактической задачи, состава группы, обеспеченности образовательного учреждения электронными средствами и других условий обучения. Кроме того, цикличная модель может служить инструментом для построения индивидуальных образовательных маршрутов отдельных обучающихся. Модель носит общепедагогический характер и может быть применена в преподавании любой дисциплины.
Зацепина Е. А., Белянский Р. Г., Киреева И. А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 1 (январь). – С. 25–38. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется: недостаточной изученностью в отечественной методике теоретических вопросов, связанных с обучением коммуникативной грамматике студентов неязыковых вузов; необходимостью разработки методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка и создания соответствующей модели с учетом систематизации методических приемов и средств. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: когнитивно-обобщающие; проведение анализа лингводидактических требований к содержанию программы подготовки студентов неязыковых вузов по иностранному языку; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование студентов, групповые и индивидуальные беседы); прогностические методы; проведение опытного обучения с целью проверки эффективности предлагаемого комплекса коммуникативных грамматических заданий; математические методы (тестирование студентов, качественно-количественный анализ полученных данных). По итогам исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости разработки методики интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе. Теоретическая значимость исследования заключается в научно-практическом обосновании интерактивной модели обучения студентов коммуникативной грамматике английского языка. Педагогическая модель включает: этапы формирования и развития коммуникативных грамматических навыков и умений; функционально систематизированные приемы обучения; критерии отбора и организации учебного грамматического материала с учетом специфики условий обучения; критерии оценки уровней сформированности коммуникативных грамматических навыков и умений. Практическая ценность исследования заключается в создании интерактивной модели обучения коммуникативной грамматике с опорой на алгоритм формирования коммуникативных грамматических навыков и умений на базе комплекса грамматических заданий, которые реализуют методику исследования.