Педагогика

Сидорова Л. В., Протопопова Т. А., Абрамова А. М. Применение возможностей обучающей среды Moodle в обучении иноязычному чтению в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 35–45. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191060.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, владение иностранным языком относится к общекультурной компетенции выпускников вузов. В неязыковом вузе одной из задач обучения иностранным языкам является повышение уровня понимания чтения профессионально ориентированных текстов. Внедрение и широкое использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий в образовании требует пересмотра средств, способов и методов обучения иностранным языкам. Обучающая среда Moodle предстает как один из способов формирования и развития умений иноязычного чтения студентов младших курсов во внеаудиторное время, что требует разработки дидактических материалов по чтению с использованием интернет-ресурсов. Целью статьи является изучение и сравнение уровня понимания иноязычного чтения до и после опытного обучения средствами обучающей среды Moodle. В ходе опытного обучения студенты выполнили задания по чтению в форматах Hot Potatoes, Treasure Hunt, Subject Sampler, Multimedia Scrapbook и Web-Quests, размещенных в Moodle. При проведении исследования были использованы такие методы, как наблюдение, тестирование и изучение продуктов деятельности обучающихся. На начало эксперимента показатели понимания иноязычных текстов составили 25% в экспериментальной группе и 26% в контрольной группе в режиме ознакомительного чтения. В режиме изучающего чтения 18% студентов экспериментальной группы и 15% студентов контрольной группы показали высокие результаты. На конец опытного обучения в экспериментальной группе значительно повысился уровень понимания иноязычного текста по сравнению с контрольной группой: в экспериментальной группе показатели улучшились в среднем на 50%, в контрольной группе в среднем на 20%. В результате проведенного исследования нами были разработаны и апробированы материалы для чтения в разных форматах для студентов младших курсов математического профиля. Статья может представлять интерес для преподавателей иностранных языков в неязыковом вузе.
Бехтер А. Ю. Реализация компетентностного подхода как одного из компонентов обучения студентов английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 24–34. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191059.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие системы высшего образования в России всегда являлось одним из приоритетных направлений государства. Государственные стандарты, определяющие базовый уровень содержания образования, играют основополагающую роль в развитии содержания образования и служат основой оценки уровня подготовленности будущих специалистов. Согласно государственному образовательному стандарту третьего поколения, результат образовательного процесса в вузе – это уровень сформированности компетенций студентов. В начале XXI века всё чаще используется компетентностный подход, который «заменяет» традиционный и предполагает профессионально-личностное саморазвитие студента, его ориентацию в сложных ситуациях, планирование, прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности. Внедрение компетентностного подхода изменяет проблему измерения результатов обучения. Поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетентностного подхода, является давно назревшей проблемой. Соответственно, цель данной статьи – проиллюстрировать, каким способом реализовывается компетентностный подход как один из компонентов обучения студентов, а именно описать составленное учебное пособие по изучению иностранного языка в рамках подготовки студентов по нескольким направлениям технических специальностей с позиции компетентностного подхода. Разработанное учебное пособие позволяет находить решения для различных ситуаций как в научных, профессиональных, так и в повседневных ситуациях. В статье описаны этапы создания пособия, обозначены цели и задачи с учетом особенностей обучающихся. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных документов, изучения и обобщения педагогического опыта, наблюдения, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания. В обосновании целесообразности создания учебных пособий, не только способствующих реализации компетентностного подхода, но и позволяющих найти подход к решению основной проблемы современной системы образования, заключается теоретическая значимость статьи. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по реализации компетентностного подхода в системе высшего образования.
Глушко И. В. Проблема качества высшего образования в оценках работодателей как потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191058.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Качество образования и его оценка – одна из актуальных проблем высшего образования, поскольку проблема снижения качества образования сегодня затрагивает систему образования в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в разделе «Оценка качества освоения основных образовательных программ» содержат требования о том, что работодателям должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом. В силу этого актуализируется исследование рынка труда на предмет востребованности ключевых компетенций у выпускников и молодых специалистов, пришедших работать на производство сразу после окончания вуза. В данной работе поставлена цель: проанализировать наиболее востребованные ожидания рынка труда сельских территорий Юга России относительно выпускников вуза – молодых специалистов в различных областях сельского хозяйства. Основной метод исследования – социологический опрос (анкетирование), дополнительный метод – интервью. Количественная обработка закрытых ответов была осуществлена с помощью программы Excel в относительных (проценты) и средних арифметических показателях (средний балл). Метод составления выборки (метод квотной выборки, учитывающий профиль обучения/специальность) обеспечивает необходимый уровень репрезентативности результатов опроса. В статье рассмотрены имеющиеся в зарубежной и отечественной педагогической литературе последних лет ведущие теоретические подходы к исследованию проблем компетентностного подхода в образовании, оценке качества образовательной деятельности, а также различные критерии оценки эффективности вуза, предложенные ведущими мировыми рейтинговыми системами. По результатам теоретического обзора литературы сделаны выводы о наличии проблем в области подготовки выпускников, выражающихся в недостаточной сформированности ряда универсальных ключевых компетенций и некогнитивных «мягких» навыков. Показано, что мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи с работодателями имеет большое значение для эффективного управления учебным процессом, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и области для его улучшения. Результаты проведенного исследования показали, что среди работодателей не существует единых универсальных требований к подготовке выпускника. Идеального выпускника – молодого специалиста, с точки зрения работодателя, можно представить как готового профессионала, обладающего проектным мышлением и владеющего всем спектром информационных технологий. Однако работодатели в целом, принимая как данность несформированность части компетенций и отсутствие профессионального опыта, в частности ощутимый недостаток практической подготовки выпускников, выразили желание видеть у молодых специалистов желание карьерного роста и профессионального развития, умение работать в команде, принимать управленческие решения, нести ответственность, а также физическое и моральное здоровье, психологическую устойчивость, высокий общекультурный уровень. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических методик и опросников для проведения мониторинга качества образования, а также практических рекомендаций по коррекции образовательной деятельности в инженерном вузе.
Лыскова Г. Т. Формирование коммуникативного взаимодействия на уроке в инклюзивном классе начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики инклюзивного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на организационно-педагогических факторах, анализе результативности такой формы обучения. При этом практика показывает, что отношение учащихся и их родителей к инклюзии практически не изменилось в процентном соотношении в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в коллектив класса и школы. Наиболее значимым может стать формирование положительного отношения и дружбы детей с ОВЗ с одноклассниками. Целью исследования является разработка методики формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроке в инклюзивном классе. В статье раскрывается значение коммуникативного взаимодействия для достижения взаимопонимания и сближения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются особенности младшего школьного возраста и личностных особенностей детей в зависимости от заболевания. Показаны возможности использования урока и содержания учебных программ для формирования коммуникативного взаимодействия учащихся. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства применения учебного материала для построения коммуникативного взаимодействия на уроке и формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проведенный анализ результативности экспериментальной работы в рамках поставленных задач позволяет сделать вывод об эффективности коммуникативного взаимодействия для формирования положительного отношения учащихся инклюзивного класса друг к другу, развития дружеских отношений. Описанная форма работы может стать основой изменения педагогической практики, в том числе процесса методической разработки уроков и планов работы, что позволяет учителю выстраивать деятельность в соответствии с ФГОС.
Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Самостоятельная работа студентов как объект учебно-образовательной методики преподавания геометро-графических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 50–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы продиктована, с одной стороны, требованиями фундаментализации геометро-графической подготовки и смещением акцента на формирование образно-пространственного интуитивно-практического творческого мышления и креативной геометро-графической деятельности, что вызвано изменениями в содержании труда бакалавров техники и технологии в условиях цифровой экономики. С другой стороны, крайне низкий уровень геометро-графической подготовки, а порой и полное ее отсутствие у студентов-первокурсников, поступивших на технические направления, негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса по освоению геометро-графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики). Уменьшение аудиторного времени на изучение графических дисциплин привело к критическому сокращению объема геометро-графической информации, в результате чего стала ограниченной возможность организации аудиторного учебно-воспитательного процесса до уровня продуктивно-творческой деятельности студентов, необходимой для будущих бакалавров техники и технологии. В сложившихся условиях в системе геометро-графического образования требуется разработка индивидуальных моделей самостоятельной работы студентов (далее – СРС), на которую приходится до 70% объема геометро-графических знаний, умений, навыков. Целью исследования является анализ функционирования системы СРС. В исследовании авторы опираются на деятельностный и личностно ориентированный подходы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе самостоятельного овладения геометро-графическими дисциплинами, мотивации к изучению данного курса и приобретению профессионально значимого опыта. Самостоятельная работа студента для формирования заданных уровней геометро-графической компетентности должна проходить при организационно-педагогическом сопровождении преподавателя на основании индивидуально-процессуальной модели СРС. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материалов статьи при разработке и обосновании педагогических технологий и моделей самостоятельной работы студентов.