Педагогика

Самохин И. С., Караванова Л. Ж., Мыльцева М. В. Использование художественных фильмов на занятиях по английскому языку в школе и вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 40–49. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается педагогический потенциал англоязычных видеоматериалов на занятиях по английскому языку. Актуальность исследования обусловлена общей тенденцией к применению поликодовых текстов (фильмов, песен, компьютерных игр) в современном среднем и высшем образовании. Теоретическая значимость работы заключается в обзоре отечественной и зарубежной литературы, посвящённой использованию художественных фильмов в рассматриваемом контексте. Установлено, что оно повышает уровень мотивации (через психологический комфорт, положительные эмоции), развивает различные психические функции (в первую очередь внимание и память), играет определённую роль в совершенствовании лингвистических навыков, способствует формированию коммуникативных ситуаций и расширению кругозора учащихся в области истории и культуры соответствующей страны. Отмечается, что важно учитывать длительность видео и проводить работу с ним в рамках трёх этапов: подготовительного (до просмотра), демонстрационного (во время просмотра) и завершающего (после просмотра). Далее излагается содержание авторской методики И. С. Самохина, связанной с показом художественных фильмов в школах и вузах, что отражает практическую значимость и новизну исследования. В следующем разделе приведены задания к эпизоду из фильма “That’s What I Am” («Вот я какой») и результаты, полученные после демонстрации данного фрагмента группе студентов с уровнем “Intermediate”, обучающихся по специальности «Психолого-педагогическое образование». Подчёркивается, что учащиеся в основном справились с устной частью (заполнением пропусков, ответами на вопросы и обсуждением увиденного) и не справились с письменной (рецензией на фильм). Авторы статьи выступают против частого использования заданий на основе фильмов, песен и других поликодовых текстов, отмечая, что ведущую роль в образовательном процессе должны играть более традиционные упражнения. По мнению авторов, поликодовые тексты прежде всего усиливают эффект разнообразия, благодаря которому у учащихся остаются приятные воспоминания о проведённом занятии.
Белякова Е. Г., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Быков С. А. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 23–39. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами.
Кутыгин Ю. А., Шаламова Е. Ю. Реализация правового воспитания в России: от региональных проектов к разработке Единой концепции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 13–22. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена неутешительной статистикой совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними, учащающимися резонансными преступлениями со стороны молодежи с проявлением не свойственной им жестокости, а также значительным числом научных и иных публикаций по исследуемой проблеме, публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации. Правовое воспитание в России в настоящее время не имеет единого подхода, ученики отдельных образовательных организаций по инициативе региональных властей либо педагогов более углубленно изучают основы правовых дисциплин по сравнению с другими обучающимися, которые изучают право лишь в рамках отдельных тем. Такой подход ставит обучающихся в неравное положение, не способствует профилактике преступности, а также повышению общей правовой грамотности подрастающего поколения. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки Единой концепции правового воспитания в России. Цель настоящего исследования – выявление имеющихся проблем в реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению их негативного влияния. Предполагается, что цель будет достигнута в результате анализа имеющихся тенденций и мер правового воспитания в России; уяснения исторического опыта использования правового воспитания; определения подходов к реализации правового воспитания за рубежом; исследования мнений обучающихся и преподавателей о необходимости правового воспитания, имеющихся проблемах средствами анкетирования. Основной результат научного исследования – выявление имеющихся проблем реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению негативного влияния проблем его реализации на настоящем этапе в России, в частности конкретных мероприятий, которые могут входить в Единую концепцию правового образования. По результатам анкетирования обучающихся 8–11-х классов образовательных организаций Свердловской области были выявлены основные проблемы в изучении правовых дисциплин, ведущая из которых – осознание обучающимися нехватки правовых знаний. При проведении исследования использовались такие методы, как социологический, аналитический, метод синтеза. Проведенное исследование будет полезно как для теоретических, так и для практических работников, в частности преподавателей начальных и старших классов, сотрудников в сфере образования, осуществляющих разработку образовательных программ и стандартов, сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, а также может быть использовано для проведения дальнейших исследований и разработок.
Белинова Н. В., Хижная А. В., Конакова Т. А. Готовность педагогов к внедрению инновационных технологий речевого развития в образовательный процесс детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование в дошкольном образовании инновационных технологий, форм, методов и средств актуализировало вопросы своевременной и качественной подготовки педагогов. Соответственно, целью настоящего исследования является определение инновационных и эффективных технологий из ряда смежных наук, областей научно-практических знаний и практик на основе трансдисциплинарного подхода и изучение готовности педагогов к их внедрению в рамках реализации задач образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Отбор технологий осуществлялся на основе фундаментальных отечественных исследований в области психологии развития ребенка и современных тенденций модернизации образования (информатизации и цифровизации). Наиболее эффективными и перспективными для дальнейшей разработки в сфере дошкольного образования представляются информационно-коммуникационные технологии, моделирование и схематизация, мнемотехника, синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии, обеспечивающие в комплексе наглядность и двигательную активность детей дошкольного возраста в процессе основной образовательной деятельности. Внедрение технологий смежных наук в практику требует обеспечения организационных условий, одним из которых является изучение готовности педагога к использованию предлагаемых технологий. С этой целью нами было проведено исследование, основанное на методах тестирования и анкетирования, с целью выявить общий компетентностный уровень педагогов и степень использования актуализированных технологий в процессе речевого развития детей дошкольного возраста. Результаты исследования указывают на владение современными педагогами информационно-коммуникационными технологиями и их готовность осваивать новые программные продукты в сфере образования. Также широко представлены в практике технологии моделирования и схематизации, мнемотехника. Вместе с тем синквейн, интеллектуальные карты, су-джок-терапия и телесно ориентированные технологии не получили широкого применения в дошкольном образовании. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о необходимости создания формата подготовки педагогов к использованию инновационных технологий. Данное исследование предваряет разработку и апробацию модели профессиональной подготовки педагогов к внедрению инновационных речевых технологий в дискурсе неформального и информального образования.
Пиджоян Л. А. Формирование готовности будущего педагога-музыканта в вузе к музыкально-просветительской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обращение к традициям музыкального просветительства как важнейшего института современной культуры позволяет осознать особую миссию музыканта-просветителя, способного успешно осуществлять организацию культурно-образовательного пространства и реализовывать музыкально-просветительские проекты в профессиональной деятельности. Рассмотрение вузовской подготовки педагога-музыканта в контексте популяризации просветительских идей позволяет представить теоретические аспекты формирования готовности будущего специалиста к реализации музыкально-просветительских проектов, культурно-образовательных программ. Целью статьи является обоснование сущности и описание структурных компонентов понятия «готовность к музыкально-просветительской деятельности»; представление основных направлений аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, направленных на совершенствование и развитие компетенций и знаний в области музыкального просвещения. Рассмотрение процесса профессиональной подготовки специалиста в контексте готовности к организации музыкально-просветительской работы осуществлялось на основе единства средового, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов. Обобщение исследований по обозначенной теме позволило рассмотреть готовность к музыкально-просветительской деятельности как результат и как цель вузовской подготовки будущего специалиста в области музыкально-педагогического образования. Представляя данный феномен как явление комплексное, интегрирующее профессиональные и личностные характеристики индивида, определены и описаны взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты готовности личности к музыкально-просветительской деятельности: ценностно-мотивационный, познавательный, деятельностно-креативный. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью обоснования и разработки модели и технологии формирования готовности педагога-музыканта к реализации музыкально-просветительских проектов, совершенствования разнообразных видов и форм музыкально-просветительской работы в учреждениях различного типа для разработки различных учебно-методических материалов (программ, методических рекомендаций и т. д.).