Педагогика
Сауров Ю. А., Уварова М. П. Образование как конструирование реальности мышления и деятельности (К 90-летию Г. П. Щедровицкого) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 73–91. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191007.htm
ART 191007
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11007
Просмотров: 1380
В современной научной и образовательной деятельности, шире – жизнедеятельности, востребованы как коллективная, кооперированная деятельность учебной (и иной) группы, так и мыслительная и рефлексивная деятельность индивида. Эта практика в разных предметных областях и соответствующие качества субъекта образования во многом определяют уровень университетского образования. В целом его совершенствование ведется по классическим направлениям: организационно-экономическое и нормативно-правовое обеспечение, развитие кадрового потенциала, совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности в университете. Но, на наш взгляд, собственно процессуальным аспектам образовательной деятельности и их обеспечению уделяется недостаточное внимание, в том числе из-за формально модной тенденции к сокращению аудиторной нагрузки. А так важно не упрощать, а углублять интеллектуальную деятельность студентов! Отсюда актуальность исследования состоит в поиске инструментов построения духовной реальности как онтологии обучения, как фундамента для организации практики образовательной деятельности в школе и вузе. Цель статьи – на платформе текстов Георгия Петровича Щедровицкого организовать в пространстве-времени диалог о профессиональной жизни преподавателя, принципах, позициях, действиях для себя и других. И здесь интеллектуальные размышления не уход от реальности, не украшательство, а может быть, ведущий инструмент понимания объективного мира и самого себя. Предмет деятельности мы видим в систематизации и аргументации небольшого числа идей-оснований как ориентировки для совершенствования преподавательской деятельности. Ведущий метод исследования – это анализ доступных литературных источников. В статье представлены фрагменты диалога-размышления на методологических семинарах по проблемам образовательной деятельности, освоения мышления, поисков оснований в дидактике и психологии. В них идеи Московского методологического кружка (далее – ММК) – ресурс в построении содержания и формы деятельности учения и преподавания. Основной результат статьи заключается в инициировании рефлексивной деятельности специалистов в научно-исследовательской и образовательной областях. Ее творческий результат – конструирование интеллектуального поля (некой деятельностной картины мира) для современной по разным чертам профессиональной деятельности любого субъекта в образовании.
Разумовская Е. А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 62–72. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191006.htm
ART 191006
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11006
Просмотров: 1447
Владение английским языком становится насущной необходимостью во всех сферах профессиональной деятельности, но вместе с тем определенной суммы знаний и соответствующих навыков, связанных с различными аспектами языка, явно недостаточно для полного владения языком в гуманитарных вузах, в частности в театральном вузе. Использование лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в театральном вузе помогает развитию и совершенствованию у обучаемых лингвокультуроведческой мотивации, воспитанию обучающихся в контексте диалога культур. Этот подход обеспечивает устойчивый результат в области практических навыков и умений по применению языка как средства межкультурного общения, содействует приобретению обширных культуроведческих знаний, которые становятся составной частью международной профессиональной деятельности обучающихся, что определяет актуальность темы исследования в статье. Цель исследования – выявить и установить истоки методологии и методических перспектив процесса реализации лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение и метод анализа процесса обучения сценической речи на английском языке студентов Театрального института им. Б. Щукина (г. Москва). По результатам исследования в статье представлена методология использования лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке и методы ее реализации в гуманитарном вузе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы и обобщены основные методологические и методические положения по проблеме организации процесса обучения сценической речи на английском языке в системе высшего образования. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике основных положений, выдвинутых автором. Результаты исследования могут способствовать совершенствованию методов преподавания сценической речи на английском языке в театральных школах России, что позволяет сформулировать конкретные рекомендации для речевого обучения будущих актеров в направлении международной профессиональной деятельности.
Бондаренко М. И. Использование метода проблемного обучения при изучении «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса в вузе с целью формирования профессиональных компетенций учителя-словесника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 53–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191005.htm
ART 191005
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11005
Просмотров: 1379
В статье рассматриваются возможности изучения диккенсовской «Рождественской песни в прозе» студентами вузов в рамках модуля «История зарубежной литературы». Целью исследования является моделирование практического занятия на основе метода проблемного обучения. Актуальность обращения к данной теме обусловлена значимостью самой повести и в контексте творчества реалиста, и в контексте развития английской и западноевропейской литературы XIX века. Рождество в художественном сознании писателя стало органичной формой выражения общего гуманистического пафоса его творчества и в меньшей степени было связано с религиозной составляющей. Диккенс является в европейской литературе основоположником традиции рождественского жанра. При изучении «Рождественской песни в прозе» необходимо обратиться к поэтике текста, определить составляющие жанрового канона, а также охарактеризовать социально-исторический фон. Реализму присуща идея социальной детерминированности героя. Скрудж в повести Диккенса наделен утилитаристским сознанием. Изучение студентами-филологами «Рождественской песни в прозе» на III курсе очной формы обучения и IV курсе заочной формы обучения должно опираться на сформированные модулями «Иностранный язык» и «Философия» общекультурные и профессиональные компетенции. Для более корректного исследования повести Диккенса необходимо обращаться к оригинальному тексту на английском языке. Основными методами исследования текста являются герменевтический, биографический и исторический. Формы работы с «Рождественской песнью» могут быть вариативны. Одним из подходов изучения данного текста является лекционный формат. Однако художественная природа текста более подходит для изучения на практическом или семинарском занятии. В лекционном курсе для ознакомления студентов с повестью предпочтителен репродуктивный метод. Он позволяет преподавателю в обзоре творчества Диккенса отметить ключевые закономерности эволюции творчества писателя, что поможет в организации работы студентов с конкретным текстом. В формате практического занятия следует рассмотреть возможности использования метода проблемного обучения. Данный метод соответствует логике исследования художественного произведения обучающимися и позволяет решать поставленные преподавателем задачи. В организации работы студентов по изучению текста Диккенса используется технология групповой работы. Результаты исследования, приведенные в статье, связаны с тем, что в ней рассматриваются как возможности организации теоретического ознакомления студентов с данным текстом, так и практические подходы к его исследованию, которые будут необходимы для формирования профессиональной компетенции учителя.
Кирин Н. А. Реализация принципа связи теории с практикой как мотивирующего фактора к обучению на примере изучения дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» для направления подготовки «Экономика» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 40–52. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191004.htm
ART 191004
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11004
Просмотров: 1474
Актуальность данной работы определяется необходимостью реализации одного из основных принципов педагогики – связи теории с практикой. Этот принцип не только отвечает современным положениям ФГОС, что отражено в перечне необходимых для овладения компетенций, но и способствует повышению мотивации студентов к обучению. Особенно остро эта проблема встает при изучении математических дисциплин на направлениях подготовки, не связанных непосредственно с математикой. При этом знания отдельных разделов математики могут являться важнейшей составляющей в подготовке бакалавров и магистров по этому направлению подготовки. Примером может служить направление подготовки «Экономика». В связи с этим целью данной статьи является обсуждение в рамках методики преподавания дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» рекомендаций для раскрытия её возможностей в реализации принципа связи теории с практикой для направления подготовки «Экономика». Данные рекомендации воплощены в приведенной серии решаемых задач с практическим содержанием, которые имеют в то же время и теоретическую ценность. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является интегративный подход, который обеспечивает, с одной стороны, целостность и преемственность содержания образовательной программы и методических систем, а с другой стороны, установление прочных межпредметных связей. В статье рассмотрена проблема мотивации студентов к изучению дисциплины «Обыкновенные дифференциальные уравнения» для непрофильных направлений подготовки, в частности для направления подготовки «Экономика». Ряд теоретических положений, опубликованных в различных монографиях и статьях по экономике и математическим моделям в экономической теории, переработаны и адаптированы для студентов с различным уровнем подготовки. Практическая значимость данной работы заключена в том, что в статье предложена последовательная система практических задач, которая способна не только помочь закрепить и отработать некоторые практические навыки решения линейных дифференциальных уравнений первого порядка, но и дает возможность студентам-экономистам расширить свои знания непосредственно по направлению подготовки, а также показать перспективы и возможности применения данного математического аппарата в их непосредственной профессиональной деятельности в будущем.
Рехлова А. В., Набатова Л. Б. Экспериментальная работа по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 29–39. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191003.htm
ART 191003
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11003
Просмотров: 1438
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в военной сфере. Результатом обучения должна стать способность выпускника действовать в ситуациях профессиональной реальности, вести профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного мирового сообщества. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) выдвинула конкретные требования к владению английским языком в сфере авиации. Однако проблема недостаточного уровня владения пилотами авиационным английским языком продолжает оставаться актуальной. Статья посвящена результатам экспериментальной работы, направленной на формирование у курсантов военного вуза достаточного уровня сформированности иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции средствами интегральной технологии, адаптированной к условиям обучения в военном авиационном вузе. Целью статьи является описание экспериментальной работы по реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку в военном вузе. В статье раскрывается структура иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, критерии и уровни оценки её сформированности. Авторы описывают этапы процесса практической реализации интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, а также эффективность воздействия следующей совокупности педагогических условий адаптации интегральной технологии к условиям военного вуза: дифференциация обучения; профессиональное соответствие и мотивация курсантов; наличие инфокоммуникационного сопровождения; мониторинг успешности курсантов и градация знаний по уровням. Анализ результатов проведенного нами эксперимента доказывает эффективность разработанной методической модели интегральной технологии обучения авиационному английскому языку, адаптированной к условиям подготовки в военном вузе. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.