Педагогика
Мутьев А. В., Коваленко Ю. А., Зайцева А. В. Оборонно-массовая и физкультурно-спортивная работа в вузах Крыма накануне Великой Отечественной войны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 95–111. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251176.htm
ART 251176
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11176
Просмотров: 378
Вопросы патриотического воспитания и военно-физической подготовки обучающихся высших учебных заведений к службе в армии и защите Отечества остаются актуальными в любую историческую эпоху. Цель работы – выявление организационных и педагогических особенностей оборонно-массовой и физкультурно-спортивной работы на примере высших учебных заведений Крымской АССР в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века. На основе системного и регионального подходов в работе был использован комплекс общетеоретических, исторических и историко-педагогических методов (анализ и обобщение научно-методической литературы, системно-исторический анализ, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный методы, метод моделирования). Основными источниками при изучении проблемы стали делопроизводственные документы Республиканского комитета по делам физической культуры и спорта при Совете народных комиссаров Крымской АССР за 1937–1941 годы из фондов Государственного архива Республики Крым, которые впервые введены в научный оборот. Результаты проведенных исследований позволили определить ключевые особенности системы оборонной, физкультурной и военно-патриотической работы в крымских вузах исследуемого периода. Установлено, что ее эффективность обеспечивалась интеграцией усилий государственных, общественных и партийных органов полуострова, администрации и общественного актива вузов. В учебных заведениях концентрировались лучшие преподавательские кадры и велась подготовка помощников инструкторов из числа обучающихся. Коллективы вузов были включены в систему спортивных соревнований и соцсоревнований от внутривузовского до всекрымского уровня. Почти все студенты и преподаватели вузов Крыма участвовали в деятельности спортивных или оборонных секций, бригад, кружков и отрядов и были вовлечены в сдачу норм для получения оборонных значков. Система постановки оборонной работы в крымских вузах показала свою действенность в период Великой Отечественной войны. Теоретическая значимость работы заключается в получении ранее неизвестных данных о постановке оборонно-массовой и военно-физкультурной работы в вузах Крымской АССР, способствующих более полному и глубокому пониманию особенностей развития региона. Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего критического осмысления и заимствования положительного опыта для дальнейшего развития и совершенствования современной системы подготовки студентов к защите Отечества.
Воеводская Е. А. Способы интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей в педагогическом вузе (на примере профиля «Иностранный язык») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 79–94. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251175.htm
ART 251175
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11175
Просмотров: 430
В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров, готовых к осуществлению самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и профессионального стандарта «Педагог». Выпускники педагогических вузов сталкиваются с трудностями при решении профессиональных задач, требующих интегрированного применения компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплин по педагогике, психологии, методике и базовому предмету. Цель данной статьи – определить сущность понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и выявить способы интеграции педагогического, психологического, методического и предметного компонентов образовательной программы будущих педагогов. В ходе исследования использовались методы изучения литературы, ее анализа, синтеза, сравнения, систематизации публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние 15 лет, а также обобщения собственного опыта подготовки будущих учителей иностранного языка. Основные результаты статьи включают уточнение понятия интеграции в высшем педагогическом образовании и ее значения в процессе подготовки будущих учителей. В статье представлены способы интеграции профессионально значимых дисциплин на уровнях межпредметных связей, дидактического синтеза и целостности. Выделены основные составляющие интегративного подхода: методическая, деятельностная и содержательная – и предложены варианты их реализации в учебном процессе педагогического вуза. Приведены примеры интегрированных учебно-профессиональных задач, которые можно использовать на занятиях по методике и иностранному языку. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации опыта применения интегративного подхода в современной высшей школе, практическую ценность для преподавателей представляет репрезентация опыта интеграции дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей образовательной программы по профилю «Иностранный язык».
Соломина А. И. Нейролингвистические методы и традиционные подходы в преподавании иностранного языка: экспериментальное исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 63–78. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251174.htm
ART 251174
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11174
Просмотров: 490
Современное преподавание иностранных языков во внеязыковой среде требует поиска эффективных дидактических решений, обеспечивающих активное вовлечение участников образовательного процесса, преодоление грамматических трудностей и формирование устойчивой речевой активности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения на начальном этапе, когда особенно важно задействовать когнитивные и эмоциональные ресурсы обучающихся при ограниченной языковой практике. Целью статьи стало описание нейролингвистических методов и традиционных подходов в преподавании китайского языка в рамках экспериментального исследования. Методологическую основу составил педагогический эксперимент, проведенный на базе Алтайского государственного педагогического университета со студентами, изучающими китайский язык. В экспериментальной группе применялись нейролингводидактические принципы: игровые методы, мультимодальные стимулы, визуальные и эмоциональные якоря, направленные на активацию когнитивной активности и создание позитивной учебной атмосферы. Обучение в контрольной группе велось по традиционной методике, ориентированной на объяснение и репродуктивное закрепление грамматического материала. Анализ результатов показал, что использование нейроподхода способствует более успешному усвоению грамматических конструкций, формированию спонтанной речи, устойчивой учебной мотивации, а также эмоциональной вовлеченности участников образовательного процесса. Кроме того, зафиксировано повышение творческой активности преподавателей, рост их профессионального удовлетворения и интереса к инновационным методам. В работе проведен обзор современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам нейродидактики, что позволило обосновать выбор исследовательского подхода и сопоставить полученные результаты с актуальными научными данными. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала нейролингводидактики как направления, способствующего усилению когнитивной, эмоциональной и профессиональной активности субъектов образовательного процесса. Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов для оптимизации и разработки эффективных учебных программ на начальном этапе языковой подготовки.
Фирсова С. А., Рябухина Е. А. Реализация компьютерного эксперимента в лабораторных работах по машинному обучению для студентов медицинских специальностей вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 40–62. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251173.htm
ART 251173
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11173
Просмотров: 374
В связи с введением в учебные планы медицинских вузов дисциплины «Введение в современные информационные и интеллектуальные технологии», включающей раздел по изучению основных принципов и алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта (далее – ИИ), возникает необходимость разработки соответствующего методического обеспечения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что студенты-медики в подавляющем большинстве не обладают необходимыми знаниями в области математики и программирования, являющимися теоретической основой современных интеллектуальных технологий, что может привести в их дальнейшей профессиональной деятельности к неверной интерпретации полученных с помощью ИИ результатов; поэтому при разработке методических материалов следует учитывать специфику данной категории обучающихся. Целью статьи является описание предлагаемого авторами подхода по реализации компьютерных экспериментов в лабораторном практикуме вышеуказанной дисциплины, позволяющих студентам более глубоко понять суть изучаемых методов машинного обучения и условий их применения. В качестве методов исследования выступили: методы классификации, применяемые в машинном обучении, методы планирования эксперимента, а также двухфакторный дисперсионный анализ, используемый в качестве доказательной базы эффективности предлагаемого подхода. Базу для проведения опытно-экспериментальных работ составил учебный контингент Медицинского института Мордовского университета. Результатом является разработанный авторами подход к выполнению лабораторных работ студентами медицинских специальностей вузов. Данный подход включает: изучение основных математических формул, лежащих в основе того или иного метода машинного обучения, выполнение несложных вычислительных примеров на небольшом объеме данных, изучение основных функций языка Python для реализации конкретной практической задачи, проведение компьютерных экспериментов для более углубленного изучения выбранной математической модели и повышения ее точности. Эффективность предложенного подхода была подтверждена результатами проведенного авторами педагогического эксперимента. Теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации материалов по данной теме, полученные результаты дополняют имеющиеся научные и педагогические разработки, углубляя понимание процессов, связанных с данной темой, и могут быть использованы в дальнейших исследованиях. Практическая значимость заключается в том, что представленный подход может быть использован в качестве основы при разработке методических материалов по разделу «Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта в здравоохранении».
Вакс В. Б. Влияние взаимодействия преподавателя и обучающихся на эффективность усвоения учебных материалов при дистанционном обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 23–39. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251172.htm
ART 251172
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11172
Просмотров: 391
В настоящее время в образовательном процессе активно используются дистанционные технологии, что определяется объективной необходимостью развития цифровизации образования. Однако это приводит к трансформации образовательной деятельности. Цифровые средства позволяют осуществлять обучение не в образовательном учреждении, а на специализированных онлайн-курсах, путем применения искусственного интеллекта и т. д. В результате возрастает значимость межличностного взаимодействия преподавателя и обучающихся прежде всего как фактора привлекательности получения образования. Также межличностное взаимодействие может рассматриваться как один из аспектов роста эффективности обучения, поскольку оно повышает степень усвоения учебных материалов. Указанные аспекты определяют актуальность рассмотренной темы. В качестве цели исследования была выделена необходимость изучения влияния взаимодействия преподавателя и обучающихся на эффективность усвоения учебных материалов при использовании дистанционных технологий, оцененного на основе мнения студентов, выраженного при анкетировании по вопросам применения информационно-коммуникационной системы в образовательном процессе. Основным методологическим подходом был выбран эмпирический, в связи с чем для формирования первичных исходных данных был использован метод опроса. Результатом исследования стал вывод о том, что взаимодействие с преподавателем в процессе ДО признается обучающимися не вполне равноценным непосредственному взаимодействию на аудиторном занятии. Также исследование позволило сделать вывод, что вопрос удобства осуществления дистанционного взаимодействия при помощи цифровых средств противоречив. С одной стороны, преимуществом ДО являются быстрота и непрерывность. Однако ускоренное и постоянное взаимодействие также может привести к повышению эмоциональной нагрузки на обучающихся. В результате снизится их успеваемость и появятся сложности в решении учебных задач. Указанные аспекты определяют необходимость дальнейшего развития применяемых методов дистанционного взаимодействия. Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении вопросов соответствия взаимодействия с преподавателем на дистанционном и аудиторном занятии и удобства применения дистанционных образовательных технологий субъектами – участниками ДО. Практическая значимость представлена возможностью использования результатов изучения мнения обучающихся о дистанционном взаимодействии при внедрении цифровых технологий в образовательную деятельность.
А. В. Мутьев