Педагогика
Феттер И. В., Макарова Н. С., Диких Э. Р. Модель диагностики персонификации образовательной среды школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 301–315. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241097.htm
ART 241097
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11097
Просмотров: 356
Требования современного образования к достижению каждым обучающимся высокого качества образовательных результатов можно обеспечить только в случае создания для ребенка специальных условий, что описывается в исследованиях, посвященных персонификации образования. Процесс персонификации современного школьного образования предполагает создание условий для выбора и реализации обучающимся индивидуального образовательного маршрута в условиях нелинейного образования с учетом его мотивов, интересов, способностей, образовательных запросов, а также принятия ответственности за полученные образовательные результаты. Цель статьи заключается в моделировании диагностики персонификации образовательной среды школы в соответствии со структурой среды, ее параметрическими характеристиками, стратегиями и сценариями персонификации. Ведущим подходом исследования является средовой подход как методологическая основа проектирования процесса персонификации образовательной среды школы, ориентированного на достижение современного качества образования в соответствии с индивидуальным образовательным запросом обучающегося. Авторами статьи обозначены взаимосвязи составляющих качества образования, компонентов образовательной среды и стратегий персонификации образовательной среды школы: стратегии событийности, самореализации, сопровождения. Исходя из этого предпринята попытка моделирования диагностики персонификации образовательной среды школы, включающая: оценку параметрических характеристик образовательной среды школы в соответствии с обозначенными стратегиями; выявление удовлетворенности обучающегося и родителей в отношении компонентов образовательной среды, анализ фиксированных индивидуальных образовательных результатов и достижений; исследование вариантов сценирования персонификации образовательной среды. В заключении статьи структура образовательной среды рассматривается как основание для выявления образовательных рисков в условиях персонификации школьного образования. Теоретическая значимость исследования заключается в построении модели диагностики персонификации школьного образования в контексте средового подхода. Совокупность обозначенных методов диагностики может быть использована в практике управленческой деятельности руководителей образовательных организаций для оценки результативности процесса персонификации образовательной среды школы и проектирования ее оптимального сценария.
Проценко С. И., Сафонова Л. А. Подготовка бакалавра педагогического образования к использованию цифровых образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности в рамках дисциплины «Технологии цифрового образования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 284–300. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241096.htm
ART 241096
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11096
Просмотров: 430
Организация учебного процесса педагогического вуза осуществляется в соответствии с нормативными документами: профессиональным стандартом педагога и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Актуальность статьи определяется необходимостью поиска путей подготовки педагога, включающей формирование как теоретических знаний, так и практических навыков. Предлагается решение указанной проблемы с помощью практико-ориентированных заданий. Цель данной статьи – анализ проблемы подготовки бакалавра педагогического образования к использованию цифровых образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности и обоснование эффективности использования разработанных методических подходов к ее решению. Раскрываются возможности цифровых образовательных ресурсов в реализации наиболее востребованных в настоящее время цифровых технологий обучения. В связи с переходом на ядро педагогического образования вузы страны в свои учебные планы включили единые дисциплины в объеме 75% учебного времени. Одна из них – дисциплина «Технологии цифрового образования», которая относится к коммуникативно-цифровому модулю учебного плана подготовки бакалавра направления «Педагогическое образование». В качестве методов исследования был использован анализ содержания ядра педагогического образования, а также методических рекомендаций по проблемам преподавания данной дисциплины. Было выяснено, что исследователи не уделили должного внимания цифровым образовательным ресурсам несмотря на то, что в ядре педагогического образования им посвящен один из четырех разделов дисциплины. В качестве результатов в статье представлены две лабораторные работы, нацеленные на формирование универсальных и общепедагогических компетенций, связанных с оценкой и применением информационных технологий в профессиональной деятельности. Раскрывается содержание теоретической части лабораторных работ, при этом внимание акцентируется на глубоком понимании студентами потенциала цифровых образовательных ресурсов и эффективности их применения. Описывается практическая часть, основу которой составляют аналитические задания на поиск и анализ информации и практико-ориентированные задания – на самостоятельную разработку материалов.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Анненкова А. А. Использование анимации в медиапространстве акции «Библионочь» для развития навыков командной работы магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 265–283. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241095.htm
ART 241095
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11095
Просмотров: 347
Модернизация библиотечного образования предполагает использование технологий, обеспечивающих одновременную работу со звуком, изображениями и текстом. Умения применять средства компьютерной анимации в работе над проектами и навыки командной работы – востребованные soft skills, сформированность которых определяет профессиональную самореализацию специалистов библиотечного дела. Цель исследования – выявление потенциала использования средств анимации в медиапространстве акции «Библионочь» для развития навыков командной работы магистрантов. Научная новизна заключается в том, что обосновывается дидактический потенциал включения анимации в информационное взаимодействие участников библиотечного обслуживания для формирования навыков коллаборации. Теоретическая значимость – выявленные возможности поддерживаются коммуникацией в медиапространстве библиотеки для развития soft skills, востребованных в цифровом обществе. Медиапространство акции «Библионочь» рассматривается как совокупность ресурсов, позволяющих в новом формате осуществлять профессиональную коллаборацию. Для разработки дидактической анимации используется платформа Renderforest. Задействовано 68 магистрантов Орловского государственного института культуры. Направление подготовки – «Социально-культурная деятельность», профиль – «Управление проектами в социально-культурной сфере». Изучение средств анимации реализовано в рамках занятий по дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании». Для оценки сформированности навыков командной работы обучающихся использована методика В. Стефансона. Для статистической обработки применены критерий χ2-Пирсона и метод Фишера. Сформулированы идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки специалистов именно с учетом цифровизации библиотечно-информационного обслуживания. Уточнен потенциал средств анимации для повышения качества библиотечного образования и, в частности, для развития навыков командной работы магистрантов: развитие умений прислушиваться к альтернативному мнению, принимать стандарты и ценности группы, следовать социальным и морально-этическим нормам коллектива. В заключении делаются выводы о том, что использование анимации в медиапространстве акции «Библионочь» способствует формированию навыков командной работы обучающихся магистратуры: новые возможности коллаборации и проектной деятельности, инновационный опыт работы и т. д. Выделены и факторы, осложняющие процесс командообразования: недостаток коммуникации между сотрудниками; слабая мотивация; низкий социальный статус профессии. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования программ магистратуры, курсов повышения квалификации, организации медиапространства библиотеки.
Шинкарёва О. В. Факторы активизации научно-исследовательской деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 252–264. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241094.htm
ART 241094
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11094
Просмотров: 366
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения результативности научно-исследовательской деятельности студентов, поиска эффективных методов и форм данной деятельности, так как привитие навыков научного исследования является неотъемлемым условием формирования профессиональной компетентности выпускников в системе высшего образования. Цель исследования – выявление факторов, которые могут способствовать активизации научно-исследовательской деятельности студентов при их обучении в высших учебных заведениях страны. При написании статьи был проведен анализ мнений отечественных и зарубежных ученых, который помог автору уточнить понятие научно-исследовательской деятельности студентов, дать ее авторское определение, а также раскрыть направления осуществления данной деятельности. Для выявления факторов активизации научно-исследовательской деятельности студентов был использован метод анкетирования студентов Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета с использованием открытых и закрытых вопросов. По результатам опроса более 100 студентов бакалавриата направлений подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Обществознание и экономика» выявлено отношение студентов к научно-исследовательской деятельности. Так, обучающиеся осознают важность ее осуществления для их успешной карьеры в будущем, а движущие причины этого процесса – не только материальное поощрение, но и интерес, получение исследовательского опыта, развитие профессиональных компетенций. Среди причин, которые не позволяют учащимся заниматься наукой, – дефицит времени, отсутствие интереса, неинтересная организация и недостаточное материальное и эмоциональное поощрение. В связи с этим можно рекомендовать расширение форм и методов осуществления научно-исследовательской деятельности: осуществление проектных исследований и их последующая публикация, применение дистанционных форм поддержки студентов для экономии их времени, активное использование цифровых методов. Результаты статьи могут быть использованы для разработки мероприятий по развитию студенческой науки в вузах страны.
Мясникова Ю. И., Чернякова Ю. С. Формирование читательской грамотности школьников посредством интегрированного подхода на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 238–251. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241093.htm
ART 241093
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11093
Просмотров: 376
Согласно ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), выпускники школ должны не только уметь апеллировать основными фактами и понятиями из курсов общеобразовательных предметов, но и применять эти знания на практике. Поэтому перед действующими педагогами стоит задача воспитания функционально грамотной личности. На сегодняшний день широкое распространение получает интегрированный подход, который можно активно использовать в целях развития читательской грамотности учащихся. Актуальность исследования обусловлена тем, что конечной целью уроков английского языка в рамках школьной программы является овладение коммуникативной компетенцией, в то время как при реализации интегрированного подхода английский язык предстает средством общения, средством овладения другими учебными предметами (например, литературой, историей). Цель данной публикации – проанализировать процесс формирования читательской грамотности школьников посредством интегрированного подхода на уроках английского языка. В статье рассматривается история и принципы интегрированного подхода (технологии CLIL), а также условия формирования читательской грамотности учащихся. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ отечественных и зарубежных источников по теме, наблюдение за деятельностью учащихся, анкетирование учащихся, обобщение педагогического опыта по внедрению интегрированного подхода. Проанализировав учебник английского языка “Spotlight 10”, мы пришли к выводу, что данный УМК содержит достаточное количество заданий для реализации интегрированного подхода. После подведения итогов апробации интегрированного подхода нами было установлено, что у учеников возникли трудности при работе с аутентичным текстом, однако наличие незнакомой лексики способствовало более вдумчивому и внимательному чтению и побуждало догадываться о значении незнакомых слов исходя из контекста. Кроме того, проведенное анкетирование выявило достаточно высокий познавательный интерес учащихся к такому виду работы. Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний о развитии функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка через применение интегрированного подхода. Практическая значимость исследования представляет собой обобщение опыта применения представленных методических приемов работы с иноязычным текстом, что может быть полезным для практикующих учителей и студентов педагогических вузов.