Педагогика
Косикова С. В. Готовность будущих учителей к формированию функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 67–87. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251152.htm
ART 251152
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11152
Просмотров: 345
Актуальность представленной в статье работы обусловлена необходимостью решения вопроса подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования. Цель исследования – определение структуры и содержательного наполнения готовности будущих учителей начальной школы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Основными подходами к исследованию явились сравнительно-педагогический анализ, систематизация научно-теоретического материала и моделирование. В ходе научной работы были проанализированы актуальные материалы, касающиеся подготовки педагогов к профессиональной деятельности. В зарубежных научных кругах под готовностью будущего педагога подразумевается способность эффективно выполнять профессиональные задачи и добиваться высоких результатов в работе. Отечественные исследователи, в свою очередь, определяют готовность к профессиональной деятельности как овладение будущим учителем набором знаний, умений и навыков, необходимых для качественной организации образовательного процесса. После детального анализа различных трактовок готовности будущих учителей к работе мы пришли к выводу, что способность преподавателя начальных классов формировать функциональную грамотность у учеников представляет собой комплексное качество личности. Оно объединяет в себе ряд индивидуально-психологических и профессионально-педагогических компетенций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности учителя в области формирования функциональной грамотности у младших школьников. По итогам изучения структуры готовности к педагогической деятельности мы выделили основные компоненты, необходимые будущему педагогу для формирования функциональной грамотности у младших школьников: ценностно-мотивационный, когнитивный, праксиологический и деятельностный. Каждый из этих компонентов был наполнен содержанием, соответствующим исследуемой деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении структуры готовности будущего учителя начальных классов к формированию функциональной грамотности младших школьников и ее визуализации в форме модели с детальным описанием содержания. Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования образовательных программ высшего педагогического образования в решении вопроса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования.
Бахарева Е. А., Кусова М. Л., Королько В. А. Технология группового наставничества в рамках реализации комплексного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 52–66. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251151.htm
ART 251151
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11151
Просмотров: 444
В условиях многоязычной образовательной среды необходимость разработки эффективных методов и технологий обучения иностранцев русскому языку особенно актуальна. Технология группового наставничества – это одна из инновационных педагогических практик, которая позволяет в значительной мере усовершенствовать качество обучения и способствует преодолению языкового барьера. Цель статьи – исследование и обоснование эффективности технологии группового наставничества как части комплексного подхода в обучении русскому языку как иностранному. Основным методом исследования стал эксперимент, проведенный на базе подготовительного факультета Уральского государственного экономического университета (далее – УрГЭУ), где была реализована описываемая технология. В эксперименте участвовали иностранные слушатели с различным уровнем владения русским языком (A1 и B1). Методология включала в себя диагностику языковой подготовки до и после эксперимента, наблюдение за динамикой языковой активности, а также анкетирование обучающихся для выявления их отношения к методам группового наставничества. Основные результаты исследования показали, что применение технологии группового наставничества обеспечивает более высокий уровень языковой успешности, адаптации и мотивации среди иностранных слушателей. Группа, состоящая из наставников и наставляемых, показала лучшие результаты по всем категориям тестирования (грамматика, лексика, говорение, письмо) по сравнению с группой, которая обучалась по традиционным методикам. Также участники группы наставничества продемонстрировали более высокую степень преодоления языкового барьера при общении с носителями русского языка и большую удовлетворенность процессом обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении концепции группового наставничества как педагогической технологии в контексте комплексного подхода в обучении русскому языку как иностранному (далее – РКИ). Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы для дальнейшего улучшения учебных программ для иностранных обучающихся и разработки методических рекомендаций для других образовательных учреждений, обеспечивающих эффективную языковую и социокультурную адаптацию в России.
Еремкина О. В. Педагогическая профилактика эмоционального выгорания будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 33–51. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251150.htm
ART 251150
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11150
Просмотров: 412
Актуальность проблемы педагогической профилактики эмоционального выгорания будущих педагогов обусловлена ограниченными возможностями педагогов-практиков самостоятельно преодолевать стресс в силу отсутствия у них знаний о своих индивидуальных особенностях и механизме протекания профессионального эмоционального выгорания. Наш опыт осуществления педагогической профилактики эмоционального выгорания будущего учителя подтвердил реальные возможности ее реализации в рамках преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Цель исследования состояла в выявлении педагогических условий профилактики эмоционального выгорания будущего педагога. Ведущая идея нашего исследования заключалась в определении возможностей формировать в процессе педагогической профилактики готовность будущего учителя к сопротивляемости в стрессовых ситуациях, которая характеризуется через критерии: личностный, когнитивный и праксеологический, что позволяет осуществлять ее диагностику. Формирование готовности студентов преодолевать стресс осуществлялось благодаря реализации педагогических условий: а) организации самопознания студентов, выявлению предрасположенности к эмоциональному выгоранию, информированию студентов о сущности синдрома выгорания; б) актуализации данных диагностического обследования и определению стратегии личностного и профессионального развития; в) выявлению причин неуспеха в профессиональном становлении студентов и стимулированию развития будущего профессионала; г) организации мероприятий по профилактике и преодолению эмоционального выгорания будущего педагога. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к преодолению стресса на основе реализации педагогических условий позволил установить динамику стрессоустойчивости будущих педагогов в соответствии с оценкой ее критериев, так, на 14% возрос уровень когнитивного и праксеологического критериев готовности студентов к сопротивляемости стрессу. Подтвердилась зависимость подверженности стрессу студентов от тревожности личности, от уровня субъективного контроля и успешности профессионального становления, зафиксирован рост развития социальной коммуникативной компетентности и снижение тревожности. Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением критериев готовности студентов к преодолению стресса и педагогических условий ее формирования. Практическая значимость подтверждается экспериментальной проверкой педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к преодолению стресса на основе диагностики их индивидуальных особенностей.
Андреева А. А. Векторы интеграции генеративных нейросетей в систему дополнительного профессионального образования на примере ChatGPT // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 17–32. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251149.htm
ART 251149
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11149
Просмотров: 376
Современное дополнительное профессиональное образование (ДПО) находится в стадии активной трансформации под влиянием цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта. Особую актуальность приобретает исследование возможностей генеративных нейросетей, таких как ChatGPT, для повышения гибкости, адаптивности и персонализации образовательного процесса. При этом существующие исследования в основном фокусируются на высшем или общем образовании, в то время как специфика ДПО остается недостаточно изученной. Это обусловливает необходимость научного осмысления векторов интеграции генеративных ИИ технологий в систему ДПО, ориентированную на взрослых обучающихся с разнообразными профессиональными контекстами. Цель данного исследования – выявление и научное обоснование ключевых векторов интеграции генеративных нейросетей в систему дополнительного профессионального образования на примере ChatGPT. Исследование опирается на комплекс методологических подходов, таких как системный, компетентностный и личностно ориентированный, а также на эмпирические данные, полученные в результате анализа образовательных практик и глубинных интервью с экспертами, участвующими в разработке и реализации программ ДПО. В качестве ведущего метода исследования использованы качественные методы анализа: контент-анализ, SWOT-анализ и моделирование. В результате исследования выделены пять ключевых векторов интеграции ChatGPT в практику ДПО: персонализация и адаптивное обучение, автоматизация оценки и обратной связи, поддержка исследовательской и проектной деятельности, расширение доступности и инклюзивности образования, а также профессиональное развитие преподавателей. На основе этих направлений предложена системная модель интеграции ChatGPT, включающая целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический, оценочный и нормативно-правовой компоненты. В модели также отражены уровни цифровой зрелости педагогов в соответствии с ИИ-матрицей ЮНЕСКО. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении педагогических рамок применения генеративного ИИ в системе ДПО и концептуализации модели его интеграции. Практическая значимость связана с возможностью использования разработанных рекомендаций для стратегического планирования, методического сопровождения и нормативного регулирования процессов внедрения ИИ в образовательную практику учреждений дополнительного профессионального образования.
Михоненко О. И. Инновационная педагогическая деятельность в условиях цивилизационного преобразования общества: сущностная характеристика и социокультурные детерминанты эффективности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251148.htm
ART 251148
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11148
Просмотров: 572
Проблема трансформации образовательной системы является, бесспорно, актуальной. В условиях изменяющегося общества необходимо и преобразование педагогической деятельности. Как ответ на новые вызовы времени инновационная педагогическая деятельность востребована в отечественной и мировой системе образования. В связи с этим целью исследования является рассмотрение опыта педагогов по разработке, внедрению инноваций в образовательный процесс и их рефлексивной оценке. Приведенные материалы являются результатом анализа, синтеза и обобщения опыта отечественных и зарубежных исследователей. Ведущими методологическими подходами в исследовании выбраны системный, личностно ориентированный и индивидуально-дифференцированный. В статье автор раскрывает сущность инновационной педагогической деятельности и смежных понятий «инновация», «инновационное обучение», а также определяет основные социокультурные вызовы и возможности осуществления инновационной педагогической деятельности в контексте общественных потребностей и запросов. Отмечается, что проблема носит комплексный характер и требует системного рассмотрения с опорой на гуманистический и демократический подходы к образовательной деятельности. В статье инновационная педагогическая деятельность определяется как создание и внедрение инноваций в образовательный процесс с целью улучшения его организации и повышения качества образовательных результатов. Общественные процессы, такие как глобализация, информатизация, цифровизация, демократизация и гуманизация образования, востребуют формирование «современного» человека, который сможет успешно жить в обществе и развивать его. В связи с этим необходима постоянная трансформация образовательной деятельности с целью обеспечения ее соответствия вызовам современности. Внедрение инноваций в образовательный процесс происходит на всех уровнях управления, но ключевым фактором качественно результативного внесения изменений в обозначенный процесс является готовность педагогов к рассматриваемому виду деятельности. Теоретическая значимость данной статьи состоит в следующем: обоснована необходимость преобразования образовательной системы, определены основные факторы, детерминирующие значимость осуществления инновационной деятельности, обозначена актуальность повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей через формирование их готовности к инновационной педагогической деятельности. Практическая значимость статьи обусловлена тем, что результаты исследования позволяют определить направления совершенствования образовательного процесса в целом и профессиональной подготовки будущих учителей к осуществлению инновационной деятельности в частности.
С. В. Косикова