Педагогика

Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 263–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241118.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы определяется необходимостью создания гибкой и непрерывной системы профессионально-педагогического образования, ключевыми изменениями в профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального образования и важностью развития их творческого потенциала и трансформации подготовки с учетом требований времени и индивидуально-личностных особенностей. Цель исследования – обоснование ключевых приоритетов развития личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для достижения поставленной цели с позиций компетентностного, культурологического, аксиологического и иных подходов изучались педагогический опыт, современные нормативно-правовые документы и достижения науки, а также результаты исследований о творческом потенциале и профессионально-личностных качествах современных педагогов, востребованных в системе дошкольного и начального образования и пр. Авторами представлена историография изучения этого вопроса, описаны основные приоритетные цели, принципы, условия для формирования профессионально обусловленных и востребованных компонентов личностно-творческого потенциала у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Теоретическая значимость состоит в обобщении опыта и научно-педагогического знания, в определении основных слагаемых личностно-творческого потенциала как критериев успешной деятельности педагогов дошкольного и начального образования. Особое внимание уделено обоснованию значимости активной педагогической позиции, информационной и медиакультуры и готовности к саморазвитию и самообразованию как основополагающей базы для успешной профессионализации и личностно-творческого становления педагогов. В качестве профессионально обусловленных слагаемых личностно-творческого компонента описаны аксиологический, мотивационный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой и иные компоненты. Обусловленным индивидуально-типологическими особенностями каждого педагога обозначен индивидуальный компонент. Практическая значимость заключается в возможности разработки эффективного учебно-методического сопровождения процесса совершенствования одного из значимых компонентов профессионально-педагогической культуры с учетом выделенных аксиологических аспектов.
Иванов Е. Ю. Социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения как двуединый процесс их адаптации и профессионального самоопределения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 247–262. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241117.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием со стороны государства к проблеме воспитания будущих защитников Отечества, что обусловлено сложной для России международной и внутриполитической обстановкой. Сохранение и укрепление традиций профессий служения, к которым относится служба в полиции, становится приоритетной воспитательной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами суворовских военных училищ МВД России. Одним из наиболее трудных периодов в училище для суворовцев считается начальный этап обучения, на котором происходит адаптация и автономизация старшего подростка в новой среде, то есть социализация. В таком случае целью данной работы стало уточнение понятия социализации воспитанников, его структуры и признаков. В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы были конкретизированы современные представления о социализации, ее смысловой нагрузке, возрастных особенностях старших подростков, отдельных аспектах процессов адаптации и самоопределения, значении традиции в этих процессах. Методологической базой исследования стали философия традиции, концепция социализации, теория оптимального социального окружения подростка и гуманистические идеи в построении воспитывающей среды современных авторов. Для достижения поставленной в исследовании цели использовались теоретические методы синтеза и анализа, в том числе герменевтического и сравнительного. В результате исследования социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения определена как двуединый процесс адаптации старших подростков к субординационной среде и их самореализации в будущей профессии полицейского. Отображена структура социализации первокурсников, представляющая сложный комплекс из двух разнонаправленных процессов приспособления и обособления, разновозрастного сообщества воспитателей и воспитанников, а также способов взаимодействия между ними. Выявлены признаки социализации: культуросообразное осмысление полицейской службы как профессии служения, осознание и положительное восприятие принадлежности к суворовскому братству, деятельное принятие норм общежития училища, активное включение в созидание воспитательных событий. Эффективность социализации состоит в сохранении баланса между приспособлением и обособлением. Полученные в исследовании выводы обогащают теоретическую базу в сфере подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, задают необходимое направление в разработке современного воспитательного инструментария в суворовских военных училищах МВД России.
Одинокая М. А., Смольская Н. Б., Еремин Ю. В. Тематический цифровой коллаж как инструмент развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 228–246. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241116.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, стремительным распространением цифровых технологий в современной академической среде, что требует организации и качественной методической поддержки, с другой стороны, проблема наглядности в обучении иностранному языку находится в локусе внимания современного преподавателя. Одним из инструментов качественной методической поддержки может выступать тематический цифровой коллаж, направленный на развитие иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов в современной академической среде. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения тематического цифрового коллажа как инструмента развития эпидейктической речи студентов-магистрантов в современной академической среде. В исследовании предпринята попытка уточнить термины «цифровой коллаж», «цифровое коллажирование», «актор-ритор». Выявлен дидактический потенциал использования тематического цифрового коллажа как инструмента развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов. Описаны дидактические преимущества использования цифрового коллажирования, цифрового коллажа; обоснована необходимость их использования в современной академической среде. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной риторической компетенции студента-магистранта. Предложено алгоритмическое предписание организации работы по развитию иноязычных риторико-коммуникативных умений студента-магистранта с применением комплекса выстроенных коммуникативных заданий и риторических задач, ориентированных на преодоление иноязычных риторических затруднений. В ходе исследования был использован критерий согласия Неймана Пирсона для оценки статистической значимости различий показателей. Научная новизна состоит в том, что предложен и внедрен тематический цифровой коллаж как инструмент развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов. Результаты исследования показали, что использование цифрового коллажирования и тематического цифрового коллажа способствует развитию иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов, позволяет студентам-магистрантам эффективно реагировать на ситуацию или событие, проявлять свою уникальность; добиться фокусировки внимания на текущих задачах и улучшить их результативность.
Чернякова Ю. С., Зимин П. М. Технология еduScrum как инструмент подготовки к основному государственному экзамену по английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 215–227. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241115.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью поиска учителем эффективных путей обучения, удовлетворяющих потребности современных учащихся школы: возможность творчества и свободного выбора, личная активность и удовлетворенность в процессе учебной деятельности, мгновенное достижение результатов. Целью исследования выступает оценка возможности применения eduScrum для подготовки обучающихся девятых классов к основному государственному экзамену по английскому языку. Ведущим методом исследования является формирующий эксперимент, в ходе которого было определено влияние педагогической технологии В. Вейнандса на подготовку к основному государственному экзамену по предмету «Английский язык» учащихся девятых классов МОУ «Лицей № 23» г. Белоозерского. Также значимое место занимает наблюдение за испытуемыми учащимися на различных стадиях эксперимента, сравнительно-сопоставительный анализ допущенных ими ошибок, анкетирование обучающихся на предмет достижения личностных результатов. Исследование носит предварительный характер, закладывая основу для последующего, более масштабного изучения возможностей использования eduScrum. Обобщая результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что технология eduScrum сыграла положительную роль в подготовке девятиклассников к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку. В частности, было выявлено положительное влияние педтехнологии В. Вейнандса на достижение предметных и личностных результатов учащихся. Так, наиболее эффективно eduScrum позволяет подготовиться к разделам «Говорение» и «Письмо». В сфере личностных результатов, в свою очередь, изучаемая технология способствует развитию таких качеств, как ответственность, уверенность в собственных силах и коммуникабельность. Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в обобщении и систематизации информации о технологии eduScrum применительно к учебному предмету «Английский язык». Практическая значимость исследования, изложенного в данной статье, заключается в выявлении эмпирических аспектов, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность применения eduScrum и требующих особого внимания со стороны учителей-практиков, готовящих обучающихся девятых классов к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку.
Полюдова Е. Н., Алексеева О. П. Актуальность педагогики сотрудничества в научно-педагогическом наследии В. Н. Образцова: к 150-летнему юбилею академика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 201–214. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241114.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена возрастающим в образовании интересом к работам, фокусирующимся на педагогике сотрудничества как современной форме взаимоотношения в высшей школе в целом и в техническом вузе в частности. Педагогика сотрудничества, истоки которой прослеживаются с античных времен, а также в идеях педагогов-новаторов советского периода, отвечает потребностям инженерного высшего образования. При всей значимости заслуг В. Н. Образцова в научно-технической области и профессиональной подготовке кадров для транспортной отрасли практически нет исследований теоретико-прикладного характера, особенно в изучении авторского педагогического подхода к формированию инженеров-транспортников, к воспитанию специалистов в этой области. Целью исследования является осмысление научно-педагогического наследия академика и особенности реализации педагогики сотрудничества В. Н. Образцова в его профессиональной деятельности. Важной траекторией видится изучение, сохранение и применение в образовательной практике образцовских педагогических традиций. Реализация цели исследования потребовала изучения всего спектра научного наследия В. Н. Образцова и работ, посвященных рассмотрению его деятельности в ракурсе применения особых подходов к трансляции технических знаний. В статье представлен анализ понятия «педагогика сотрудничества» в отечественной и зарубежной литературе, проведена аналогия между принципами педагогической практики В. Н. Образцова и педагогикой сотрудничества. В работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы, историко-сравнительный метод, обобщение и систематизация данных. Определены характерные черты педагогической практики В. Н. Образцова, рассмотрены основные подходы педагогики сотрудничества и близких к ней образовательных педагогических моделей. Авторы приходят к выводу, что субъект-субъектные отношения, основанные на большей автономности обучающихся, способствуют трансляции технических знаний и их развитию в новых направлениях. Практической значимостью исследования являются перспективы применения результатов при осуществлении педагогической деятельности в техническом вузе как в сфере преподавания иностранных языков, так и в организации преподавания других дисциплин. Результаты исследования могут быть интересны преподавателям высшей школы, ученым и практикам, а также широкому кругу лиц, проявляющих интерес к дихотомии «преподаватель – студент». Изучение научно-педагогического наследия академика В. Н. Образцова подтверждает научную ценность его работ и открывает новые перспективы в развитии высшего инженерного образования в России.