Педагогика
Терехов П. Н., Гелаева З. А., Шепилова В. А. Методическая компетентность преподавателя вуза: содержание и структура в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251171.htm
ART 251171
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11171
Просмотров: 554
В условиях происходящих образовательных преобразований усложняются задачи и функции преподавательского состава организаций высшего образования, что влечет необходимость в переформатировании методического обеспечения учебного процесса. Реализация новых подходов к организации методической деятельности в высшей школе связана прежде всего со степенью выраженности методической компетентности отдельно взятого преподавателя. Поэтому различные аспекты феномена методической компетентности преподавателя современного вуза являются значимыми предметами научных исследований. Цель статьи состоит в теоретическом обосновании понятия «методическая компетентность преподавателя высшей школы» в контексте существующей образовательной обстановки и ее структуры. Рассмотрению методической компетентности педагога системы высшего образования предшествовал ретроспективный анализ доктринальных наработок отечественных и зарубежных авторов в области профессиональной компетентности субъекта труда, частное проявление которой – методическая компетентность. В качестве основных результатов исследования представлен современный взгляд на понятие «методическая компетентность преподавателя высшей школы» с позиции функционального подхода с учетом интегральной сущности профессиональной компетентности. Также предложена модель структуры методической компетентности, включающая компоненты (гносеологический, праксиологический и аксиологический) и четыре уровня их развитости, описанные с помощью универсальных дескрипторов. Данные универсальные дескрипторы способны подвергаться уточнению исходя из текущих требований к содержанию методической компетентности, которое, на наш взгляд, следует выражать на языке частных методических компетентностей или компетенций. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что интерпретация методической компетентности преподавателя вуза применительно к реалиям сегодняшнего дня служит основой для решения проблемы по выявлению или актуализации организационно-педагогических и психолого-педагогических условий ее формирования. Исследование значимо и с практической точки зрения, так как разработанная модель структуры методической компетентности может применяться образовательными организациями системы дополнительного профессионального образования при формировании программ, направленных на совершенствование методической деятельности, а также при проведении внутривузовского мониторинга ее эффективности.
Нигодин Е. А. Исследование эффективности применения модели цифрового ассистента преподавателя при профессиональной подготовке бакалавров математических направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 382–402. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251170.htm
ART 251170
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11170
Просмотров: 373
Изучение эффективности комплексного применения современных интеллектуальных информационных технологий в высшем профессиональном математическом образовании можно считать актуальной проблемой в связи с появлением цифровых ассистентов и генеративных нейронных сетей, обладающих широкими дидактическими возможностями. Цель исследования – анализ и оценка эффективности применения модели цифрового ассистента преподавателя при профессиональной подготовке бакалавров математических направлений. Методология исследования основана на системном и технологическом подходах. На основе системного подхода выявлены функции педагога, требующие автоматизации (проверка работ, адаптивное обучение), на основе технологического подхода – интеллектуальные информационные технологии, обладающие потенциалом в автоматизации этих функций. Контент-анализ применялся для сравнения решений студентов и искусственного интеллекта, эмпирические и статистические методы (эксперимент, наблюдение, опрос, критерий хи-квадрат, кластеризация) использованы в ходе проведения исследования и для анализа его результатов. В результате исследования определена эффективность внедрения цифрового ассистента преподавателя в образовательный процесс факультета компьютерных технологий и прикладной математики: средний балл экспериментальной группы по успеваемости вырос с 3,48 до 4,0. Определено, что интеллектуальные информационные технологии наиболее эффективны для дифференциации заданий, визуализации сложных концепций (алгоритмы, графы). На основе экспериментальной работы доказана эффективность применения конкретных интеллектуальных информационных технологий в обучении. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию цифровой дидактики, систематизируя подходы к автоматизации функций преподавателя с помощью интеллектуальных информационных технологий. Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель цифрового ассистента преподавателя предоставляет педагогам конкретные способы автоматизации рутинных функций, что высвобождает время для творческой и индивидуальной работы со студентами. Применение компонентов модели цифрового ассистента преподавателя обеспечивает педагога современными цифровыми инструментами как для конструирования учебных материалов, так и для организации занятий.
Пустошило П. В., Быстрицкая Е. В., Иванцов А. А. Проблемный дискурс системы международного профессионально-образовательного сотрудничества в спортивной отрасли через призму целевой деятельности учреждений высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 361–381. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251169.htm
ART 251169
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11169
Просмотров: 275
В настоящее время геополитическая ситуация привела к политизации международного спорта. В частности, интенсивные ограничительные санкции в отношении отдельных спортивных федераций, спортсменов, спортивных организаций, а также представителей и представительств РФ в международных организациях спортивной направленности привели к упадку системы воспроизводства спортивных кадров в России и резкой демотивации в системе детского и массового спорта в связи с утратой стратегических целей этой деятельности в РФ в глобальном масштабе. Цель исследования – представить новые предпосылки и тенденции организации системы международного профессионально-образовательного сотрудничества в спортивной отрасли со стороны РФ на основании анализа традиционных форм и содержания взаимодействия стран-партнеров. Основными подходами к исследованию стали: контекстно-средовой, в рамках которого существующие проблемы подготовки кадров отрасли рассматриваются в соответствии с действующими факторами профессиональной и образовательной среды, а также в соответствии с принципами развивающего обучения, в частности проблемного метода; системный и компетентностный, в рамках которых решаются проблемы подготовки кадров к реализации должностных обязанностей в условиях профессиональной деятельности, соответствующей современным социальным запросам. Результаты исследования – повышение мотивации субъектов профессионально-образовательного международного сотрудничества вузов дружественных стран. Теоретическая значимость состоит в выявлении основных направлений, форм и содержания международного сотрудничества в области высшего и послевузовского профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Практическая значимость состоит в установлении актуальности проблем международного сотрудничества, влияющих на качество работы спортивных организаций, а также формулировании рекомендаций для их разрешения. Статья будет полезна для педагогов вузов и тренеров-преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку кадров в отрасли физической культуры и спорта.
Одинокая М. А., Рубцова А. В., Еремин Ю. В. Специфика использования технологии цифрового скрайбинга при развитии иноязычной социокультурной компетенции магистров-иностранцев гуманитарных направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 343–360. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251168.htm
ART 251168
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11168
Просмотров: 444
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования технологий формирования иноязычной социокультурной компетенции у магистров-иностранцев гуманитарных направлений в условиях цифровой трансформации образования. Особую значимость приобретает поиск инструментов, способных преодолеть разрыв между традиционными подходами к обучению и требованиями современной мультикультурной среды, где эффективная коммуникация предполагает не только языковую грамотность, но и глубокое понимание социокультурных контекстов. Целью исследования является анализ потенциала технологии цифрового скрайбинга как средства развития иноязычной социокультурной компетенции магистров-иностранцев, владеющих русским языком на уровне `B1+B2. Ведущим подходом исследования выступил интегративный подход, объединяющий теоретические концепции и практические аспекты для комплексного анализа процесса внедрения технологии цифрового скрайбинга. Результаты исследования: повышение вовлеченности, развитие креативности, а также формирование навыков адаптивного использования языка в нестандартных ситуациях. Методологической основой выступили теоретический анализ научной литературы, а также эмпирическая оценка эффективности предложенных учебных заданий. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма интеграции цифрового скрайбинга в образовательный процесс и создании специализированного комплекса заданий, направленных на визуализацию культурных кодов и социальных норм через ассоциативные образы; анализе межкультурных коммуникативных ситуаций с использованием графических элементов; рефлексии языковых и поведенческих паттернов в контексте российской действительности. Теоретическая значимость состоит в создании научных основ для развития иноязычной социокультурной компетенции у магистров-иностранцев (уровень B1+B2) в условиях цифровизации. Исследование предлагает теоретически обоснованный алгоритм интеграции цифрового скрайбинга в образовательный процесс и раскрывает механизм визуализации культурных кодов и норм через ассоциативные образы и графику как инструмента глубокого понимания социокультурных контекстов. Практическая значимость исследования раскрывается в предоставлении преподавателям конкретного инструмента – специализированного комплекса заданий на основе цифрового скрайбинга и четкого алгоритма их применения в учебном процессе. Это напрямую способствует академической адаптации иностранных магистрантов в России, формируя у них навыки интерпретации культурных смыслов и адаптивного использования языка.
Габдуллина А. Ш. Пошаговая методика формирования навыков перевода спонтанной речи на начальном этапе профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 326–342. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251167.htm
ART 251167
DOI 10.24412/2304-120X-2025-11167
Просмотров: 363
Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями к качеству подготовки переводчиков в условиях повсеместного использования спонтанной речи в профессиональной коммуникации. Анализ современной практики показывает, что обучение переводу спонтанной речи на начальном этапе часто отодвигается на второй план, что ведет к формированию неустойчивых навыков. Начальный этап требует особого методического подхода, поскольку именно тогда закладываются базовые навыки восприятия и перевода спонтанной речи, характеризующейся неподготовленностью, ситуативностью и непредсказуемостью. Целью статьи является разработка и научное обоснование методики пошагового формирования навыков перевода спонтанной речи у студентов-лингвистов на начальном этапе обучения с экспериментальной проверкой ее эффективности. Теоретико-методологической основой послужили компетентностный, деятельностный и когнитивно-дискурсивный подходы, обеспечивающие интегративное развитие языковой, переводческой, коммуникативной и когнитивной компетенций через активное включение студентов в учебно-практическую деятельность с учетом механизмов восприятия, переработки и воспроизведения спонтанной речи. В статье представлена трехэтапная методика: первый этап направлен на восприятие спонтанной речи (развитие рецептивных навыков, идентификация ключевых слов, определение коммуникативных намерений, прогнозирование содержания), второй этап сосредоточен на языковой и смысловой интерпретации (быстрая обработка и преобразование информации, резюмирование, перефразирование, логическое структурирование), третий этап посвящен продуцированию перевода (развитие продуктивных навыков устного последовательного перевода, речевая импровизация, работа в условиях высокой неопределенности). Теоретическая значимость заключается в обосновании поэтапного подхода в обучении переводу спонтанной речи на начальном этапе профессиональной подготовки, расширении научных представлений о специфике формирования переводческих навыков при работе со спонтанным дискурсом, интеграции компетентностного, деятельностного и когнитивно-дискурсивного подходов в единую методическую систему, открывающую новые перспективы для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки переводчиков. Практическая значимость состоит в возможности непосредственного применения разработанной методики в системе высшего лингвистического образования, ее адаптации для подготовки переводчиков различных языковых пар и специализаций, создании научной основы для пересмотра существующих программ подготовки переводчиков в направлении усиления внимания к работе со спонтанной речью уже на начальных этапах обучения.
П. Н. Терехов