Педагогика
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 81–98. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241128.htm
ART 241128
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11128
Просмотров: 317
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования мобильных технологий для повышения качества обучения специалистов в области социально-культурной деятельности. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются: наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности. Цель исследования – изучить особенности организации практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений для формирования их коммуникативной толерантности. Научная новизна: обосновывается потенциал мобильных приложений с социально-культурным контентом для подготовки востребованных специалистов цифрового общества. Теоретическая значимость: выявленные возможности и особенности информационного взаимодействия при проектировании мобильных приложений уточняются применительно к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности для формирования их коммуникативной толерантности. Создание мобильных приложений реализовано на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Для разработки мобильных приложений специалисты используют инструменты среды MIT App Inventor. Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применяется тест В. В. Бойко. Задействовано 82 бакалавра Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль – «Менеджмент социально-культурной деятельности». При статистической обработке данных использован критерий 2-Пирсона. Авторами описана система работы по применению мобильных приложений социально-культурного назначения для содействия толерантности и мультиязычному взаимодействию; формирования уважения к культурным особенностям других людей; развития эмоционального интеллекта. Особенность предлагаемого информационного взаимодействия – адаптация контента мобильного приложения под специфику направления подготовки. В заключении сформулированы особенности работы, которые обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности: добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия; применение информационных технологий для поддержки диалога в рамках профессионального общения; наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по разработке мобильных приложений.
Яшкова А. Н. Мотивация достижения младших школьников как фактор их успешности в учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 67–80. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241127.htm
ART 241127
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11127
Просмотров: 439
Современная начальная школа создает много условий для развития целенаправленной и продуктивной личности обучающегося, где важную роль играет формирование мотивации достижения, позволяющей этой личности ориентироваться на успех и на получение положительного результата в учебной деятельности. Владея информацией о мотивационных тенденциях младшего школьника, педагоги получают возможность управлять его продуктивностью в учебной деятельности и прогнозировать трудности обучения, где одним из показателей является успеваемость. Целью исследования стало изучение мотивации достижения младших школьников при разной академической успеваемости, в рамках чего успеваемость рассматривается как количественный результат учебной деятельности, а мотивация достижения – как источник активности ребенка, направляющий его на получение успеха в этой деятельности. В качестве методов исследования взяты: опрос с помощью теста «Решетка мотивации достижения», или МД-решетка Х. Д. Шмальта, адаптированного Н. В. Афанасьевой, сравнительный анализ и математический метод вторичной обработки эмпирических данных − статистический F-критерий Фишера. Изучение мотивации достижения обучающихся начальной школы было построено в рамках пилотного исследования на выборке из 92 человек младшего школьного возраста. В итоге удалось увидеть наличие мотивации достижения у большинства младших школьников на среднем уровне развития, где приоритетными для них являются успехи и неудачи именно в учебной деятельности. У обучающихся начальной школы, имеющих успеваемость на «хорошо» и «отлично», выявляется мотивационная тенденция «достижения на успех» на среднем уровне, а у младших школьников с более низкой успеваемостью – тенденция «избегания неудачи» на низком уровне ее выражения. Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении проявления мотивации достижения как источника успешности обучающегося в учебной деятельности, где мотивационные тенденции даются в сравнительном анализе при разной их успеваемости в учебной деятельности, а также с учетом возрастных особенностей младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что описанные результаты эмпирического исследования могут быть полезны педагогам начального общего образования для профилактики нарушений развития мотивационной сферы обучающихся начальной школы и для мониторинга причин неуспешности младшего школьника в учебной деятельности.
Браженец К. С. Метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 52–66. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241126.htm
ART 241126
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11126
Просмотров: 368
В условиях действующего Федерального государственного образовательного стандарта российского высшего образования идет процесс исследования проблемы развития коммуникативной компетенции иностранных студентов в области русского языка как иностранного. Автор представляет педагогические условия и учебно-методическое обеспечение, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с результатами обучения русскому языку как иностранному. Иностранные студенты неязыковых специальностей используют русский язык как иностранный для самообразования в процессе обучения в высшей школе и намерены в будущем применять его в работе. Готовность к этому процессу становится ключом к их конкурентоспособности на российском рынке труда. Актуальность проблемы использования метода конструирования при преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, общество стремится к использованию инновационных и интерактивных методов обучения, которые позволяют иностранным студентам активно взаимодействовать и выражать свои мысли на русском языке. Во-вторых, метод конструирования является эффективным инструментом развития речевых навыков, когда студенты вынуждены использовать различные грамматические структуры и лексические единицы для описания своей профессиональной деятельности. В-третьих, предлагаемая методика способствует развитию воображения и творческого мышления студентов, так как они должны придумать и построить свои модели общения, используя знания по русскому языку. Наконец, конструирование является доступным и незатратным способом обучения, который может быть использован как в аудиториях, так и во внеаудиторное время. Цель статьи – исследование метода конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Основная идея метода заключается в использовании речевых моделей для создания коммуникативных ситуаций, которые помогают иностранным студентам развивать свои навыки говорения. Основные результаты исследования показали, что этот метод позволяет студентам более активно включаться в учебный процесс, развивать свою творческую и познавательную активность. При создании различных ситуативных моделей при овладении русским языком как иностранным студенты расширяют свой словарный запас, учатся использовать новые слова и конструкции в контексте целостной речи, что эффективно влияет на их говорение и понимание языка. Это помогает развивать навыки межличностного общения, улучшать практику говорения на русском языке. Таким образом, метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного является эффективным средством для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Он позволяет активизировать учебный процесс, развивать творческую активность, расширять словарный запас и развивать навыки общения.
Корсенюк А. И. Структурно-содержательная характеристика экранной культуры будущих педагогов: результаты теоретико-эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241125.htm
ART 241125
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11125
Просмотров: 303
Вопросы формирования экранной культуры студентов – будущих педагогов становятся все более актуальными в настоящее время, поскольку будущие педагоги должны быть готовы к применению новых методов и инструментов в своей работе. Кроме того, они должны уметь эффективно искать, анализировать и использовать информацию, которую человек в основном получает при помощи органов зрения. Также немаловажным является тот аспект, что будущие педагоги должны осознавать ответственность за контент, который они создают и с которым организуют деятельность обучающихся на экранах, а также за то, как он может повлиять на обучающихся. Цель исследования заключается в установлении компонентов, составляющих структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов, и определении степени значимости этих компонентов. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: культурологический, коммуникативный, компетентностный. К методам исследования относятся анализ, обобщение, синтез, анкетирование, метод экспертных оценок, метод факторного анализа. В статье авторами было установлено, что структуру экранной культуры студентов ‒ будущих педагогов составляют аксиологический, личностный, мотивационный, нормативный, операционно-деятельностный, эстетический и этический компоненты. При этом наиболее значимыми являются мотивационный и нормативный компоненты, которые могут быть объединены в группу институциональных факторов. Следующей по значимости является группа утилитарных факторов, к которым относятся аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся компоненты (личностный, эстетический, этический) также входят в структуру экранной культуры, но большого «веса» не имеют. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении структурно-содержательной характеристики экранной культуры студентов педагогического направления подготовки и определении значимости каждого компонента в общей структуре экранной культуры, что позволяет использовать полученные знания в дальнейших исследованиях, связанных с расширением и формированием теоретического аппарата рассматриваемого феномена. Возможность использования полученных результатов в формировании экранной культуры путем разработки соответствующих педагогических моделей и методик, учитывающих структурно-содержательную характеристику экранной культуры, образует практическую значимость нашего исследования.
Алференко Д. А. Человекосообразный подход как теоретико-методологическая установка для развития человеческого капитала студента колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241124.htm
ART 241124
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11124
Просмотров: 371
Современная детерминация среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала предполагает использование адекватных ей теоретико-методологических установок. В связи с этим научный интерес представляет человекосообразный подход, синтезирующим ядром которого выступает целостный разносторонний человек во множестве своих ипостасей (индивида, субъекта, личности, универсума) в современной жизнедеятельности. Целью исследования является научное осмысление, интерпретация и апробация этого человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа. Оно проводилось с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки, диагностики, статистики. В результате: установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена методологическая и опытно-исследовательская база; раскрыта и интерпретирована сущность человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа; сформулированы рекомендации по его использованию. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые человекосообразный подход стал предметом научного осмысления и интерпретации в контексте развития человеческого капитала студента колледжа; выявлены его ведущие идеи, принципы, средства, обобщенный образ результативности и форматы диагностики в данном контексте. Теоретическая значимость результатов исследования представляет собой вклад в теорию среднего профессионального образования знаний об этом подходе как наиболее адекватной теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа в современных реалиях. А практическая значимость заключается в возможности использования в проектировании инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента колледжа для модуляции на их основе отечественной системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала и модернизации образовательных программ соответствующей переподготовки профессионально-педагогических кадров и наставников.