Педагогика
Фролова Н. А., Алещанова И. В. Методико-дидактическая организация учебного пособия в практике профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 37–48. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181082.htm
ART 181082
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11082
Просмотров: 2202
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью совершенствования методико-дидактической организации процесса профессионально ориентированной языковой подготовки. Цель статьи – рассмотреть вопрос о том, какую роль играет учебное пособие в практике профессионально ориентированного обучения иностранному языку; какие признаки позволяют определить методико-дидактическую пригодность того или иного учебного пособия. Методы исследования – реферативный анализ, методико-дидактическая выборка, моделирование, прогнозирование. Определены значимые критерии организации учебного пособия, а также его доминирующий вклад в развитие иноязычных коммуникативных навыков будущих специалистов. Объект исследования – учебно-методические материалы, призванные обеспечить процесс профессионально ориентированной языковой подготовки студентов технических вузов. Предмет исследования – учебные пособия, формирующие профессиональную иноязычную компетенцию будущих специалистов экономического и технического профиля (на материале немецкого языка). Исследование показало, что следует отказаться от представления о том, что существуют универсальные, действенные методы обучения иностранному языку, а также от идеи о разработке «идеального» учебного пособия, решающего все методико-дидактические проблемы. Это относится не только к учебно-методическим материалам по немецкому языку как иностранному, создающимся в России, но и к уже изданным непосредственно в Германии. Даже тогда, когда пособие создается в условиях прогрессивного состояния предметной методики и дидактики, это не означает, что оно будет работать в каждой отдельно взятой стране. Каждое учебное пособие должно быть дополнено, переработано, адаптировано к конкретным условиям урока. Все материалы должны соответствовать меняющимся условиям социально-экономической и политической жизни. Каждый преподаватель должен владеть информацией о фактических условиях образовательного процесса в его целевой аудитории, получать постоянную возможность знакомиться с различными учебными пособиями и методами преподавания. Учебное пособие само по себе не является гарантом хорошего урока. Всё зависит от того, как содержание учебно-методических материалов будет реализовано на практическом занятии. Результаты исследования позволяют преподавателю иностранного языка расширить и актуализировать методико-дидактическое ядро образовательного процесса, практически улучшить уровень языковой подготовки.
Надеждина Е. Ю., Шилина Е. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 28–36. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181081.htm
ART 181081
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11081
Просмотров: 2493
Одной из основных задач совершенствования процесса преподавания иностранных языков в техническом вузе является усиление акцента на профессиональную подготовку будущих специалистов, которые будут способны решать профессионально ориентированные задачи. Актуальность заявленной темы исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения иностранных языков с целью развития профессиональной компетенции на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в образовательном процессе рассматривается как процесс компьютерной организации образовательной среды, коммуникации, направленный на более эффективное решение задач развития профессиональной компетентности студентов. Таким образом, цель статьи – рассмотрение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР). Основополагающими для данного исследования являются общенаучный и теоретический методы, позволяющие проанализировать и обобщить методические и педагогические труды российских и зарубежных авторов, а также описать опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» на примере одного из курсов, разработанных в образовательной среде Moodle. В результате проведенного исследования был описан опыт использования образовательной среды Moodle, который позволяет преподавателям в рамках учебного процесса решать несколько актуальных задач: а) использование электронных версий учебных и учебно-методических пособий; б) предоставление дополнительного материала; в) выполнение тестовых и проверочных работ; г) выполнение заданий для отработки практико-ориентированных языковых навыков, связанных с производственной и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, авторами статьи определены основные цели и задачи для дальнейшей корректировки и планирования учебных курсов, развивающих не только лингвистическую, но и профессиональную компетенцию будущих специалистов. Статья может представлять интерес для научных и педагогических работников образовательных учреждений, планирующих использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.
Фёдорова С. А., Егорова К. Е. Элективный курс «Химия и здоровое питание» как компонент формирования познавательного интереса обучающихся хореографической школы (колледжа) в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 17–27. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181080.htm
ART 181080
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11080
Просмотров: 2242
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением парадигмы российской системы образования, внедрением на всех уровнях новых государственных образовательных стандартов. В этих условиях коренные преобразования претерпевает и система хореографического специального образования, в том числе единственный хореографический колледж имени Аксении и Натальи Посельских в Республике Саха (Якутия), осуществляющий подготовку профессиональных кадров в области хореографического искусства. В условиях введения новых стандартов система среднего профессионального образования оказалась недостаточно подготовленной к происходящим в обществе радикальным изменениям. Педагогические коллективы не имеют научно обоснованных рекомендаций по организации учебно-воспитательной работы, отсутствуют методические подходы к изучению базового компонента государственного образовательного стандарта медико-биологического цикла, таких дисциплин, как биология, химия, физика и др. Однако формирование у учащихся культуры мышления по использованию тех или иных химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоение правил рационального и сбалансированного питания в повседневной жизни напрямую связано с этими дисциплинами, где закладываются такие ценностные понятия, как «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «культура питания» и др. Цель статьи заключается в формировании познавательного интереса путем организации элективного курса «Химия и здоровое питание» для учащихся балетной школы (колледжа). Во время исследования был проведен опрос (анкетирование) «Познавательный интерес к предмету химии». В результате проведенного анализа анкет было выявлено, что учащиеся не проявляют достаточного интереса к химии. Элективный курс «Химия и здоровое питание» позволит сформировать познавательный интерес к учебному предмету химии, развить навыки использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоить правила рационального и сбалансированного питания.
Николаева И. Б. Современные технологии формирования профессиональных компетенций в военном вузе в процессе преподавания физики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 1–16. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181079.htm
ART 181079
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11079
Просмотров: 2100
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена следующими факторами. Реформа военного образования, а также переход к обучению по новым образовательным государственным стандартам требуют выработки новых механизмов, а также организационного методического, информационного, научного обеспечения учебного процесса, выработки и внедрения адекватных изменившимся условиям технологий обучения. Актуальность тематики данной работы определена специфичными особенностями обучения в военном вузе и новой парадигмой военного образования, предусматривающей смещение акцентов в образовательном процессе в сторону развития личностных способностей офицера, его командирских качеств, профессиональных компетенций. Оптимизация системы военного образования, реализация компетентностного подхода к обучению будущих офицеров обусловили необходимость разработки принципиально новых механизмов обеспечения образовательного процесса военного вуза, направленных на его активизацию. Предъявляются новые, более высокие требования к выпускникам военных вузов. Целью работы было исследовать теоретическую и практическую разработанность современных технологий формирования профессиональных компетенций в военном вузе в процессе преподавания физики. Исследование проблемы осуществлялось на основе следующих ведущих подходов: компетентностного, деятельностного, системного, личностно ориентированного. Основными результатами данной статьи можно назвать разграничение семантически близких терминов «компетенция» и «компетентность», определение их содержания и структурных компонентов; определение профессиональной компетенции и ее специфики применительно к выпускникам военных вузов, а также выявление эффективных современных педагогических технологий формирования профессиональных компетенций в военном вузе в процессе преподавания физики. Теоретическая значимость данной статьи заключается в систематизации и обобщении имеющихся в литературных источниках данных по проблеме формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза в процессе преподавания физики. Практическая значимость состоит в том, что проведенный обзор литературы станет базисом для планирования и дальнейшего проведения эмпирического исследования профессиональных компетенций курсантов военного вуза.
Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом образовании детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 10 (октябрь). – С. 126–141. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181078.htm
ART 181078
DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18192
Просмотров: 4164
Перед педагогической наукой всегда стоял вопрос поиска эффективных средств для достижения образовательных результатов обучающихся. Особенно остро эта проблема проявляется сегодня, когда в стремительно меняющемся мире быстро устаревают те средства, которыми еще вчера можно было поддерживать интерес школьников к изучению математики, давать возможность для развития их математических способностей. Сегодня весьма актуален поиск нового инструментария, способствующего развитию обучающихся средствами предмета математики, а также механизмов включения его в образовательный процесс. Тем самым целью статьи является исследование возможностей использования в процессе обучения математике детей и подростков нового средства обучения – головоломок во всем их многообразии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Ведущим методом при этом выступает моделирование методической системы обучения в основном и дополнительном математическом образовании детей и подростков с включением в нее нового дидактического инструментария, способствующего повышению интереса обучающихся к предмету, а также развитию отдельных математических способностей: логического мышления, абстракции, комбинирования, оперирования пространственными образами, критичности мышления, математической памяти. В результате проводимого исследования автором статьи определено место, возможности и методические аспекты включения в процесс обучения математике головоломок как в систему классических и нетрадиционных (креативных) уроков математики, так и в структуру внеклассной деятельности обучающихся (математический кружок), в систему математических соревнований, математический лагерь и др. Практическое использование данной системы позволяет сократить недостаток инструментов для развития математических способностей обучающихся в опыте педагогической деятельности, что, в свою очередь, дает возможность говорить о целенаправленно высоких результатах в математической деятельности детей и подростков.
Н. А. Фролова