Педагогика
Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Баженова В. В. Программа подготовки классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций: структура и содержание // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 199–217. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241210.htm
ART 241210
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11210
Просмотров: 643
Изменения, происходящие в системе воспитания, ведут к возникновению новых для классных руководителей воспитательных ситуаций, связанных с введением цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; созданием общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»; возвращением общественно полезного труда в школах и др. В связи с нововведениями требуется особая подготовка классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Как показал анализ программ, представленных на Федеральном портале цифровой среды дополнительного профессионального образования, программы, посвященные подготовке к воспитательной работе, составляют не более 9%. При этом количество часов, предназначенных для подготовки классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций, меньше 1%. Поэтому представляется необходимой разработка и реализация программы, направленной на подготовку классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Цель исследования – обоснование структуры и содержания дополнительной профессиональной программы, позволяющей обеспечить готовность классного руководителя к разрешению воспитательных ситуаций. Исследование проводилось на основе квалиметрического, системно-деятельностного, компетентностного подходов. Задачи: 1. Обосновать структуру дополнительной профессиональной программы. 2. Конкретизировать содержание компонентов структуры программы. 3. Описать на примере конкретной воспитательной ситуации процесс подготовки классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. В статье приведена структура программы, направленной на подготовку классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании процессуальных компонентов и содержания программы по подготовке классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования в рамках повышения квалификации классных руководителей. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.
Кошелева И. Н. Интеграция принципов микрообучения в практику преподавания английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 183–198. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241209.htm
ART 241209
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11209
Просмотров: 694
Актуальность исследования темы микрообучения определяется возрастающим уровнем цифровизации общества, что ведет к изменению способов общения между людьми в контексте популярности социальных сетей, создания и получения информации. Все это формирует условия для преобразования форматов обучения и усиления тенденции к обучению в течение всей жизни. Также пандемия коронавирусной инфекции 2020 года побудила преподавательское сообщество пересмотреть обучающие методы, поскольку ведущие позиции были отданы онлайн-обучению. В сложившихся условиях практика преподавания английского языка в неязыковом вузе также претерпела изменения, сделав актуальной возможность использования мессенджеров, социальных сетей и приложений в учебном процессе. Кроме этого формат микрообучения отвечает потребностям современных студентов поколения Z, отличающегося непродолжительностью концентрации внимания, а также позволяет снизить когнитивную нагрузку обучающихся в неязыковом вузе, где программы предполагают освоение большого объема знаний, умений и навыков по общему английскому языку и языку профессии. Цель статьи заключается в описании возможностей интегрирования принципов микрообучения в практику преподавания английского языка в неязыковом вузе. Исследование выполнено в рамках ведущих теорий обучения: теории когнитивной нагрузки Дж. Свеллера, теории мультимедийного обучения Р. Мейера, теории коннективизма Дж. Сименса и С. Даунса. Изучение ведущих тенденций развития концепции микрообучения позволило сформулировать ряд принципов данного формата применительно к преподаванию английского языка: использование мультимедийной среды; презентация учебного материала в виде микроконтента; формирование микронавыков через постановку определенной цели; фокус на коллокациях и чанках как одних из объектов изучения в контексте формирования лексических навыков. Теоретическая значимость работы определяется возможностью расширения научных представлений об усвоении небольшого объема учебного материала в короткие сроки. Практическая значимость статьи заключается в том, что выделенные принципы микрообучения позволяют разнообразить методические приемы преподавателей иностранных языков и оптимизировать учебный процесс при помощи цифровых технологий.
Ключевые слова:
мультимедиа, английский язык, микрообучение, микроконтент, коллокации и чанки, микронавык
Глузман Н. А., Безносюк Е. В. Повышение качества высшего образования: теоретико-методический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 169–182. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241208.htm
ART 241208
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11208
Просмотров: 709
Социальный заказ государства на повышение качества образования с целью обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования среди мировых университетов детерминирует необходимость разработки эффективных модернизационных стратегий в данной области. Целью статьи является актуализация проблемы повышения качества высшего образования для дальнейшего обоснования и апробации системной модели научно-методического центра университета, которая способна обеспечить повышение качества высшего образования. Реализация цели статьи осуществлялась на основании системного, компетентностного и личностно ориентированного методологического подходов. В статье проанализированы тенденции во внутренней системе обеспечения качества высшего образования в контексте европейских требований по научно-педагогической деятельности преподавателей и аргументированно обосновано, что внедрение модели научно-методического центра университета будет способствовать формированию целостной системы взаимосвязанных информационных, диагностических, методических и иных подсистем для дальнейшего планирования и координации профессионального роста преподавателей высшей школы, а также внедрения научно-методического центра как постоянной структуры в образовательных организациях высшего образования, детерминирующей функционирование образовательно-развивающей среды их личностно-профессионального развития и саморазвития. С целью обоснования актуальности проблемы повышения качества высшего образования проведено эмпирическое исследование среди преподавателей филиалов ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»: Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта) и Евпаторийского института социальных наук. На основании полученных результатов определено, что среди преподавателей образовательных организаций высшего образования существует мотивационный запрос на координацию процесса повышения качества их профессионального роста, что, в свою очередь, является важным структурным элементом в системе управления качеством образовательной деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в описании сущности понятия «качество высшего образования» и осмыслении научных и нормативно-правовых основ трактовки данного термина, а также обосновании необходимости внедрения в образовательный процесс высшей школы системной модели научно-методического центра университета, которая способна обеспечить повышение качества высшего образования. Практическая значимость статьи заключается в определении теоретико-методической основы для дальнейшего внедрения и апробации результативности предлагаемой системной модели научно-методического центра университета для обеспечения критерия качества высшего образования.
Косикова С. В., Жолобова Ю. Г. Междисциплинарные исследования в педагогических вузах: обоснование актуальности и целесообразности проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 150–168. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241207.htm
ART 241207
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11207
Просмотров: 713
Актуальность исследования определяется потребностью общества и государства в реформировании системы подготовки студентов педагогических вузов в аспекте формирования у них готовности к реализации междисциплинарного содержания общего образования в будущей профессиональной деятельности. Цель статьи – обосновать актуальность проведения междисциплинарных исследований студентами педагогических вузов как одного из способов их подготовки к реализации междисциплинарного содержания на уровне общего образования. При написании статьи в теоретической части проведен аналитический обзор литературы с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме реализации содержания высшего образования на междисциплинарной основе, в соответствии с которыми приведен теоретический анализ понятия «междисциплинарность» и определено значение «горизонтальной» и «вертикальной» межпредметной интеграции как взаимодополняющих способов организации междисциплинарных исследований. В практической части для решения исследовательской задачи был использован метод анкетирования с использованием электронной формы сбора данных. В период с 05 сентября по 20 сентября 2024 года сотрудниками ФГБОУ ВО «ПГГПУ» были опрошены 126 преподавателей, 1117 студентов педагогических вузов и 636 педагогических работников образовательных организаций общего образования. Результаты анкетирования свидетельствуют о наличии в педагогических вузах ряда проблем, среди них: недостаточная готовность педагогов и студентов к реализации междисциплинарных исследований; непонимание всеми группами респондентов сущности вертикальной межпредметной интеграции и ее значения в становлении личности будущего учителя и, как следствие, недооценивание студентами и преподавателями целесообразности проведения междисциплинарных исследований в педагогических вузах. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что междисциплинарные исследования авторы статьи рассматривают в качестве одной из форм подготовки выпускников педагогических вузов к решению профессиональных задач в будущей педагогической деятельности. Положения статьи могут быть использованы для обоснования реформирования и дальнейшего проектирования системы подготовки студентов педагогических вузов в аспекте формирования у них готовности к реализации междисциплинарного содержания общего образования в будущей профессиональной деятельности посредством участия в междисциплинарных исследованиях.
Боброва А. А., Ниязова А. А. Факторы и условия формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 137–149. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241206.htm
ART 241206
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11206
Просмотров: 668
Одной из составляющих профессиональной подготовки в вузе определено формирование у будущих педагогов социокультурных ценностей: ценности человека как свободной и самодостаточной личности; ценности культуры общения и взаимоотношений; ценности формирования общей культуры личности и деятельности; ценности социокультурного воспитания, образования и нравственной культуры личности. Формирование вышеуказанных ценностей является значимым в деятельности педагога с обучающимися, в том числе с ОВЗ, в условиях специального и инклюзивного образования. Цель статьи – проанализировать факторы и определить условия формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования. В статье представлен анализ актуальных теоретических и практических исследований в области формирования социокультурных ценностей в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования. Ведущими методами исследования проблемы были выбраны метод экспертной оценки и метод аналитической обработки информации. Авторы статьи на основе анализа научных работ педагогов-исследователей выделили факторы (опосредованность социокультурными ценностями изменений в образовании, трансформация социокультурной среды и социокультурные риски, потенциал социокультурной среды вуза, мультикультурность образовательного пространства) и условия (построение образовательной траектории с включением в учебный план дисциплин и курсов по выбору с использованием проблемных ситуаций и кейсов; включение будущих педагогов специального и инклюзивного образования в социально значимую добровольческую деятельность) формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования. Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в выявлении факторов формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования и расширении подходов к их применению в процессе профессиональной подготовки. Практическая значимость состоит в разработке и реализации условий формирования социокультурных ценностей в профессиональной подготовке будущих педагогов специального и инклюзивного образования.
А. А. Мирошниченко