Педагогика
Боброва А. А., Ниязова А. А. Факторы и условия формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 137–149. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241206.htm
ART 241206
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11206
Просмотров: 617
Одной из составляющих профессиональной подготовки в вузе определено формирование у будущих педагогов социокультурных ценностей: ценности человека как свободной и самодостаточной личности; ценности культуры общения и взаимоотношений; ценности формирования общей культуры личности и деятельности; ценности социокультурного воспитания, образования и нравственной культуры личности. Формирование вышеуказанных ценностей является значимым в деятельности педагога с обучающимися, в том числе с ОВЗ, в условиях специального и инклюзивного образования. Цель статьи – проанализировать факторы и определить условия формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования. В статье представлен анализ актуальных теоретических и практических исследований в области формирования социокультурных ценностей в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов для системы специального и инклюзивного образования. Ведущими методами исследования проблемы были выбраны метод экспертной оценки и метод аналитической обработки информации. Авторы статьи на основе анализа научных работ педагогов-исследователей выделили факторы (опосредованность социокультурными ценностями изменений в образовании, трансформация социокультурной среды и социокультурные риски, потенциал социокультурной среды вуза, мультикультурность образовательного пространства) и условия (построение образовательной траектории с включением в учебный план дисциплин и курсов по выбору с использованием проблемных ситуаций и кейсов; включение будущих педагогов специального и инклюзивного образования в социально значимую добровольческую деятельность) формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования. Теоретическая значимость выполненного исследования заключается в выявлении факторов формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов специального и инклюзивного образования и расширении подходов к их применению в процессе профессиональной подготовки. Практическая значимость состоит в разработке и реализации условий формирования социокультурных ценностей в профессиональной подготовке будущих педагогов специального и инклюзивного образования.
Букина Т. Г., Нестерова В. Е. Технология проблемного обучения как эффективная методика преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка» в образовательных организациях системы МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 122–136. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241205.htm
ART 241205
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11205
Просмотров: 497
Процесс обучения русскому жестовому языку (далее – РЖЯ) сотрудников органов внутренних дел является весьма трудоемким и эмоционально затратным. В силу этого актуальным является вопрос разработки эффективной методики преподавания РЖЯ в образовательных организациях системы МВД России. Целью данной статьи является описание методики преподавания РЖЯ на основе технологии проблемного обучения как в рамках преподавания дисциплины «Основы профессиональной служебной деятельности», так и на курсах переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ научных и методических источников по теме, методы описания и сопоставления, классификации, а также методы полевой работы с глухими и слабослышащими гражданами (запись спонтанной речи, лингвистическое анкетирование, интервьюирование), корпусный метод, ориентированный на изучение реального функционирования РЖЯ, позволяющий осуществлять быстрый поиск и отбор однотипных явлений. В процессе исследования авторами рассматриваются классификации проблемных ситуаций и приводятся примеры практических заданий, организованных с учетом принципов проблемного обучения. Разработанные задания способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций сотрудников полиции, позволяющих эффективно осуществлять правоохранительную деятельность и взаимодействие с различными категориями граждан. Основным результатом исследования является вывод о том, что применение элементов технологии проблемного обучения позволяет приблизить образовательный процесс к ситуациям реального общения, а также оптимизировать весь процесс профессиональной подготовки курсантов и слушателей к взаимодействию с гражданами, имеющими различные нарушения функций слуха. Теоретическая значимость исследования заключается в аналитико-логической работе по изучению теоретического материала по дактильной, калькирующей и жестовой речи, а также в описании методики проблемного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России. Практическая значимость исследования заключается в возможности успешного применения на практике полученных знаний, умений и владений при непосредственной коммуникации с глухими и слабослышащими участниками общения. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и на курсах переподготовки и повышения квалификации в образовательных организациях системы МВД России.
Пазухина С. В. Взаимосвязь преобладающих мотивов и уровня социальной активности подростков-волонтеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 105–121. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241204.htm
ART 241204
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11204
Просмотров: 687
Актуальность работы связана с тем, что вовлечение подростков в различные виды волонтерской деятельности на благо своей Родины сегодня является одной из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Цель исследования заключалась в изучении связи преобладающих мотивов волонтерской деятельности подростков с уровнем социальной активности и выявлении педагогических условий их развития. Основным методологическим подходом, определяющим концептуальные моменты исследования, выступил личностно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на воспитание личности подростка в волонтерской деятельности за счет повышения его мотивации и социальной активности участия в общественно полезных делах. В статье показано, что привлечение значительного числа волонтеров позволяет эффективно реализовывать национальные проекты, проводить масштабные мероприятия на разных территориях нашей страны; волонтерская деятельность является значимым фактором воспитания, социализации молодых людей, профилактики девиантного поведения. Однако в ряде случаев волонтеры привлекаются по формальным характеристикам, без учета их мотивов, что влияет на уровень их социальной активности в добровольческих проектах. В ходе эмпирического исследования использовались стандартизированные методики на изучение мотивации и социальной активности подростков. Результаты: было выявлено, что в изучаемой группе подростков, которые изъявили желание участвовать в волонтерской деятельности, была достаточно выражена мотивация оказания помощи другим людям, мотивация достижения успеха при отсутствии преобладания мотивации избегания неудач, мотивация аффилиации. Показатели социальной активности и ориентированности на гуманистические нормы жизнедеятельности имели высокий и средний уровни. В ходе корреляционного анализа были выявлены выраженные статистически значимые взаимосвязи между изучаемыми показателями мотивации и показателями социальной активности у подростков-волонтеров. Теоретическая значимость заключается в систематизации, обобщении, уточнении понятийных характеристик, касающихся преобладающей мотивации волонтерской деятельности и их социальной активности, выявлении педагогических условий их развития. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанной диагностической программы, полученных результатов исследования, предложенных педагогических условий для изучения, учета и развития мотивации подростков с целью повышения социальной активности их участия в волонтерских проектах.
Аетдинова Р. Р. Передовая инженерная школа как эффективная технология подготовки будущих инженеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 87–104. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241203.htm
ART 241203
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11203
Просмотров: 615
Передовые инженерные школы (далее – ПИШ) – это инновационный образовательный проект, который реализуется при сотрудничестве российских университетов и индустриальных партнеров, основной задачей которого является формирование технологического суверенитета России. Потребность в реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями современного рынка труда, нуждающегося в специалистах, готовых самостоятельно осуществлять научно-изобретательскую деятельность, а с другой стороны, особенностями функционирования сферы промышленности, заинтересованной в работе не только на внутренний, но и на внешний рынок. Целью данного исследования является анализ условий, в которых создаются отечественные передовые инженерные школы, основных направлений их деятельности, проблем, с которыми сталкивается преподавательский состав и сами студенты в ходе образовательной деятельности. Методологической базой исследования явились методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций, контент-анализ). Научная новизна исследования состоит в анализе предпосылок создания проекта ПИШ, выявлении основных направлений теоретических разработок действующих ПИШ. На конкретных примерах рассмотрены основные результаты, достигнутые за неполные три года реализации федерального проекта, изучены перспективы, имеющиеся у каждой из рассмотренных в работе школ. Результаты исследования включают в себя актуальные требования к компетенциям современного инженера, выделенные условия реализации проекта ПИШ; анализ зарубежного опыта организации дополнительного образования, в частности технологии тьюторства, которая может быть использована и на базе отечественных передовых инженерных школ для мотивации и личностной ориентации для молодых специалистов. Теоретическая значимость исследования выражается в выявлении проблем развития передовых инженерных школ, оценке ведущих направлений деятельности ПИШ, особенностей внедрения проектного обучения при подготовке будущих инженеров в рамках ПИШ. Практическую ценность исследования имеет анализ нормативной базы и практического опыта университетов по созданию ПИШ, которые могут быть применены вузами для развития собственных инженерных школ.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, тьюторство, индустриальный сектор, передовые инженерные школы
Бобровникова Н. С., Брешковская К. Ю. Основные направления и методы развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в условиях современного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 12 (декабрь). – С. 71–86. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241202.htm
ART 241202
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11202
Просмотров: 631
Проблема развития эмоционального интеллекта обусловлена особыми требованиями современного общества к повышению уровня социальной компетентности личности, в том числе обучающихся старших классов, которым данное качество помогает справляться с негативными переживаниями в учебной деятельности и успешно адаптироваться к новым условиям социального взаимодействия. Цель исследования – изучить развитие эмоционального интеллекта у старшеклассников, основные направления и методы его развития. При выборе методов и приемов развития эмоционального интеллекта у обучающихся старших классов были учтены теоретические положения О. О. Андронниковой об эффективности использования методов арт-терапии в развитии умений самопознания своих эмоций, теоретические положения Д. И. Пономаревой об эффективности применения активных методов обучения. При подборе методов развития эмоционального интеллекта авторы опирались на теоретические положения Л. В. Василевской, Е. И. Бараевой, которые рекомендуют развивать показатели эмоционального и социального интеллекта. Исследование проблемы позволило описать продуктивные методы в развитии эмоционального интеллекта у обучающихся: развитие осознанности эмоций и эмоциональных состояний (техники аутотренинга); методы анализа эмоциональных реакций (рефлексия и вербализация эмоций); методы развития эмпатии (например, обучающие игры, ролевые игры); методы обучения активному слушанию; методы развития самоконтроля эмоций и эмоциональных состояний (психогимнастика, игровые методы). В ходе эмпирического исследования было выявлено, что большинство старшеклассников имеют средний уровень эмоционального интеллекта (диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла), у 48% респондентов выявлен средний уровень показателя по опроснику эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, у 40% старшеклассников – средний уровень развития эмпатии, у 28% был выявлен низкий уровень развития эмпатии, что свидетельствует о том, что у них недостаточно развит эмоциональный отклик (методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко). Теоретическая значимость исследования: в работе рассмотрены и классифицированы научные представления зарубежных и отечественных ученых об эмоциональном интеллекте; описаны ведущие модели структуры эмоционального интеллекта С. Холла, Л. Б. Симоновой и др. Авторами проведен анализ основных подходов к становлению понятия «эмоциональный интеллект» в зарубежной и отечественной литературе. Практическая значимость: подобран диагностический инструментарий исследования; описаны основные направления и методы развития эмоционального интеллекта у старшеклассников в условиях современного образования; разработаны рекомендации педагогам-психологам по развитию эмоционального интеллекта у старшеклассников в условиях современного общества.
А. А. Боброва