№ 12 (декабрь)

Педагогика
Воробьева Н. В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906–1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.
Кареева И. В., Туарменская А. В. Опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 16–29. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня к сотруднику уголовно-исполнительной системы предъявляется ряд специфических морально-нравственных требований, а именно: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали, толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Таким образом, предъявляемые государством и обществом требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы обозначили необходимость в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности быть толерантным. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: анкетирование (анкета разработана авторами) и тестирование (тест для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна и тесты «Оценка уровня усвоения» В. П. Беспалько, Ю. Г. Татура в модификации авторов). К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенного авторами комплекса педагогических условий по формированию межэтнической толерантности у курсантов и повышение знаний по этнической проблематике, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, уменьшение процента респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей в экспериментальной группе. Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса в вузах уголовно-исполнительной системы и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов на примере Академии ФСИН России, так как при имеющихся схожих условиях он может быть использован образовательными организациями ФСИН России в целях повышения эффективности воспитательной работы среди курсантов.
Назаренко Т. Ю. Особенности деструктивной интерференции при освоении английского языка в профессиональной сфере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 30–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья представляет интерес с методической точки зрения, поскольку при изучении иностранного языка в профессиональной сфере (Строительство 08.03.01) у обучающихся возникают различного рода интерферентные ошибки, которые преподавателям надо предвидеть и предупредить. Поскольку интерференция – это процесс, который тормозит усвоение иностранного языка обучающимися и влияет на успешное овладение им, возникает необходимость найти способы ее преодолеть. Актуальность данной работы объясняется необходимостью поиска путей преодоления деструктивной интерференции и использования конструктивной при изучении иностранного языка в профессиональной деятельности как способа лучшего овладения им и минимизации интерферентных ошибок обучающихся. Целью исследования является проверка действия предложенных студентам упражнений по преодолению деструктивной интерференции в ходе практического эксперимента. Предметом исследования выступает методика преодоления интерференции на занятиях студентов с помощью применения специально разработанного комплекса упражнений. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как В. В. Алимов, У. Вайнрайх, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, В. Ю. Розенцвейг, Ч. Ф. Хокетт и др. В статье представлены дефиниции интерференции в их интерпретации. Материалом исследования стали труды ученых по методике, педагогике, лингвистике, а также данные, полученные при контрольном переводе профессионально ориентированного текста с деструктивными интерферентами, который выполнили 26 студентов, направление подготовки «Промышленное и гражданское строительство». В ходе исследования были использованы методы наблюдения и опросы, основанные на практической работе студентов по переводу специальных текстов, а также на занятиях по развитию речевых устных и письменных навыков. Анализ англоязычной литературы по строительной тематике дал возможность выделить группы конструктивных и деструктивных интерферентов, разработать ряд упражнений и рекомендаций, позволяющих избегать деструктивной интерференции и использовать конструктивную при работе с текстами и в речевых высказываниях профессиональной направленности. Для того чтобы проверить действие предложенных упражнений, обучающиеся должны были сделать перевод текста, в котором содержались деструктивные интерференты. Полученные результаты были обработаны с применением методов сравнительного и статистического анализа, и автор делает вывод об эффективности разработанных упражнений и целесообразности дальнейшей работы в данном направлении по преодолению деструктивной интерференции. Практическая значимость работы, по мнению автора, заключается в том, что представленная методика и специальные упражнения могут быть использованы преподавателями на занятиях по обучению английскому языку в профессиональной сфере. Новизна данной статьи обусловлена тем, что в ней автор предполагает возможность преодоления деструктивной интерференции у будущих специалистов в строительной сфере при работе с профессионально ориентированными текстами с помощью правильной организации учебного процесса и выполнения предложенных специальных упражнений.
Безолюк С. П. Смыслообразование как компонент развития цифровых компетенций подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201087.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях информационного общества, сложности, вызова неопределенности, неоднозначности современного мира модернизации требуют и дидактические основы. Как сохранить мотивацию, желание учиться у «цифрового поколения» – школьников, живущих наполовину в реальном, наполовину в виртуальном мире социальных сетей, Интернета и гаджетов? Длительное время существовавший ранее когнитивный (знаниевый) подход не позволяет ученику, главному участнику образовательного процесса, наполнить личным смыслом те знания, которые он получал в процессе обучения. Чтобы деятельность ученика была успешной, необходимо развивать смысловую сферу обучающихся, наполняя знания личностным смыслом, выводя учебный процесс на личностно-смысловой уровень. Цель исследования – выявление возможностей интеграции цифродидактики и смыслодидактики, рассмотрение смыслообразования как компонента развития цифровых компетенций подростков. В статье анализируется смыслодидактический подход в организации учебного процесса. Перед педагогом стоит важная задача: развивая смысловую сферу обучающихся, помочь им достичь того самого «моего смысла». Новизна данного исследования: определены дидактические возможности смыслоинициирующей цифровой среды. Автор рассматривает понятие «смыслоинициирующая цифровая среда» как фактор, инициирующий смыслообразование обучающих. Проведенный теоретический анализ исследований по теме позволил выделить дидактические возможности инициирования смыслообразования обучающихся в цифровом образовательном пространстве. Автор предлагает при сохранении дидактических основ учебного процесса интегрировать смыслообразующие технологии в цифровую образовательную среду. В статье приводится авторская смыслоинициирующая цифровая модель организации учебного процесса, а смыслообразование рассматривается как компонент развития цифровых компетенций подростков. Данное исследование открывает возможности для продолжения исследований развития смысловой сферы обучающихся. Приведенная автором трактовка возможностей интеграции цифродидактики и смыслодидактики может быть рекомендована широкому кругу педагогов для использования в работе.
Александрова Н. С., Жуйкова Н. С. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях малого города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 53–67. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201088.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Русский язык ‒ это национальный язык русского народа и средство межнационального общения. Воспитание уважения к родному языку, формирование норм русского языка, овладение родным языком как основным средством общения – приоритетные направления начального языкового образования. Поэтому одной из задач обучения русскому языку в начальной школе является развитие устной и письменной речи, оформленной по стилистическим, грамматическим, пунктуационным, орфографическим и орфоэпическим нормам. Процессы овладения орфоэпическими нормами и формирования разных видов коммуникативных универсальных учебных действий активно происходят в младшем школьном возрасте. Авторы исследуют специфику формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях малого города в процессе выполнения орфоэпических упражнений. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование комплекса орфоэпических упражнений, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, проживающих в условиях малого города. Методология основывается на системно-деятельностном, личностно ориентированном подходах. Современное языковое образование в Российской Федерации предполагает системное развитие ученика как субъекта познавательной деятельности, активного участника образовательного процесса, готового строить активную и грамотную речевую коммуникацию со сверстниками и взрослым. Этому способствует реализация совокупности вышеназванных методологических подходов. Эффективность подходов подтверждена педагогическим экспериментом. Проведенное исследование позволило проверить эффективность применения орфоэпических упражнений, обеспечивающих формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. Теоретические положения исследования могут стать предметом дискуссионного обсуждения, обмена опытом на круглых столах, семинарах, конференциях преподавателей, методистов, учителей русского языка и литературы; стать методической темой образовательной организации. Практические положения могут явиться основой для разработки дидактических средств обучения русскому языку: сборников орфоэпических диктантов, минуток чистописания, материалов для словарно-орфографической работы, настольно-печатных и электронных игр.
Психология
Будникова Т. В. Сравнительный анализ возможностей методик В. П. Глухова и Т. А. Ткаченко в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 68–76. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202049.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, которая носит характер последовательного, систематического, развернутого изложения. У старших дошкольников с ОНР связная речь самостоятельно не формируется. Между тем овладение связной речью – одна из актуальных проблем речевого развития ребенка. Поэтому ключевой целью общего комплекса коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР становится формирование и развитие связной речи, что является необходимым условием для их успешного обучения в школе. По результатам теоретического анализа можно сказать, что методика формирования связной речи Т. А. Ткаченко имеет большие возможности в развитии связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Едиханова Ю. М. Формирование мотивации достижения успеха персонала организации посредством психологического тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 77–83. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время организации столкнулись с множеством социально-экономических проблем, поэтому большую актуальность приобретают вопросы мотивации персонала организации, поиск наиболее эффективных приемов и средств повышения трудовой мотивации. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психологического тренинга в развитии мотивации достижения сотрудников организации. В статье представлены результаты диагностики особенностей мотивационной сферы сотрудников, рассмотрены возможности повышения мотивации достижения к успеху посредством программы психологического тренинга. Описаны основные механизмы развития мотивации достижения успеха, выделены факторы, затрудняющие данный процесс.
Аникина Я. В. Особенности взаимосвязи чувства вины и посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 84–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Посттравматические стрессовые расстройства, возникающие у военнослужащих после травматических событий, значительно влияют не только на эффективность их профессиональной деятельности, но и на их психическое здоровье и на возникновение различных деформаций их личности. Поэтому в настоящее время огромное значение приобретает исследование особенностей взаимосвязи чувства вины и посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих. Цель статьи – определение взаимосвязи чувства вины и посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих. В ходе эмпирического исследования выявлено, что выраженность показателей посттравматических стрессовых расстройств военнослужащих зависит от интенсивности переживания ими чувства вины.
Экономика
Жабинская И. С., Мартыненко А. С. Неравенство доходов и инструменты его снижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 94–102. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние 30 лет в мире усилилась тенденция к росту неравенства доходов, что может ухудшить социально-экономическую ситуацию, спровоцировать социальную напряженность в обществе. Цель статьи состоит в том, чтобы оценить остроту данной проблемы в России и представить фискальные инструменты ее компенсирования. По результатам исследования установлен факт возрастания за последние 30 лет неравенства в России и в мире; определены причины этого явления в России; в качестве компенсационных методов рассмотрены социальные трансферты и прогрессивная шкала налогообложения.
Балашев Н. Б., Фирсова П. А. Денежно-кредитная политика России в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 103–110. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы обусловлена появлением новых проблем и особенностей денежно-кредитной политики по причине пандемии в России, в связи с чем представлен уровень инфляции по годам, а также три схемы развития экономической ситуации. Дан прогноз ВВП по годам и прогноз инфляции. Описано влияние коронавируса на монетарную политику. Целью работы является анализ проблем денежно-кредитной политики во время эпидемии коронавируса, установление причин снижения ключевой ставки. В результате исследования выявлены сферы, наиболее пострадавшие из-за коронавируса, представлены меры правительства, принятые для поддержки граждан.
Гатауллин Р. Ф., Каримов А. Г. Детерминанты бедности работающего населения и механизмы ее преодоления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 111–118. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях нарастания глобальных вызовов ситуация, связанная с проблемой бедности, будет только ухудшаться. Поэтому особую актуальность приобретает разработка механизмов, направленных на сокращение бедности. Целью работы является исследование детерминант и механизмов преодоления бедности работающего населения. Выявлены основные факторы формирования бедности. По результатам исследования обосновано, что преодоление бедности требует активной социальной политики, суть которой состоит в усилении социальной составляющей экономического развития при укреплении системы мотивационного механизма к высокопроизводительному труду и продуктивной занятости, что позволит обеспечить достойный уровень оплаты труда и доходов. Показаны закономерности генерирования бедности в системе общественного воспроизводства. Предложены стратегические направления преодоления бедности.
Артюхина Е. А., Квон Г. М. Теоретические аспекты формирования и развития системы поддержки малого предпринимательства в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 119–133. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Целью статьи является исследование теоретических подходов к реализации различных мер поддержки малого предпринимательства на региональном уровне. В настоящее время вопросы развития и функционирования малого предпринимательства требуют повышенного внимания на всех уровнях. Особую роль в данном процессе играет региональный уровень, где происходит формирование системы поддержки, которая напрямую влияет на ключевые показатели бизнеса. В статье рассмотрены принципы, сущность и функции малого предпринимательства, различные аспекты его влияния на развитие региона. Кроме того, в работе представлены основные формы поддержки малого предпринимательства на уровне региона, факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие малого бизнеса, основные объекты предпринимательской инфраструктуры в регионе. В предлагаемой работе авторами используется стандартная методология, содержащая следующие элементы: разработка алгоритма исследования, проведение контент-анализа, выбор методов исследования, оценка параметров и обоснование факторов, влияющих на предмет исследования. В качестве основных методов исследования в данной работе использованы методы синтеза и анализа, методы табличной и графической визуализации результатов исследования, позволившие сформировать комплексное представление об объекте исследования – системе поддержки малого предпринимательства. Система поддержки малого предпринимательства в данной статье рассмотрена с позиций комплексного и факторных подходов.