Педагогика

Лыскова Г. Т. Формирование коммуникативного взаимодействия на уроке в инклюзивном классе начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191057.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного и всестороннего анализа практики инклюзивного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на организационно-педагогических факторах, анализе результативности такой формы обучения. При этом практика показывает, что отношение учащихся и их родителей к инклюзии практически не изменилось в процентном соотношении в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в коллектив класса и школы. Наиболее значимым может стать формирование положительного отношения и дружбы детей с ОВЗ с одноклассниками. Целью исследования является разработка методики формирования коммуникативных умений у младших школьников на уроке в инклюзивном классе. В статье раскрывается значение коммуникативного взаимодействия для достижения взаимопонимания и сближения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются особенности младшего школьного возраста и личностных особенностей детей в зависимости от заболевания. Показаны возможности использования урока и содержания учебных программ для формирования коммуникативного взаимодействия учащихся. Практическая значимость разработки заключается в возможности наглядно продемонстрировать достоинства применения учебного материала для построения коммуникативного взаимодействия на уроке и формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проведенный анализ результативности экспериментальной работы в рамках поставленных задач позволяет сделать вывод об эффективности коммуникативного взаимодействия для формирования положительного отношения учащихся инклюзивного класса друг к другу, развития дружеских отношений. Описанная форма работы может стать основой изменения педагогической практики, в том числе процесса методической разработки уроков и планов работы, что позволяет учителю выстраивать деятельность в соответствии с ФГОС.
Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Самостоятельная работа студентов как объект учебно-образовательной методики преподавания геометро-графических дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 50–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191056.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы продиктована, с одной стороны, требованиями фундаментализации геометро-графической подготовки и смещением акцента на формирование образно-пространственного интуитивно-практического творческого мышления и креативной геометро-графической деятельности, что вызвано изменениями в содержании труда бакалавров техники и технологии в условиях цифровой экономики. С другой стороны, крайне низкий уровень геометро-графической подготовки, а порой и полное ее отсутствие у студентов-первокурсников, поступивших на технические направления, негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса по освоению геометро-графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики). Уменьшение аудиторного времени на изучение графических дисциплин привело к критическому сокращению объема геометро-графической информации, в результате чего стала ограниченной возможность организации аудиторного учебно-воспитательного процесса до уровня продуктивно-творческой деятельности студентов, необходимой для будущих бакалавров техники и технологии. В сложившихся условиях в системе геометро-графического образования требуется разработка индивидуальных моделей самостоятельной работы студентов (далее – СРС), на которую приходится до 70% объема геометро-графических знаний, умений, навыков. Целью исследования является анализ функционирования системы СРС. В исследовании авторы опираются на деятельностный и личностно ориентированный подходы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе самостоятельного овладения геометро-графическими дисциплинами, мотивации к изучению данного курса и приобретению профессионально значимого опыта. Самостоятельная работа студента для формирования заданных уровней геометро-графической компетентности должна проходить при организационно-педагогическом сопровождении преподавателя на основании индивидуально-процессуальной модели СРС. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования материалов статьи при разработке и обосновании педагогических технологий и моделей самостоятельной работы студентов.
Самохин И. С., Караванова Л. Ж., Мыльцева М. В. Использование художественных фильмов на занятиях по английскому языку в школе и вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 40–49. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191055.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается педагогический потенциал англоязычных видеоматериалов на занятиях по английскому языку. Актуальность исследования обусловлена общей тенденцией к применению поликодовых текстов (фильмов, песен, компьютерных игр) в современном среднем и высшем образовании. Теоретическая значимость работы заключается в обзоре отечественной и зарубежной литературы, посвящённой использованию художественных фильмов в рассматриваемом контексте. Установлено, что оно повышает уровень мотивации (через психологический комфорт, положительные эмоции), развивает различные психические функции (в первую очередь внимание и память), играет определённую роль в совершенствовании лингвистических навыков, способствует формированию коммуникативных ситуаций и расширению кругозора учащихся в области истории и культуры соответствующей страны. Отмечается, что важно учитывать длительность видео и проводить работу с ним в рамках трёх этапов: подготовительного (до просмотра), демонстрационного (во время просмотра) и завершающего (после просмотра). Далее излагается содержание авторской методики И. С. Самохина, связанной с показом художественных фильмов в школах и вузах, что отражает практическую значимость и новизну исследования. В следующем разделе приведены задания к эпизоду из фильма “That’s What I Am” («Вот я какой») и результаты, полученные после демонстрации данного фрагмента группе студентов с уровнем “Intermediate”, обучающихся по специальности «Психолого-педагогическое образование». Подчёркивается, что учащиеся в основном справились с устной частью (заполнением пропусков, ответами на вопросы и обсуждением увиденного) и не справились с письменной (рецензией на фильм). Авторы статьи выступают против частого использования заданий на основе фильмов, песен и других поликодовых текстов, отмечая, что ведущую роль в образовательном процессе должны играть более традиционные упражнения. По мнению авторов, поликодовые тексты прежде всего усиливают эффект разнообразия, благодаря которому у учащихся остаются приятные воспоминания о проведённом занятии.
Белякова Е. Г., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Быков С. А. Развитие смыслов педагогической деятельности у студентов – будущих педагогов через понимание и интерпретацию текстов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 23–39. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях многоуровневого педагогического образования существенно возрастает актуальность профессионального самоопределения студентов, начальным этапом которого является ориентация в ценностях и смыслах избранной профессии. В статье раскрывается подход к проблеме развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов, представлено его методическое обеспечение. Цель статьи состоит в обосновании методики развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности студентов-педагогов средствами текстовой деятельности. Методологической базой исследования являются положения теории смысла, педагогической герменевтики, авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения. В ходе исследования определен механизм развития аксиологических оснований педагогической деятельности у студентов через понимание и интерпретацию разножанровых текстов с педагогическим содержанием и создание «встречных текстов». Выявлено условие продуктивной реализации текстовой деятельности – многоракурсный диалог, в ходе которого происходит сопоставление смыслов текста с историческим контекстом и современными реалиями, актуализация и обогащение личностного смыслового опыта студентов. Описывается методика развития гуманитарных смыслов педагогической деятельности у студентов-педагогов, включающая последовательные этапы отбора текстов, осмысления их содержания, презентации собственного понимания в условиях открытого диалога, рефлексии изменений в собственном восприятии ценностей, целей, способов деятельности педагога, а также изменений в индивидуальном переживании профессиональной идентичности. В статье приведены положительные результаты апробации предложенной методики в опытно-экспериментальной работе. На основе качественного анализа «встречных текстов» и рефлексивных эссе выявлена положительная динамика в содержании педагогических смыслов студентов, углубление их понимания педагогической деятельности и задач собственного профессионального развития. Количественная обработка с использованием контент-анализа и метода ранжирования подтверждает эти данные. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии смыслового подхода к проблеме профессионального самоопределения в условиях вузовской подготовки педагога. Разработаны способы интеграции смысловых механизмов профессионального самоопределения в образовательный процесс вуза. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для совершенствования профориентационных вузовских практик в педагогическом образовании, выявлении способов их реализации в условиях учебной и внеучебной работы со студентами.
Кутыгин Ю. А., Шаламова Е. Ю. Реализация правового воспитания в России: от региональных проектов к разработке Единой концепции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 8 (август). – С. 13–22. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена неутешительной статистикой совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними, учащающимися резонансными преступлениями со стороны молодежи с проявлением не свойственной им жестокости, а также значительным числом научных и иных публикаций по исследуемой проблеме, публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации. Правовое воспитание в России в настоящее время не имеет единого подхода, ученики отдельных образовательных организаций по инициативе региональных властей либо педагогов более углубленно изучают основы правовых дисциплин по сравнению с другими обучающимися, которые изучают право лишь в рамках отдельных тем. Такой подход ставит обучающихся в неравное положение, не способствует профилактике преступности, а также повышению общей правовой грамотности подрастающего поколения. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки Единой концепции правового воспитания в России. Цель настоящего исследования – выявление имеющихся проблем в реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению их негативного влияния. Предполагается, что цель будет достигнута в результате анализа имеющихся тенденций и мер правового воспитания в России; уяснения исторического опыта использования правового воспитания; определения подходов к реализации правового воспитания за рубежом; исследования мнений обучающихся и преподавателей о необходимости правового воспитания, имеющихся проблемах средствами анкетирования. Основной результат научного исследования – выявление имеющихся проблем реализации правового воспитания в России и предложение рекомендаций по снижению негативного влияния проблем его реализации на настоящем этапе в России, в частности конкретных мероприятий, которые могут входить в Единую концепцию правового образования. По результатам анкетирования обучающихся 8–11-х классов образовательных организаций Свердловской области были выявлены основные проблемы в изучении правовых дисциплин, ведущая из которых – осознание обучающимися нехватки правовых знаний. При проведении исследования использовались такие методы, как социологический, аналитический, метод синтеза. Проведенное исследование будет полезно как для теоретических, так и для практических работников, в частности преподавателей начальных и старших классов, сотрудников в сфере образования, осуществляющих разработку образовательных программ и стандартов, сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, а также может быть использовано для проведения дальнейших исследований и разработок.