Педагогика

Стебловская Л. С. Субъективный контроль как феномен профессионального развития учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 91–101. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях реализации ФГОС общего образования учитель должен ощущать себя активным субъектом собственной деятельности, создавать в классе благоприятный климат, оказывать позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулировать у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывать развивающее влияние на их личность. В этих условиях проблема субъективного контроля учителя приобретает особую актуальность. Цель данного исследования – изучить уровень субъективного контроля учителей начальных классов общеобразовательного учреждения по пяти направлениям: принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить настоящим, осмысленность индивидуального бытия, принятие других. В статье проанализированы факторы развития учителя начальных классов на современном этапе развития педагогики в отечественной и зарубежной научной литературе. Ведущим методом экспериментальной работы по изучению уровня субъективного контроля учителя начальных классов выбран метод эпистолярного сочинения с дальнейшей обработкой посредством контент-анализа, для объективности исследования использовались также наблюдения за деятельностью и поведением учителей при посещении уроков, а также методика изучения уровня субъективного контроля. Результаты проведенных исследований показали, что учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 10» могут ощущать себя активными субъектами своей деятельности и могут организовывать взаимоотношения с учащимися на принципах уважения, доверия, понимания, поддерживать в классе хороший психологический климат, влиять на самооценку учеников и самоанализ их действий, создавать «ситуацию успеха». Однако многие из них (28%) имеют невысокий уровень субъективного контроля. Данные результаты обусловили корректировку мероприятий по сопровождению профессионального развития педагогов. Статья представляет интерес для методистов, сопровождающих профессиональное развитие учителей, руководства общеобразовательных организаций.
Майер Р. В. Имитационная модель деятельности школьника, читающего текст // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 78–90. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение и развитие школьников тесно связано с чтением, поэтому повышение эффективности чтения текста – одна из проблем, интенсивно исследуемая различными учеными в области дидактики, психологии и лингвистики. Чтение предполагает извлечение информации из текста, что требует декодирования фонетических связей между буквами и звуками, а также понимания смысла. Результат чтения зависит от параметров чтеца и читаемого им текста. Цели работы: 1) используя информационно-кибернетический подход, создать имитационную модель деятельности чтеца (ученика), учитывающую психологические закономерности восприятия, запоминания и забывания информации, которая позволила бы исследовать основные закономерности чтения текстов; 2) исследовать поведение этой модели при различных параметрах чтеца и текста, объяснить получающиеся результаты. Применяется системно-кибернетический подход, а также методы качественного, математического и компьютерного моделирования. В предлагаемой имитационной модели память человека моделируется тремя массивами, в которых «запоминаются» слоги, слова и предложения. Элементами массивов являются числа из интервалов [0; 1], которые равны вероятностям правильного воспроизведения этих составляющих текста. Распознавание слогов моделируется как случайный процесс с вероятностью 0,05 – 1. Когда ученик правильно прочитал все слоги, он понимает читаемое слово, и соответствующему элементу массива присваивается 1. После прочтения предложения ученик пытается понять его смысл; результат зависит от степени понимания и запоминания слов, составляющих это предложение. Модель учитывает: 1) многоуровневую структуру памяти чтеца; 2) вероятностный характер прочтения слогов, понимания слов и предложений; 3) экспоненциальный закон забывания неосмысленной информации (слогов); 4) логистический закон забывания осмысленной информации (слов, предложений); 5) влияние обратных связей на повторное чтение слов и предложений в случае их непонимания; 6) уменьшение скорости забывания информации при повторном прочтении. В результате имитационного моделирования деятельности ученика, читающего текст, получены графики зависимостей уровня понимания всего текста и отдельных предложений от времени, а также показано, что время прочтения текста сильно зависит от характеристик «чтеца» и параметров текста. Рассмотрены ситуации, когда чтец (ученик) плохо читает слоги, медленно понимает и быстро забывает прочитанное. Используемая компьютерная программа написана в среде Free Pascal и состоит из вложенных циклов, соответствующих чтению слогов, слов и предложений. Новизна заключается в том, что создана имитационная модель чтеца, с помощью которой изучены зависимость количества знаний ученика от времени, зависимость времени работы ученика с текстом от скорости чтения, зависимость степени понимания различных предложений от их порядкового номера при различных параметрах текста.
Баймухаметова К. И. Концепция формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 66–77. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования в статье обусловлена происходящими преобразованиями в России на политическом, экономическом и социокультурном уровнях, которые вызвали необходимость преобразований в системе высшего образования. Возникло объективное противоречие между растущей потребностью современного человека в способности к продуктивной лингвокультурной деятельности в условиях быстрого обновления информации и неразработанностью теоретических и методических основ формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Цель исследования – разработка концепции формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку и её реализация в университете. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта российских университетов. По итогам исследования было установлено, что применение разработанной в исследовании концепции способствует решению важнейшей научно-методической проблемы эффективной подготовки к лингвокультурной деятельности и непрерывному самообразованию студентов при обучении иностранному языку в российских университетах. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке целостной концепции, которая раскрывает сущность, цели и задачи, содержательные характеристики модели формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку. Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в университете. В результате сделан вывод о том, что использование полученных в исследовании данных позволит в дальнейшем адаптировать методику формирования лингвокультуры в процессе самообразования студентов при обучении иностранному языку в других типах образовательных учреждений: среднего и дополнительного профессионального образования.
Ходырева Е. А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 56–65. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения качества профессионального образования, в том числе и качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования как инновационных форм осуществления образовательного процесса. Анализ публикаций и опыта оценки качества реализации сетевых образовательных программ показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями достаточно системно: представлены характеристики и особенности оценки, предложены критерии и показатели, обоснованы методы и соответствующий диагностический инструментарий. Однако в связи с необходимостью разработки и реализации вузами основных профессиональных образовательных программ на основе актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в совершенствовании нуждаются методология и процедуры оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования. Цель статьи – выявить особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для решения задач исследования использованы методы анализа нормативных правовых документов, педагогическое моделирование и проектирование; изучение и обобщение педагогического опыта разработки вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; изучение заключений по итогам аккредитационных экспертиз образовательных программ, содержащих информацию о результатах оценки качества реализации сетевых образовательных программ. Установлено, что особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования обусловлены как спецификой сетевой формы, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, так и выбранной образовательной организацией моделью реализации сетевых образовательных программ. Результаты исследования могут использоваться при разработке вузами локальных актов, регламентирующих реализацию сетевых образовательных программ; при определении образовательными организациями направлений совершенствования взаимодействия с образовательными и иными организациями, ресурсы которых могут быть использованы для повышения качества профессионального образования.
Морев А. В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях робототехники в дополнительном образовании детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 44–55. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулируя общественные отношения в сфере образования, устанавливает принципы и направления дополнительного образования школьников. Дополнительное образование должно обеспечить адаптацию детей к жизни в современном обществе, предопределить их профориентацию. Рывок науки, наблюдаемый в XXI веке, требует от социума принципиально новых навыков, умений прогрессивно осваивать появляющиеся технологии, понимать их принцип работы. Современное поколение школьников должно быть готово к жизнедеятельности в обществе с потребностями к техническому прогрессированию, обладать необходимым уровнем технической культуры. Ключевыми составляющими технической культуры являются техническая грамотность и технические компетенции. Достижение высокого уровня технической культуры школьников требует целостного подхода к процессу ее формирования. Предусмотренные образовательной программой школы модели воспитания ключевых компетенций обучающихся недостаточным образом формируют техническую культуру школьников. В повседневной жизни обучающиеся окружены самыми разнообразными техническими приспособлениями и устройствами, но не все понимают, как ими пользоваться, и не знают принцип их работы. Появившаяся в образовательном пространстве дисциплина робототехника позволяет обучающимся узнать о принципах работы таких устройств, а в некоторых случаях и создавать эти устройства самостоятельно, что формирует технические компетенции школьников и способствует развитию их технической грамотности. Возможность формирования технической культуры школьников с помощью образовательной робототехники и необходимость проработки образовательных методик в этой области определяет актуальность исследования. В статье описаны критерии оценки показателей и уровни сформированности технической культуры, формируемые межпредметные знания обучающихся в рамках работы дополнительных образовательных программ по робототехнике, приводятся результаты внедрения и апробации обучающей методики. Содержание статьи поможет дополнить существующие методики преподавания робототехники, способствует стимулированию педагогов к проектной работе с учащимися и выступает учебным материалом при разработке дополнительных устройств к робототехническим наборам.