Педагогика
Аверин А. Н., Солодянкина О. В., Соловьёв Г. Е. Формирование коммуникативной толерантности у студентов направления подготовки «Социальная работа» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221076.htm
ART 221076
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11076
Просмотров: 1847
Внедрение компетентностной парадигмы в вузовское образование предполагает изменение модели обучения и используемых методов. Возросшая необходимость формирования универсальных компетенций и профессионально значимых качеств обусловливает расширение применения интерактивных методов обучения и разработки программ, построенных на их основе. Повышение интереса к интерактивным методам обучения обоснованно, поскольку их использование в вузовской практике обучения наиболее оптимально при формировании компетенций. Коммуникативная толерантность является ключевым профессионально значимым качеством в структуре профессиональных свойств социального работника. Это качество отражает умение выстраивать межличностные взаимодействия с клиентами социальных работников. Социальный работник, обладающий коммуникативной толерантностью, способен сохранять эмоциональную стабильность в ситуациях взаимодействия с людьми, находящимися в сложной жизненной ситуации. Цель статьи – обосновать, разработать и апробировать программу тренинга коммуникативной толерантности для студентов направления подготовки «Социальная работа», провести пилотажное исследование для оценки эффективности программы тренинга. Ведущий метод исследования проблемы – пилотажное исследование, позволяющее оценить эффективность разработанной и апробированной программы тренинга коммуникативной толерантности. Результаты проведённой работы показывают, что у студентов, принимавших участие в тренинге, основанном на интерактивных методах обучения, увеличился общий уровень коммуникативной толерантности. Также по окончании тренинга на 16% увеличилось количество студентов с показателем «Средний уровень принятия других». Эти результаты значимы и важны в контексте профессиональной подготовки социальных работников и конкретно для формирования универсальной компетенции УК-5 (Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах). Компетенция УК-5 является ключевым планируемым результатом обучения студентов по дисциплине «Этика и деонтология социальной работы». Программа тренинга формирования коммуникативной толерантности может быть использована в дальнейшем при обучении студентов направления подготовки «Социальная работа» в рамках дисциплины «Этика и деонтология социальной работы». Программу тренинга формирования коммуникативной толерантности, при внесении необходимых корректив, можно использовать при обучении специалистов других помогающих специальностей: педагогов, психологов, юристов, врачей и т. д. Апробация тренинга и оценка его эффективности позволили прийти к выводу, что процесс формирования коммуникативной толерантности не должен ограничиваться участием студентов в одной программе тренинга. Этот процесс должен быть перманентным и включать дополнительно теоретические занятия, а также проведение групповых занятий по данной тематике не менее одного раза в год. Данная статья может стать методологической основой для дальнейшего изучения проблемы коммуникативной толерантности и разработки методического инструментария для студентов направления подготовки «Социальная работа» и других социономических специальностей.
Халак М. Е., Мазанова А. Е., Балыкова М. В. Психическое здоровье обучающихся как стратегическая цель развития образования: опыт комплексной поддержки студентов в США и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 168–185. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221075.htm
ART 221075
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11075
Просмотров: 1522
Поддержание психического здоровья и благополучия личности в среде образования является актуальной проблемой для высших учебных заведений, особенно в период социальных, экономических, политических вызовов. Вопросы психологического благополучия учащейся молодежи и профилактики психических расстройств привлекают к себе все больше внимания со стороны исследователей и специалистов психологии и практической медицины, все чаще данные вопросы выносятся на стратегический уровень целей образовательного менеджмента. Целью статьи выступил анализ моделей функционирования психологических служб в системе высшего образования в России и преимущественно в США. В российских вузах на данный момент отсутствует единая концепция реализации комплексной помощи и сопровождения учащихся на всех курсах обучения. Авторы делятся опытом функционирования межвузовской службы психологической поддержки обучающихся, созданной на базе Приволжского исследовательского медицинского университета (г. Нижний Новгород). Авторами анализируется исследование уровня психического здоровья, а также выраженности симптомов депрессии и тревожности у студентов нижегородских вузов. Результаты исследования показали, что средний уровень физического компонента здоровья студентов выше, чем уровень психологического, что подтвердилось статистически. Однако в целом уровень физического компонента имеет среднюю выраженность, что, вероятно, в большей степени и влияет на уровень психологического здоровья и душевного благополучия студентов. Исследование уровня депрессии показало, что 43,5% студентов имеют признаки депрессии: 22% – симптомы депрессии легкой степени, 17,5% – умеренно выраженной и 6% – тяжелой. 46% и 64% студентов имеют признаки высокого уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности соответственно. Данные состояния могут существенно влиять на результаты обучения. Полученные результаты показали необходимость введения в состав службы психиатра. Рассматриваемая модель межвузовской службы психологической поддержки может стать прототипом для создания региональных центров психологической и психолого-психиатрической помощи студентам в период обучения при содействии или в структуре медицинских вузов.
Мацюк Е. А., Абакумова И. В. Дидактические основы развития ценностно- смысловой сферы младших школьников с дисграфией в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 148–167. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221074.htm
ART 221074
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11074
Просмотров: 1439
В условиях информационной цивилизации и пересмотра общественных взглядов в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) происходят стремительные трансформации в системе образования. Современная школа, легитимизирующая право каждого ребенка, в том числе с особенностями развития, на получение образования в гетерогенной среде, не успевает обеспечивать технологическую составляющую разноуровневого процесса обучения и воспитания. Особенно уязвимой категорией оказываются младшие школьники, проживающие период выхода на новый уровень личностного развития и адаптирующиеся к новым требованиям социума. Практически у всех обучающихся с ОВЗ на начальном этапе обучения обнаруживается расстройство школьных навыков в виде нарушений письма (дисграфии), чтения и общего недоразвития устной речи. Целью нашего исследования стало создание программы обучения, которая помимо логопедических технологий включала бы в себя дидактический инструментарий, способный влиять на интенциональные акты сознания обучающихся, регулируя таким образом познавательную деятельность и повышая эффективность логотехнологий по преодолению дисграфии. В статье проанализированы междисциплинарные подходы к обучению младших школьников с дисграфией с позиций дидактики, психологии, логопедии, нейропсихологии. Рассмотрен дидактический потенциал смыслотехник в виде задач на смысл. Ведущим методом экспериментальной работы по оценке эффективности программы преодоления дисграфии с использованием задач на смысл выбран метод дидактического моделирования, среди методов эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент и сравнение. Результаты проведенного исследования показали возможности корригирующего влияния на речевые особенности младших школьников с дисграфией посредством дидактической программы с использованием задач на смысл. Наилучшая динамика зафиксирована у школьников с регуляторной дисграфией по нейропсихологической классификации, что доказывает эффективность смыслотехник для воздействия на эмоциональную, волевую, познавательную сферы школьников и в конечном счете обеспечивает положительную динамику характеристик программирования деятельности и самоконтроля. Улучшение показателей письма отмечается в группах с акустической дисграфией и дизорфографией. Статья представляет интерес для методистов и учителей начального образования, логопедов и нейропсихологов общеобразовательных школ.
Башлачёва Т. П., Савинова С. В. Развитие коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego-конструирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 131–147. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221073.htm
ART 221073
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11073
Просмотров: 1663
Перед дошкольным образованием поставлена задача не только формировать у детей представления и развивать их умения и навыки, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы. Цель исследования заключалась в выявлении организационно-педагогических условий развития коммуникативных способностей детей 6–7 лет в процессе Lego конструирования. Ведущими методами исследования выступили: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, метод математической статистики – G-критерий знаков. В результате исследования выявлена структура коммуникативных способностей, которая включает в себя три ключевых компонента – когнитивный, поведенческий и эмоциональный, в соответствии с которыми определяются критерии и показатели развития коммуникативных способностей старших дошкольников, а также характеризуются уровни их развития (исходный, нормативный и продвинутый) с учетом особенностей развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей может выступать сопутствующей задачей программы дополнительного образования любой направленности, в том числе технической. Так, в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Lego-город» в рамках проведенного исследования объединяются два направления: обучение основам конструирования из Lego и развитие коммуникативных способностей. Теоретическая значимость заключается в определении и характеристике компонентной структуры коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость состоит в подборе и экспериментальной апробации диагностического инструментария, представленного двумя сериями (для детей и педагогов), для выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста; разработке и апробации программы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе Lego конструирования «Lego-город». Исследование может быть актуально для изучения педагогами дошкольного и дополнительного образования, а также студентами педагогических направлений.
Пути повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе
Каско Ж. А., Салина А. С. Пути повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 119–130. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221072.htm
ART 221072
DOI 10.24412/2304-120X-2022-11072
Просмотров: 1538
Актуальность и значимость исследования обусловлены тенденциями развития российского образования. Современное высшее педагогическое образование ориентировано на формирование личности будущего учителя, готового к переменам в обществе, посредством совершенствования творческих способностей, способности к эффективной коммуникации и сотрудничеству с другими обучающимися, а также мотивированности на решение поставленных образовательных задач. Большое значение на всех этапах процесса обучения стала иметь профессиональная мотивация будущего учителя как особая черта личности, позволяющая совершенствоваться и развиваться в профессиональном плане. В связи с этим возникает вопрос: каковы пути повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе? Цели исследования: уточнение понятия «профессиональная мотивация будущего учителя» в контексте современного педагогического опыта, выявление способов и форм повышения данного явления в процессе обучения в педагогическом вузе. Предмет исследования – профессиональная мотивация будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе. В исследовании применялся комплексный подход, включающий анализ научной литературы, а также анкетирование, позволяющее определить исходный уровень сформированности профессиональной мотивации будущих учителей. Авторами статьи выявлены пути повышения профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе, изучена их роль в профессиональном становлении будущего учителя, определены основные факторы, способы и средства, оказывающие влияние на исследуемый процесс, а также проведен анализ мотивации будущего учителя к педагогической деятельности. Авторами работы представлены результаты исследования исходного уровня сформированности профессиональной мотивации будущих учителей в процессе обучения в педагогическом вузе, которое осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева». Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность требует от будущего учителя определенных качеств и стимулов к ее осуществлению и зависит от грамотно поставленных целей и задач педагогической деятельности. Работа имеет теоретическую значимость, так как характеризует алгоритм действий по формированию профессиональной мотивации будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе: составление «карты мотиваторов», формирование и развитие педагогической направленности, стимулирование и развитие набора компетенций, применение практико-ориентированного подхода к формированию профессиональной мотивации будущего учителя. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования процесса формирования профессиональной мотивации будущего учителя в период обучения в педагогическом вузе, а также во время педагогической практики и т. д.
Ключевые слова:
профессиональная мотивация, будущий учитель, формирование, процесс обучения, педагогический вуз
А. Н. Аверин