Педагогика

Прибылых С. Р., Лотова Н. К. Якутские топонимы: лингвистические характеристики и педагогические возможности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 35–43. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейших изысканий по топонимике Якутии, связанными с ними вопросами происхождения и смыслового значения географических названий. Целью исследования является освещение лингвистических аспектов проблемы происхождения отдельных якутских топонимов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть языковые пласты, явившиеся основой возникновения топонимов в Якутии; охарактеризовать происхождение отдельных якутских микротопонимов, ойконимов; представить пути методической работы учителя русского языка для реализации исследовательской деятельности по изучению топонимов родного края. В статье даны сведения о происхождении отдельных топонимов республики. Описываются объективные и субъективные причины их возникновения. Авторы статьи отмечают, что успешному занятию региональной топонимикой Якутии будет способствовать знание таких языковых групп, как самодийский, юкагирский, тунгусо-маньчжурский, тюркский, монгольский, русский; знание современных живых языков и истории их развития. В статье в виде иллюстраций к происхождению того или иного топонима приводятся не только исследования в области языкознания, истории, но и народные сказания, литературно обработанные тексты. Материалы исследования могут представлять интерес для учителей русского языка, преподавателей вузов, краеведов, историков. Как считают авторы, это связано с тем, что топонимика – наука, которая позволяет узнать и историю края, и ее географические особенности, и этнографию, и фольклор, и народные традиции, и обычаи. Поэтому некоторые вопросы топонимики целесообразно включать и в образовательную среду, тем самым не только расширяя знания детей по языку, истории, географии и прочим предметам, но и прививая любовь к своей малой родине, прививая интерес к научным исследованиям.
Щукина И. В. Смешанное обучение методике преподавания английского языка для оптимизации самостоятельной работы студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 26–34. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена рассмотрению возможностей использования формата смешанного обучения в курсе методики преподавания английского языка для будущих педагогов. Актуальность темы исследования подчеркивается активной информатизацией современного образования в целом и профессионального образования педагогов в частности, развитию информационно-коммуникационной компетентности которых уделяется большое внимание в последнее время. Более того, сочетание традиционной системы лекционно-семинарских занятий с обучением онлайн позволяет рациональнее использовать время на самостоятельную работу студентов по курсу благодаря учету индивидуального темпа работы с заданиями, удобному режиму их выполнения, оперативной обратной связи и приобщению к международному опыту профессиональной педагогической деятельности. Целью исследования является выбор и описание результатов применения конкретных видов деятельности для практической реализации смешанного обучения со студентами в курсе методики преподавания английского языка в педагогическом вузе. Опытное обучение проводилось с будущими учителями английского языка, проходившими курс методики в течение семестра в университете. На основании обобщения педагогического опыта, наблюдения, опросов, тестов с анализом статистических данных были выявлены следующие актуальные виды самостоятельной работы студентов онлайн: прохождение отдельных модулей международного дистанционного курса по методике, участие в вебинарах, создание онлайн-тестов для учащихся, работа в созданном электронном учебном курсе в Moodle. В обосновании целесообразности сочетания данных видов организации самостоятельной работы студентов в дистанционном режиме с аудиторными занятиями на примере курса методики преподавания английского языка заключается теоретическая значимость статьи. Практическая значимость исследования состоит в том, что подобные виды самостоятельной дистанционной работы студентов для реализации формата смешанного обучения могут быть востребованы в других образовательных контекстах в сфере профессионального образования.
Подаева Н. Г., Подаев М. В., Агафонов П. А. Формирование понятий в процессе обучения геометрии школьников в электронной образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 10–25. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В контексте постнеклассической общенаучной парадигмы современный мир представляется нелинейным, динамическим и непредсказуемым. Выпускнику школы точку опоры следует искать в самом себе и самому вносить хоть какую-то определенность в глобальную неопределенность мира. В связи с этим учитель математики должен развивать те умения обучающегося, которые вносят значительный вклад в формирование понятийного мышления. Проведенный анализ позволил выявить закономерность: овладение школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств в ситуации учения/обучения положительно влияет на освоение им геометрических понятий. Процесс овладения школьником обобщенным способом выполнения геометрических построений и доказательств значительно облегчается в результате использования ресурса динамической системы GeoGebra, который можно идентифицировать с электронной образовательной средой (ЭОС). Цель исследования – разработка теоретических основ методического сопровождения процесса освоения геометрических понятий учащимися 8–9-х классов основной школы в условиях электронной образовательной среды. Дидактическим условием эффективности формирования геометрических понятий выступала специальным образом организованная учебная деятельность с использованием динамической системы GeoGebra и специальная система заданий в рамках кружка «Конструктивная геометрия на евклидовой плоскости» для учащихся 8–9-х классов. Результаты анализа статистических данных подтвердили гипотезу о значимом влиянии уровня математической подготовки (уровень значимости 0,003), уровня влияния ЭОС в сочетании с апробируемой методикой (уровень значимости 0,001), продолжительности обучения с использованием апробируемой методики (уровень значимости 0,01). Методическое сопровождение процесса освоения геометрических понятий посредством ресурса ЭОС оказывает более интенсивное положительное воздействие на динамику освоения понятий школьниками, чем без данного сопровождения. При этом от продолжительности обучения с использованием апробируемой методики зависит успешность эксперимента.
Утёмов В. В., Шадрин А. В. Формирование проектной команды в образовательных системах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6 (июнь). – С. 1–9. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие образовательных систем всегда являлось одним из направлений стратегии Российской Федерации. Образовательная система может быть определена через образовательную среду и человеческий ресурс. С одной стороны, контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс) является основным фактором эффективности образовательной системы. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов. С другой стороны, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 определены национальные цели и стратегические задачи прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Достижение результатов требует эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов посредством реализации национальных проектов и программ. В таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Соответственно, целью статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Подход обеспечивает организацию целостного процесса управления образовательными системами, в котором все виды деятельности человеческих ресурсов (учебная, учебно-профессиональная, научно-исследовательская, внеучебная, социокультурная и другие) скоординированы на достижение поставленных результатов. По итогам проведенного исследования авторами статьи выделяется технология формирования проектных команд в образовательных системах, включающая шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой. Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений об управлении человеческими ресурсами в образовательных системах. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию проектных команд в образовательных системах.
Саркисян Т. А. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению математике в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях перехода системы высшего образования на трехуровневую модель обучения чрезвычайную значимость приобретает проблема «усиления» практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Более того, Федеральный образовательный стандарт высшего образования направляет нас на использование особых подходов к конструированию содержания и использованию методик преподавания учебных дисциплин. Одной из ведущих образовательных технологий сегодня является технология, построенная на использовании системно-деятельностного подхода к обучению, что говорит об актуальности проводимого исследования. Целью статьи является разработка и научное обоснование теоретических и практических приемов использования системно-деятельностного подхода к обучению (на примере изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»). В статье показана возможная реализация схемы освоения способа действия в действии (схемы накопления опыта) на примере изучения темы «Статистическая обработка результатов исследования», выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие сформировать профессиональные компетенции будущих педагогов. При проведении исследования нами использованы следующие методы: теоретические (методы теоретического анализа и синтеза, обобщение, абстрагирование, систематизация, метод моделирования), экспериментальные (наблюдение). В результате проведенного исследования выделены этапы и содержание учебного занятия, определены соответствующие учебные задачи и виды деятельности, позволяющие формировать компетенции будущих педагогов. Теоретическая и практическая значимость представленного в статье исследования заключается в разработке и обосновании учебного занятия в педагогическом вузе на основе использования технологии системно-деятельностного подхода к обучению. Данное исследование будет интересно студентам, аспирантам, педагогам, научным работникам, интересующимся актуальными вопросами использования системно-деятельностного подхода к обучению как в школе, так и в вузе.