Педагогика

Кузина М. В. Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 12 (декабрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191070.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной проблеме развития Я-концепции студентов при обучении иностранным языкам в вузе. Я-концепция определяет все аспекты поведения человека и играет ключевую роль в самоактуализации и реализации потенциала личности. Современное общество требует от человека способности к саморазвитию и постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что ставит новые задачи перед образовательной средой вуза, связанные с развитием Я-концепции студентов в целом и студентов педагогических направлений подготовки в частности. Цель статьи – проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов, выделить основные подходы к реализации программ целенаправленного развития Я-концепции в образовательном и воспитательном процессе вуза, определить приоритетные направления воздействия на Я-концепцию студентов, установить эффективные методы развития Я-концепции. Теоретические методы исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта отечественных и зарубежных вузов. В качестве эмпирических методов использовались наблюдение, включенное наблюдение (в рамках стажировок в США и Германии с 2006 по 2019 год), опрос (анкетирование, интервью). Ключевым результатом статьи является описание программы комплексного развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе, учитывающей положительный опыт российских и зарубежных вузов по развитию Я-концепции студентов. Предлагаемая нами программа развития Я-концепции студентов при профессиональном изучении иностранного языка состоит из пяти блоков: теоретического, диагностического, проектирующего, преобразующего, апробирующего/закрепляющего – и может выступать в качестве отдельного спецкурса или в качестве дополнения к традиционному курсу дисциплины «Иностранный язык» в высшем учебном заведении. Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концепции в образовании, обзор научной литературы по направлениям развития Я-концепции студентов. Практическую значимость исследования составляет разработанная структура программы развития Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе.
Чжэн В. Моделирование организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 51–61. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сегодня в условиях реформирования системы образования в России заметным трендом изменений выступает актуализация экспорта образовательных услуг. Приоритетные государственные проекты направлены на повышение конкурентоспособности отечественной системы образования на мировом рынке образовательных услуг. Происходящие процессы глобализации и интернационализации образования, стратегические приоритеты государственной политики и реальная практика осуществления профессиональной подготовки актуализируют необходимость исследования организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании инвариантной модели организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Методом научного исследования является метод моделирования. Использование данного метода позволяет системно, в обобщенном виде отобразить структуру анализируемого феномена, связи между его элементами. В ходе работы автор опирается на системный подход, что позволяет трактовать профессиональную подготовку как активный личностно ориентированный процесс формирования у потребителя образовательной услуги компетенций как комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, состоящий в личностном преобразовании и развитии в соответствии с требованиями осваиваемой профессиональной деятельности. Иностранные студенты представляют собой особую категорию обучающихся, личностные и образовательные особенности которых обусловлены политическим, социальным, культурным, языковым и другими контекстами их предыдущего образования. В ходе исследования была сконструирована и теоретически обоснована инвариантная модель организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Теоретическая значимость работы состоит в создании комплексного видения организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов. Применение данной инвариантной модели в конкретном образовательном учреждении позволяет создать необходимые педагогические условия для реализации организационно-методического сопровождения профессиональной подготовки иностранных студентов, чем обусловлена практическая значимость работы.
Хайрутдинов Р. Р., Лушпаева И. И., Мухаметзянова Ф. Г. Феномен психолого-педагогического сопровождения одаренности детей родителями и его концепт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 34–50. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью современного общества в развитии одаренных детей и талантливой молодежи, способной к самореализации и развитию интеллектуально-творческого потенциала как фактора инновационного развития общества. В этом процессе роль образовательной школы является доминирующей, но не стоит снижать и роль родительства в психолого-педагогическом сопровождении процесса «взращивания» одаренности ребенка и талантов студенческой молодежи. Однако остаются вопросы к концептам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей различными социальными институтами, в том числе и родителями. Цель статьи – теоретически обосновать и выявить концепт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей их родителями. Ведущими подходами к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями являются системный, субъектно-деятельностный, равных базовых возможностей, социального партнерства, индивидуального подхода, обратной связи. Данные подходы были применены к исследованию проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей родителями в процессе деятельности Университета Талантов 2.0 в рамках государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015–2020 годы». Ведущая идея заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой студенческой молодежи должно заключаться в создании условий для самореализации детей и молодежи в новом научно-образовательном и творческом пространстве. Инновационным научно-образовательным и творческим пространством для проявления и развития одаренности детей и талантов студенческой молодежи в Республике Татарстан становится Университет Талантов 2.0 как уполномоченный орган по реализации концепции «Перспектива», госпрограммы и как создатель базы победителей и призеров конкурсных мероприятий. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования творческого опыта деятельности Университета Талантов 2.0 в работе с родителями как стратегического управления талантами в инновационном развитии Республики Татарстан и возможности транслирования опыта в другие регионы РФ. Основные результаты статьи отражают новые концепты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в совместной деятельности родителей.
Ваганова О. И. Формирование технологической компетентности будущего педагога профессионального обучения в ходе учебной практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 24–33. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191067.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Требования к подготовке педагогов профессионального обучения с каждым годом возрастают. На сегодняшний день в высших педагогических образовательных учреждениях возросла роль реализации современных педагогических технологий. Технологическая компетентность стала неотъемлемым элементом подготовки педагога. Одним из наилучших способов формирования технологической компетентности является практика, поскольку формирование педагога профессионального обучения происходит только в деятельности, в процессе реализации студентами определенных операций. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования технологической компетентности у студентов педагогического вуза для удовлетворения потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах. Цель статьи заключается в установлении системы формирования технологической компетентности педагога профессионального обучения в вузе в ходе учебной практики. В процессе прохождения практики обучающиеся проводят анализ учебных занятий в профессиональных образовательных организациях, исследуют образовательно-проектировочную деятельность в профессиональных образовательных организациях, изучают и реализуют личностно ориентированные и профессионально ориентированные технологии и методики обучения, выделяют проблемы профессионального образования в области учебно-профессиональной, социально-воспитательной, учебно-производственной деятельности. В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования технологической компетентности использована концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Исследование основано на таких теоретико-методологических подходах, как системный, личностно ориентированный и деятельностный. В ходе работы нами была установлена система формирования технологической компетентности педагога и определено, что практика – одна из наиболее значимых составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту реализовать имеющиеся знания и опыт в профессиональной деятельности.
Лукьянец А. А., Архипова Т. Н. Теория и практика процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11 (ноябрь). – С. 1–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье подчеркивается актуальность проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Авторы исследования показывают, как применение коммуникативно-деятельностного подхода дает возможность реализовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основополагающих принципах развивающего обучения (обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса учения, высокий темп изучения материала, научности и системности и др.). Цель статьи – дать анализ теории и практики процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов Российской армии, а также охарактеризовать путь и условия его эффективного осуществления. Наиболее перспективным авторам статьи представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. В качестве результата процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению выступает уровень сформированности у курсантов военных вузов культуры деловой речи (репродуктивный, продуктивный, творческий), а также группы умений обучающихся (имитативных, моделирующих и спонтанных). В статье дана характеристика особенностей исследуемого педагогического процесса и показана соотнесенность приобретенных курсантами умений, знаний и навыков, полученных в процессе формирования культуры деловой речи, с организационно-мыслительным, организационно-коммуникативным и организационно-деятельностным этапами обучения. Авторы приводят примеры использования различного рода деловых игр, которые способствуют совершенствованию речевой деятельности курсантов в условиях военно-профессионального делового общения. При этом в статье особо отмечается соответствие приобретенных военнослужащими знаний нормативному, коммуникативному и этическому аспектам культуры деловой речи. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», «деловая игра», «коммуникативно-деятельностный подход к обучению». Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования.