Педагогика
Воронова А. А., Кравец К. К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm
ART 191065
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11065
Просмотров: 1769
В современных условиях информатизации и глобализации общества особую актуальность приобретает формирование медиаграмотности у детей средствами образования. В Декларации ООН по правам человека отмечено, что медиаграмотность составляет важную часть компетенций современного человека. Кроме этого Международная академия медиаисследований отмечает, что медиакомпетентность необходима для сохранения исторически точной информации. Средства массовой информации, компьютерные технологии и глобальная сеть Интернет играют важную роль в жизни современного человека. Любой образовательный процесс всегда обращается к медиа: будь то книги, фильмы или современные компьютерные технологии, включая Интернет. Большой поток разнообразной и не всегда корректной и достоверной информации, распространение таких явлений, как кибермошенничество, интернет-зависимость, сайтов, пропагандирующих девиантное поведение, – негативные стороны повсеместного распространения медиапродуктов. Особо уязвимой категорией являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Медиаграмотность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – важная составляющая на пути их личностного развития, социализации, будущей самостоятельной жизни в обществе. Цель статьи: на основе теоретического анализа литературы и педагогического опыта выявить трудности и условия для успешного формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В статье авторы, анализируя труды отечественных и зарубежных исследователей, обращаются к понятию «медиаграмотность». Данное понятие имеет терминологическое разнообразие и рассматривается исследователями с разных точек зрения. Авторы обосновывают актуальность мало изученной наукой проблемы формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзии. Особое внимание в статье уделяется трудностям, с которыми сталкиваются педагоги инклюзивных классов, и возможностям их преодоления в процессе формирования медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущими в исследовании выступают концепции Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе. Авторы выделяют три блока условий, необходимых для организации данного процесса при работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, нарушениями аутистического спектра. При описании комплекса условий, способствующих формированию медиаграмотности, авторами учитываются следующие аспекты: социальный заказ общества; специфика учебно-воспитательного процесса в инклюзивной среде. Статья может представлять интерес для учителей общеобразовательных школ, студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», аспирантов.
Макаренко Т. А. Организация методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 37–51. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191064.htm
ART 191064
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11064
Просмотров: 1854
Дополнительное образование детей (ДОД) помогает обучающимся развиваться в силу своих интересов и направленности, что в будущем может повлиять на их профессиональное самоопределение. Проблема недостаточности разработанного методического обеспечения в рамках профориентации детей позволяет нам поднять вопрос об организации методического сопровождения педагогов ДОД. Целью нашего исследования является моделирование и апробация процесса методического сопровождения профориентационной деятельности педагога дополнительного образования детей. Термин «методическое сопровождение» нами определяется как взаимодействие методиста и педагога, направленное на преодоление у педагога возникающих затруднений в области профориентации обучающихся, реализующееся на основе компетентностного подхода, проектируемое с учетом индивидуального опыта педагога, который ориентирован на поиск оптимальных средств удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их потребностей в профессиональном самоопределении. Нами проведено несколько исследований посредством ранжирования и анкетирования родителей и преподавателей, которые определили приоритетные направления обучения детей в дополнительном образовании и основные затруднения преподавателей в профориентационной деятельности. Таким образом, основываясь на компетентностном подходе (практико-ориентированность в обучении, «знаю как…», «даю продукт»), приняв во внимание стандарт педагога дополнительного образования детей, проанализировав статистические данные занятости детей в Республике Саха (Якутии) в дополнительном образовании, изучив предпочтения родителей в ДОД, работу методистов и затруднения преподавателей, мы разработали функциональную модель методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД. Функциональная модель включает: принципы построения методического сопровождения в профориентационной деятельности педагога (консультативности, практико-ориентированности, мобильности, сознательности); четыре этапа работы методиста с преподавателями (консультативный, разработка рекомендаций, планирование, мониторинг); поэтапные формы работы; критерии эффективности методического сопровождения профориентационной деятельности педагогов ДОД (готовность педагога ДОД осуществлять этот вид деятельности и умение преодолевать затруднения). Функциональная модель нацелена на формирование педагогических умений, необходимых для профориентационной деятельности педагога ДОД. Разработанная модель была апробирована на базе Детского (подросткового) центра (Д(П)Ц) г. Якутска. Результаты показали положительную динамику работы преподавателей в рамках профориентационной деятельности.
Землина Е. М. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся в условиях ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191063.htm
ART 191063
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11063
Просмотров: 1114
На сегодняшний день одним из главных направлений политики государства считается развитие университетского пространства для поддержания предпринимательских инициатив и создания условий для ведения бизнеса. Приоритетной задачей развития экономики Российской Федерации является в том числе создание благоприятной институциональной среды для ведения предпринимательской деятельности. Процессы трансформации системы высшего образования и экономика современного общества определяют запросы государства, рынка труда, а также систему подготовки кадров в нашей стране. Важно, что все инициативы по развитию молодежного бизнеса поддерживаются как Правительством Российской Федерации (РФ), так и Министерством науки и высшего образования РФ. В связи с этим ряд университетов, в том числе и Южный федеральный университет, активно реализуют новые модели профессиональной подготовки на уровне всех ступеней образования с привлечением предприятий реального сектора экономики, что говорит об актуальности проводимого исследования. В статье затронута проблема подготовки компетентных специалистов по запросу современного работодателя, обладающих предпринимательскими, управленческими компетенциями. Проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, описывающие компетентностный подход к подготовке специалистов, а также рассмотрено определение «предпринимательская компетенция» и обоснована необходимость её формирования. Исследование проводилось на базе Южного федерального университета. Цель работы в данном направлении – показать, какие существуют тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций, с использованием в образовательном процессе современных форм работы со студенческими бизнес-проектами. При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ педагогической литературы, анкетирование и наблюдение за студенческими группами, прошедшими акселерационный интенсив, что является одной из последних инноваций в образовании. В результате проведенного исследования нами были выявлены основные тенденции работы федерального университета, влияющие на формирование у студенческой молодежи предпринимательских компетенций.
Котряхов Н. В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 16–25. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191062.htm
ART 191062
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11062
Просмотров: 1635
Актуальность и значимость настоящего исследования обусловлены изменениями социально-политической и экономической ориентации России на возвращение к демократическим ценностям и рыночным отношениям. Они привели к смене приоритетов в иерархии нравственных ценностей общества, резко изменили цели и ценности образовательного процесса на современном этапе. Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты одним из наиболее значимых элементов воспитания, развития и обучения в современной начальной школе обозначают активную и целенаправленную воспитательную работу педагога с учащимися. Этот вид работы направлен прежде всего на формирование нравственности и ценностных ориентаций обучающихся в младшем школьном возрасте. В психолого-педагогических исследованиях обосновывается значимость целенаправленного формирования нравственности личности с более раннего возраста. Анализ трактовок нравственности показывает разночтение в наборе нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности личности. Данное разночтение приводит к размытию целостной системы формирования нравственных чувств личности, что определяет проблему исследования. Соответственно, целью статьи является выделение базового набора нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности у детей младшего школьного возраста. Ведущим подходом при этом выступает субъектно-развивающий подход. Подход объясняет развитие личности достижением ею уровня субъекта через целостность внешнего, внутреннего и времени. В результате проведенного исследования автором статьи выделяется три основных нравственных чувства, которые следует приоритетно развивать у детей младшего школьного возраста в доступном для них понимании (доброта, красота, любовь). Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о нравственных чувствах личности, формируемых с учетом возрастных предпосылок. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию нравственности у обучающихся в начальной школе.
Калинина Н. В., Зуев В. А. Особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 10 (октябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191061.htm
ART 191061
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11061
Просмотров: 1684
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода потребовали новых взглядов на образовательный процесс при подготовке специалистов в области кораблестроения. Поэтому возникла проблема разработки новых учебных планов подготовки бакалавров-кораблестроителей с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования и профессиональных стандартов. Цель статьи – оценить новые учебные планы по образовательной программе подготовки инженеров-кораблестроителей с учетом компетентностного подхода, требований рынка труда и профессиональных стандартов, а также соответствие компетентности выпускников запросам экономики и общества. В статье представлены особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рассмотрены проблемы в подготовке бакалавров, вызванные разработкой и введением новых учебных планов при переходе на уровневую систему образования. Рассмотрены особенности учебной и производственной практики. Предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда. Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надёжность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий.