Педагогика
Гаибова В. Е. Общеучебная цифровая компетентность и способы ее развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 132–143. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241009.htm
ART 241009
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11009
Просмотров: 597
В настоящее время цифровизация охватывает практически все сферы жизни людей: от образования до покупки товаров, от оплаты услуг до получения зарплат. Дети и подростки с малых лет учатся пользоваться различными гаджетами самостоятельно, иногда «вслепую», так как никто не учит их, как правильно находить информацию в Интернете, как ее можно обобщать и систематизировать, каковы правила безопасного поведения в сети и чем неосторожный комментарий может «аукнуться» впоследствии. В сфере образования уже давно идет речь о развитии различного рода компетентностей обучающихся, охватывающих как предметные умения, как и метапредметные, которые можно формировать и развивать в процессе образования. Многие исследователи современности говорят о необходимости развития цифровой компетентности как необходимой для современной жизни способности человека. Цели исследования: обоснование термина «общеучебная цифровая компетентность», ее компонентов, которые можно развивать в учебной деятельности, и подбор технологий, способствующих ее развитию. Ведущими методами можно назвать опытно-экспериментальную работу и методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: понятие общеучебной цифровой компетентности действительно является актуальным в сегодняшних реалиях, обучающиеся прекрасно ориентируются в цифровом пространстве, но для нахождения действительно хорошего контента им нужна помощь, выделенные компоненты общеучебной цифровой компетентности возможно развивать на уроках. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития общеучебной цифровой компетентности учащихся в учебном процессе; в уточнении самого понятия «компетентность» (включающего узкоспециальные знания по данной предметной области, особого рода предметные навыки и способы мышления, а также – и это очень важно – понимание ответственности за свои действия), в определении понятия общеучебной цифровой компетентности и выделении ее составляющих, в обосновании необходимости ее развития именно в учебном процессе. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что апробированы некоторые продуктивные технологии обучения и доказана их эффективность; составлена рабочая программа, способствующая развитию общеучебной цифровой компетентности обучающихся, а результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных пособий для средней школы.
Ефремова Н. Ф. Геймифицированная оценка образовательных достижений обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 119–131. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241008.htm
ART 241008
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11008
Просмотров: 627
Актуальность исследования обусловлена потребностью введения в образовательную практику новых технологических решений, обеспечивающих повышение учебной мотивации обучающихся, развитие компетенций, а также навыков работы в команде. Проблемой является недостаточная методологическая обеспеченность надежного оценивания компетенций как основных результатов освоения дисциплин и практик. Цель исследования – раскрытие возможностей игровых методов в образовательной деятельности, в том числе для оценивания глубоко латентных результатов в виде компетенций и навыков, проявляющихся и выявляемых только в ситуации деятельности, которую и обеспечивает игра. В статье представлены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам текущего состояния теории и практики геймификации в образовании, дана краткая характеристика этого метода и его истории. Показаны принципиальные отличия организации и проведения игровой техники в форме геймификации от традиционной игры. Новизна исследования заключается в системном представлении алгоритма проектирования и моделирования геймифицированной технологии как не только обучающей, но и оценочной процедуры. Чтобы обеспечить условия для повышения учебной мотивации и увлеченности обучающихся решением важных учебных задач, необходим тщательный подбор ситуативных заданий, отражающих проблемы будущей профессиональной деятельности. Рассмотрены система стимулов, используемых для обеспечения мотивации при выполнении задания, принципы иммерсивной игры и возможности ее использования для оценки образовательных достижений при групповой работе. Показана важность разработки интересного игрового контента, его дизайна и понятной схемы взаимодействия участников игры при работе на общий результат в условиях соревнования малых групп. Теоретическая и практическая значимость материалов исследования может проявиться в развитии новых подходов к использованию геймитизации не только для обучения, но и для оценки его результатов. Предложенный алгоритм игрового процесса может быть использован на всех уровнях образования, от общего до профессионального.
Ключевые слова:
обучение, оценка, система стимулирования, геймификация, цифровая среда, геймифицированные методы, участники игры
Макар Л. В., Матвеева Н. В. Социолингвистический подход к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе: реальность и перспективы, или приглашение к дискуссии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 96–118. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241007.htm
ART 241007
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11007
Просмотров: 664
Социолингвистический компонент является одним из важных элементов обучения иностранным языкам. Длительное время он имел статус компетенции второго или даже третьего порядка относительно коммуникативной и социокультурной компетенций. На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам обнаруживается тенденция к повышению его статуса до подхода. Целью статьи является определение степени разработанности социолингвистического подхода в области обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях и обоснованности выделения его в самостоятельный подход. Исследование проводилось на материале массива публикаций отечественных и зарубежных авторов, находящихся в открытом доступе на платформах e-library и research gate и охватывающих период с 2000 по 2023 год. В результате исследования было выделено две группы научно-методических работ, посвященных использованию социолингвистического подхода в обучении иностранному языку в вузе. Практико-ориентированные работы раскрывают применение социолингвистического подхода к обучению отдельным аспектам языка, видам речевой деятельности, а также описывают отдельные методические инструменты или авторские системы, с помощью которых можно реализовать его в практике обучения. В теоретических работах формулируются некоторые положения социолингвистического подхода: обосновывается его место в лингводидактической системе относительно других подходов, формулируются основные задачи и развивается понятийный аппарат. Авторами статьи выявлено, что в настоящее время целостное восприятие социолингвистического подхода к обучению иностранным языкам отсутствует, и определен круг дискуссионных вопросов, решение которых может оказать существенное влияние на разработку теоретической базы данного подхода. К таким дискуссионным вопросам относятся взаимоотношения «индивидуальное – общее» в характеристиках речи определенной социальной группы, отношение к языковой норме и нарушению языковых норм, влияние социального контекста на характеристики условий обучения иностранному языку. Вопрос о целесообразности выделения социолингвистического подхода в системе культуросообразных подходов на данный момент остается открытым. Особое внимание в исследовании обращается на специфику социолингвистического компонента, проявляющуюся в условиях обучения иностранным языкам в неязыковых вузах.
Баянов Д. И. Методика проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 78–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241006.htm
ART 241006
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11006
Просмотров: 550
Помимо своих профессиональных обязанностей, инженеру наравне с производственной деятельностью необходимо осуществлять и наставническую. Выбор категории «социально-педагогические риски» обусловлен тем, что субъектами данного исследования выступают наставники, не имеющие базового психолого-педагогического образования. Соответственно, для них как для специалистов, не имеющих базового психолого-педагогического образования и не владеющих образовательными технологиями и методиками обучения взрослых, любые проблемы, связанные с внутрикорпоративным обучением и развитием стажеров, представляют собой социально-педагогические риски. Своевременное выявление и идентификация социально-педагогических рисков в наставнической деятельности позволяют на более ранних этапах предупреждать и нивелировать возникающие в процессе социально-профессиональной и производственной адаптации стажеров проблемы. В связи с этим целью данной статьи является разработка методики проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической детальности. Методологическими ориентирами при разработке методики явились последовательность и логичность следующих этапов ее проектирования: составление реестра социально-педагогических рисков с их описанием на основе экспертной оценки; выделение наиболее часто встречающихся критических ситуаций в реальной наставнической деятельности; объединение рисков в несколько категорий; выбор параметров оценки рисков; расчет координат социально-педагогических рисков; графическое оформление карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности с выделением зеленой, желтой и красной зон влияния рисков на качество наставнической деятельности. Автором разработан поэтапный диагностический инструментарий для любой отрасли при проектирования карты социально-педагогических рисков в наставнической деятельности, а также разработана аналогичная карта в ряде предприятий Республики Татарстан, индикаторы которой могут представлять практическую ценность для системы дополнительного профессионального образования при адресной разработке курсов повышения квалификации для наставников различных отраслей с учетом тех или иных социально-педагогических рисков.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Возможности 3D-моделирования для развития исследовательских умений школьников в условиях дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 1 (январь). – С. 56–77. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241005.htm
ART 241005
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11005
Просмотров: 796
Важной задачей, стоящей перед педагогом цифровой школы, является подготовка выпускника, способного использовать полученные знания в практической деятельности и предлагать нестандартные решения, востребованные Индустрией 4.0. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения 3D-моделирования для формирования исследовательских умений обучающихся в условиях дополнительного образования. Цель исследования – изучить возможности 3D-моделирования на занятиях в системе дополнительного образования для развития исследовательских умений школьников. В работе используется следующая классификация исследовательских умений: операционные, коммуникативные, организационные, информационные. Для них авторами определены соответствующие показатели: проведение наблюдений и исследований; выдвижение гипотезы; планирование деятельности; анализ информационных источников. Научная новизна заключается в том, что обосновываются возможности использования 3D-моделирования как аддитивной технологии для подготовки выпускников школ, способных успешно самореализовываться в условиях креативной индустрии. Теоретическая значимость: выявлены дидактические возможности средств 3D-моделирования в условиях дополнительного образования, способствующие развитию исследовательских умений школьников за счет повышения наглядности представления изделия, универсальности, отсутствия необходимости в дополнительной физической модели, относительной быстроте получения чертежей и макетов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Центра прототипирования Орловского государственного института культуры, в студиях блогинга и видеотворчества. При диагностике оценивались модели и объекты, напечатанные на 3D-принтере. В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлена программа занятий для модуля «Креативное моделирование», позволяющего в ходе выполнения междисциплинарных заданий развивать исследовательские навыки участников студий. Разработана система заданий для поддержки всех этапов деятельности обучающихся. В заключении сделаны выводы о потенциале 3D-моделирования: выдвижение гипотезы естественно-научного характера и осуществление ее проверки экспериментальным путем; овладение методикой самостоятельного планирования и проведения эксперимента с соблюдением правил техники безопасности и т. д. Сформулированы трудности, которые осложняют использование 3D-моделей: проблема подготовки наставников к включению технологии; организация доступа учеников к оборудованию. Полученные результаты могут быть применены на занятиях в системе дополнительного образования для профориентационной работы, организации свободного времени и поддержки интеллектуального развития школьников.