Педагогика

Путистина О. В., Квасюк Е. Н., Белоус Д. М. Квест-технология как способ формирования знаний школьников о социокультурном портрете родной страны средствами иностранного языка (на примере английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 181–200. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251027.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В российской системе образования игровые форматы обучения приобретают всё большую актуальность в силу своей привлекательности для современных обучающихся. Квест как интерактивная игровая технология широко используется для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Однако анализ научно-методической литературы показывает, что для развития социокультурной компетенции, как правило, используются веб-квесты, а не офлайн-квесты. Целью статьи является изучение мотивирующего и дидактического потенциала офлайн-квеста в формировании у обучающихся социокультурного портрета родной страны посредством иностранного языка (на примере английского). Теоретико-методологической основой исследования выступают: поликультурный подход в обучении иностранным языкам, идеи геймификации образования, концепции интерактивного иноязычного обучения и развития мотивации в изучении иностранных языков, концепция развития социокультурной компетенции обучающихся, алгоритм использования квестов в обучении иностранным языкам. Для определения отношения обучающихся к квесту как способу получения знаний на иностранном языке о родной стране и оценки эффективности данной технологии в формировании страноведческих знаний было проведено пробное обучение. Авторами был разработан и внедрен квест “Let Us Travel around Russia” для обучающихся 15–17 лет, проведено анкетирование и тестирование обучающихся после квеста. В ходе исследования получены следующие результаты: 1) анализ анкетирования выявил положительное отношение обучающихся к участию в офлайн-квесте на иностранном языке и изучению социокультурного материала о родной стране в таком формате; 2) анализ тестирования в целом показал эффективность усвоения страноведческих знаний после квеста. Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе научно-методической литературы по проблеме использования квестов для развития социокультурной компетенции. Исследование имеет также практическую значимость, так как разработанные задания могут быть использованы как для проведения подобных квестов, так и для работы на уроках в ходе формирования социокультурной компетенции обучающихся.
Азархин А. В. Преподавание правовых дисциплин в условиях интеграции цифровых образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 167–180. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251026.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования в значительной степени детерминирована превалированием в практической плоскости морально устаревших методик организации образовательного процесса, необходимостью их модернизации для подготовки конкурентоспособных специалистов в области права. Основной целью настоящего исследования является выработка комплекса мер по совершенствованию образовательного процесса, разработка алгоритмов (способов и приемов) использования цифрового инструментария в преподавательской деятельности через призму аккумуляции накопленного теоретических и эмпирических данных отечественной и зарубежной научной материи. В статье проводится анализ положений отечественной педагогико-правовой доктрины и нормативно-правовых источников по дискуссионным вопросам организации образовательного процесса в образовательных организациях и учреждениях высшего образования в условиях непрерывной интеграции цифрового инструментария в профессиональную деятельность педагогов и преподавателей. Изучаются вопросы теоретического и прикладного характеров по заявленной проблематике, обозначена траектория развития средств и методов организации образовательного процесса в обозримой перспективе. Вместе с тем проведен комплексный анализ теоретического и эмпирического материала по вопросам использования цифрового инструментария в образовательном процессе при преподавании дисциплин юридического профиля, изучены мнения и позиции отечественных и зарубежных исследователей. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам организации образовательного процесса, выработке основных способов и приемов «преподавания». Практическая значимость результатов исследования раскрывается в возможности их использования в ходе подготовки учебно-методического материала по дисциплинам юридического профиля, а также при проведении соответствующих занятий лекционного, семинарского, практического и лабораторного типов. Представленные автором публикации выводы и рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях юридического профиля являются олицетворением накопленного профессионального опыта преподавания соответствующих дисциплин на базе ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» и ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России.
Киреева И. А., Приданова М. В., Лю Ч. Ю. Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 151–166. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251025.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения русского языка как иностранного в Китае проявляется в растущем числе студентов, выбирающих его в качестве второго иностранного языка. Кроме того, освоение русского языка дает возможность лучше понимать историю, культуру и традиции России – страны, с которой у Китая длительные исторические, экономические и политические связи. Интернет-платформы и приложения для изучения иностранных языков предлагают разнообразные ресурсы и возможности для студентов, которые могут выбирать и настраивать свою собственную программу обучения. Технологии видеосвязи и интернет-конференций позволяют студентам общаться и обучаться практически с любой точки мира. Технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному имеют большой потенциал для развития и привлечения еще большего числа студентов. Цель статьи – проанализировать актуальность, перспективы и технологические тренды в изучении русского языка как иностранного в Китае, показав роль онлайн-платформ и приложений в обучении. В статье определены ряд подходов, взятых за основу проведенного исследования: анализ актуальности вопроса (оценка интереса китайских студентов к изучению русского языка, связанная с ростом экономической и политической роли Китая и усилением российско-китайских связей); определение перспектив (оценка потенциала развития обучения русскому языку в Китае, обусловленного развитием современных технологий); выделение технологических трендов; сравнение эффективности онлайн- и офлайн-методов обучения с выводом о преимуществе комбинированного подхода. В целом исследование использует описательный подход, основанный на анализе данных о распространенности и эффективности различных методов обучения русскому языку в Китае. Основные результаты статьи включают в себя выводы о том, что приложения и онлайн-платформы революционизируют изучение русского языка китайскими студентами. Приложения предлагают интерактивные уроки, персонализированные рекомендации и доступ к разнообразным учебным материалам, позволяя учиться в любое время и в любом месте. Онлайн-платформы предоставляют вебинары, курсы и индивидуальные занятия с преподавателями, а также возможность записи и повторного просмотра уроков. В статье описываются перспективы и проблемы внедрения технологических инноваций в обучение русскому языку как иностранному в Китае. Теоретическое применение результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования современных технологий (мобильные приложения, онлайн-платформы, WeChat) в обучении русскому языку как иностранному. Исследование затрагивает культурные аспекты, показывая, как выбор онлайн-ресурсов и приложений обусловлен культурными предпочтениями и привычками китайских студентов. Это вносит вклад в понимание влияния культуры на процесс обучения. Практическое применение выводов статьи возможно при разработке онлайн-курсов по русскому языку, ориентированных на китайских студентов, с учетом специфики их потребностей и предпочтений, а также для повышения квалификации преподавателей русского языка, работающих с китайскими студентами.
Потапчук С. В., Рокицкая Ю. А., Чепышко О. В. Аксиологические дефициты профессионального развития педагогов в образовательном пространстве специального (коррекционного) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 135–150. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251024.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность продиктована высокой практической значимостью исследования аксиологических аспектов проблемы дефицитов профессионального развития педагогов в целях прогнозирования и устранения рисков их деквалификации в образовательном пространстве специального (коррекционного) образовательного учреждения и фрагментарностью ее изученности. Цель статьи – теоретически обосновать, выявить и обсудить результаты исследования аксиологических дефицитов профессионального развития педагогов. Аксиологический подход применительно к профессиональному развитию педагогов дает возможность фокусировать внимание на внутренней ценностно-смысловой детерминации этого процесса, разворачивающегося в самообразовании, самопознании, совершенствовании себя, своего внутреннего мира, личных качеств и профессиональных компетенций. Теоретический анализ проблемы позволил установить, что аксиологический дефицит профессионального развития педагогов проявляется в отсутствии в иерархии ценностей педагогов ориентаций на непрерывное развитие профессиональных компетенций при доминировании ценностей, ограничивающих субъективную вовлеченность педагога в процессы профессионального развития. В ходе эмпирического исследования были выявлены и проанализированы аксиологические дефициты профессионального развития педагогов коррекционной школы, нашедшие выражение в отвержении педагогами ценностных ориентаций на общественное признание и творчество, а также индифферентном отношении к ценностям продуктивной жизни, развития и познания. Установлены и интерпретированы корреляционные взаимосвязи между показателями ценностных ориентаций и факторами профессионального развития педагогов. Полученные результаты позволяют заключить, что профессиональное развитие педагога опосредовано его ценностными ориентациями, которые определяют направленность, содержательность и устойчивость этого процесса. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии научных представлений в вопросах феноменологии и структурно-содержательного анализа профессионального развития педагогов и его дефицитов, имеющих аксиологическую природу. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике работы руководителей образовательных организаций и руководителей школьных методических объединений при планировании индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников.
Осипчукова Е. В. Компоненты и содержание модели обучения подготовке грантовых заявок как механизма повышения социальной ответственности молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 2 (февраль). – С. 110–134. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современный период развития России особую значимость приобретает изучение методов и механизмов повышения социальной ответственности молодежи как части общества, способной положительно повлиять на разрешение социальных и экономических кризисов. Одним из механизмов выражения социальной активности и ответственности является реализация социальных проектов. В России учреждено множество грантовых конкурсов как от государственных, так и от частных фондов, организаций. Однако активность молодежи в грантовых конкурсах недостаточно высока. Автором статьи исследованы возможные мотивы участия молодежи в грантовых конкурсах для получения поддержки социальных проектов и определено, что одним из стагнирующих факторов является невысокое качество обучения разработке грантовых заявок. Целью статьи является разработка модели обучения подготовке грантовых заявок и ее компонентов как механизма повышения социальной ответственности молодежи. В рамках исследовательской работы использованы методы анализа данных и документов, компиляции, классификации, обобщения, методы социологических исследований и анализа статистической информации. Теоретической базой исследования являются философские теории, а также материалы научных исследований по таким темам, как социокультурные особенности молодежной аудитории, технологии формирования социальной активности и ответственности, причины низкой социальной активности, методы оценки социальной активности, современные методы образовательных технологий. В результате исследовательской работы представлены подходы ученых к трактовке понятия «социальная ответственность», а также философские учения о природе социальной ответственности человека; содержание модели обучения подготовке грантовых заявок, в том числе ее компонентов (нормативно-методического, кадрового, содержательного и оценочного), принципы, направления педагогической работы, методы обучения, подходы к оценке результата. Теоретическую значимость исследования представляет научно обоснованное моделирование педагогического процесса, анализ современных программ обучения подготовке грантовых заявок. Практическая значимость заключается в разработке содержания компонентов модели обучения, что может быть использовано педагогами, экспертами грантовых конкурсов, организациями различного типа, занимающимися работой с молодежью в направлениях поддержки грантовой активности и развития социальной ответственности.