Педагогика
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 108–125. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231037.htm
ART 231037
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11037
Просмотров: 957
Развитие навыков креативного письма нередко имеет не только методическую, но и психологическую ценность. Работа над развитием навыков креативного письма косвенно закреплена как в общепрофессиональных, так и в универсальных компетенциях, отражая способность обучающихся к созданию текстов в рамках реализации мягких навыков будущих профессионалов. Креативное письмо (аналог – творческое письмо) – многогранный термин, включающий в себя большое разнообразие форм и форматов, объединенных художественностью, оригинальностью и индивидуализацией. Креативное письмо может практиковаться с обучающимися разного уровня, быть частью группового проекта или индивидуального задания, может осуществляться спонтанно (реактивно) или быть результатом длительной подготовки (экстенсивно). Цель статьи – описание приемов развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей. Отметим, что обозначенные методы могут быть адаптированы под разные уровни владения иностранным языком. Приведенные в работе приемы базируются на опыте авторов, а также являются результатом анализа отечественной и зарубежной методической литературы. Научно-методические работы по изучению и анализу креативного письма выявляют широкий спектр его изучения: философские основы, психолого-методические аспекты, историю развития, креативное письмо как один из профессиональных навыков и др. Традиционные техники творческого письма (сочинения различных типов и жанров) редко когда находят эмоциональный отклик у обучающихся, в связи с чем авторами предлагаются альтернативные формы работы с использованием вспомогательных средств, интернет-технологий, искусственного интеллекта, практики по созданию коллажей, эмоционального коучинга и др. Теоретическая значимость работы заключается в относительно полном изображении многообразия точек зрения и подходов к осмыслению и исследованию креативного письма в целом. Описанные в статье приемы апробированы на обучающихся среднего/порогового (B1) и продвинутого/профессионального (С1) уровней на базе ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». В выводах приводится обобщенная информация по рассмотренной теме.
Ключевые слова:
иностранный язык, обучающиеся, письменная речь, приёмы, креативное письмо, культура речевого общения
Капустина Л. В., Баканова И. Г. Университетское образование как внешний детерминант предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 95–107. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231036.htm
ART 231036
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11036
Просмотров: 812
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня в Российской Федерации не существует стандартного формата и структуры для обучения предпринимательству, а ведь предпринимательство в настоящее время имеет неизмеримое значение для достижения экономического роста и экономического развития страны. Государство предпринимает усилия для облегчения создания предприятий, в то время как действия, осуществляемые университетами, по-прежнему остаются в стадии зарождения. Бизнес и управленческое образование фокусируются только на подготовке студентов к тому, чтобы стать хорошими сотрудниками в организациях в качестве их единственного варианта карьеры. Большинство студентов не обучаются многим навыкам, которые нужны предпринимателям, включая нестандартное мышление, знание того, как приобретать и использовать ресурсы, способность создавать организации и эффективно работать в команде. Преподаватели не всегда осознают важность вопроса трансформации в направлении модели предпринимательского обучения. Но именно обучение предпринимательству в университете должно способствовать созданию новых рабочих мест, а не только поставлять на рынок труда соискателей. Поэтому обучение в вузе должно включать в себя бизнес-практики, способные помочь почувствовать и преодолеть трудности, возникающие в период роста новой компании. Целью данной статьи является описание роли университета как детерминанта акта предпринимательства. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какие факторы необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса? Теоретическую базу исследования составил анализ российской и зарубежной научной литературы по теме развития предпринимательства в высших учебных заведениях. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе подходов для популяризации концепции предпринимательства и ее внедрения среди студентов с целью сделать выпускников потенциальными предпринимателями. Авторы выделили и описали показатели, стимулирующие предпринимательство в целом. Практическая значимость исследования заключается в описании факторов, которые необходимо учитывать в обучении для того, чтобы университетское образование воспринималось студентами как предпосылка для создания бизнеса.
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогических специальностей в цифровой образовательной среде как важное условие развития их творческого потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 80–94. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231035.htm
ART 231035
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11035
Просмотров: 897
Развитие творческого потенциала обучающихся – одна из важнейших задач, которые стоят перед наставниками цифровой школы. Значимость творчества для выпускника обусловлена динамикой современной жизни, характером востребованных профессий, потребностями самого человека, общества. Авторами исследуется проблема организации проектной деятельности студентов педагогических специальностей в условиях информационной среды вуза на основе цифровых сервисов. Цель статьи – оценить влияние вовлечения будущих педагогов в проектную деятельность на уровень развития их творческого потенциала. Методология основывается на анализе дидактических возможностей проектной деятельности, инициатив ЮНЕСКО, государственных программ для развития педагогического образования. Программные средства: интерактивные тренажеры (ProProfs); ленты времени (Timeline JS); ментальные карты (MindMap); презентации (Prezi). Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности включения цифровых сервисов в проектную деятельность студентов педагогических специальностей, способствующие развитию таких качеств личности, как организованность, самостоятельность, самоанализ и саморефлексия, познавательная активность, креативность, умение работать с информацией. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность проектной деятельности будущих педагогов по наполнению практико-ориентированного информационного ресурса. В заключении делаются выводы о возможностях применения цифровых технологий для развития творческого потенциала личности будущего педагога: вариативность представления учебного материала; опыт профессионально ориентированной коммуникации; обогащение спектра инструментов деятельности; использование разных форм работы (индивидуальной, групповой); повышение мотивации, самоконтроля, способности к рефлексии. Также сформулированы трудности предлагаемых нововведений: как отслеживать и координировать ход творческой работы над проектом; каким образом разграничить текущий, промежуточный, итоговый контроль; какие цифровые сервисы выбрать и т. п. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вузов для совершенствования своей профессиональной, творческой, самостоятельной, проектной деятельности.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, проект, качества личности, электронный ресурс, цифровая школа
Лашина Г. В. Анализ внедрения симуляционных технологий в образовательный процесс при формировании коммуникативной компетентности медицинских сестер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 66–79. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231034.htm
ART 231034
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11034
Просмотров: 870
На сегодняшний день, в условиях стремительного развития инновационных медицинских технологий, остро ощутима потребность в высокопрофессиональных медицинских специалистах, в том числе обладающих коммуникативными компетенциями. Закономерным является то, что медицинским сестрам, для поддержания и повышения своей статусности, на протяжении всей трудовой деятельности следует заниматься развитием своих профессиональных компетенций. Требуется уделять особое внимание не только освоению практических навыков и приобретению умений по специальности, но и формированию коммуникативных, лидерских качеств медицинской сестры. С учетом того что процессы с отработкой и закреплением коммуникативных компетенций с использованием симуляционных технологий на этапе последипломного образования среднего медицинского звена не прогрессируют, внедрение в дополнительные профессиональные программы симуляционных форм обучения предоставляет возможность решить обозначенную проблему. Это определяет актуальность темы исследования. Целью статьи является проведение анализа внедрения симуляционных технологий в программы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием. В качестве эмпирических методов исследования были использованы наблюдение, эксперимент, опрос, сравнение. Проведение тренингов с использованием симуляционных технологий позволяет расширить траекторию современного обучения и предоставить медицинским работникам право выбора развития своих компетенций в условиях симуляционной среды. Результатом проведенной работы является увеличение количества слушателей с продвинутым уровнем коммуникативной компетентности по окончании тренинга. На основании анализа анонимного анкетирования слушателей циклов повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» были выделены преимущества и недостатки проведения тренингов с использованием симуляционных технологий; доказано, что в мобильной практической деятельности медицинской сестры коммуникативные навыки являются профессионально необходимыми наравне с другими востребованными компетенциями и процесс обучения должен обеспечивать непрерывное профессиональное развитие медицинского специалиста в преемственности с другими формами обучения. Данная статья будет полезна для исследователей, специалистов медицинского симуляционного обучения, педагогов дополнительного профессионального образования и может использоваться на симуляционных занятиях со слушателями циклов повышения квалификации, направленных на развитие коммуникативной компетентности.
Пустовойтова О. В., Ведешкина Н. А. Профессиональная готовность педагогических кадров к цифровой трансформации образовательного процесса в ДОО: тактика использования технологии геймификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 51–65. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231033.htm
ART 231033
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11033
Просмотров: 962
Уже несколько лет особенно остро в научных и педагогических кругах обсуждается проблема цифровизации образования. Исследователи выдвигают свои концепции и технологии по внедрению в образовательный процесс инновационных инструментов. Анализ зарубежных и отечественных источников по проблеме внедрения цифровых образовательных технологий в сферу образования показывает, что большая часть исследований посвящена включению цифрового компонента в школьную и университетскую практику с целью повышения успеваемости обучающихся, а уровень дошкольного образования остается на периферии. Исходя из интерпретации данных работ, следует, что вопрос об онлайн-образовании и использовании цифровых технологий по-прежнему актуален и открыт на всех уровнях образования. В работе обоснована необходимость перестраивания образовательного процесса дошкольников под воздействием правовых, социально-экономических и культурных факторов. Однако, учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, для которых ведущим видом деятельности является игра, наиболее оптимально с позиции здоровьесбережения применять технологию геймификация – использование компьютерных техник в неигровой образовательной ситуации. Целью исследования стала проверка готовности педагогов применять технологию геймификация при работе с детьми дошкольного возраста, так как она позволяет активизировать познавательный интерес, сделать процесс увлекательным и интересным, где ребенок является субъектом действия и выражает посредством цифровой игры круг своих интересов. Методами исследования послужил гугл-опрос педагогических кадров МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска на предмет трансформации образовательного процесса ДОО путем включения в него инновационных сквозных образовательных технологий, а также беседа и входной ассесмент практико-ориентированного характера. Представлены экспериментальные данные по внедрению в образовательный процесс дошкольной образовательной организации цифровых технологий, в том числе и геймификации. Результаты диагностики продемонстрировали готовность педагогов к использованию цифрового образовательного контента, но данный процесс протекает неоднородно, сложно и с определенными трудностями, выражающимися в отсутствии понимания у некоторых кадров того, что такое цифровизация, цифровые технологии, а следовательно, и их использовании при организации образовательного процесса. Цифровая трансформация дошкольной образовательной организации возможна, если педагогические работники повысят свой уровень квалификации в сфере использования цифровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников, если будет создана цифровая образовательная среда и будут учтены возрастные и интеллектуальные потребности детей. Теоретическая и практическая части исследования будут полезны как исследователям в сфере цифровизации образования, так и практикам, ищущим алгоритм перестраивания образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) посредством включения цифрового компонента.