Педагогика

Мантуленко В. В. Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 309–331. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241121.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Вопросы цифровой зависимости стали чрезвычайно актуальны в последнее десятилетие, в том числе в контексте образования, в связи со стремительным развитием технологий, активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности. В научной среде исследуются аспекты негативного влияния цифровизации, риски и последствия чрезмерного медиапользования. Однако до сих пор существуют различные, часто довольно противоречивые, мнения относительно сущности и показателей самого явления цифровой зависимости. Цель данной работы – определение ключевых аспектов педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи на основе анализа и обобщения мирового опыта изучения данного феномена и собственного диагностического исследования. В задачи работы входило: анализ существующих подходов к изучению явления цифровой зависимости, проведение диагностического исследования, направленного на выявление риска формирования цифровой зависимости молодежи в процессе применения цифровых устройств для выполнения учебных задач, выделение актуальных аспектов совершенствования педагогической работы в вузе по предотвращению формирования цифровой зависимости студентов. Основные выводы, к которым приходит автор в данной работе, касаются неоднозначности трактовок термина «цифровая зависимость», компонентов и критериев данного феномена, отсутствия уровня медиаграмотности поколения «цифровых аборигенов», достаточного для того, чтобы противостоять риску возникновения цифровой зависимости. В результате было конкретизировано понятие цифровой зависимости на основе анализа и сопоставления различных подходов к его интерпретации, в том числе как педагогическая проблема, выявлены некоторые противоречия, существующие в сфере вузовского обучения и способствующие формированию цифровой зависимости молодежи, из чего складывается теоретическая значимость данной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были сформулированы некоторые аспекты, требующие учета при планировании и организации педагогической работы в вузе по устранению негативных эффектов медиапользования и снижению риска формирования и развития цифровой зависимости молодежи.
Коврова М. А., Пагачева К. А. Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 295–308. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241120.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части направленности начального общего образования на формирование положительной мотивации в учебной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании личностных результатов, связанных с проявлением познавательного интереса как компонента учебной мотивации в целом и на уроках русского языка в частности. С другой стороны, потребностью либо в пересмотре существующих методов и приемов формирования учебной мотивации на уроках русского языка, либо разработке новых, учитывающих особенности протекания психических процессов современных младших школьников, их интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям. Цель исследования – выявление педагогических условий развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе в процессе применения веб-квеста. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) методы и методы эмпирического исследования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования учебной мотивации, применения информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе, разработки теоретических и практических аспектов применения веб-квеста на уроках русского языка в начальной школе. Основным результатом статьи является обобщение информации, посвященной развитию учебной мотивации на уроках русского языка в начальной школе. Особое внимание уделено применению веб-квеста как эффективного средства развития учебной мотивации. Рассмотрены разные подходы к понятию «веб-квест», его структуре, педагогическим условиям применения на уроках русского языка в начальной школе, приведены результаты по созданию веб-квеста и его внедрению в учебный процесс во втором классе. Теоретической значимостью исследования являются результаты, которые расширяют представления о педагогических условиях развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка, попытка систематизации знаний о веб-квесте как средстве обучения. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации веб-квеста как одного из средств развития учебной мотивации второклассников на уроках русского языка. Полученные практические результаты могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и поиска новых методов ее решения, учителями начальных классов для применения в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации на уроках русского языка.
Пашковская Н. Д. Применение технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 281–294. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241119.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
По данным Министерства науки и высшего образования РФ на ноябрь 2023 года, в России обучается 355 тысяч иностранных студентов, что составляет около 7,6% от общего числа студентов вузов. В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективных методик преподавания русского языка как иностранного, которые учитывали бы специфику обучения в высшей школе. Одной из таких техник является применение проблемных ситуаций, которые активно используются в различных областях и могут быть успешно адаптированы для обучения иностранных студентов. Целью данной статьи является исследование применения технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе. Данная технология представляет собой метод, основанный на создании образовательной среды, где студенты сталкиваются с реальными ситуациями, которые требуют использования и развития речевых и коммуникативных навыков на русском языке. В данной статье рассмотрены основные принципы использования технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе, а именно выбор подходящих задач для создания проблемных ситуаций, организация групповой работы и дальнейшая обратная связь со студентами. Преподавание русского языка как иностранного может быть сложной задачей, особенно в том случае, когда иностранные студенты сталкиваются с ситуациями, в которых не могут грамотно выразить свои мысли как бытового, так и учебного характера. Технология проблемного обучения предполагает создание ситуации, в которой студенты должны использовать свои коммуникативные навыки на практике, а не просто запоминать грамматические правила. В рамках исследования будет проанализировано, какие темы и задачи могут быть использованы в качестве проблемных ситуаций, а также какие преимущества и ограничения существуют при использовании данной технологии в высшей школе. Одним из ведущих подходов к исследованию проблемы является анализ существующих исследований и публикаций на данную тему. Особое внимание уделяется эффективности применения технологии, ее влиянию на процесс обучения иностранных студентов. Технология проблемных ситуаций является эффективным методом преподавания русского языка как иностранного в высшей школе. Она позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, развивает их коммуникативные навыки и способствует более глубокому усвоению русского языка. Основные результаты исследования показывают, что использование технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс. Конкретные ситуационные задания, которые требуют от студентов применения языковых навыков в реальной жизни, мотивируют их и вызывают интерес к изучению языка. Общение в рамках ситуационных заданий позволяет им практиковать свои языковые навыки и освоить новую лексику и грамматику.
Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 263–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241118.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы определяется необходимостью создания гибкой и непрерывной системы профессионально-педагогического образования, ключевыми изменениями в профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального образования и важностью развития их творческого потенциала и трансформации подготовки с учетом требований времени и индивидуально-личностных особенностей. Цель исследования – обоснование ключевых приоритетов развития личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для достижения поставленной цели с позиций компетентностного, культурологического, аксиологического и иных подходов изучались педагогический опыт, современные нормативно-правовые документы и достижения науки, а также результаты исследований о творческом потенциале и профессионально-личностных качествах современных педагогов, востребованных в системе дошкольного и начального образования и пр. Авторами представлена историография изучения этого вопроса, описаны основные приоритетные цели, принципы, условия для формирования профессионально обусловленных и востребованных компонентов личностно-творческого потенциала у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Теоретическая значимость состоит в обобщении опыта и научно-педагогического знания, в определении основных слагаемых личностно-творческого потенциала как критериев успешной деятельности педагогов дошкольного и начального образования. Особое внимание уделено обоснованию значимости активной педагогической позиции, информационной и медиакультуры и готовности к саморазвитию и самообразованию как основополагающей базы для успешной профессионализации и личностно-творческого становления педагогов. В качестве профессионально обусловленных слагаемых личностно-творческого компонента описаны аксиологический, мотивационный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой и иные компоненты. Обусловленным индивидуально-типологическими особенностями каждого педагога обозначен индивидуальный компонент. Практическая значимость заключается в возможности разработки эффективного учебно-методического сопровождения процесса совершенствования одного из значимых компонентов профессионально-педагогической культуры с учетом выделенных аксиологических аспектов.
Иванов Е. Ю. Социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения как двуединый процесс их адаптации и профессионального самоопределения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 247–262. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241117.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием со стороны государства к проблеме воспитания будущих защитников Отечества, что обусловлено сложной для России международной и внутриполитической обстановкой. Сохранение и укрепление традиций профессий служения, к которым относится служба в полиции, становится приоритетной воспитательной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами суворовских военных училищ МВД России. Одним из наиболее трудных периодов в училище для суворовцев считается начальный этап обучения, на котором происходит адаптация и автономизация старшего подростка в новой среде, то есть социализация. В таком случае целью данной работы стало уточнение понятия социализации воспитанников, его структуры и признаков. В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы были конкретизированы современные представления о социализации, ее смысловой нагрузке, возрастных особенностях старших подростков, отдельных аспектах процессов адаптации и самоопределения, значении традиции в этих процессах. Методологической базой исследования стали философия традиции, концепция социализации, теория оптимального социального окружения подростка и гуманистические идеи в построении воспитывающей среды современных авторов. Для достижения поставленной в исследовании цели использовались теоретические методы синтеза и анализа, в том числе герменевтического и сравнительного. В результате исследования социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения определена как двуединый процесс адаптации старших подростков к субординационной среде и их самореализации в будущей профессии полицейского. Отображена структура социализации первокурсников, представляющая сложный комплекс из двух разнонаправленных процессов приспособления и обособления, разновозрастного сообщества воспитателей и воспитанников, а также способов взаимодействия между ними. Выявлены признаки социализации: культуросообразное осмысление полицейской службы как профессии служения, осознание и положительное восприятие принадлежности к суворовскому братству, деятельное принятие норм общежития училища, активное включение в созидание воспитательных событий. Эффективность социализации состоит в сохранении баланса между приспособлением и обособлением. Полученные в исследовании выводы обогащают теоретическую базу в сфере подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, задают необходимое направление в разработке современного воспитательного инструментария в суворовских военных училищах МВД России.