Педагогика
Корсенюк А. И. Структурно-содержательная характеристика экранной культуры будущих педагогов: результаты теоретико-эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241125.htm
ART 241125
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11125
Просмотров: 796
Вопросы формирования экранной культуры студентов – будущих педагогов становятся все более актуальными в настоящее время, поскольку будущие педагоги должны быть готовы к применению новых методов и инструментов в своей работе. Кроме того, они должны уметь эффективно искать, анализировать и использовать информацию, которую человек в основном получает при помощи органов зрения. Также немаловажным является тот аспект, что будущие педагоги должны осознавать ответственность за контент, который они создают и с которым организуют деятельность обучающихся на экранах, а также за то, как он может повлиять на обучающихся. Цель исследования заключается в установлении компонентов, составляющих структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов, и определении степени значимости этих компонентов. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: культурологический, коммуникативный, компетентностный. К методам исследования относятся анализ, обобщение, синтез, анкетирование, метод экспертных оценок, метод факторного анализа. В статье авторами было установлено, что структуру экранной культуры студентов ‒ будущих педагогов составляют аксиологический, личностный, мотивационный, нормативный, операционно-деятельностный, эстетический и этический компоненты. При этом наиболее значимыми являются мотивационный и нормативный компоненты, которые могут быть объединены в группу институциональных факторов. Следующей по значимости является группа утилитарных факторов, к которым относятся аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся компоненты (личностный, эстетический, этический) также входят в структуру экранной культуры, но большого «веса» не имеют. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении структурно-содержательной характеристики экранной культуры студентов педагогического направления подготовки и определении значимости каждого компонента в общей структуре экранной культуры, что позволяет использовать полученные знания в дальнейших исследованиях, связанных с расширением и формированием теоретического аппарата рассматриваемого феномена. Возможность использования полученных результатов в формировании экранной культуры путем разработки соответствующих педагогических моделей и методик, учитывающих структурно-содержательную характеристику экранной культуры, образует практическую значимость нашего исследования.
Алференко Д. А. Человекосообразный подход как теоретико-методологическая установка для развития человеческого капитала студента колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241124.htm
ART 241124
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11124
Просмотров: 897
Современная детерминация среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала предполагает использование адекватных ей теоретико-методологических установок. В связи с этим научный интерес представляет человекосообразный подход, синтезирующим ядром которого выступает целостный разносторонний человек во множестве своих ипостасей (индивида, субъекта, личности, универсума) в современной жизнедеятельности. Целью исследования является научное осмысление, интерпретация и апробация этого человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа. Оно проводилось с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки, диагностики, статистики. В результате: установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена методологическая и опытно-исследовательская база; раскрыта и интерпретирована сущность человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа; сформулированы рекомендации по его использованию. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые человекосообразный подход стал предметом научного осмысления и интерпретации в контексте развития человеческого капитала студента колледжа; выявлены его ведущие идеи, принципы, средства, обобщенный образ результативности и форматы диагностики в данном контексте. Теоретическая значимость результатов исследования представляет собой вклад в теорию среднего профессионального образования знаний об этом подходе как наиболее адекватной теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа в современных реалиях. А практическая значимость заключается в возможности использования в проектировании инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента колледжа для модуляции на их основе отечественной системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала и модернизации образовательных программ соответствующей переподготовки профессионально-педагогических кадров и наставников.
Терехова Е. С., Пучкова Н. Н., Новикова Л. В. Анализ востребованности использования нейросетей для решения учебных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241123.htm
ART 241123
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11123
Просмотров: 1336
Современное образование находится в ключевой исторической точке, где технологические инновации стали неотъемлемой частью учебного процесса и имеют значительное влияние на его структуру и организацию. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, которые открывают новые возможности для оптимизации обучения. Данная статья посвящена анализу востребованности использования инструментов, основанных на работе генеративно-состязательных сетей, в учебном процессе студентами Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Исследование проведено с целью проанализировать уровень востребованности нейросетевых инструментов у студентов и оценить возможность их использования для решения конкретных учебных задач. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов, а также сравнительный анализ результатов опроса и результатов аналогичных исследований. Результаты опроса показали, что студенты высоко оценивают потенциал нейронных сетей, активно используют данные технологии для решения учебных и творческих задач и продолжат их применять в профессиональной деятельности. К сожалению, обучающиеся не в полной мере способны осознать опасность увлечения сгенерированным контентом. Признавая необходимость использования возможностей искусственного интеллекта, считаем важным не только обучать студентов практическим навыкам работы с нейронными сетями, но и уделять внимание развитию критического мышления. Теоретическая значимость данной статьи заключается в расширении знаний о возможностях применения нейронных сетей в художественном образовании, а также в выявлении факторов, влияющих на эффективность их использования. Новизна исследования заключается в фокусе на применении нейросетей в области изобразительного искусства и дизайна. Результаты проведенного анализа выявили специфические проблемы и преимущества использования искусственного интеллекта в указанных областях. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как для оптимизации образовательной программы Института культуры и искусств, так и для развития стратегий по внедрению современных технологий в образовательный процесс в сфере художественного образования.
Ключевые слова:
высшее образование, художественное образование, нейронные сети, искусственный интеллект
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Развитие изобретательского мышления студентов университета в процессе изучения естественно-научных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 332–346. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241122.htm
ART 241122
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11122
Просмотров: 891
Исследование развития мышления различных типов у студентов вузов сегодня достаточно актуально. В современных условиях быстро меняющейся реальности важна подготовка специалистов нового типа, способных действовать на основе гибких алгоритмов, самостоятельно проектировать новые методы, алгоритмы и виды деятельности. Развитие соответствующих навыков, умений определено наличием у специалистов особого типа мышления – изобретательского мышления, что требует применения новых подходов и методов в обучении. Развитие изобретательского типа мышления также может быть обусловлено и содержанием обучения. Представлена разработка проблемы развития у студентов университета изобретательского типа мышления, то есть мышления, которое позволяет критически оценивать поступающую информацию и преобразовывать ее, тем самым применяя новые алгоритмы деятельности, а не копируя имеющиеся. Актуальна подготовка кадров, которые могут оперативно решать сложные и нетривиальные задачи, преобразовывать имеющиеся алгоритмы и последовательности действий в рамках учебной, трудовой и иной деятельности. На современном этапе отмечается слабая методическая вооруженность педагогов, которые осуществляют подготовку студентов в образовательных организациях высшего образования, в части развития изобретательского типа мышления. Цель исследования – проанализировать условия развития у студентов образовательных организаций высшего профессионального образования изобретательского типа мышления, в том числе в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла. Решены следующие задачи: проанализированы подходы к проблеме развития изобретательского типа мышления; выявлены педагогические условия развития изобретательского типа мышления (организационные, условия содержания обучения, методологические условия). Проанализирован потенциал содержания естественно-научных дисциплин как одного из средств развития изобретательского типа мышления. В ходе решения поставленных задач выявлен комплекс педагогических условий, которые могут способствовать развитию изобретательского типа мышления. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы систематизированы подходы к определению и пониманию сущности изобретательского мышления. Представлен подход к пониманию изобретательского мышления: и как к интегративному качеству личности, и как к системе компетенций, формируемых в процессе учебной и иной деятельности. Выявлены основные условия развития изобретательского типа мышления. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что в ходе разработки проблемы даны рекомендации по развитию изобретательского мышления студентов в рамках подготовки в вузе.
Мантуленко В. В. Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 309–331. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241121.htm
ART 241121
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11121
Просмотров: 849
Вопросы цифровой зависимости стали чрезвычайно актуальны в последнее десятилетие, в том числе в контексте образования, в связи со стремительным развитием технологий, активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности. В научной среде исследуются аспекты негативного влияния цифровизации, риски и последствия чрезмерного медиапользования. Однако до сих пор существуют различные, часто довольно противоречивые, мнения относительно сущности и показателей самого явления цифровой зависимости. Цель данной работы – определение ключевых аспектов педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи на основе анализа и обобщения мирового опыта изучения данного феномена и собственного диагностического исследования. В задачи работы входило: анализ существующих подходов к изучению явления цифровой зависимости, проведение диагностического исследования, направленного на выявление риска формирования цифровой зависимости молодежи в процессе применения цифровых устройств для выполнения учебных задач, выделение актуальных аспектов совершенствования педагогической работы в вузе по предотвращению формирования цифровой зависимости студентов. Основные выводы, к которым приходит автор в данной работе, касаются неоднозначности трактовок термина «цифровая зависимость», компонентов и критериев данного феномена, отсутствия уровня медиаграмотности поколения «цифровых аборигенов», достаточного для того, чтобы противостоять риску возникновения цифровой зависимости. В результате было конкретизировано понятие цифровой зависимости на основе анализа и сопоставления различных подходов к его интерпретации, в том числе как педагогическая проблема, выявлены некоторые противоречия, существующие в сфере вузовского обучения и способствующие формированию цифровой зависимости молодежи, из чего складывается теоретическая значимость данной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были сформулированы некоторые аспекты, требующие учета при планировании и организации педагогической работы в вузе по устранению негативных эффектов медиапользования и снижению риска формирования и развития цифровой зависимости молодежи.
А. И. Корсенюк