Педагогика

Кипреев С. Н., Гюрджян Г. А., Гизатулина В. Х. Использование современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 111–122. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241141.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Процесс формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Духовно-нравственное воспитание молодых полицейских является важным профилактическим инструментом, позволяющим формировать профессионально важные качества сотрудников полиции и обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. В статье рассмотрена специфика формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов-полицейских, показана актуальность данного направления воспитательной работы. Раскрыты актуальные подходы к совершенствованию работы с личным составом курсантских подразделений. Осуществлен подробный и систематический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме работы. Цель исследования состоит в раскрытии перспектив использования современных информационно-технических средств для формирования ценностно-смысловой сферы личности курсантов образовательных организаций МВД России. Для решения проблемы исследования использован метод анкетирования, дополненный комплексом методик: интервьюированием, педагогической дискуссией, методом изучения и обобщения педагогического опыта. Результатом статьи является обогащение методологии педагогической науки пониманием эффективности основных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у сотрудников полиции. Теоретическое значение статьи состоит в актуализации и обосновании методологических основ использования современных информационно-технических средств для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Расширено понимание значимости духовно-нравственного воспитания полицейских в современных условиях цифровизации и глобализации. Практическая значимость выражается в описании методических основ использования для формирования духовно-нравственных ценностей современных информационно-технических средств и оценке их эффективности ведущими педагогами в системе МВД России. Выявлена необходимость обогащения системы духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции современными информационно-техническими педагогическими средствами и методами.
Кислякова Е. В. Квалиметрический подход к построению системы оценки качества сетевых образовательных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 96–110. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241140.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сетевая форма реализации образовательных программ приобретает все большую популярность, особенно в региональных университетах, так как позволяет не только открывать новые, востребованные направления подготовки в интересах экономики региона, но и существенно повысить качество образования за счет привлечения к образовательному процессу преподавателей из ведущих университетов и использования ресурсной базы профильных предприятий. Механизмы реализации сетевых программ достаточно подробно определены в федеральных нормативных документах, однако существуют «пробелы» в вопросах оценки качества. На сегодняшний день не существует нормативно закрепленной методики оценки качества сетевых программ, в научной литературе представлены авторские подходы к проблеме, но они, как правило, анализируют отдельные аспекты, чаще всего в области ресурсного обеспечения. Поэтому рассматриваемая в статье проблема построения системы оценки качества сетевых программ является актуальной. Цель исследования – разработка модели внутренней системы оценки качества сетевой образовательной программы на основе квалиметрического подхода. Квалиметрический подход хорошо сочетается с сетевой технологией, так как последняя рассматривается именно как инструмент повышения качества образования. В результате исследования предложена модель системы оценки качества сетевой программы, построенная на основе цикла Шухарта – Деминга PDCA. Модель содержит четыре основных этапа, на каждом из которых осуществляется оценка качества трех обобщенных показателей: качество сетевого взаимодействия, качество образовательной программы и ресурсного обеспечения, качество подготовки обучающихся. Для мониторинга качества сетевой программы в процессе реализации разработана иерархическая трехуровневая система показателей качества, определена шкала и методика их оценивания, в том числе предложена формула расчета комплексного показателя качества программы и шкала интерпретации полученных значений. Предложенная методика прошла апробацию на сетевой программе физико-математического факультета Смоленского государственного университета. Результаты исследования обладают научной новизной, так как представляют авторскую концепцию комплексной оценки качества сетевой программы, построенной на основе квалиметрического подхода. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке динамической итерационной модели оценки качества сетевой программы, которая может использоваться в дальнейших исследованиях по данной проблематике. Практическая значимость определена перспективами использования разработанной системы показателей и методик их определения при построении внутренней системы оценки качества и разработке локальных нормативных актов образовательной организации.
Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Баженова В. В. Воспитательные ситуации, актуальные для классных руководителей: взгляд из школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 77–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241139.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Актуальность данной проблемы объясняется изменениями, происходящими в системе воспитания, такими как введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; возвращение общественно полезного труда в школах; создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и др. Введение указанных преобразований способствует росту новых для педагогов воспитательных ситуаций. Отдельного внимания требует вопрос определения перечня воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя. Цель исследования – формирование банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя и требующих подготовки для их разрешения. Процесс формирования банка воспитательных ситуаций включал решение следующих задач: 1. Конкретизировать роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации. 2. Разработать инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций. 3. Сформировать банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и провести его анализ. В статье приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения актуальных для них воспитательных ситуаций. Представленный анализ результатов ранжирования предложенных воспитательных ситуаций позволил выявить наиболее проблемные ситуации, требующие отдельного внимания и дополнительной подготовки классных руководителей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности применить метод групповых экспертных оценок для разработки инструмента, позволившего сформировать банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций; в выявленном распределении воспитательных ситуаций по группам, внутри группы, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования при проектировании и анализе рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций, для повышения квалификации классных руководителей. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.
Калина Н. Д. Конструктивистский подход к оптимизации учебного процесса в образовании архитектора и дизайнера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 55–76. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241138.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В образовании архитектора и дизайнера существует противоречие между профессиональной направленностью на конструктивизм и натуралистическим подходом к изображению. Актуальной становится оптимизация учебного процесса. Цель статьи – исследовать преимущества построения изображений объектов на основе научных знаний и конструктивных методов в отличие от сенсуализма. В теоретическом исследовании проблемы оптимизации образования ведущим становится конструктивистский подход. Результаты исследования научных источников определили систему междисциплинарных условий оптимизации изобразительной деятельности. Оптимизируется содержание обучения в познании взаимосвязей, исследовании объектов и построении пространственной или художественной структуры формы и методов: системно-геометрический конструктивизм приводит студентов к адаптации в алгоритмическом построении обобщенных моделей – используется при включении научного понятия перспективы в знаково-символические средства визуального языка; возможный художественно-интерпретационный конструктивизм позволяет личности студента самореализоваться – применяется при выявлении содержания образов и стилевых конструкций, в этом процессе сохраняется пространственная структура формы объектов; поисково-исследовательский метод применяется в поиске взаимосвязей между частями композиции. Результаты статьи несут существенные изменения в образование архитекторов и дизайнеров, в повышении визуальной грамотности и художественно-эстетической культуры изображения. Теоретическая и практическая значимость статьи определяется условиями оптимизации образования: применение знаково-символического способа изображений, в отличие от опоры на чувственное восприятие, не вызывает психофизических детерминаций, – способствует обучению всех студентов с разными когнитивными стилями познания; педагог как фасилитатор предоставляет регулятивную визуализацию обобщенных знаний и проводит в интерактивном обучении дискуссии – коллективные методы стимулирования и активизации самостоятельного осмысления студентами концептов построения моделей объектов; педагог также применяет индивидуальные методы сотрудничества со студентами и консультирует их; конструктивный потенциал визуального восприятия и системного мышления как высших когнитивных процессов формируется в проблемном обучении учащихся при изменении по этапам содержания, методов и структуры учебного процесса.
Анисимова А. В. Модель формирования готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 33–54. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241137.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Система профессионального образования переживает период своего динамичного развития. Реализация федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования связана с принятием компетентностного подхода, в соответствии с которым основным критерием оценки подготовленности выпускников становится освоение компетенций. Внедрение цифровых технологий во все сферы труда диктует необходимость поиска новых подходов к подготовке специалистов, готовых работать, с использованием цифровых технологий и оборудования. Актуальность темы исследования с позиции развития педагогической науки и решения практических задач образования обусловливается разработкой эффективной модели по формированию готовности будущих ветеринаров к профессиональной деятельности в современных условиях, а также выявлением критериев и уровней ее сформированности. Цель исследования – разработка модели формирования готовности студентов-ветеринаров к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации аграрного образования. Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и компетентностный подходы. Ключевая идея авторской модели состоит в том, что процесс формирования готовности к профессиональной деятельности должен соответствовать логике развития предложенных критериев. В процессе профессиональной подготовки студенты переходят от репродуктивного к частично продуктивному, а затем к продуктивному уровню. Данный переход возможен в условиях дуального обучения, позволяющего применять современное цифровое ветеринарное оборудование, например, для решения учебных ситуативных задач, дублирующих профессиональные функции ветеринаров, при работе в клиниках и на предприятиях. Теоретическая значимость статьи заключается в обогащении представлений о содержании и технологиях, применяемых в ходе подготовки будущих ветеринаров в условиях цифровой трансформации. Результаты исследования расширяют представления о современных моделях формирования готовности к профессиональной деятельности студентов в колледже. Практическая значимость исследования заключается в разработке онлайн-курсов по специальности «Ветеринария», реализованных на платформе «Цифровой колледж Подмосковья», используемых в образовательном процессе Волоколамского аграрного техникума «Холмогорка». Научная новизна исследования заключается в актуализации представлений о профессиональной готовности будущих ветеринаров с учетом цифровой трансформации аграрного образования, выделении состава и структуры критериев, а также условий ее сформированности.