Педагогика

Зарипова Р. Р., Данилов А. В., Салехова Л. Л. Трансформация полилингвального педагогического образования посредством цифровых образовательных ресурсов: кейс Республики Татарстан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 190–208. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительный рост числа цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в системе высшего образования трансформирует инфраструктуру дистанционного обучения, стимулируя как преподавателей, так и студентов к эффективной работе в режиме онлайн. Разработка ЦОР – трудоёмкий процесс, направленный на решение многочисленных образовательных задач. При этом в контексте би- и полилингвального обучения процесс создания ЦОР и учебных материалов имеет ряд особенностей. Целью исследования является разработка, внедрение в практику обучения и апробация полилингвального цифрового образовательного ресурса, способствующего эффективному полилингвальному обучению средствами русского, национального (татарского) и английского языков студентов Казанского федерального университета, расположенного в Республике Татарстан. Татарстан является одним из многонациональных субъектов Российской Федерации, 53% населения которого составляют татары. Государственными языками РТ являются татарский и русский. В 2018 году Министерство образования Республики Татарстан запустило проект подготовки учителей-би- и полилингвов, который реализуется в Казанском федеральном университете и направлен на подготовку учителей неязыковых предметов для новых полилингвальных образовательных комплексов, способных и готовых успешно обучать на двух (татарском и русском) или трех (татарском, русском и английском) языках. С учетом сложившихся обстоятельств существует объективная необходимость в использовании современных образовательных технологий, подходов и учебных средств для реализации дидактического потенциала полилингвизма при подготовки будущих учителей неязыковых предметов. Был разработан пилотный полилингвальный ЦОР по дисциплине «Методы математической обработки данных» и предложен студентам для изучения. В качестве теоретического базиса к созданию ЦОР была использована модель ADDIE, состоящая из пяти этапов: Analysis/Анализ (оценка существующих условий и образовательных инструментов); Design/Проектирование (применяемые теории, методологии и цифровые решения); Development/Разработка (создание образовательного контента); Implementation/Внедрение (процесс прохождения курса); Evaluation/Оценка (сбор, интерпретация и анализ эмпирических данных с целью измерения мотивации и отношения к би- и полилингвальному ЦОР). Для оценки мотивации и отношения студентов – будущих учителей к разработанному ЦОР был проведен опрос. Результаты опроса позволяют утверждать, что студенты руководствовались не внешними мотивами при работе с образовательным ресурсом, такими как высокая оценка, устное одобрение, а внутренними: они считали работу важной, полезной и потенциально необходимой для будущей успешной профессиональной деятельности. Можно сделать вывод, что разработанный полилингвальный ЦОР является масштабируемым и может быть применён для других предметных дисциплин (например, информатика, физика и т. д.).
Гусева А. Х. Модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения будущих переводчиков: дидактический и технологический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 174–189. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассмотрены дидактический и технологический аспекты модификации образовательной среды; представлена методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов как результат учебно-методической работы по созданию цифровых образовательных материалов; проведен анализ научных исследований, посвященных теоретическому обоснованию изменений в системе организации высшего образования и реализации образовательных программ. Актуальность проблемы модификации образовательной среды: применяемые в практике российского высшего образования информационно-коммуникационные технологии и электронные дидактические материалы достаточно новы и не стандартизированы; не все учебно-методические материалы корректно оформлены с точки зрения методики преподавания как педагогической науки. Предмет исследования: модификация образовательной среды как условие повышения эффективности обучения. Цели работы: анализ исследований российских и зарубежных специалистов; рассмотрение видов перевода и типологии многокомпонентных гипертекстов; формулировка основных положений методики обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов. Основные подходы: синергетический метод – модификация образовательной среды рассматривается как комплексный процесс систематизации дидактических материалов и педагогических технологий с целью повышения эффективности обучения; компаративный метод – методика обучения будущих переводчиков обработке многокомпонентных гипертекстов разработана посредством сопоставительного анализа результатов выполнения студентами заданий на перевод контента электронных источников в процессе обучения специализированному переводу; системный метод – процесс модификации образовательной среды – единая система, включающая теоретическое обоснование вносимых в учебный процесс изменений и практические результаты систематического последовательного применения инновационных методик в педагогической деятельности как элементов системы. Теоретическая значимость работы – результаты анализа трудов российских и зарубежных коллег; практическая – в возможности применения представленной методики с целью повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования профессиональных IT-компетенций будущих переводчиков; методика позиционируется как один из дидактических инструментов решения проблемы модификации образовательной среды.
Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Развитие коммуникативной компетенции специалистов социально-культурной сферы при проектировании образовательных квест-комнат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 154–173. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231040.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Геймификация познания в высшем учебном заведении способствует развитию коммуникативных навыков студентов, повышению их профессиональной мотивации, самореализации через игровую деятельность дидактического назначения. Включение квеста как технологии, сочетающей идеи проблемного и игрового обучения, соответствует рекомендациям ЮНЕСКО, сущности коммуникативного подхода в образовании. Авторами исследуется проблема оценки влияния деятельности магистрантов по проектированию образовательной квест-комнаты на формирование их коммуникативной компетенции. Цель исследования – изучить влияние деятельности магистрантов по проектированию социокультурного пространства квест-комнаты для развития их коммуникативной компетенции. Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности поэтапной деятельности специалистов социально-культурной сферы при создании образовательных квест-комнат: информационно-аналитические; коммуникативные; профессионально ориентированные; коллаборативные. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизирована сущность понятия образовательная «квест-комната» для подготовки специалистов социально-культурной сферы. Методология основывается на анализе потенциала технологии «квест» как формы обучения в информационной среде. Выполнена конкретизация методов работы с программными ресурсами для направления подготовки «Социально-культурная деятельность» (уровень – магистратура). Для проектирования квест-комнат обучающиеся применяли Power Point, MS Word, AXMA Story Maker, Learnis, Quandary и др. При диагностике уровня коммуникативной компетенции студентов использована методика «Коммуникативные и организаторские склонности». В результатах описаны этапы работы магистрантов по проектированию квест-комнаты: анализ запросов цифрового общества, возможностей программных ресурсов; применение технологии; продумывание сюжетной составляющей; составление маршрутов движения участников, плана диалогов между персонажами и т. д. Базы практики: Музей коллекционных кукол, литературный музей И. С. Тургенева, дом «Арт-Орел», дом-музей В. А. Русанова и т. д. Сформулированы трудности нововведений: творческий характер деятельности при разработке социокультурного сюжета и содержания игрового пространства; зависимость от программного обеспечения в учреждениях культуры; проблемы командообразования. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для геймификации в социокультурной деятельности.
Коровин А. Ю., Заббарова М. Г. Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 140–153. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231039.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время система среднего профессионального образования как неотъемлемая часть российского образовательного пространства претерпевает значительные трансформации, благодаря которым улучшается качество учебно-воспитательного процесса. Одной из тенденций является использование средового подхода к организации внеурочной деятельности студентов профессионального колледжа. Среда учебного заведения обладает значительным потенциалом в формировании не только профессиональных, но и общих компетенций (ОК), которые указаны в качестве результата обучения по направлениям подготовки студентов профессионального образовательного учреждения. Одной из важнейших ОК для будущего специалиста является социокультурная, в основе которой − принятие многокультурного мира, что позволит работнику успешно взаимодействовать с представителями различных этнических групп (коллегами, руководством, потребителями) в процессе профессиональной деятельности. Целью настоящего исследования является теоретический анализ концепта «социокультурная среда» профессионального колледжа, определение структуры данной среды, характеристика её основных компонентов. С позиции средового, компетентностного и практико-ориентированного подходов авторами был проведён анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвящённых организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа, что позволило определить сущность исследуемого феномена, выявить и охарактеризовать компоненты данной среды. Пространственно-сематический компонент – материально-техническое обеспечение и оформление аудиторий − способствует формированию эстетического сознания, необходимого для восприятия культурных ценностей. Информационно-виртуальный компонент, совокупность программного обеспечения, позволяет реализовать учебно-воспитательный процесс в дистанционном режиме. Коммуникационно-организационный компонент − социальное партнёрство с культурно-досуговыми организациями – формирует и удовлетворяет социокультурные потребности студентов. Методический компонент, организационные формы и методы, направленные на формирование социокультурной компетентности обучающихся, позволяет качественно реализовать учебно-воспитательный процесс. Содержательная разработка данных компонентов среды позволит педагогическому составу при проведении внеурочных мероприятий акцентировать внимание студентов на нормах культурного общения и ценностях культуры. Теоретическая значимость данного исследования состоит в обосновании необходимости организации социокультурной среды в условиях профессионального колледжа. Практическая значимость заключается в возможности использования его результатов методистами и педагогами системы СПО при разработке структурных компонентов среды, способствующих формированию социокультурной компетентности у студентов.
Закиева Р. Р. Анализ качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 126–139. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231038.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена противоречием между ориентацией высшей школы на компетентностную парадигму образования, в русле которой должно обеспечиваться комплексное, непрерывное, практико-ориентированное оценивание компетенций, формируемых у студентов в процессе освоения ОПОП, и недостаточной разработанностью научных представлений о сущности компетентностной системы оценочных средств, обеспечивающей возможность такого оценивания. Администрация высших учебных заведений, преподавательский состав и студенты столкнулись с целым рядом трудностей, связанных с потребностью в интегративном (непрерывном, поэтапном, междисциплинарном, комплексном) оценивании результатов образования студентов вуза на различных этапах освоения образовательной программы. Данная актуальность позволила определить проблему исследования, состоящую в недостаточной разработанности технологий и методик интегративной оценки профессионального развития студента с целью получения информации, значимой для корректировки содержательных и процессуальных компонентов обучения в техническом университете. Цель исследования заключалась в анализе качества образования в техническом университете с помощью технологии интегративной оценки уровня сформированности компетентности выпускника на примере Казанского государственного энергетического университета. В работе комплексно использовались методы теоретического (анализ, синтез, систематизация, сравнение и др.) и эмпирического (изучение литературы, беседа, анкетирование, наблюдение) исследования. Для получения информации и её дальнейшей обработки применялся аппаратно-программный комплекс с использованием элементов искусственного интеллекта, решающего задачи распознавания и категоризации образов. Полученные факты обрабатывались с помощью специальной компьютерной программы (свидетельство о государственной регистрации № 2022680850 от 2022 г.), хранение, поиск и обработка которой реализованы в информационной системе интегративной оценки профессионального развития студентов. Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты вносят вклад в развитие теоретических основ профессиональной подготовки специалиста за счет расширения представлений о возможностях управления качеством образования на основе его информатизации, цифровизации педагогических измерений, применения аппаратно-программного комплекса и статистических методов анализа, в том числе численных методик. Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета, основанной на понимании компетентности как высшей степени владения профессиональной деятельностью. Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности студентов технического вуза; детально раскрыто содержательное наполнение каждого индикатора, и установлена корреляция этих критериев и индикаторов между собой; раскрыто содержание уровней и средств оценки сформированности профессиональной компетентности. Сделан вывод о том, что компетентностно ориентированная система оценочных средств направлена на реализацию стратегий контрольно-оценочной деятельности, а разработанная и обоснованная технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета позволяет добиться последовательной, поэтапной организации процесса выявления фактической и логической информации о профессиональном развитии студента в соответствии с определенными критериями и индикаторами.