Педагогика

Мочалова Т. С. Особенности преподавания родственного иностранного языка в группах русскоязычных учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221067.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одним из важных и актуальных вопросов преподавания родственных языков является допустимость и целесообразность использования на занятиях родного языка учащихся. Роль родного языка в процессе изучения иностранных языков интересует ученых на протяжении почти 150 лет. В рамках разных лингводидактических методов отношение к ней менялось диаметрально: от признания ее основополагающей до полного отрицания. Цель настоящей статьи – определить, насколько важен и нужен учет закономерностей и особенностей русского языка при преподавании родственного польского. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, а практической – материалы современных учебников и пособий по польскому языку и собственный дидактический опыт. Распространенный и самый популярный в настоящее время в Польше коммуникативный подход нацелен на развитие навыков иноязычного общения с упором на содержание, не прибегая к родному языку учащихся и отводя обучению языковым нормам второстепенную роль. Специфика изучения родственных языков предполагает определенный возврат от содержания к форме, к использованию на занятиях сопоставительного метода, так как «похожесть» языков влечет за собой разрыв между рецептивными и продуктивными навыками у учащихся. Преодоление межъязыковой интерференции является в этой связи одной из главных задач преподавателя. Ее решению может значительно помочь использование родного (русского) языка в определенных видах работы на уроке. Это, прежде всего, анализ интерферирующих грамматических и лексико-синтаксических структур и автоматизирующие правильный вариант упражнения, а также так называемый дидактический перевод, применяемый для закрепления полученных навыков и итогового контроля. Практика обучения польскому языку показывает, что для гомогенных славянских групп коммуникативный подход должен быть модифицирован за счет большего внимания к изучению грамматики в сравнительном аспекте и переводным заданиям, т. е. к дидактическим инструментам грамматико-переводного метода. Это позволит, не злоупотребляя ими и не отказываясь от базовых принципов коммуникативности, полнее использовать потенциал родного языка учащихся. Для этого необходимы специальные учебники и пособия, учитывающие специфику контингента учащихся, и кропотливая работа преподавателя по профилактике и устранению ошибок, возникающих на почве интерференционных процессов.
Верещагина А. Г. Модель применения метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 20–41. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительно развивающееся информационное общество предъявляет особые требования к выпускникам среднего профессионального образования. Необходимые качества, способности, соответствующие современному этапу жизни, находят отражение в федеральных государственных стандартах как среднего общего образования, так и в государственных стандартах по профессии и специальности. Требования установлены к личностным, предметным, метапредметным результатам, а также к общим и профессиональным компетенциям. Значимость формирования метапредметных результатов и общих компетенций студентов среднего профессионального образования нарастает, так как данный процесс и средства для его реализации изучены крайне слабо. В связи с этим актуализирована проблема формирования метапредметных результатов и общих компетенций студентов среднего профессионального образования. Охарактеризовано основное средство решения данной проблемы ‒ задания с поликомпонентными рисунками, которые обладают образовательным потенциалом и могут быть применены для формирования как метапредметных, так и общих компетенций в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума. Посредством педагогического моделирования построена структурно-функциональная модель применения метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума. Цель статьи – дать характеристику компонентов модели применения метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума. В статье обоснованы методологические подходы к исследованию: метапредметный, компетентностный, личностно-деятельностный и когнитивно-визуальный. В рамках выделенных подходов определены принципы личностного и профессионального самоопределения, универсальности, рефлексивности, междисциплинарности, интегративности, вариативности. Охарактеризованы целевой, теоретико-методологический, структурно-технологический, содержательный и оценочно-результативный компоненты модели на основе применения заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума. Кроме этого представлено наглядно ядро модели в виде формирования метапредметных (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) результатов и общих компетенций, которые позволяют достигнуть уровня высококвалифицированного специалиста через соответствующие универсальные учебные действия, применяя при этом исследуемое нами средство обучения. В целевом компоненте сформулирована значимость данной модели в виде социального заказа и непосредственно целенаправленность самой модели. Теоретико-методологический компонент раскрывает подходы, принципы и концепции, необходимые для раскрытия содержания данной проблематики. В структурно-технологическом компоненте раскрыты техническая, технологическая и структурная составляющие. Содержательный компонент помогает выявить компоненты и дидактические функции метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками. Оценочно-результативный компонент содержит инструменты оценивания, позволяющие посредством мониторинга увидеть динамику формирования метапредметных образовательных результатов и общих компетенций студентов многопрофильного техникума посредством применения заданий с поликомпонентными рисунками. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании компонентов структурно-функциональной модели применения метапредметного потенциала заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов многопрофильного техникума. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения в образовательной организации системы среднего профессионального образования разработанной структурно-функциональной модели.
Кравченко Н. В. Развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков в процессе организации командной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 10 (октябрь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Рассматривается проблема развития компетенции межличностного взаимодействия подростков, которая является актуальной для современного общества. Современные подростки зачастую не испытывают потребности во взаимодействии, объединении, социальной событийности и предпочитают виртуальное общение, уход от реальности. Цель исследования – изучение уровня развития компетенции межличностного взаимодействия подростков в процессе организации командной работы при реализации программы «Школа активного роста», представляющей собой комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений участников команды. На основании проведенного информационно-аналитического обзора, а также собственного опыта воспитательной деятельности в условиях детских общественных объединений определена форма организации межличностного взаимодействия обучающихся через создание команды единомышленников. Приводятся примеры конкретных мероприятий в рамках реализации программы. Автором отмечен положительный опыт организации командной работы в развитии компетенций межличностного взаимодействия подростков на базе 76 общеобразовательных организаций Омского региона в течение двух лет. Общее число участников программы – 760 подростков в возрасте 12–15 лет. Исследование показало, что после участия в реализации программы в среднем высокий уровень развития компетенций межличностного взаимодействия был выявлен у 67,2% респондентов, средний уровень – у 48,8%, низкий уровень – у 9,3%. Полученные результаты позволяют констатировать развитие компетенций межличностного взаимодействия подростков при включении их в организованный процесс работы над тематическими модулями программы. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определена модульная структура содержания процесса развития компетенций межличностного взаимодействия подростков, включающая три блока: мотивационный, содержательный и итоговый; выявлены критерии оценки уровня развития компетенций межличностного взаимодействия подростков. Практическая значимость исследования заключается: в реализации программы «Школа активного роста», направленной на организацию командной работы, определение методик диагностики уровня развития компетенций межличностного взаимодействия подростков. Область применения результатов исследования: детские общественные организации, общеобразовательные организации, социальные центры, Министерство по делам молодёжи и департаменты молодежной политики, учреждения дополнительного образования.
Толмачёва М. И., Бакулин В. Н. Методические проблемы омонимии и синонимии при освоении студентами терминологии физической науки как специфического языка, аналогичного новому иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 65–78. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность данного исследования обусловлена трудностью распознавания студентами синонимичных и омонимичных физических величин и их обозначений. Язык науки подобен языку иностранному, в нем своя лексика, своя грамматика. Овладение им – залог успешной профессиональной деятельности. Проблеме грамотного использования студентами научной терминологии, а также проблеме ассоциирования бытовых объектов с научными, в частности с техническими, устройствами и посвящена данная статья. Цель исследования: определить у студентов уровень владения терминологическим аппаратом, а также наличие способности идентифицировать физические объекты; выявить эффективные приемы запоминания физических терминов, физических величин и их обозначений. В статье представлен анализ происхождения названий физических и технических устройств, приведены примеры использования синонимов, паронимов, омонимов в физическом языке. Исследование проводилось среди студентов I и II курсов физических и нефизических специальностей. В качестве задания предлагались несколько вариантов тестов: 1) установить ассоциацию предложенных на иллюстрациях бытовых предметов с частями технических устройств; 2) перечислить все возможные значения приведенных слов; 3) перечислить разные обозначения-синонимы для одной и той же физической величины; 4) перечислить физические величины-омонимы, обозначаемые одним и тем же символом. Анализ ассоциаций по картинкам показал лишь частичную осведомленность о технических устройствах и сложность применения синонимов при их описании. Количественные результаты теста без картинок для различных специальностей оказались примерно одинаковыми, однако студенты-физики давали более четкие определения и с большим количеством вариантов интерпретации терминов. Оценка второй группы тестов на проверку и предъявление профессиональных знаний по физической терминологии привела к выводу, что в основном студенты-физики дают верную характеристику предложенным величинам, а некоторые предлагают собственные варианты омонимов и синонимов; в то же время владение терминологическим аппаратом студентами нефизических специальностей гораздо скуднее. Это говорит о том, что остаточные знания даже только об обозначениях физических величин без подкрепления на практике очень быстро теряются. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении границ понимания языка физики, в обнаружении фактов сходства научного языка с иностранным, а также в выявлении условий восприятия и применения заимствованных из других языков физических терминов и обозначений. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по успешному усвоению физической терминологии, а также разработки дидактических средств, включающих материалы межпредметного характера, с возможностью использования на занятиях как по физике, так и по русскому языку.
Моисеева Н. А., Полякова Т. А. Задачи информационно-математического моделирования как средство реализации междисциплинарной интеграции в преподавании математики и информатики в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 9 (сентябрь). – С. 52–64. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Одна из особенностей современного этапа развития информационного общества – интенсивная цифровизация, появление которой обусловлено совершенствованием, эволюцией новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ростом цифровых технологий четвертой промышленной революции (Industry 4.0). В связи с этим дигитализация является одним из факторов трансформации национального инженерного образования. В статье анализируется значимость междисциплинарного подхода к современной подготовке будущих специалистов инженерно-технического профиля, а также обосновывается важность взаимной интеграции знаний на уровне ИКТ и фундаментальных технических наук на примере интеграции дисциплин «Информатика» и «Математика» посредством информационно-математического моделирования. Цель работы – выявить влияние цифровизации на теоретико-методологические основы междисциплинарного подхода в национальном инженерном образовании. В исследовании применялся общенаучный диалектический метод, теоретико-методологический анализ и обобщение содержания математической, информационной, педагогической, методической, научно-технической литературы в области зарубежного и национального инженерного образования. По результатам проведенного исследования предложено понятие интегрированного учебного задания по математике и информатике, в основу которого положен содержательно-деятельностный подход к информационно-математическому моделированию; выявлена и обоснована типология интегрированных учебных заданий по информатике и математике в соответствии с видами профессиональной деятельности специалистов инженерно-технического профиля. Показана значимость и роль информационно-математического моделирования в качестве одного из базисных (фундаментальных) методов решения интегрированных учебных заданий. Выявлена необходимость развития междисциплинарного подхода к подготовке будущих инженеров технического профиля в условиях цифровой экономики России.