Педагогика

Директорова Д. Д., Директоров В. Д. Возможности цифровой обработки лингвометодической инфографики для обучения русскому языку в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 33–50. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231032.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой информационной нагрузки у современного поколения школьников начала появляться тенденция к клиповизации мышления. Особую значимость это явление приобретает в процессе обучения учащихся старших классов, которые испытывают наибольшую когнитивную нагрузку, связанную в том числе и с подготовкой к предстоящим экзаменам. Эта тенденция должна быть учтена при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплена новыми технологическими возможностями, которые обеспечивают современные цифровые инструменты. Цель данного исследования состоит в определении способов цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая содержится в учебниках и учебных пособиях по русскому языку, для преобразования их в вариативные задания, которые возможно применять в процессе обучения, в частности, в старшей школе. Предлагаемый подход состоит в создании вариативных заданий по русскому языку на основе существующей лингвометодической инфографики посредством ее цифровой обработки предложенными в статье цифровыми инструментами. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации, дефиниционный анализ, а также методический анализ современных учебников. В качестве результатов исследования приводится несколько вариантов цифровой обработки методических средств графической наглядности по русскому языку, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников. Кроме того, в рамках проведенного исследования описывается перспектива создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» для аккумуляции в нем цифровых копий указанных средств графической наглядности. Теоретическая значимость статьи состоит в определении цифровых инструментов и способов их применения для цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая может быть использована в процессе обучения русскому языку в старших классах. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных способов цифровой обработки лингвометодической инфографики для создания индивидуализированных заданий разного уровня сложности. Данный ресурс будет методическим подспорьем для учителей-практиков, будущих учителей и учащихся школы.
Черкасова М. Н., Сироткин В. В., Костюков А. В. Потенциал e-learning в модернизации аспирантского образования транспортного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 18–32. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231031.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения потенциала e-learning в модернизации аспирантского образования осложняется продолжающимся процессом реформирования российской аспирантуры, конфликтом между образовательной, исследовательской и практической составляющими, изменяющимися образовательными стратегиями и тактиками, эпидемиологической обстановкой. В настоящее время отмечается отсутствие работ, в которых освещается потенциал e-learning в формировании новой образовательной модели аспирантского образования, которое нуждается в реформировании и диверсификации. Рабочая гипотеза заключалась в предположении, что в период экстремального (март – июль 2020 г.) и постэкстремального дистанционного обучения (ДО) (октябрь 2020 г. – январь 2021 г.) у аспирантов I и IV курсов транспортного вуза сформировались устойчивые информационно-коммуникационные компетенции и желание продолжить обучение в дистанционном формате для реализации самостоятельной исследовательской деятельности в рамках современных трендов. Для проверки гипотезы были сформированы задачи, позволяющие проанализировать реакции аспирантов на реализацию образовательной программы в период постэкстремального обучения, выявить потенциальные риски e learning и представить модель обучения с использованием дистанционных технологий. В исследовании-опросе принимали участие 59 аспирантов транспортного вуза: аспиранты I курса (33 человека) и IV курса (26 человек). Цель – проанализировать уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций за период ДО и степень адаптации к такому виду обучения в зависимости от направления подготовки (технические направления подготовки (“T”); информационные направления подготовки (“IT”); социально-гуманитарное направление подготовки (“SH”)), курса, возраста. 48,48% аспирантов I курса, в отличие от обучающихся IV курса, демонстрируют позитивно-одобрительную реакцию на внедрение e-learning и ДО в аспирантуре. При этом за традиционное обучение выступили лишь 30,3% аспирантов I курса (27,27 “T” + 3,03 “IT”), в отличие от 50% респондентов IV курса (46,15 “T” + 3,85 “IT”). Расшифровка реакций выпускников аспирантуры на длительное ДО трактуется нами как резко отрицательная: 100% респондентов (IV курс) ответили НЕТ длительному дистанционному обучению. В соответствии с реакциями респондентов и невозможностью универсализации e-learning предложена модель аспирантского образования с использованием дистанционных технологий. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать количественный и качественный анализ реакций на потенциальную образовательную модель с использованием e learning для дальнейшего формирования траектории аспирантского образования. Исследование может представлять ценность в рамках теории организации высшего образования, в частности для изучения процесса формирования научных, практических и профессиональных компетенций научно-педагогических кадров высшей квалификации с точки зрения диверсификационного обучения.
Некрасова Г. Н., Быкова Е. Л. Дидактические возможности использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 5 (май). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231030.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современных образовательных условиях эффективность обучения непосредственно связана с качеством образовательного контента, с подбором эффективных методов и средств. Просмотр образовательного видео на уроках технологии оживляет учебный процесс, позволяет увидеть конечный результат выполняемых действий на практических занятиях, дает возможность повторного просмотра трудных для понимания и воспроизведения учебных действий. Проблема подбора учебного видеоконтента, соответствующего новым стандартам образования, понятного и доступного определенной категории учащихся, приобрела особую значимость в последнее время, в том числе и с введением дистанционной формы обучения. Актуальность этой проблемы подтверждают данные опроса, проведенного среди педагогов, по выявлению трудностей при подборе образовательного видеоконтента для уроков технологии, а также получение информации о цифровых образовательных ресурсах, используемых учителями в работе. Целью данной статьи является анализ дидактических возможностей использования образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов». Ведущие методы для исследования проблемы – опрос и педагогический эксперимент. Суть экспериментальной работы заключалась во введении новых приемов и средств в виде образовательного видеоконтента для формирования умений и навыков учащихся в освоении технологии обработки текстильных материалов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по проблеме, кроме того, теоретически обоснована и разработана система требований к образовательному видеоконтенту, используемому на этапе организации практической деятельности учащихся. Практическая значимость статьи заключается в предложенном методическом материале по использованию образовательного видеоконтента на уроках технологии для изучения тематического блока «Технология обработки текстильных материалов».
Чжо Л. , Барышникова Е. Н. Развитие коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов в процессе обучения русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 137–155. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231029.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с развитием дружественных отношений между Китаем и Россией возрастает потребность в специалистах в области иностранных языков с хорошей коммуникативной компетенцией. Однако мы по-прежнему сталкиваемся со многими проблемами в развитии коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов при обучении русскому языку. Этот факт обусловливает актуальность исследований, посвященных развитию коммуникативной компетенции китайских студентов-филологов. Целью данного исследования является разработка алгоритма формирования коммуникативной компетенции у китайских студентов-филологов на материале эквивалентов слова. Вопросы исследования в основном включают следующие аспекты: 1) Что такое коммуникативная компетенция? 2) Каковы основные компоненты коммуникативной компетенции? 3) Каковы уровни и аспекты развития коммуникативной компетенции? 4) Какие этапы необходимо пройти в развитии коммуникативной компетенции? 5) С какими проблемами сталкиваются китайские студенты-филологи в процессе развития коммуникативной компетенции на русском языке? 6) Какое место в развитии коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку китайских студентов-филологов занимают русские словосочетания эквивалентные слову? В связи с целью и вопросами исследования определяются методы: метод анализа научной и научно-методической литературы, метод анализа данных, метод анализа и синтеза при изложении результатов исследования. Данная работа дополнит теоретические исследования коммуникативной компетенции и будет способствовать улучшению учебных программ по русскому языку в китайских вузах, а также обогатит теорию преподавания иностранных языков китайским студентам-филологам. Описание тесной связи развития коммуникативной компетенции с различными этапами формирования и совершенствования речевой продукции китайских студентов-филологов позволит выработать методические приемы для более эффективного освоения эквивалентов слова при обучении русскому языку инофонов.
Крылова А. К., Мигдаль И. Ю. Преодоление грамматических трудностей у русскоязычных школьников в обучении английскому языку в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 4 (апрель). – С. 125–136. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231028.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО) отмечается, что результатом обучения иностранному языку в школе должен стать определенный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, благодаря которой обучающийся сможет осуществлять процесс повседневного и/или профессионального общения с носителями изучаемого языка. Одним из важнейших структурных элементов коммуникативной компетенции школьника является владение грамматикой. Именно грамматика способствует построению грамотной иноязычной речи в соответствии с литературными языковыми и речевыми нормами. Грамматические несоответствия между языками нередко становятся причиной возникновения у обучающихся грамматической интерференции, то есть появления у школьников типологических грамматических ошибок, которые становятся устойчивыми и трудно исправимыми. Распространенность подобного типа языковых трудностей в обучении иностранному языку указывает на актуальность исследования, ставящего своей задачей разработку комплексов упражнений по преодолению грамматических трудностей и предотвращению потенциальных ошибок в речи обучающихся. Целью данной работы является изучение способов преодоления типичных случаев грамматической интерференции на уроках иностранного языка. В текущей статье будут проанализированы наиболее типичные грамматические трудности школьников при изучении английского языка, а также обозначены способы их предупреждения и преодоления. Полученные в результате исследования данные позволяют оценить, какие упражнения могут быть наиболее эффективными для нивелирования грамматической интерференции у обучающихся средней школы, а какие могут повлиять на устранение той или иной типичной грамматической ошибки. Разработанные педагогические упражнения для снижения грамматических трудностей у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс.