Педагогика

Давыдова Н. В., Давыдов Н. А. Анализ культурного параметра «маскулинность / фемининность» в системе кросс-культурной дидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 46–60. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231015.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальным вопросам обучения иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны Российской Федерации, которое в условиях нарастания конфликтного потенциала в мире представляется важнейшим направлением военно-технического сотрудничества России с дружественными странами. Одной из проблем профессиональной подготовки иностранных военнослужащих является несовпадение культурно обусловленных стилей обучения всех субъектов образовательного процесса. Авторы прослеживают влияние культурного параметра «маскулинность/фемининность» на национальные образовательные практики иностранных обучающихся и выявляют его симптомы в культурно разнородной среде российского военного вуза. В статье рассматриваются различные подходы к интерпретации бинарной оппозиции «маскулинность/фемининность» в исторической ретроспективе и значение данного конструкта в современной науке. Целью статьи явилось сравнительное исследование дидактического аспекта культурного параметра «маскулинность/фемининность» на основе типологии культурных измерений, предложенной голландским социологом Геертом Хофстеде, а также последних научных изысканий в области кросс-культурной дидактики. Культурно-специфические особенности образовательного процесса в учебных заведениях разных стран определяют формы и методы обучения, образовательную коммуникацию и стили обучения, влияют на мотивацию и самооценку иностранных обучающихся. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о роли кросс-культурного подхода в педагогическом дизайне образовательного пространства вуза МО РФ. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации научного опыта по изучению параметра «маскулинность/фемининность» в образовательной сфере. Практическая значимость работы заключается в формировании системных представлений о культурно обусловленных целях, формах и методах образовательных систем разных стран и принципов разработки действенного инструментария образовательного процесса в кросс-культурной среде.
Сизова Е. В. Методы формирования эмоционального интеллекта студентов факультета журналистики средствами иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 29–45. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование эмоционального интеллекта как одного из универсальных (мягких) навыков будущих специалистов особенно актуально для представителей социономических профессий, связанных с социальным взаимодействием и активной коммуникативной деятельностью. К данному типу профессий относится современная журналистика. Практика показывает, что развитие эмоционального интеллекта будущих журналистов может успешно осуществляться в период обучения в высшей школе. Широким дидактическим потенциалом в данном контексте обладает дисциплина «иностранный язык» как коммуникативная социально ориентированная сфера учебной деятельности. Первенство в исследовании эмоционального интеллекта традиционно принадлежит психологическим наукам, однако в последние годы (2018–2022) к рассматриваемой проблематике обратились также представители педагогического сообщества, хотя педагогические исследования по рассматриваемой тематике пока немногочисленны. Целью настоящей публикации является теоретическое обоснование возможности формирования эмоционального интеллекта студентов вуза (в частности, будущих журналистов) средствами лингводидактических технологий в процессе освоения обучающимися сферы иноязычного профессионально ориентированного дискурса. Ведущим методологическим подходом к интерпретации проблемы развития эмоционального интеллекта студентов-журналистов на занятиях по иностранному языку явилось совокупное применение педагогических и лингвистических подходов: междисциплинарного, аксиологического, компетентностного, лингвокультурологического, эмотивного. Автором представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на выявление возможностей использования лингводидактических методов с целью формирования ключевых компонентов эмоционального интеллекта студентов бакалавриата факультета журналистики в процессе иноязычной подготовки. В рамках исследования обосновывается связь эмоционального интеллекта личности с развитием языка, речи, культуры, коммуникации. Полученные теоретические выводы и практические результаты могут быть полезны для педагогов-исследователей, психологов, преподавателей языковых дисциплин в высшей школе, а также студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Си Ч. Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 15–28. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается современное состояние системы подготовки преподавателей русского языка в Китае. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в научном знании о современных дидактических и методических подходах, которые целесообразно применять для повышения качества подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая и которые стали бы теоретическим основанием для продуктивного разрешения существующих в данной сфере противоречий. Цель исследования – выявление и характеристика структурных составляющих и связей между ними в системе подготовки преподавателей русского языка для вузов КНР. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы выступает системно-целостный подход, который позволил рассмотреть систему подготовки преподавателей русского языка в Китае как целостный объект, в единстве, взаимосвязи и взаимном влиянии её составляющих, выявить противоречия в развитии данной системы и определить механизмы их разрешения. В результате проведённого исследования установлено, что структуру исследуемой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах – внешнем и внутреннем. С внешней стороны система подготовки преподавателей русского языка в Китае включает образовательные организации, нормативные документы, регламентирующие их деятельность, и кадровый состав образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка преподавателей русского языка. С внутренней стороны система подготовки преподавателей русского языка может быть рассмотрена как дидактический феномен, включающий следующие составляющие: цели профессиональной подготовки; концептуальные основания подготовки преподавателей русского языка как иностранного; содержательную составляющую; методическую составляющую; диагностическую составляющую. Выявлены внутренние противоречия в развитии системы, главное из которых – противоречие между заявленными в нормативных документах и реализуемыми на практике дидактическими подходами к подготовке преподавателей русского языка. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки модели подготовки преподавателей русского языка как иностранного в родной для будущих специалистов социокультурной среде. Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования в образовательном процессе вуза с целью повышения качества подготовки преподавателей русского языка как иностранного.
Николашина Е. А. Роль защиты проектов как формы проведения итогового экзамена в высшей школе в формировании профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 3 (март). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Высшее образование все больше принимает практическую направленность, в связи с чем актуальным является изменение классической формы устного экзамена. Цель исследования, изложенного в статье, заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке модели формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка во время итогового экзамена по профильной дисциплине. Автор разработал такую форму проведения итогового экзамена, которая позволила будущим педагогам создать свой собственный интеллектуальный продукт, параллельно демонстрируя приобретенные за время обучения компетенции. Итоговый экзамен по дисциплине «Английский язык (практический)» у студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки)», направленность/профиль «Обществознание и Иностранный язык (Английский язык)», проходит в форме защиты проектов. Данный исследовательский проект несет не только контролирующие, но и обучающие функции. Студенты-выпускники на практике проявляют готовность к профессиональной деятельности, повышая культуру эффективности и реализуя творческий потенциал. Студентам выпускного курса предлагается продемонстрировать способности применять на практике приобретенные знания и умения. В основе авторского исследования лежат компетентностный, системный и деятельностный подходы. При оценивании образовательных результатов учитывались принципы объективности, валидности и открытости процедур оценивания. В данной статье автор демонстрирует практическую ценность защиты проектов как формы экзамена для оценки уровня сформированности необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Теоретическая значимость заключается в возможности оценивания качества подготовки будущих преподавателей иностранного языка и знания методики преподавания английского языка. Защита проектов на английском языке как форма итогового экзамена по дисциплине «Английский язык (практический)» проверяет уровень профессионального владения иностранным языком, уровень сформированности профессиональных компетенций, стимулирует интерес студентов к различным формам преподавания.
Суховская Д. Н. Истоки ризоматического обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 2 (февраль). – С. 64–72. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы исследования ризоматического обучения связана с возрастающими темпами современных технологических изменений, которые бросили вызов историческим представлениям о том, что считается знанием, и системам его построения. Ризоматическое обучение описывает альтернативу традиционному понятию знания, где вместо экспертно-ориентированного цикла педагогического планирования предлагается ризоматическая модель обучения. Проблемный вопрос настоящей статьи: в чем сущность ризоматического обучения с позиций постструктурализма? Целью исследования является обзор теоретических концептов, чтобы раскрыть сущность ризоматического обучения с позиции постструктурализма. Метод исследования – обзор научной литературы, в котором были рассмотрены актуальные произведения по исследуемой проблематике. Период обзора источников включает философскую литературу и литературу по проблемам образования с 1968 года по настоящее время. Ризоматическое обучение основано на термине ризомы Жиля Делёза и Феликса Гваттари, и оно не имеет ни начала, ни конца, обеспечивая динамическую, открытую, персонализированную сеть обучения, созданную самими учащимися, которая отвечает их предполагаемым и реальным потребностям. Научный анализ показал, что ризоматическое обучение развивается через концепции Делёза, Гваттари, особенно через концепт «становление учеником», и реализуется на протяжении всей жизни. В ризоматической модели знания обсуждаются, а опыт обучения представляет собой как социальный, так и личный процесс создания знаний с изменчивыми целями и постоянно обсуждаемыми предпосылками. Метафора ризомы, представляющая собой критический скачок в преодолении потери канона, с которым можно сравнивать, по которому можно судить и оценивать знания, может быть особенно подходящей в качестве модели для дисциплин, находящихся на переднем крае, где канон изменчив, а знание – это движущаяся цель. На основе полученных в исследовании данных планируется сформулировать предложения по совершенствованию образовательных практик, применяемых в процессе обучения студентов в высшей школе. Материалы, представленные в статье, могут быть полезны исследователям образования из разных сфер гуманитарного знания, специализирующихся на создании новых образовательных систем.