Приложение 17. «Личностно-профессиональное развитие обучающихся в системе профессионального образования»

Статей: 8 Читателей: 10134
Оглавление Посмотреть ISSN
Бегидова С. Н., Хазова С. А., Ахтаов Р. А. Теоретико-методологические основы профессионально-творческого развития личности будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870011.htm.
В статье охарактеризован процесс профессионально-творческого развития обучающихся как ведущий содержательно-методологический компонент системы личностно-профессионального развития будущих специалистов. Обоснована необходимость интеграции требований ФГОСа ВО и профессионального стандарта, определены исходные методологические постулаты подготовки специалиста в высшей школе, обеспечивающие эффективность его профессионально-творческого развития. Предложена и экспериментально апробирована система поэтапного прогрессивного, поступательного развития творческого потенциала личности, проанализирована динамика развития профессионально-значимых качеств личности обучающихся на примере направления подготовки «Социальная работа».
Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А. Акмеологическая направленность личности как профессионально значимое качество будущих спортивных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 11–21. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870012.htm.
Развитие акмеологической направленности личности является значимым направлением личностно-профессионального развития будущих специалистов. В настоящей работе охарактеризованы сущность и структурные компоненты акмеологической направленности личности, обоснованной как значимое качество современного специалиста. Приведены результаты констатирующего исследования, направленного на оценку степени сформированности компонентов акмеологической направленности личности у студентов – будущих спортивных педагогов. Выявлены недостаточные уровни развития всех структурных компонентов у обучающихся 2 – 4 курсов. Сделан вывод о необходимости специальной организации образовательного процесса для обеспечения эффективного формирования акмеологической направленности личности у студентов.
Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А. Развитие культуры конкурентных взаимодействий у современных студентов вузов как составляющая их личностно-профессионального становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 22–27. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870013.htm.
В современных условиях показателем эффективности личностно-профессионального развития специалистов является их конкурентоспособность, то есть способность результативно участвовать в конкурентных взаимодействиях. В данном контексте в статье характеризуются сущность, структура и содержание культуры конкурентных взаимодействий, критерии и уровни ее сформированности, диагностический инструментарий, использованный для оценивания. Приведены результаты эмпирических исследований динамики развития культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся высшей школы при традиционной организации образовательного процесса. На основе полученных данных обосновывается необходимость создания в вузе педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное формирование культуры конкурентных взаимодействий у студентов.
Бегидова С. Н., Хазова С. А., Ахтаов Р. А. Антиципация как детерминант профессионального и личностного развития специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 28–36. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870014.htm.
Личностно-профессиональное развитие будущих специалистов детерминируется множеством факторов, среди которых одним из наиболее значимых является антиципация. В статье обосновывается зависимость эффективности профессиональной деятельности от уровня развития антиципации специалиста, подчеркивается необходимость ее целенаправленного развития не в общем аспекте обучения, а с учетом будущей и настоящей конкретной профессиональной деятельности. Особое внимание уделено развитию пространственно-временной антиципации у спортсменов как доминантного аспекта их профессиональной подготовки, обеспечивающего успех и создающего конкурентные преимущества в спортивной деятельности. Экспериментально изучены гендерные различия у спортсменов, выявлено влияние амплуа спортсмена на проявление антиципации в конкретном виде деятельности.
Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А., Хазова С. А. Формирование опыта творческой деятельности по организации досуга туристов как условие профессионального развития специалиста в сфере туризма в системе среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 37–42. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870015.htm.
Важнейшим профессионально-значимым результатом личностно-профессионального развития будущих специалистов является накопление у них опыта творческой профессиональной деятельности. В статье раскрываются требования к подготовке специалистов в сфере туризма, подчеркивается необходимость целенаправленной подготовки будущих специалистов к анимационной деятельности как разновидности досуга, обосновывается требование к формированию опыта творческой деятельности по организации досуга туристов как профессиональной компетенции, приводятся данные проведенной экспериментальной работы.
Бегидова С. Н., Хазова С. А., Ахтаов Р. А. Содержательно-процессуальные основы развития тактического мышления как профессионально значимого качества баскетболистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 43–49. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870016.htm.
Развитие у будущих специалистов профессиональных характеристик мышления является ключевым условием эффективности их личностно-профессионального развития, показателем профессионализма личности и деятельности. В статье раскрываются роль и значение тактического мышления в профессиональном становлении и в структуре профессиональной подготовки баскетболистов, обосновывается сопряженность тактического мышления и технических действий. Определен вклад тактического мышления в профессиональное становление спортсменов, показаны пути его развития в учебно-тренировочном процессе. Представленные экспериментальные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода, что доказывается достоверным повышением у спортсменов КЦТД.
Ахтаов Р. А., Хазова С. А., Бегидова С. Н. Развитие педагогических способностей у начинающих тренеров как результат их профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 50–57. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870017.htm.
Процесс профессиональной подготовки, ориентированный на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов, предполагает формирование и совершенствование их профессиональных способностей. В статье охарактеризованы группы педагогических способностей, описаны их поведенческие проявления, представлены методы оценки уровня развития. Приведены результаты диагностического исследования уровня развития педагогических способностей у начинающих спортивных тренеров. Показатели, диагностированные у молодых спортивных педагогов, сопоставлены с аналогичными характеристиками опытных тренеров. На основе этого обоснована необходимость повышения эффективности формирования профессионально-педагогических способностей у будущих тренеров в процессе профессиональной подготовки; представлены соответствующие практические рекомендации.
Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А. Формирование у студентов гражданственности как показателя их социально-личностного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 17. – С. 58–64. – URL: http://e-koncept.ru/2017/870018.htm.
Личностно-профессиональное развитие студентов осуществляется со стратегической целью обеспечения активного участия будущих специалистов в строительстве государства, в социально-экономических процессах общества, в совершенствовании профессии. Развитие гражданского общества не возможно без сформированности гражданской позиции у каждого члена общества. В связи с этим системой образования должна качественно решаться задача гражданского воспитания подрастающего поколения. Констатирующее исследование, результаты которого приведены в данной статье, свидетельствует о недостаточной эффективности формирования гражданской позиции у студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Это актуализирует проблему создания в учреждениях высшей школы специальных педагогических условий, необходимых для качественного гражданского воспитания обучающихся.