Педагогика

Василенко А. П. Трудности развития личностного компонента в условиях дистанционного обучения будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 14–23. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа проблем и выявления трудностей в условиях обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза в дистанционном формате, анализа оценок и личностных качеств у будущих педагогов после семестра, проведенного при онлайн-обучении. Проблема развития личностного компонента будущих педагогов интересует педагогическое сообщество и становится наиболее актуальной в условиях дистанционного обучения. Цель исследования – изучить опыт онлайн-обучения, выявить трудности развития личностного компонента в условиях электронной среды. Для достижения основной цели в рамках этой статьи рассматривается личностно-развивающее образование и аксиологические аспекты в подготовке будущих педагогов в условиях дистанционного образования, приводятся трудности, с которыми столкнулись преподаватели в изменившихся условиях. Основной проблемой стало отсутствие у многих преподавателей опыта работы в новом режиме, отсутствие определенных методов преподавания иностранного языка в онлайн-режиме, способствующих развитию профессионально значимых личностных качеств, развитию личностного потенциала, становлению общечеловеческих ценностей. Основные результаты работы представляют собой обоснование актуальности личностного компонента в структуре профессиональной подготовки педагогов; разработку содержательной основы личностно-развивающих ситуаций на занятиях по иностранному языку; описание трудностей развития личностного компонента в условиях дистанционного образования. По результатам исследования под вопросом оказывается развитие профессионально значимых личностных качеств в рамках гуманистического подхода в образовании, личностно-развивающего образования, в рамках функционирования аксиологических аспектов в подготовке будущих педагогов. В режиме онлайн-обучения при отсутствии реального общения, взаимообогащения, взаимодействия с педагогом возникли трудности в создании личностно-развивающих ситуаций на занятиях по иностранному языку. Личностно-развивающие ситуации выступают средством формирования различных видов личностного опыта, проявления личностной позиции, что наиболее востребовано в подготовке будущих педагогов. Использованные методы: теоретические – анализ методической литературы и нормативных документов, прогнозирование результатов; практические – педагогическое наблюдение, анализ, тестирование – помогают раскрыть основные проблемы развития личностного компонента в условиях дистанционного обучения будущих педагогов. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейших исследований, направленных на разработку методов создания личностно-развивающих ситуаций в условиях дистанционного образования, раскрытие аксиологического аспекта подготовки будущих педагогов в новых условиях образования.
Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 2 (февраль). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211004.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие процессов цифровизации образования, включая образование в высшей школе, приводит к повышению конкурентоспособности выпускников вузов, при этом у обучающихся возникают дополнительные перспективы по реализации своего трудового потенциала в условиях цифровой экономики, поскольку цифровизация образовательной деятельности позволяет адаптировать студентов к специфическим требованиям экономических процессов, протекающих в цифровой сфере. Обучение в условиях цифровизации осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий, информационных систем и систем управления обучением, и необходимость оценить отношение к ним обучающихся определила актуальное содержание исследования, направленного на изучение проблемных аспектов в отношении обучающихся к применению дистанционных технологий в образовании и оценку готовности к участию в образовательных процессах в цифровой среде. В связи с этим цель исследования включает изучение отношения студентов к участию в процессах цифрового обучения, реализуемого при помощи использования информационных образовательных технологий и систем управления обучением, а также внедрения элементов дистанционного обучения. Исследование было проведено на основе изучения личного мнения студентов, зафиксированного и обработанного определенным образом. Исследование предполагало использование комплексного подхода, характеризующегося применением многообразных методов исследования: в частности, были реализованы наблюдение, опрос на основе анкетирования, свод и обобщение результатов, а также была использована графическая визуализация, позволяющая наглядно представить результаты исследования мнения студентов. В статье проводится изучение мнения о применении дистанционных образовательных технологий при реализации системы цифрового образования, позволяющее выявить влияние дистанционного обучения на формирование компетенций у студентов. При проведении исследования все его аспекты были рассмотрены на примере КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева (г. Казань) и реализуемых в университете процессов дистанционного обучения для подготовки студентов к деятельности в условиях процессов цифровизации экономики на основе внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс.
Карабутова Е. А., Прокопенко Ю. А., Акиншина И. Б. Формирование языковой компетенции студентов вуза в свете коммуникативного подхода для реализации социального и профессионального межкультурного взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 1 (январь). – С. 45–55. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211003.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы исследования в данной работе обусловлена процессами мировой глобализации, повлекшими за собой изменения в мировом образовательном пространстве, в том числе и в России; наличием противоречия между потребностью современного выпускника вуза в способности к иноязычной коммуникации и недостаточно полноценно сформированной методической базой, необходимой для формирования языковой компетенции студентов вуза в процессе обучения межкультурному общению. Цель исследования – рассмотреть понятие «компетенция» (competence), в частности «языковая компетенция» (language competence), и особенности формирования языковой компетенции студентов вуза на коммуникативной основе для реализации успешного межкультурного взаимодействия в реальных ситуациях жизни общества и в профессиональной сфере. Исследование подготовлено с использованием таких методов, как теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение результатов накопленного авторами опыта. Теоретическая значимость работы представлена интерпретацией понятия «языковая компетенция» в исследованиях зарубежных и отечественных авторов, а также рассмотрением специфики организации иноязычной коммуникации студентов вуза для решения задач социальной и профессиональной направленности, т. е. особенности подготовки компетентного пользователя иностранного языка в поликультурном социуме и в профессиональном общении. Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении конкретных методических аспектов для эффективного решения проблемы организации иноязычной коммуникации на деятельностной основе. Сделан вывод о том, что формирование языковой компетенции студентов в целях реализации межкультурной коммуникации предполагает когнитивно-деятельностную основу обучения, т. е. в процессе иноязычной коммуникации по проблемам социальной и профессиональной специфики. Представлен дидактический материал, обеспечивающий создание атмосферы реального иноязычного общения, вовлечение студентов в когнитивно-деятельностную коммуникативную активность, совместное сотрудничество в парах и малых группах, обсуждение проблемы и нахождение ее решения посредством обмена аргументированными мнениями, что способствует развитию мыслительной деятельности студентов на иностранном языке и формированию навыков межкультурной коммуникации.
Днепров С. А., Хилюк С. О. Оценка уровня правовых знаний будущих сотрудников полиции в области социально-педагогической реабилитации подучётных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 1 (январь). – С. 20–44. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211002.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Успешная профилактика подростковых правонарушений и рецидивных преступлений сотрудниками полиции заключается в сформированности у них правовых знаний в области осуществления социально-педагогической реабилитации подучетных. Цель – оценка уровня правовых знаний будущих сотрудников полиции о сущности, структуре и содержании социально-педагогической реабилитации подучетных для разработки и практической реализации методологии, теории и методики формирования компетентности полицейских в области осуществления социально-педагогической реабилитационной деятельности с поднадзорными. Для достижения поставленной цели был разработан тест «Проверка уровня знаний обучающихся об осуществлении социально-педагогической реабилитационной деятельности подучетных граждан», состоящий из 40 вопросов, которые были разделены на три блока: нормативно-правовой, методологический и психолого-педагогический. Данный тест был предложен 56 обучающимся Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург). В статье приведены результаты тестирования по нормативно-правовому блоку. У обучающихся выявлен низкий уровень знаний нормативно-правовых документов, регламентирующих осуществление социально-педагогической реабилитации подучетных. Рассмотрены причины выбора обучающимися неверных вариантов ответов. Это позволит в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей к социально-педагогической реабилитационной работе с надзорными избежать формирования у них неверных представлений, знаний, негативного отношения к данному направлению работы. На основе полученных результатов авторами было разработано и внедрено в учебный процесс Уральского юридического института МВД России учебное пособие «Кейс-стади для подготовки сотрудников правоохранительных органов к осуществлению социально-педагогической реабилитационной работы с поднадзорными гражданами». Работа с данным учебным пособием формирует знания умения и навыки осуществления социально-педагогической реабилитации подучетных, способствует активизации научно-исследовательского потенциала обучающихся; развивает их способности вести споры, диспуты, дискуссии и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Матвеева Н. В., Федоткина Е. В. Особенности разработки и применения образовательных компьютерных игр по английскому языку в патриотическом воспитании российской молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 1 (январь). – С. 1–19. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211001.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена поиском новых методов вовлечения российской молодежи в работу с цифровыми ресурсами на английском языке, имеющими патриотическую направленность. Таким инновационным методом, по мнению авторов, является использование образовательной компьютерной игры. Цель исследования – выявить особенности использования таких игр, приемы более глубокого эмоционального вовлечения молодежи в игровую деятельность, уточнить содержание этапов/фаз разработки. Методологическая база исследования включает в себя анализ зарубежной и отечественной научно-методической литературы по использованию компьютерных игр в образовательных целях, уточнение содержания фаз разработки, анализ использования разработанной авторами компьютерной игры. Результаты исследования показали, что использование компьютерных игр для патриотического воспитания российской молодежи имеет свои особенности. Во-первых, на этапе инициации разработки образовательной компьютерной игры должны быть сформулированы педагогические цели, так как именно они определяют жанр игры и ее механику, и определена последовательность исторических ситуаций для визуализации в графической форме. Во-вторых, патриотические посылы в компьютерной игре могут быть выражены средствами компьютерной графики. В-третьих, фазу запуска альфа-версии образовательной компьютерной игры рекомендуется дополнить рецензированием и прохождением независимой оценки и сертификации. И наконец, исследование на фазе запуска бета-версии показало, что при организации прохождения игры необходимо следовать принципам педагогической этики: предоставление четких инструкций по прохождению игры; уважение к самостоятельности студентов, их нацеленности на успех; обеспечение обратной связи, комментариев преподавателя как относительно самой темы игры, так и относительно технических вопросов или оценки познавательной деятельности; должна быть обеспечена добровольность участия и конфиденциальность. В условиях дистанционного обучения подобные игры могут стать мотивирующим звеном расширения общего кругозора молодежи, приобретения молодыми людьми опыта использования цифровых ресурсов сети Интернет для организации бесед на английском языке, посвященных памятным датам истории России, в ходе классно-урочных занятий.