Педагогика

Борзова Е. В., Шеманаева М. А. Практические занятия по иностранным языкам в методической теории и в представлении преподавателей университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 15–31. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231069.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В дидактических и методических исследованиях рассматривается широкий спектр вопросов по организации эффективного образовательного процесса. При этом и теоретики, и практики отмечают недостаточную связь между теоретическими и практическими составляющими педагогической науки. Цель данной статьи – выявить и проанализировать на эмпирическом уровне имеющиеся корреляции теоретических положений современной методики иноязычного образования в университете с их практической реализацией на занятиях. Авторы статьи провели обобщенный анализ литературы по ведущим подходам к организации иноязычного образования и, используя метод содержательной интеграции, определили доминирующие теоретические положения, которые должны быть ориентирами для преподавателей при проектировании практических занятий по иностранному языку в университете. Далее проводился опрос преподавателей иностранного языка университета, цель которого – выявить, соответствуют ли их практические решения ведущим теоретическим тенденциям современной методики иноязычного образования. Проведенное исследование показало, что более половины преподавателей университета предпочитают комбинированное использование учебников как стержня всего практического курса по иностранному языку, дополняя его материалами и различными педагогическими инструментами. Основными мотивами преподавателей при этом выступают стремление повысить эффективность занятий за счет ориентации на конкретных обучающихся и повышение их вовлеченности в коммуникативную и интеллектуальную деятельность на занятии. Доминирующей идеей преподавателей при выборе содержания и инструментария выступает рациональное обеспечение вариативности (разнообразие содержания, действий студентов, педагогических инструментов) для культурного насыщения образовательной среды и расширения возможных интеракций посредством изучаемого языка. Результаты исследования показывают, что большинство преподавателей иностранного языка в университете знакомы с ведущими теоретическими тенденциями иноязычного образования и осознают необходимость их практической реализации. Они проявляют определенную автономию и творческий подход при проектировании своих занятий, стремясь вовлечь студентов в образовательную деятельность. Можно также определить, какие теоретические положения методических исследований следует подкрепить более детальными практическими разработками и каким аспектам взаимодействия теории и ее практической реализации необходимо уделять внимание при повышении квалификации преподавателей иностранного языка университета.
Ефремова Н. Ф. Доказательно аргументированный подход к оцениванию компетенций в профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 1–14. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231068.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье на основе анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов представлено текущее состояние теории и практики оценки компетенций студентов. Отмечены трудности оценивания сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе образовательных результатов обучающихся в терминах компетенций при освоении основных образовательных программ профессионального образования. Актуальность исследования обусловлена потребностью повышения надежности оценок. Цель исследования – показать новые подходы к проектированию, конструированию и применению оценочных средств по моделям доказательной аргументации с опорой на теорию и практику педагогических измерений, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки. Новизна исследования заключается в системном представлении алгоритма проектирования и моделирования доказательно аргументированной оценочной процедуры с включением планируемой деятельности студентов при выполнении задания. Расширены представления о методологии доказательно аргументированной оценки компетенций в целях повышения надежности и аутентичности результатов. Показано, что тенденции развития контрольно-оценочной деятельности направлены на укрепление связи между обучением и дизайном оценки, ориентированной на фактические данные. Важным этапом нового подхода к оцениванию компетенций является проектирование инструмента оценки на основе моделирования элементов оценки и использования ситуативных задач. При этом моделирование оценочного конструкта предметной области и планируемой деятельности испытуемых в процессе их взаимодействия с оценочным средством является системообразующим элементом инструмента оценки, деятельность обучающихся в ситуации оценочной процедуры обеспечивается использованием симуляций в цифровой среде. Анализ и самооценка результатов становятся обязательными составляющими в оценочном процессе.
Земляченко Л. В. Цифровая обучающая экосистема начальной школы: сущность и специфика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 142–153. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231067.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется необходимостью цифровизации образования, с одной стороны, и создания безопасной экологичной среды обучения в начальной школе – с другой. Переход на «цифру» зачастую затрудняется отсутствием четкого понимания содержательного и структурного аспектов цифровой экосистемы, свойств данного понятия, выработанных на основе методологических подходов, интегрирующих эколого-биологическое, экономическое, сетецентрическое, психолого-педагогическое научное знание. Цель статьи – выявление специфики цифровой обучающей экосистемы начальной школы и определение ее ключевых характеристик, оказывающих влияние на эффективность и оптимальность функционирования данной системы. Методологической основой исследования в статье являются системный, сетецентрический, экологический, средовой подходы в образовании. Источниками исследования стали работы современных ученых по вопросам цифровизации и реализации экосистемного подхода в образовании, проектирования цифровой среды. На основе межпредметного подхода использовались методы анализа литературы, индукции и дедукции, сравнения, анализа и синтеза. Обобщение полученных данных позволило определить содержание дефиниции «цифровая обучающая экосистема начальной школы» (ЦОЭС), раскрыть свойства данной системы (целенаправленность, многокомпонентность, полисубъектность, открытость и доступность, вариативность и гибридность форматов, безопасность, экологичность и оптимальность, адаптивность, гибкость и персонифицированность). В статье охарактеризованы направления совершенствования ЦОЭС начальной школы, предполагающие разработку экологичной и безопасной модели данной системы, материально-техническое оснащение начальной школы и создание доступной цифровой среды, совершенствование методического и информационного обеспечения цифровой экосистемы начальной школы, актуализацию подготовки учителей и специалистов, повышение уровня цифровой грамотности родителей/законных представителей, управление взаимодействием субъектов образовательного процесса в цифровой экосистеме. Проведенное исследование позволило раскрыть содержательный аспект понятия «цифровая обучающая экосистема начальной школы», ключевые свойства данной системы, учет которых обеспечит выполнение современных нормативных требований, достижение результатов начального образования и повышение его качества в условиях цифровизации.
Романова Л. Л. Специфика профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 130–141. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231066.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровизация и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе становятся все более распространенными в высших учебных заведениях. Цель научной статьи – описание специфики профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта. В данной статье рассмотрены результаты исследования, где решены три основные задачи: во-первых, проанализированы исследования, посвященные данной теме, преимущественно проведенные за последние три года, так как развитие искусственного интеллекта происходит очень быстрыми темпами. Теоретическую базу исследования составил анализ российских и зарубежных научных источников, касающихся педагогических, психологических и философских вопросов исследования. В результате анализа выявлено, что цифровизация и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза имеют большой потенциал для улучшения качества обучения и ускорения процесса передачи знаний. Во-вторых, проведен опрос студентов и преподавателей, касающийся их отношения к применению искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. В исследовании приняли участие 200 студентов и 50 преподавателей четырех факультетов Амурского государственного университета. Согласно проведенному опросу, большинство студентов и преподавателей положительно относятся к применению ИИ в высшем образовании, считая, что применение искусственного интеллекта может повысить эффективность обучения и сократить время, затрачиваемое на подготовку к занятиям. В-третьих, были обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Мы считаем, что дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию образования и повышению качества обучения студентов высшей школы. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении подходов к применению искусственного интеллекта и цифровизации в образовательном процессе вуза. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования.
Кубеков Р. Р. Диагностическое сопровождение процесса развития детского технического творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 114–129. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231065.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена формированием новых требований к специалистам будущего и необходимостью развития требуемых компетенций уже на этапе общего образования. Множество исследований, посвященных теме технического творчества обучающихся, свидетельствует о высоком потенциале их включения в современную образовательную деятельность. Формирование соответствующих знаний, умений и навыков, которые характеризуют техническое творчество, способствует развитию не только обучающегося как части будущего коллектива инженеров и специалистов, но и общества в целом. Организация деятельности учреждений дополнительного образования в сфере технического творчества предполагает исследование динамики развития потенциальных способностей обучающихся, от которых будет зависеть успех их становления в будущей профессии. Целью статьи является представление экспериментальных данных диагностики технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования на примере частного образовательного учреждения. В ходе опытно-экспериментальной части исследования был применен метод тестирования для определения начального уровня сформированности навыков технического творчества у обучающихся. Проведена повторная диагностика для определения их динамики и оценки эффективности образовательной программы. В результате анализа полученных данных была сформирована модель диагностики навыков технического творчества и сделан вывод об эффективности внедренной образовательной программы, направленной на развитие технического творчества обучающихся. Среди представленных в статье разработок – ключевые категории оценочно-диагностического компонента, которые могут быть применены в других исследованиях. Представленный в работе результат исследования может послужить расширению педагогического и исследовательского потенциала системы дополнительного образования, ее обогащению в эмпирическом аспекте выбранной темы, а также последующей адаптации модели диагностики к другим образовательным системам и условиям развития технического творчества обучающихся.