Педагогика

Болтенков Н. В., Гринько А. А. Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 150–165. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231054.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы определяется особой важностью фигуры преподавателя гуманитарных дисциплин в системе высшего образования с учетом современных реалий и исключительной важности дальнейшего развития национального самосознания и патриотизма среди молодежи. Целью статьи является анализ положения преподавателя гуманитарных дисциплин в российской образовательной организации высшего образования негуманитарной (далее – профильной) направленности. Для достижения поставленной цели был использован системный подход и ряд научных методов (сравнение, анализ, обобщение, аналогия, статистический анализ). Эмпирической базой работы послужили исследования (в форме наблюдения, анкетирования и интервьюирования), проводившиеся в 2022–2023 годах в вузах города Благовещенска Амурской области. Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на постепенное осознание особой роли гуманитарных предметов (особенно истории) в формировании полноценного гражданина, гуманитарии все еще остаются второстепенным, «периферийным» звеном на фоне педагогов профильных дисциплин. Авторы отмечают необходимость изменения положения данной категории преподавателей и повышения их статуса с учетом текущих внутригосударственных и международных тенденций. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении специфики статуса и профессиональной деятельности педагога-гуманитария, выявлении основных тенденций в трансформации его положения, а также факторов, оказывающих влияние на эффективность и стабильность педагогических кадров, таких как подготовленность и мотивированность студенческого контингента, позиция администрации вуза в отношении гуманитарного блока дисциплин, объем выполняемой работы, возможности для карьерного и личностного роста и другие. Практическая значимость работы состоит в выявлении противоречивости статуса педагога-гуманитария. С одной стороны, сохраняется приверженность традиционным ценностям и осознание своей педагогической миссии, благодаря политике государства и руководства вузов повышается средний уровень материального благосостояния педагогов, постепенно улучшается техническая оснащенность рабочих мест и аудиторий, но, с другой стороны, обнаружено, что положение преподавателей отличается неустойчивостью, возможности профессионального развития ограничены, а значительная учебная нагрузка и перегруженность иными видами работ не позволяют самореализовываться в полной мере, приводят к снижению качества работы и профессиональным деформациям.
Чудаева А. А. Подготовка специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ: существующие проблемы и новые возможности для их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 131–149. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231053.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования вопросов подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ обусловлена необходимостью решения этими предприятиями таких задач, поставленных руководством страны, как цифровизация, устойчивое развитие, импортозамещение, технологическая независимость России, и предложением В. В. Путина «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием», объединив лучшее из советской системы и опыт последних десятилетий. Целью данной статьи является изучение особенностей подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для отечественных промышленных предприятий в советский и постсоветский периоды, выявление существующих проблем и определение возможностей для их решения в условиях заданного Президентом РФ курса изменений в высшем образовании и ориентиров развития российской промышленности. В ходе проведения исследования применены такие методы, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение. Результаты изучения проблем подготовки специалистов по экономике для промышленных предприятий РФ на современном этапе развития страны продемонстрировали вымывание из учебных планов дисциплин технико-технологической направленности, которые в советский период являлись обязательными, и практически нивелировался учет отраслевой специфики. Решение данной проблемы возможно посредством как введения специалитета с присвоением квалификации «инженер-экономист», так и разработки специализированных, ориентированных под запросы конкретных предприятий и/или отраслей основных образовательных программ магистратуры для выпускников инженерных специальностей с большим объемом часов на экономические дисциплины. Следование традиционной модели подготовки экономиста, когда студент осваивает предопределенную вузом последовательность курсов, или же предоставление обучающемуся выбора изучаемых дисциплин должно зависеть от его инфраструктурных, материальных, финансовых возможностей и уровня квалификации научно-педагогических работников. У вузов, ограниченных в ресурсах, есть два пути: отказ от подготовки по междисциплинарным специальностям, к которым относится «инженер-экономист», или сетевое взаимодействие с другими вузами в вопросах обучения будущих экономистов для промышленных предприятий. Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации имеющихся исследований по вопросам подготовки специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ; ее практическая значимость заключается в применимости сформулированных выводов при разработке образовательных стандартов для экономистов, в том числе инженеров-экономистов, экономистов-менеджеров, и при обосновании вузами содержания основных образовательных программ и выбора образовательных моделей обучения.
Куламихина И. В., Есмурзаева Ж. Б., Алипичев А. Ю. Проблемы формирования учебно-методического обеспечения процесса обучения по иностранному языку в аграрном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 118–130. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231052.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Динамично меняющаяся картина мира и развитие технологий и средств производства обусловливают подготовку нового поколения специалистов для России. Актуальной становится компетентностно ориентированная модель профессионального образования. Использование учебных материалов нового поколения, соответствующих современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, является одним из условий достижения качества образования. Учебная литература как главное средство обучения должна обеспечить формирование компетенций будущих специалистов. Целью исследования является определение актуальных проблем учебно-методического обеспечения образовательного процесса по иностранному языку в аграрном вузе с точки зрения их направленности на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. При помощи методов проблемного и сравнительного анализа учебных пособий по английскому языку для аграрных вузов, представленных в электронной библиотечной системе «Лань», была дана оценка учебных материалов с точки зрения их компетентностной сообразности, коммуникативной направленности и функциональной полноты. Проведенный анализ показал, что учебные материалы по английскому языку выполняют следующие функции: информирующую, развивающую, управляющую, мотивирующую и систематизирующую. Однако контролирующая составляющая не реализуется в должной мере, поскольку материалы не содержат в полном объеме основные дидактические единицы, подлежащие проверке на этапе контроля знаний. Таким образом, к актуальным проблемам учебно-методического обеспечения процесса обучения иностранному языку в аграрном вузе мы относим проблемы содержательно-дидактического и организационно-методического характера, результативности учебных материалов по английскому языку. Анализ современных педагогических исследований в области теории учебной литературы по иностранным языкам позволил объяснить наличие вышеуказанных проблем методологическим несоответствием: учебные материалы разработаны на основе принципов знаниевой парадигмы, результаты обучения формулируются в виде компетенций.
Ванягина М. Р. Потребности системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков в неязыковых вузах на примере высшей военной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 104–117. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231051.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования по теме переподготовки и повышения квалификации педагогов обусловлена необходимостью обучения на протяжении всей жизни для адаптации к быстро меняющимся условиям, а также совершенствования системы дополнительного образования для преподавателей иностранных языков ввиду быстрого развития науки, технологий и растущей роли иностранного языка как средства межкультурной коммуникации и передачи профессиональной информации в современном мире глобализации, интеграции и цифровизации. Преподавателям иностранных языков, работающим в высшей профессиональной школе, необходимо периодически проходить переподготовку или повышение квалификации в связи с необходимостью соответствовать актуальным требованиям методики обучения иностранным языкам и владеть информацией по профилю подготовки обучающихся. Цель работы – выявить потребности системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков в военных вузах и представить практические рекомендации начинающим преподавателям высшей военной школы по преодолению трудностей адаптации. Использованы научные методы анализа литературы по проблеме исследования, экстраполяция педагогического опыта и экспертный опрос. Как отечественные, так и зарубежные исследователи признают необходимость модернизации системы дополнительного профессионального образования, развития профессиональной автономии преподавателей, сохранения преемственности классических идей методики обучения иностранным языкам и внедрения инновационных технологий в практику преподавания, в первую очередь информационно-коммуникационных. Опрос, в котором участвовало 45 преподавателей иностранных языков военных вузов, показал необходимость курсов по языку для специальных целей для преподавателей высшей школы, а также продемонстрировал, что вузы по-разному решают задачу адаптации новых педагогов к образовательной среде профильного неязыкового вуза. Предлагаются такие варианты адаптации, как наставничество, школа начинающего педагога, курсы доподготовки и переподготовки, самостоятельная адаптация. Даны рекомендации по организации курсов повышения квалификации для преподавателей иностранных языков в высшей военной школе: включить в содержание курсов такие темы, как основы военного дела, язык для специальных целей; учитывать строгую регламентацию образовательной деятельности в военных вузах; привлекать наставников, специалистов по профилю подготовки; организовать посещение занятий ведущих преподавателей.
Чернякова Ю. С., Будашкина Л. А. Эффективные приемы обучения смысловому чтению на английском языке на послетекстовом этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 91–103. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231050.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность работы обусловлена тем, что эффективные методы и приемы обучения смысловому чтению могут помочь современным подросткам научиться быстро и качественно воспринимать и обрабатывать большие объемы информации на иностранном языке, что позволит им чувствовать себя более уверенно в постоянно изменяющемся мире. В статье описаны современные методические приемы формирования и развития навыков смыслового чтения на послетекстовом этапе работы с иноязычной текстовой информацией. Согласно ФГОС ООО, в современном информационном обществе важность обучения чтению определяется «метапредметным» или «надпредметным» характером данного вида речевой деятельности. Однако далеко не все УМК рассчитаны на обучение смысловому чтению на иностранном языке в рамках образовательного процесса в школе. Важно отметить, что обучение смысловому чтению должно осуществляться параллельно с обучением и другим видам деятельности – говорению, аудированию и письму. Все эти четыре аспекта тесно взаимосвязаны в процессе обучения. Так, высокие результаты формирования и развития навыков говорения на иностранном языке напрямую зависят от эффективности заданий как для смыслового чтения, так и по говорению, аудированию и письму. Цель нашего исследования – выявить и проанализировать эффективные методические приемы обучения смысловому чтению на английском языке в средней общеобразовательной школе. Объект нашего исследования – процесс формирования иноязычной речевой компетенции на уроках английского языка. Предмет нашего исследования – процесс обучения смысловому чтению на уроках английского языка. Методы нашего исследования включают в себя анализ, компонентный анализ, наблюдение и обобщение педагогического опыта, опытное обучение, синтез и другие. В статье содержится подробная характеристика современных методов и приемов обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней школе, а также раскрываются их преимущества и недостатки. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации методики обучения смысловому чтению в процессе преподавания английского языка в современной школе. Практическая значимость исследования представляет собой возможность применения описанных методических приемов работы с текстом на послетекстовом этапе в рамках педагогики и методики преподавания иностранных языков.