Педагогика
Корзникова Н. В., Газизова А. И. Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 13–26. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201078.htm
ART 201078
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11078
Просмотров: 1517
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на данный момент главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Таким образом, в настоящее время в дополнительном образовании детей особенно остро стоит вопрос совершенствования работы по повышению качества образования, результативности педагогической деятельности, оценки качества работы педагогического коллектива. Управление качеством образования выступает стратегическим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также созданию гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Цель исследования, рассматриваемого в статье, – выявление системного подхода к управлению качеством образовательной деятельности в конкретном учреждении дополнительного образования. Вопрос качества образовательной деятельности рассматривается через содержание, особенности разработки и реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития «Октябрьский» (г. Ижевск), оцениваются итоги реализации программы «Мониторинг качества образовательной деятельности». Потребности детей и ожидания родителей в возможности и необходимости получения качественного дополнительного образования выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога, который оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, поэтому особое внимание уделено описанию мобильной системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом новых тенденций в дополнительном образовании. Результаты исследования доказывают необходимость планомерной работы по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в создании гибких методик, позволяющих образовательному учреждению подобрать подходящую ему систему оценивания качества образования.
Новикова М. Г. Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности при подготовке бакалавров экономических специальностей в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201077.htm
ART 201077
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11077
Просмотров: 1494
В настоящее время на рынке труда наблюдается огромная конкуренция при соотношении спроса и предложения и, как никогда остро, стоит проблема активизации человеческого потенциала. Работодатели стремятся отобрать сотрудников, способных много и продуктивно трудиться, а работники, чтобы быть востребованными и успешными, стремятся максимально раскрыть свой потенциал и творческие способности для достижения наивысших результатов. Однако высшие учебные заведения мало и формально взаимодействуют с работодателями. Важно наладить в процессе обучения в вузе партнерство с работодателями на условиях взаимовыгодного сотрудничества, включая в процесс обучения регулярное взаимодействие с образовательными заказчиками, и сформировать профессиональную направленность у студентов, погружая их в профессиональную деятельность уже с первого курса. Целью исследования является определение и теоретическое обоснование комплекса условий, технологий, механизмов, обеспечивающих формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в образовательном процессе университета. В предложенной технологии применен метод модульного обучения, который позволил разделить образовательный процесс на отдельные самостоятельные единицы. Представлена авторская целевая программа, разработанная с применением механизма социального партнерства и взаимодействия. В статье уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыты основания проектирования и содержания авторской целевой программы формирования профессиональной направленности у бакалавров в университете, охарактеризованы этапы и даны научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию программного сопровождения и диагностической поддержке педагогического процесса. Итогом применения программы стали высокие показатели сформированности профессиональной направленности у бакалавров, состоящие из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирования убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирования мышления, развития творческих способностей и развития позитивного отношения к будущей профессии.
Ключевые слова:
взаимодействие, профессиональная направленность, целевая программа, социальное партнерство, бакалавры
Ефремова С. П., Николаева Л. В. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 102–113. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201076.htm
ART 201076
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11076
Просмотров: 1808
Одной из задач современного образования является формирование экологической культуры личности, так как экологическое состояние планеты ухудшается с каждым годом. Особую озабоченность вызывает загрязнение окружающей среды, что целиком зависит от поведения людей и их отношения к природе. Перед образованием стоит задача воспитания людей нового поколения с развитыми нравственными ценностями, такими как любовь к природе, стремление ее беречь и охранять. Формирование экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с малых лет впитал в себя любовь и бережное отношение к миру природы. В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей (классических трудов отечественных и зарубежных авторов) и современных подходов к формированию экологической культуры в условиях дошкольной образовательной организации. В соответствии с возрастными особенностями ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Цель статьи – раскрыть роль дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры – это специальные обучающие игры для формирования познавательной активности детей по отношению к миру природы и развития ценностного отношения к ней. Работа основана на практической апробации материалов исследования в частном детском саду «Олимпионик» в г. Якутске. Проведена диагностика уровня сформированности экологической культуры детей на констатирующем этапе исследования. На основе полученных результатов проведен формирующий эксперимент с использованием дидактических игр. Практической значимостью и новизной исследования является использование экологических игр регионального содержания, что способствует формированию знаний детей о природе родного края. Результаты контрольного этапа исследования позволили подтвердить гипотезу о роли дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой помогают формировать у детей познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания детей, воспитания осознанного и бережного отношения к родной природе. Игры позволяют конкретизировать, расширить знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов.
Рябова Т. В. Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 89–101. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201075.htm
ART 201075
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11075
Просмотров: 1762
Современное образование направлено на формирование инициативного, творчески мыслящего человека, способного самостоятельно приобретать знания и применять их при решении межличностных и профессиональных задач. Рассматриваемая в статье проектная методика соответствует новым тенденциям в образовании, определяющим ее актуальность. Целью исследования является определение основных аспектов организации технологии проектного обучения для повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и стимулирования познавательной активности обучающихся. При реализации поставленной цели в качестве основного использовался компетентностный подход. Отмечается также личностно ориентированный характер метода, его воспитательный потенциал и положительное влияние на учебно-познавательную самостоятельность обучающихся, что способствует продуктивному усвоению учебного материала и повышению мотивации в обучении. Уточняются достоинства и недостатки применения метода проектов. В качестве достоинств метода отмечается вовлеченность обучающихся в исследовательскую деятельность с привлечением современных компьютерных технологий, индивидуализация процесса обучения с одновременным обучением в сотрудничестве, интеграция знаний из различных областей, дающая целостную картину мира, и совершенствование коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности с учетом уровня обучения. Методологической базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по изучаемому вопросу. Применялись методы теоретического анализа и синтеза, сравнения и интерпретации, изучения продуктов проектной деятельности и ее особенностей в условиях неязыкового вуза. Описаны сущность метода, его виды, этапы работы над проектом и возможности его применения в аудиторной и внеаудиторной работе при обучении языку. Уточняется роль преподавателя в организации проектной деятельности. Предложены примеры проектных заданий для формирования коммуникативной и социокультурной компетенций в неязыковом вузе в зависимости от уровня языковой подготовки обучаемых. Теоретическое осмысление метода проектов и практическое использование результатов исследования позволит более эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на иностранном языке и развивать у них учебно-познавательную самостоятельность.
Шабалина Д. А., Ян Г. , Лубнина А. В. Особенности «веб-квеста» как игровой технологии обучения в условиях цифровой школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 72–88. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201074.htm
ART 201074
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11074
Просмотров: 1786
Включение игровых элементов в познавательную деятельность обучающихся – актуальное направление модернизации современной образовательной системы. Квест как игровая форма обучения и средство реализации является одним из вариантов геймификации цифровой среды. Авторами исследуется проблема выявления особенностей реализации образовательного веб-квеста как целенаправленной деятельности, предоставляющей в игровой форме всем участникам необходимые знания, ресурсы для решения дидактических и профориентирующих задач цифрового пространства. Цель исследования – выявить особенности проектирования образовательного веб-квеста на основе современных цифровых технологий для формирования востребованных soft skills. Методология основывается на анализе и систематизации научно-исследовательских работ, значимость которых в дидактике, геймификации обучения, использовании цифровых образовательных технологий признана научным сообществом. Эффективность предлагаемого подхода подтверждена педагогическим экспериментом, в ходе которого результат когнитивной деятельности обучающихся оценивался по комплексу критериев, соответствующих сущности компетентностей профессий будущего и приоритетам проекта «Цифровая школа». В качестве результатов описаны идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения поддержки познавательной деятельности обучающихся ресурсами мобильных игровых приложений в жанре «квест». Представлены уровни дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей участников разработки, выбора цифровых средств. В заключении делается вывод о том, что применение веб-квеста как эффективной образовательной технологии для формирования компетенций, востребованных цифровой средой, имеет определенные особенности при включении в процесс обучения современных программных инструментов и технологий. Полученные результаты могут быть использованы для организации познавательной исследовательской деятельности обучающихся; в практике школы наставничества для планирования и реализации игровых форм с выделением умений и навыков, необходимых для социализации личности в цифровом обществе и получения навыков, востребованных на рынке труда; для проектирования и создания инструментами цифровых технологий персонально ориентированного образовательного пространства с элементами геймификации.