Педагогика
Коновалова Л. И., Семенова Л. А. Сравнительный анализ ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 41–52. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201080.htm
ART 201080
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11080
Просмотров: 2484
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 987 от 12 августа 2020 года утвержден Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Развитие современного техногенного производства, такого как горно-перерабатывающее, требует подготовки специалистов высокого уровня. Это накладывает отпечаток и на процесс их обучения, вектор которого определяется образовательным стандартом. Именно это делает вопрос анализа ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 актуальным: с одной стороны, в связи с введением данного стандарта, с другой – с отсутствием примерной образовательной программы по направлению подготовки. Цель работы – выявление основных факторов, обусловивших необходимость актуализации ФГОС, и ряда нововведений в ФГОС 3++. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретические (анализ педагогической литературы по проблеме) и интерпретационные методы. В статье представлен сравнительный анализ ФОГС 3+ и актуализированного ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Авторами проведено исследование изменений в структуре и содержании ФГОС по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело, требованиях к его реализации. В статье подчеркивается, что изменения ФГОС3++ по сравнению с ФГОС 3+ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело отражают преемственность между образовательными стандартами. Особо отмечено изменение в компетенциях специалиста: взамен общекультурных компетенций предложены универсальные компетенции, изменилась формулировка общепрофессиональных компетенций, профессиональные компетенции должны быть определены образовательной организацией с ориентацией на профессиональные стандарты. Авторами подчеркивается увеличившаяся роль работодателя при создании образовательной программы и разработке перечня профессиональных компетенций по исследуемому направлению подготовки. Практическая значимость работы состоит в том, что представленный анализ ФГОС 3+ и ФГОС 3++ не только выявил изменения в актуализированном стандарте, но и должен быть учтен при разработке ОПОП по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Статья может представлять интерес для преподавателей и руководителей образовательных организаций, готовящих специалистов в области горного дела, а также ученых, ведущих исследования в области преемственности профессиональной подготовки кадров.
Афонькина Ю. А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 27–40. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201079.htm
ART 201079
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11079
Просмотров: 1742
Инклюзивная образовательная среда предполагает формирование новой системы социального взаимодействия субъектов образовательных отношений. В ней формируются качественно иные взаимосвязи между субъектами, чем в других образовательных средах. Специфика этих отношений в значительной степени определяется трансформацией их привычных функций, обусловленной необходимостью все более существенного включения в решение задачи по индивидуализации инклюзивной образовательной среды. Цель статьи состоит в научном обосновании и эмпирической объективации путей для необходимых преобразований системы психолого-педагогического сопровождения в аспекте взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ на основе стимулирования их субъектной активности. Для достижения поставленной цели было предпринято исследование ожиданий родителей данной категории обучающихся в отношении их инклюзивного образования, результаты которого представлены в статье. Ведущим теоретическим подходом для нашего исследования является субъектный подход. А в качестве методического подхода к исследованию обозначенной проблемы выступила направленность на выявление оснований субъектной активности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное эмпирическое исследование с помощью метода неструктурированного интервью позволило целесообразно и непротиворечиво типологизировать родительские ожидания. Оно показало, что в ожиданиях родителей обучающихся с ОВЗ отражаются их родительские позиции и потребности, а также раскрывается проблемное поле противоречий, требующих преодоления в процессе психолого-педагогического сопровождения. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении научных преставлений об особенностях и побудителях субъектной родительской активности в инклюзивной образовательной среде, о специфике и эффективных механизмах ее индивидуализации в условиях инклюзии на основе учета типологии родительских ожиданий. Практическая значимость полученных исследовательских результатов определяется разработкой рекомендаций по повышению субъектной активности родителей в данной среде с учетом выявленной типологии их ожиданий.
Корзникова Н. В., Газизова А. И. Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 13–26. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201078.htm
ART 201078
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11078
Просмотров: 1466
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на данный момент главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Таким образом, в настоящее время в дополнительном образовании детей особенно остро стоит вопрос совершенствования работы по повышению качества образования, результативности педагогической деятельности, оценки качества работы педагогического коллектива. Управление качеством образования выступает стратегическим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также созданию гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Цель исследования, рассматриваемого в статье, – выявление системного подхода к управлению качеством образовательной деятельности в конкретном учреждении дополнительного образования. Вопрос качества образовательной деятельности рассматривается через содержание, особенности разработки и реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития «Октябрьский» (г. Ижевск), оцениваются итоги реализации программы «Мониторинг качества образовательной деятельности». Потребности детей и ожидания родителей в возможности и необходимости получения качественного дополнительного образования выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога, который оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, поэтому особое внимание уделено описанию мобильной системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом новых тенденций в дополнительном образовании. Результаты исследования доказывают необходимость планомерной работы по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в создании гибких методик, позволяющих образовательному учреждению подобрать подходящую ему систему оценивания качества образования.
Новикова М. Г. Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности при подготовке бакалавров экономических специальностей в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 1–12. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201077.htm
ART 201077
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11077
Просмотров: 1452
В настоящее время на рынке труда наблюдается огромная конкуренция при соотношении спроса и предложения и, как никогда остро, стоит проблема активизации человеческого потенциала. Работодатели стремятся отобрать сотрудников, способных много и продуктивно трудиться, а работники, чтобы быть востребованными и успешными, стремятся максимально раскрыть свой потенциал и творческие способности для достижения наивысших результатов. Однако высшие учебные заведения мало и формально взаимодействуют с работодателями. Важно наладить в процессе обучения в вузе партнерство с работодателями на условиях взаимовыгодного сотрудничества, включая в процесс обучения регулярное взаимодействие с образовательными заказчиками, и сформировать профессиональную направленность у студентов, погружая их в профессиональную деятельность уже с первого курса. Целью исследования является определение и теоретическое обоснование комплекса условий, технологий, механизмов, обеспечивающих формирование профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в образовательном процессе университета. В предложенной технологии применен метод модульного обучения, который позволил разделить образовательный процесс на отдельные самостоятельные единицы. Представлена авторская целевая программа, разработанная с применением механизма социального партнерства и взаимодействия. В статье уточнено понятие профессиональной направленности личности, раскрыты основания проектирования и содержания авторской целевой программы формирования профессиональной направленности у бакалавров в университете, охарактеризованы этапы и даны научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию программного сопровождения и диагностической поддержке педагогического процесса. Итогом применения программы стали высокие показатели сформированности профессиональной направленности у бакалавров, состоящие из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирования убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирования мышления, развития творческих способностей и развития позитивного отношения к будущей профессии.
Ключевые слова:
взаимодействие, профессиональная направленность, целевая программа, социальное партнерство, бакалавры
Ефремова С. П., Николаева Л. В. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 10 (октябрь). – С. 102–113. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201076.htm
ART 201076
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11076
Просмотров: 1739
Одной из задач современного образования является формирование экологической культуры личности, так как экологическое состояние планеты ухудшается с каждым годом. Особую озабоченность вызывает загрязнение окружающей среды, что целиком зависит от поведения людей и их отношения к природе. Перед образованием стоит задача воспитания людей нового поколения с развитыми нравственными ценностями, такими как любовь к природе, стремление ее беречь и охранять. Формирование экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с малых лет впитал в себя любовь и бережное отношение к миру природы. В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей (классических трудов отечественных и зарубежных авторов) и современных подходов к формированию экологической культуры в условиях дошкольной образовательной организации. В соответствии с возрастными особенностями ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Цель статьи – раскрыть роль дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры – это специальные обучающие игры для формирования познавательной активности детей по отношению к миру природы и развития ценностного отношения к ней. Работа основана на практической апробации материалов исследования в частном детском саду «Олимпионик» в г. Якутске. Проведена диагностика уровня сформированности экологической культуры детей на констатирующем этапе исследования. На основе полученных результатов проведен формирующий эксперимент с использованием дидактических игр. Практической значимостью и новизной исследования является использование экологических игр регионального содержания, что способствует формированию знаний детей о природе родного края. Результаты контрольного этапа исследования позволили подтвердить гипотезу о роли дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой помогают формировать у детей познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания детей, воспитания осознанного и бережного отношения к родной природе. Игры позволяют конкретизировать, расширить знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов.