Педагогика
Воронова А. А. Готовность педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 91–104. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231084.htm
ART 231084
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11084
Просмотров: 1089
В условиях цифровизации общества перед общеобразовательной школой встают новые задачи, школой, которая дает путевку в жизнь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В настоящее время педагоги должны быть готовы к оказанию педагогической поддержки своим ученикам в освоении новых и быстро обновляющихся технологий. Педагоги должны быть готовы решать актуальные задачи социализации обучающихся с ОВЗ. Цель данной статьи всесторонне рассмотреть современное состояние готовности педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества. В исследовании используется опрос по поводу изучения цифровой компетентности педагогов, без которой невозможно на достойном уровне решать задачи социализации. Педагог должен быть готов психологически, подкован в области цифровых технологий, владеть навыками использования их на практике. В условиях отсутствия специального предмета по изучению цифровых технологий в школе решение задач социализации в условиях цифровизации общества видится через внедрение в уроки по разным предметам, коррекционно-развивающие занятия и воспитательную практику цифровых технологий, разъяснение их значимости и возможности. В результате исследования выделены особенности мотивации педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности цифровых технологий, проанализированы ценностно-смысловые основания их деятельности в этом направлении и выделена специфика функциональной готовности учителей. В статье определены векторы и пути профессионального совершенствования педагогов по вопросам введения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современный мир, где важным инструментом выступают цифровые технологии. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что впервые проведен анализ готовности педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества. Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Ли Ц. Модель обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 77–90. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231083.htm
ART 231083
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11083
Просмотров: 1188
В настоящее время, благодаря быстрому развитию науки и техники с широким применением Интернета и компьютеров, использование информационных технологий в преподавании, несомненно, способствует внедрению новых инновационных методов в систему образования, становится средством изменения режима обучения преподавателей, что делает методы обучения все более и более разнообразными. К тому же вуз становится ярким и творческим местом для приобретения необходимых навыков и знаний в выбранных научных областях, что позволяет предоставить обучающимся открытую учебную среду и ресурсы и способствует улучшению отношения студентов к обучению на протяжении всей жизни, ведет к активному, осознанному изучению инноваций. Компьютерное дополнительное обучение – это необходимость в реформе образования, а также необходимость адаптироваться к современным реалиям. Рациональное и эффективное использование информационных технологий в преподавании, абсолютное стимулирование интереса студентов к процессу обучения, их мотивирование и развитие способности продолжать инновации – это задачи, которые набирают свою значимость. Актуальностью исследуемой проблемы становится то, что рассматривается модель обучения с использованием публичной платформы WeChat для написания научных статей в процессе формирования у студентов профессиональных способностей. С учетом особенностей и преимуществ публичной платформы WeChat в сочетании с системой упражнений анализируется реализация умений письменной речевой деятельности в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Кроме того, в соответствии с моделью обучения и проектированием эксперимента приведен пример обучающего курса. Цель данной статьи – продемонстрировать модель обучения китайских студентов по использованию платформы WeChat для написания научных статей, а также разработать соответствующую программу обучения. Методы исследования проблемы: теоретический анализ литературы, изучение опыта обучения иностранных магистрантов и аспирантов написанию научных статей, обобщение и систематизация данных, моделирование системы обучения китайских студентов написанию научных статей при помощи платформы WeChat. Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке модели обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat и определении преимущества и эффективности сетевых информационных технологий в обучении иностранных студентов-филологов написанию научных статей на русском языке. Практическая значимость исследования заключается в создании интернет-платформы для формирования умений написания научной работы в жанре «статья» на русском языке, разработке модели обучения, учитывающей особенности речевого жанра и специфику онлайн-обучения.
Виневская А. В. Выбор тьютором стратегии сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования коммуникативных навыков на основе технологии «Цветовой режим сопровождения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 60–76. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231082.htm
ART 231082
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11082
Просмотров: 1153
В предлагаемой статье приводится обоснование особой роли тьютора при формировании коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: концептуальные положения работ, выявляющих основы тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования; теоретические и эмпирические труды, раскрывающие особенности коммуникативной сферы детей с аутистическими нарушениями; публикации, рассматривающие особенности, технологии, формы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста. Цель исследования – проанализировать деятельность тьютора по формированию коммуникативных навыков младших школьников с РАС и выделить ее организационно-методические особенности в процессе учебной деятельности на основе технологии «Цветовой режим сопровождения». С позиции современных подходов к обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с расстройствами аутистического спектра, описывается использование технологии индивидуализации сопровождения «Цветовой режим сопровождения» в образовательной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, анализируются результаты разработки методического инструментария реализации деятельности тьютора по формированию коммуникативных навыков детей с РАС в инклюзивной школе. Кроме того, в данной статье описываются условия по обеспечению разработки алгоритма организации деятельности тьютора по формированию коммуникативных навыков младших школьников с РАС. Предложенный организационный и методический инструментарий деятельности тьютора может быть использован при формировании коммуникативных навыков младших школьников с РАС в условиях других общеобразовательных организаций, а также адаптирован под потребности уровней дошкольного и основного общего образования.
Чигашева М. А., Зимина Е. А., Ларина Т. С. Возможности российских коммуникационных платформ для дистанционных занятий по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 43–59. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231081.htm
ART 231081
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11081
Просмотров: 1162
Стремительное развитие информационных технологий приводит к их широкому проникновению в различные сферы жизни общества. В последние три года максимальному воздействию с этой стороны подверглась система образования. Под влиянием объективных причин на смену традиционному формату очных занятий пришло дистанционное обучение, что внесло существенные коррективы в систему организации учебного процесса. Об актуальности нового явления в массовом образовании свидетельствует и наличие различных терминов. Дистанционное, удаленное или онлайн-обучение подразумевает использование современных информационных технологий. Наибольшие сложности возникают в случае преподавания иностранного языка, что обусловлено спецификой дисциплины и коммуникативной направленностью обучения. По этой причине одной из основных задач при организации дистанционного формата является выбор коммуникационной платформы, позволяющей проводить занятия с учетом основных дидактических принципов. Цель данного исследования – провести сравнительный анализ четырех доступных отечественных коммуникационных платформ (Sberjazz, Яндекс. Телемост, Контур. Толк и ТруКонф) и оценить их функционал применительно к преподаванию иностранного языка с опорой на критерии, выделенные в ходе предыдущего исследования на базе МГИМО МИД России. Тестирование рассматриваемых платформ проводилось на занятиях по немецкому языку со студентами младших курсов бакалавриата Университета МГИМО. При подготовке статьи применялись общенаучные методы сбора и анализа информации, а также метод классификации. В результате сравнительного анализа авторы приходят к выводу, что наибольшим преимуществом обладает платформа Контур. Толк. Ее использование при организации дистанционных занятий по иностранному языку представляется наиболее оптимальным вариантом и позволяет обеспечивать реализацию основных дидактических принципов. Теоретическая значимость исследования видится в предложенных критериях классификации коммуникационных платформ. Результаты исследования могут оказаться востребованными преподавателями при выборе коммуникационной платформы для проведения занятий по иностранному языку в дистанционном формате обучения.
Нонь Н. А., Позднякова Е. В., Фомина А. В. Модель формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 28–42. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231080.htm
ART 231080
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11080
Просмотров: 3019
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования особое значение приобретает подготовка специалистов, владеющих универсальными компетенциями в области системного и критического мышления; при этом математика как инструмент системного познания мира и критического анализа объективной реальности играет в образовании особо важную роль. Целью исследования является представление модели формирования информационно-математической компетентности (на примере студентов педагогических направлений) и оценка ее эффективности методами статистического анализа. Высказана гипотеза о предикторной роли информационно-математической компетентности (далее – ИМК) в области развития критического мышления студентов. Методом теоретического анализа уточнено понятие информационно-математической компетентности, определены ее характеристические особенности и структурные компоненты. Модель формирования ИМК предлагается проектировать на основе принципов соответствия ключевым компетенциям будущего, требованиям ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов. Таким образом, данная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Целевой компонент актуализирует формирование ИМК как готовность применять математические знания, умения и навыки, а также средства ИКТ для осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, решения сложных задач в профессиональной и предметной областях; конкретизируются задачи создания креативной образовательной среды и проектирования программы и диагностического инструментария мониторинга динамики развития рассматриваемой компетентности студентов педагогических направлений. Содержательный компонент отражает инвариантный и вариативный компоненты учебного плана, раскрывающиеся в дисциплинах обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Технологический компонент раскрывает методы и технологии, а также формы и средства обучения. Результативный компонент представлен в трех аспектах: мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, рефлексивном. Средствами педагогического эксперимента проведена оценка эффективности спроектированной модели в балльно-рейтинговой системе. Методами корреляционного анализа устанавливается взаимосвязь между уровнями развития ИМК и критического мышления студентов педагогических направлений. Делается вывод о перспективности дальнейших исследований в области проектирования модели формирования информационно-математической компетентности как предиктора критического мышления в системе высшего образования.
А. А. Воронова