Педагогика

Исаева Т. Е. Создание цифрового имиджа преподавателя высшей школы: цели, возможности и препятствия (результаты эмпирического исследования) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 98–113. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231064.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена требованиями к повышению узнаваемости университетов и их рейтинга через презентацию научно-педагогических работников, их достижений и инновационного характера организации учебно-образовательного процесса. Целью статьи является уточнение некоторых теоретических понятий, относящихся к изучаемой теме, и анализ результатов эмпирического исследования, проведенного для определения отношения педагогов к идее создания своего цифрового имиджа. На основе изучения обширного кластера научных источников актуализировано междисциплинарное понятие «имидж», показаны изменения в представлении имиджа преподавателя в цифровой среде. Цифровой имидж преподавателя высшей школы есть отражение закономерных процессов, вовлекающих личность педагога в новую электронную цифровую среду, в которых проявляются не только такие традиционные компоненты, как эрудиция и методическое мастерство, но и пока еще недостаточно изученные профессиональные черты, например претензия на признание в широком социуме, самопрезентация достижений и самомаркетинг. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в уточнении различий между понятиями «имидж» и «образ» в антропологических науках, а также в выявлении основных направлений использования понятия «цифровой имидж преподавателя высшей школы» в педагогических трудах. Эмпирическое исследование, состоящее из опроса и анкетирования преподавателей разных возрастных групп и с разным педагогическим стажем, убедительно доказало, что большинство педагогов положительно относится к идее создания своего цифрового имиджа, а некоторая их часть уже имеет подобный презентационный ресурс. Основными барьерами на пути этого процесса являются большая учебная нагрузка, необходимость выполнения различных поручений администрации, а также отсутствие реальной мотивации со стороны руководства вузов. Результаты проведенного эмпирического исследования являются практически полезными для администрации университетов и руководителей структурных подразделений в ходе реализации кадровой политики, а также в целях организации рекламы своих учебных заведений в международном образовательном пространстве.
Абрамова И. Е., Шерехова О. М. Модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования: профилактика экстремизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 83–97. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231063.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В последнее время гражданское воспитание приобретает всё большее значение, поскольку будущее страны, ее процветание и развитие полностью зависят от ценностных ориентиров молодого поколения, его взглядов и убеждений. В сложившейся ситуации серьезную угрозу на пути становления и развития гражданского общества представляет экстремистская идеология. Сегодня образование признано одним из основных социальных институтов, который способен создать все условия для предотвращения распространения экстремизма и терроризма, а также укрепления усилий по мирному урегулированию любых конфликтов. Цель статьи – описать опыт реализации Модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере аспекта профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты. Иностранный язык, будучи надпредметной дисциплиной, позволяет включать в свое содержание изучение и обсуждение разнообразных тем, в том числе вопросы предотвращения угрозы распространения экстремистской идеологии и терроризма как одну из актуальных глобальных проблем в наши дни. Апробация Модели гражданского воспитания обучающихся на разных ступенях высшего образования в рамках дисциплины «Иностранный язык» с целью профилактики предотвращения распространения идей экстремизма и терроризма в группах бакалавров, магистрантов и аспирантов позволила получить следующие результаты: повышен уровень информированности обучающихся о распространении экстремизма на территории РФ и его социальной опасности, о причинах возникновения, способах распространения и необходимости противодействия данному явлению; у обучающихся сформированы основы антиэкстремистского сознания, повышена устойчивость к любым проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения острого неприятия экстремистской деятельности, заложены основы гражданской грамотности. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе приоритетных направлений в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии среди молодежи. Авторы приходят к практическому выводу, что формирование антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде эффективно достигается средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.
Ларина Т. С., Зимина Е. А. Общественный знак как элемент ранней профессионализации при обучении юристов-международников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 68–82. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231062.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В связи с возрастающим интересом к профессии юриста-международника в условиях глобализации растет спрос на образовательные программы по юриспруденции, предполагающие не только изучение студентами отечественного и зарубежного законодательства, но и их подготовку к участию в мероприятиях международного уровня, подразумевающую превосходное владение иностранным языком. Однако в сжатые сроки обучения задача овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для осуществления профессиональной коммуникации в сфере юриспруденции, является сложной. В настоящем исследовании рассматривается вопрос ранней профессионализации будущих юристов-международников, которая позволила бы им начать овладение основами права не только в рамках специальных дисциплин, но и на ранних этапах обучения иностранному языку. С целью создания мотивации студентов при работе со сложной профессиональной лексикой на иностранном языке в данной статье предлагается применение особого типа текста, схожего с юридическими текстами, а именно – общественного знака. Актуальность исследования подтверждается мировым опытом исследований, проведенных в области ранней профессионализации юристов, однако в педагогической практике (отечественной и зарубежной) отсутствует опыт обучения юристов иностранному языку с применением общественного знака, что, безусловно, является научной новизной настоящего исследования. Цель исследования – разработка методических рекомендаций и приемов по работе с общественными знаками на уроке немецкого языка с будущими юристами-международниками. В работе были использованы основные теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований, а также метод анализа аутентичных общественных знаков, отобранных в образовательных целях. Основные результаты статьи включают ряд заданий и методических рекомендаций по работе с доступным для восприятия типом текста «общественный знак». Теоретическая значимость исследования видится в комплексном изучении культуры и языка в процессе их взаимного функционирования. Практическая ценность состоит в том, что применение общественного знака как текста, включающего помимо вербального компонента также изображение, способствует снятию трудностей при освоении студентами, только начинающими изучение иностранного языка, сложной юридической лексики на изучаемом языке. Предлагаемый комплекс заданий может быть использован в педагогической практике на уроках немецкого языка при обучении юристов в неязыковом вузе.
Дагаева Е. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к предпринимательству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 48–67. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231061.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В сложившихся социально-экономических условиях развитие предпринимательской активности населения является залогом устойчивого экономического развития страны. Одним из значимых приоритетов современного российского государства выступает развитие молодежного предпринимательства. Российской экономике как никогда нужны активные молодые профессионалы, обладающие предпринимательским мышлением, ориентированные на создание своего дела, новых рабочих мест и внедрение инноваций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о том, какие факторы могут стимулировать развитие предпринимательской активности студентов в период их обучения в вузе. Цель статьи – анализ организационно-педагогических условий формирования готовности студентов высших учебных заведений к предпринимательству как фактора стимулирования их предпринимательских намерений и предпринимательской активности. Ведущими подходами к исследованию выступили системный, компетентностный и средовой. Их применение позволяет глубоко и комплексно проанализировать проблемы формирования готовности к предпринимательству у студентов вузов и систематизировать организационно-педагогические условия, оказывающие влияние на нее. В статье представлены результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных источников по проблеме стимулирования предпринимательской активности студентов высших учебных заведений, а также результаты социологического опроса студентов вуза на предмет выявления факторов, влияющих на их готовность к предпринимательству. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволят дополнить и углубить научные представления о влиянии организационно-педагогических условий на формирование готовности студентов к предпринимательству. Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации, основанные на его результатах, могут быть внедрены в работу подразделений вузов, отвечающих за развитие предпринимательских компетенций студентов и стимулирование их предпринимательской активности, и позволят оптимизировать деятельность высших учебных заведений в контексте формирования и развития предпринимательской экосистемы вуза.
Декина Е. В., Пазухина С. В. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 7 (июль). – С. 35–47. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231060.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей развития учебной самостоятельности младших школьников. Исследовательская деятельность формирует особый стиль учебной деятельности, способствует превращению обучения в самообучение, запускает механизмы саморазвития. Цели исследования: определить у учащихся начальной школы проблемы развития учебной самостоятельности, выявить условия их преодоления и апробировать психолого-педагогическую программу развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области учебной деятельности, учебной самостоятельности младших школьников. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Исследование проведено на базе МБОУ СОШ № 2 г. о. Серпухов Московской области. В пилотном исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса в количестве 22 человек. Диагностическая программа включала в себя следующие методики: карта проявлений самостоятельности, наблюдение посредством диагностической карты «Выявление исследовательских умений», анкетирование «Умеете ли Вы?», анкетирование с целью выявления эмоционального отношения детей к исследовательской деятельности, шкала выраженности учебно-познавательного интереса. Проведенное исследование показало, что положительное отношение к исследовательской деятельности и учебно-познавательный интерес у детей явно выражены, но необходима работа по формированию конкретных исследовательских умений, так как у многих обучающихся обнаружены сложности с вычленением проблем, формулированием вопросов, выдвижением гипотез, классификацией, умением экспериментировать, делать выводы и умозаключения. В качестве условий развития учебной самостоятельности младшего школьника в процессе организации исследовательской деятельности были выделены следующие: учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в процессе учебной деятельности; вовлечение учащихся в поэтапную исследовательскую деятельность с постепенным снижением роли взрослых в ее сопровождении; использование активных и интерактивных методов и разных способов организации познавательной, проблемно-поисковой, проектной деятельности; целенаправленное формирование конкретных исследовательских умений, в развитии которых выявлены проблемы, а также приемов самоконтроля и самооценки младших школьников на всех этапах исследовательской деятельности. Данные условия были апробированы в ходе реализации специально разработанной психолого-педагогической программы, по итогам которой была зафиксирована положительная динамика в исследуемых показателях, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Результаты исследования могут быть полезны при организации исследовательской деятельности и развитии самостоятельности учащихся младшего школьного возраста в учебной и внеучебной работе.