Педагогика
Исупова Т. Н., Можарова Т. Н., Чаплыгина Е. В. Возможности табличного процессора для развития логического мышления будущих педагогов в рамках новой модели обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 189–207. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241072.htm
ART 241072
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11072
Просмотров: 434
Педагогические инновации, обусловленные вызовами времени и развитием цифровых технологий, предполагают совершенствование образовательных программ, обогащение спектра дидактических методов и средств, в том числе и в плане развития логического мышления участников информационного взаимодействия. Наставнику современной школы знание основ логики необходимо и для формирования личности обучающегося, и для индивидуализации образовательного процесса, и для профессиональной самореализации. Цель статьи – изучить возможности табличного процессора для развития логического мышления будущих педагогов в рамках новой модели обучения. Для диагностики сформированности логического мышления используется совокупность методик («Геометрические фигуры», «Количественные отношения», «Сложные аналогии»). Средство программной поддержки – электронные таблицы MS Excel. В исследовании задействовано 330 студентов первого курса Вятского государственного университета направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями обучения). Научная новизна состоит в том, что выявлены возможности применения табличного процессора для развития логического мышления студентов педагогических специальностей в условиях новой образовательной модели университета. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные возможности конкретизированы на примере информационной деятельности будущих педагогов по применению технологии обработки структурированных данных на занятиях дисциплины-конструктора. Работа с табличным процессором организована по трем этапам: изучение базовых инструментов и встроенных функций; условное форматирование, построение диаграмм и графиков; возможности, позволяющие анализировать и защищать содержимое таблиц. В заключении делаются выводы о возможностях применения технологии обработки структурированных данных для развития логического мышления: условное форматирование; визуализация табличных значений с последующей модификацией графической модели; установление связей между исходными данными и результатом (в виде формулы, графика, диаграммы, итогов); автоматический пересчет результата; фильтрация, сортировка по разным критериям и др. Определены трудности предлагаемых инноваций: как формулировать условие первой задачи, чтобы ее решение было универсальным для студентов с разной траекторией обучения; как модифицировать задание под специфику профиля подготовки; как организовывать аргументированный дискурс и т. п. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы преподавателями и студентами вуза для совершенствования своей профессиональной, самостоятельной, проектной деятельности в условиях новой образовательной модели.
Грехова Ю. Д., Трухин М. А., Бойков Д. В. Приемы геймификации в обучении диалогической иноязычной речи студентов лингвистических направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 173–188. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241071.htm
ART 241071
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11071
Просмотров: 377
Актуальность работы заключается в анализе и практическом применении приемов геймификации для развития навыков иноязычной диалогической речи студентов I курса лингвистических направлений высшей школы. Целью исследования является определение степени эффективности использования приемов геймификации при обучении и развитии навыков иноязычной диалогической речи учащихся. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: осуществить анализ литературы по теме исследования, разработать учебные занятия, включающие в себя элементы геймификации, оценить эффективность приемов геймификации в практическом эксперименте, сравнить результаты проведенного эксперимента с результатами студентов, обучающихся с использованием традиционных методов обучения. В данной статье описывается эксперимент с участием студентов I курса лингвистических направлений подготовки. Выделяются основные характеристики иноязычной диалогической речи, влияющие на развитие навыков данного вида говорения. Особое внимание уделено лингвистическим аспектам и использованию приемов геймификации и традиционных методов обучения. На основе результатов проведенного анализа можно сделать следующие выводы: внедрение элементов геймификации в образовательный процесс демонстрирует положительную динамику развития навыков иноязычной диалогической речи студентов высшей школы; посредством применения приемов геймификации во время учебных занятий была сформирована комфортная для взаимодействия атмосфера, также положительно влияющая на образовательные результаты. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно представляет собой важный вклад в изучение применения приемов геймификации при обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в потенциальном использовании педагогами материалов данного исследования в качестве опоры для повышения результативности и эффективности методик преподавания иностранных языков, используемых при проведении учебных занятий. Внедрение элементов геймификации в учебный процесс может способствовать большей заинтересованности студентов, что приводит к положительной динамике наблюдаемых образовательных результатов.
Мухаметзянова Ф. Г., Мануйлов М. А., Файзуллина А. Р. Применение таксономии Б. Блума в гибридном обучении студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 160–172. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241070.htm
ART 241070
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11070
Просмотров: 366
Актуальность исследования обусловлена потребностями современного цифрового образования в новых форматах обучения, среди которых гибридное обучение занимает ключевое место, особенно в контексте цифровизации и стресс-ситуаций (постковидный период, карантин). Цель исследования заключается в теоретическом обосновании сущности гибридного обучения и возможностях трансформации в него таксономии Б. Блума. Авторами представлен комплекс понятий гибридного обучения, включающий его структуру и содержание. В статье показана четкая позиция относительно того, что гибридное и смешанное обучение не являются синонимичными, несмотря на их внешнюю тождественность. Авторы акцентируют внимание на смысловых различиях гибридного и смешанного форматов учебного взаимодействия. В работе предложены способы гибридного взаимодействия всех участников образовательного процесса в качестве субъектов образовательной деятельности. Авторами исследования предлагается использовать в гибридном обучении таксономию Блума в качестве ведущего механизма данного процесса. В работе подчеркнута идея о том, что таксономия Блума представляет модель классификации различных уровней когнитивных навыков, начиная от простых рецептивных процессов до более сложных креативных функций. В реалиях современного образования все чаще используются различные модификации таксономии, адаптированные к цифровой образовательной среде. В современном образовательном пространстве наблюдается конвергенция традиционных методов обучения с инновационными цифровыми технологиями. В данной статье рассматривается применение таксономии Блума в гибридном обучении студентов, в том числе как дивергенция (поиск нескольких ответов на один вопрос). Анализируются различные уровни таксономии, которые могут быть интегрированы в гибридное обучение для повышения эффективности образовательного процесса. Авторами была адаптирована таксономия образовательных целей для проектирования процесса формирования когнитивных умений и навыков студентов на примере преподавания исторических дисциплин. Полученные результаты обогащают концепцию Блума о формировании различных уровней когнитивных навыков и умений в контексте гибридного и смешанного обучения (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценка). Наше исследование важно для понимания того, как можно эффективно использовать модифицированные модели таксономии Блума в процессе гибридного взаимодействия, чтобы стимулировать более высокие уровни когнитивной деятельности и создавать условия для развития субъектности обучающихся. Мы считаем, что результаты нашей работы будут полезными для преподавателей, исследователей, стремящихся улучшить образовательный процесс через гибридное обучение путем адаптивного внедрения в него таксономии Блума.
Ключевые слова:
субъектность, смешанное обучение, таксономия, гибридное обучение, цифровое пространство, история обучения
Алексина А. О., Левченко А. В., Ефимов К. Ю. Использование инновационных технологий в обучении физической культуре и спорту: влияние виртуальной реальности и симуляторов на обучающий процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 146–159. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241069.htm
ART 241069
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11069
Просмотров: 375
Возможности обучения физической культуре и спорту с использованием VR-технологий и симуляторов позволяют создавать условия, максимально приближенные к реальным соревнованиям и тренировкам, способствуя быстрому и полному усвоению материала и повышению мотивации учащихся. Развитие компьютерных технологий для моделирования сценариев и создания виртуальной реальности позволяет использовать VR в различных областях, включая спортивную подготовку школьников, студентов и профессиональных спортсменов. Последние исследования показывают, что виртуальная реальность способна существенно улучшить эффективность и качество спортивного обучения, при этом способствовать физическому развитию молодежи и развитию современных видов спорта. Внедрение инновационных программ особенно актуально сейчас, когда происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических методик в области физического воспитания молодежи в рамках стандартных образовательных программ. VR-технологии постепенно внедряются в программы подготовки профессиональных спортсменов в спорте высоких достижений и могут существенно повысить качество обучения среди школьников и студентов. Цель работы – выявление влияния новейших виртуальных технологий на показатели спортивной подготовки студентов, а также определение их эффективности в сравнении с традиционными методами обучения. В рамках исследования проведен анализ современных тенденций в области использования виртуальной реальности и симуляторов в спорте, а также рассмотрены результаты предыдущих научных исследований по данной теме. Проведено экспериментальное исследование, во время которого участники были разделены на две группы: одна проходила обучение исключительно в рамках стандартных образовательных программ, вторая – с дополнительным использованием современных симуляторов. Результатом исследования стал ряд предложений по разработке новой методики обучения физической культуре и спорту с применением VR технологий, которые позволяют применять навыки и опыт, полученные в виртуальной среде, в реальном мире. Теоретическая значимость исследования состоит в разработанной методике обучения молодежи спортивным дисциплинам и физической культуре с использованием симуляторов и VR технологий как более эффективного аналога стандартной образовательной программы. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения компьютерных технологий для оптимизации процесса обучения, а также для организации спортивных тренировок в любых условиях.
Одинокая М. А., Пятницкий А. Н., Кочаровская О. А. Формирование социокультурной компетенции иностранных студентов направления «Лингвистика» с использованием технологии глобальной симуляции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 133–145. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241068.htm
ART 241068
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11068
Просмотров: 402
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена усилением значимости изучения английского языка как второго иностранного. Все больше представителей других стран изучают английский язык как второй иностранный при первом русском, поскольку он является языком межкультурной и межъязыковой коммуникации на мировой арене образовательного пространства. Развитие современной методики преподавания английского языка как второго иностранного при первом русском обусловлено внедрением в педагогический процесс современных образовательных цифровых технологий и их бессистемным использованием в процессе обучения английскому языку как второму иностранному при первом русском и необходимостью овладения им как иностранным на уровне, достаточном для освоения учебной программы. Целью исследования является разработка системы упражнений с использованием технологии глобальной симуляции для формирования социокультурной компетенции иностранных студентов на занятиях по английскому языку как второму иностранному. Особое внимание уделяется представлению ключевой информации о дидактическом потенциале технологии глобальной симуляции. Научная новизна состоит в том, что выявлены теоретические и практические аспекты повышения эффективности формирования социокультурной компетенции иностранных студентов направления «Лингвистика» в процессе преподавания английского языка как второго иностранного; разработаны и научно обоснованы упражнения для формирования социокультурной компетенции иностранных студентов направления «Лингвистика» в процессе преподавания английского языка как второго иностранного с использованием технологии глобальной симуляции. Проведен анализ проблемы формирования социокультурной компетенции иностранных студентов направления «Лингвистика» в процессе преподавания английского языка как второго иностранного. Рассмотрен образовательный потенциал использования технологии глобальной симуляции как организационно-деятельностной основы эффективного формирования социокультурной компетенции иностранных студентов направления «Лингвистика» в процессе преподавания английского языка как второго иностранного.