Педагогика

Алексина А. О., Кудинова Ю. В., Межман И. Ф. Теоретические и практические аспекты интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 102–117. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251132.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Сегодня вопросы о правах людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становятся все более актуальными. Для создания общества равных возможностей нужно сформировать среду, где лица с ОВЗ могут принимать полноценное участие во всех сферах жизни, включая физическую активность и спорт. Интеграция инклюзивных решений при разработке современных учебных и спортивных программ представляет собой принципиально важную задачу, требующую максимально разностороннего подхода и разработки универсальных методических программ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания и внедрения эффективных моделей интеграции, которые позволят студентам с ОВЗ не только заниматься спортом в общих группах, но также социально адаптироваться, повышать самооценку и улучшать качество жизни. Современная реализация программ безбарьерной среды и повышенное внимание к вопросам инклюзии предполагают особую значимость изучения этого направления. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов интеграции студентов с инвалидностью и ограничениями здоровья в занятия физической культурой и спортом (ФКиС), а также изучение влияния инклюзии на их самооценку, социализацию и адаптацию. В рамках исследования проанализированы современные направления и методики в области внедрения инклюзивных программ в общеобразовательных и спортивных процессах; изучены основные теоретические подходы к проблеме интеграции лиц с ОВЗ в спортивную деятельность; изучены результаты актуальных экспериментов и исследований по теме. Проведен эксперимент, позволяющий выявить факторы, которые оказывают решающее воздействие на эффективность интеграции и успешность адаптации студентов с ОВЗ в спортивной среде. В ходе исследования участники эксперимента были разделены на две фокус-группы: одна занималась по действующим методикам преподавания ФКиС студентам с ОВЗ, вторая занималась в инклюзивной среде, вместе со студентами без ограничений возможностей здоровья. Основные результаты исследования показали положительное влияние инклюзии на самооценку и социализацию студентов с ОВЗ, что подтверждается статистически значимыми улучшениями в показателях адаптации к спорту и социальной коммуникации. Теоретическая значимость приведенной работы заключается в развитии концепции инклюзивного подхода в спорте, что вносит вклад в научное понимание адаптации инвалидов с разными нарушениями. Практическая значимость отражена в возможности применения полученных результатов для разработки обновленных программ инклюзивного спорта и создания здоровой среды для тренировок студентов из разных групп здоровья, что способствует их полноценной интеграции в жизнь общества.
Тиханова Н. Е., Сергеева М. Г. Методическая компетентность преподавателя при реализации личностно-ориентированного обучения в современном вузе: содержательный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 88–101. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251131.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Действующая нормативно-правовая база высшего образования существенно меняет облик университета и обусловливает необходимость динамичного пересмотра целей и содержания учебного процесса, способов достижения образовательных результатов и их диагностики. Современный преподаватель должен быть готов к активному освоению и использованию новых, а также созданию собственных продуктивных технологий в профессионально-педагогической деятельности, прежде всего в деятельности по методическому обеспечению учебного процесса. Сказанное со всей остротой ставит вопрос о повышении уровня методической компетентности преподавателя высшей школы, что невозможно представить без теоретического обоснования ее содержания в духе системных образовательных инноваций. Цель статьи – обосновать качественные особенности методической деятельности преподавателя современной системы высшего образования, ориентированной на личность студента, и раскрыть на их основе содержание его методической компетентности. Результаты исследования базируются на выявленных нормативных тенденциях развития личностно ориентированного обучения в России и соответствующих им требованиях к методической деятельности организаций высшего образования, конкретизация которых применительно к функционалу преподавателя позволила представить содержание методической компетентности педагогического работника современного вуза на языке частных методических компетентностей (компетенций) общего и специального значения. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и представлении образовательных нововведений, содержащихся в действующих образовательных стандартах и других нормативных документах, с позиции надлежащих преобразований в профессиональной деятельности по методическому обеспечению всех элементов личностно ориентированного учебного процесса, выраженных в целях и содержании обучения, его формах, методах и средствах, а также диагностике образовательных результатов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования переосмысленного содержания методического труда преподавателя вуза при организации подготовки педагогических работников к методической деятельности, составлении соответствующих основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования или оценки методической компетентности преподавательского состава образовательной организации высшего образования.
Калашникова О. А., Рябова Т. В. Внеаудиторная деятельность как средство повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 73–87. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251130.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современное иноязычное образование направлено на подготовку специалиста с достаточно высоким уровнем владения иностранным языком для решения профессиональных задач, что должно обеспечиваться применением различных традиционных и инновационных методов и подходов как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Рассматриваемые в статье обучающие и воспитательные возможности внеаудиторной деятельности соответствуют основным тенденциям в образовании и определяют ее актуальность. Цель исследования заключается в выявлении специфики внеаудиторной работы при обучении иностранному языку в военном авиационном вузе. Методологической базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по изучаемому вопросу. Наиболее значимыми для исследования подходами выступили компетентностный, профессионально ориентированный и личностно-деятельностный, а также положение о неразрывной связи процесса обучения и процесса воспитания личности обучающегося. Авторами предложено научное обоснование организационных подходов к определению цели, к выбору форм и методов внеаудиторной деятельности, которые должны стимулировать формирование у обучающихся универсальных компетенций, среди которых отмечается коммуникативная, компетенции межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития, командной работы и лидерства, разработки и реализации проектов, а также способствовать развитию в них творческой личности и воспитанию духовно-нравственных качеств. Иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается авторами как одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного авиационного специалиста. В результате описаны основные формы внеаудиторной работы в неязыковом вузе в зависимости от уровня языковой подготовки курсантов. Теоретическое осмысление значимости внеаудиторной работы при обучении иностранному языку и практическое использование результатов исследования позволит более эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся на иностранном языке и развивать у них учебно-познавательную и творческую активность. Практическая значимость исследования нашла свое отражение в разработке и апробации на кафедре иностранных языков Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков сценариев проведения внеаудиторных мероприятий страноведческого характера на иностранном языке, публикации совместных статей на основе выполненных научно-исследовательских работ, результатах подготовки и участия курсантов училища в олимпиадах по иностранному языку.
Мизгирева М. Д. Отбор синтаксических фразеологизмов со значением оценки для начального этапа обучения русскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 55–72. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251129.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки материалов для обучения иностранных студентов русской разговорной речи, одним из важнейших компонентов которой являются синтаксические фразеологизмы. Цель работы заключалась в описании процедуры отбора синтаксических фразеологизмов со значением оценки для начального этапа обучения русскому языку как иностранному. В качестве основных методов исследования применялись анализ синтаксических фразеологизмов, классификация данных единиц и методы, позволяющие отбирать рассматриваемые конструкции. Результатом исследования является разработанная процедура отбора фразеологических единиц, состоящая из пяти основных этапов: определение единицы отбора, формирование генеральной совокупности, составление выборочной совокупности, минимизация полученной выборочной совокупности, составление фразеологического минимума. Для первых четырех этапов были разработаны критерий идентификации (для определения отнесенности анализируемой единицы к группе синтаксических фразеологизмов), критерий оценочности (для выявления превалирующего семантического компонента), критерий учета этапа обучения (для разграничения единиц по начальному и среднему этапу), критерий ядерности/периферийности (для выделения активного и пассивного фразеологического запаса), критерий структурной сложности (для установления степени простоты или трудности синтаксических связей в структуре анализируемых единиц, то есть для определения типичности или нетипичности фразеологической конструкции). На первом этапе были описаны единицы отбора – синтаксические фразеологизмы со значением оценки. В рамках второго этапа была сформирована генеральная совокупность, состоящая более чем из ста синтаксических фразеологизмов. На третьем шаге была создана выборочная совокупность, включающая пятьдесят три единицы. На четвертом этапе корпус был минимизирован до тридцати трех единиц. На пятом шаге был составлен список синтаксических фразеологизмов со значением оценки, включающий шестнадцать единиц. Теоретическая значимость исследования заключается в описании процедуры отбора синтаксических фразеологизмов. А практическая значимость состоит в том, что разработанный минимум можно использовать на занятиях по русскому языку как иностранному в качестве основного или дополнительного материала.
Юрченко М. А., Тищенко Е. Н. Формирование национальной идентичности и гражданственности восьмиклассников в проектном модуле по русскому языку и литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 36–54. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251128.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Формирование национальной идентичности и гражданственности у школьников становится важной педагогической задачей, актуализирующейся на уроках русского языка и литературы в условиях современных социокультурных изменений и общего снижения интереса к чтению. Статья посвящена исследованию возможностей проектного обучения на уроках русского языка и литературы для решения этой задачи. Цель исследования – апробировать дидактическую рамку проектного обучения, направленную на формирование национальной идентичности и гражданственности у восьмиклассников, и оценить ее эффективность в условиях государственной региональной школы. Исследование опирается на личностно-деятельностный и культурологический подходы. Использовались методы теоретического анализа, педагогического дизайна, педагогического эксперимента, качественного и количественного анализа данных, опроса и фокус-группы. Диагностика национальной идентичности проводилась с использованием теста «Кто Я» в модификации Т. В. Румянцевой. В апробации модуля принимали участие восьмиклассники МАОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска (Nэ г = 36). Предварительная и постдиагностика выявила рост категории «Национальная идентичность» в идентичностном портрете учащихся на 4,2% у девушек и 6,9% у юношей. Отмечено расширение представлений о российской и региональной самоидентификации. Установлено, что 79% учеников абсолютно согласны с тем, что достигли планируемых результатов обучения по итогам модуля. Анализ фокус-группы подтвердил позитивное восприятие и осознание значимости приобретенного опыта. Апробированная дидактическая концепция проектного обучения, основанная на культурологическом подходе, продемонстрировала эффективность в формировании национальной идентичности и гражданственности у восьмиклассников. 79% учащихся выразили полную удовлетворенность предложенным модулем. Исследование вносит вклад в развитие теории преподавания русского языка и литературы, углубляя понимание возможностей проектного обучения и культурологического подхода в формировании национальной идентичности и гражданственности. Оно расширяет теоретическую базу в области дидактики, предлагая рамку для проектирования модулей, ориентированных на развитие ценностных ориентаций и активной гражданской позиции учащихся. Результаты исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы, методистами и разработчиками образовательных программ для создания и внедрения модулей, направленных на формирование национальной идентичности и гражданственности школьников. Подчеркивается целесообразность дальнейшего внедрения концепции для согласованного обучения и воспитания ответственных граждан с четкой и устойчивой самоидентификацией.