Педагогика
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Концептуальные положения развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 31–43. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241103.htm
ART 241103
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11103
Просмотров: 432
Современное дополнительное профессиональное образование ставит задачи непрерывного образования учителей общеобразовательных организаций для систематического обновления их профессиональных компетенций, развития профессиональной субъектности учителя. Профессиональная субъектность учителя являет собой субъектность, которая реализуется в профессиональной области и позволяет учителю находить решения профессиональных противоречий, заниматься профессиональным саморазвитием, «снимать» профессиональные дефициты в обучении и самообучении. Для развития профессиональной субъектности учителя необходимы соответствующие условия, одним из которых является разработка и реализация концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования. Цель данной статьи – рассмотрение и анализирование трудов современных исследователей, разбирающих сущность субъектности, профессиональной субъектности, ее специфику, общие характеристики, а также предъявление базовых оснований развития профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи выступают основные положения концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, среди которых следующие: 1) разработка всякой концепции определяется ее востребованностью, общественными причинами, общественным запросом; 2) концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования опирается на исследования феномена субъектности; 3) представляемая концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования являет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии профессиональной субъектности учителя, которая способствует более полной профессиональной самореализации учителя. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных литературных источников отечественных и зарубежных ученых по вопросам субъектности, профессиональной субъектности. Практическая значимость исследования ‒ в разработке основных положений концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, которую можно применять в процессе организации повышения квалификации учителей.
Бабина С. А., Вершинина Н. В., Винокурова Н. В. Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 14–30. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241102.htm
ART 241102
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11102
Просмотров: 437
Профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в современной школе. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что неуспеваемость возникает с самого начала школьного обучения. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных мер профилактики учебной неуспеваемости. Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом. Именно это предопределяет необходимость организации ранней профилактики, в частности, в рамках речевого развития младших школьников. Авторы статьи приходят к выводу о том, что одним из факторов успешности или неуспешности обучаемых становится уровень развития интеллектуально-речевых умений как важнейшей составляющей их функциональной грамотности. Цель статьи заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка экспериментальных данных; метод педагогического проектирования. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, представлена классификация интеллектуально-речевых умений, обоснованы компоненты (целевой, содержательный, технологический, результативный) модели процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. В рамках экспериментального исследования охарактеризованы образовательные результаты первоклассников, указаны основные причины возникновения ранней неуспеваемости, определен уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию всех структурных компонентов в части реализации предложенной методической модели с учетом специфики начального общего образования. Теоретическая значимость статьи – формулирование и описание основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников. Практическая значимость статьи определяется возможностью организации работы по профилактике неуспешности обучения в области речевого развития, основанной на систематической отработке интеллектуально-речевых умений первоклассников.
Ланг П. П. Организация образовательного процесса в рамках подготовки специалистов в области права на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241101.htm
ART 241101
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11101
Просмотров: 510
Актуальность выбранной темы исследования детерминирована следующими причинами. Во-первых, необходимость совершенствования образовательных процессов обусловлена постоянством преобразований, протекающих в общественной жизни, которые влекут за собой возникновение новых явлений, оказывающих воздействие на материю профессиональной деятельности человека, что в конечном счете определяет потребность в формировании соответствующих навыков и умений. Во-вторых, необходимость совершенствования методов и форм реализации образовательного процесса продиктована ее собственной значимостью для жизнедеятельности человека. Иными словами, развитие общества и государства фактически подталкивает к необходимости модернизации различных аспектов человеческого бытия, включая и процессы получения новых знаний. Основной целью настоящего исследования является комплексное изучение содержательной структуры образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин, фиксация основных проблем и разработка на основе теоретического материала и эмпирического опыта мер по их устранению. В статье проводится анализ положений современной педагогической и правовой доктрины по вопросам организации образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования. Исследуются положения нормативно-правовых источников, регулирующих образовательную деятельность, рассматриваются авторские мнения и подходы по вопросам реализации образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин. Обозначены актуальные проблемы теоретического и прикладного характера, представлены пути их разрешения с учетом требований сегодняшнего дня. Полученные в ходе настоящего исследования результаты в качестве своего фундамента имеют накопленный теоретический материал и многолетний практический опыт автора. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших доктринальных разработок по вопросам организации образовательного процесса в части преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях и учреждениях. Практическая значимость итогов исследовательской работы заключается в возможности их использования в ходе разработок учебно-методических комплектов по дисциплинам юридического профиля.
Крохина Е. А., Утёмов В. В. Модель междисциплинарной учебной задачи в обучении школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 341–354. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241100.htm
ART 241100
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11100
Просмотров: 317
Социальные проблемы, быстрое развитие науки и изменяющиеся потребности общества вносят существенные изменения в образовательную сферу современного мира. Новые требования, предъявляемые к учителям, включают в себя развитие у учащихся навыков поиска и анализа информации. Будущие профессионалы должны быть способны к нестандартным подходам, нелинейным логическим выводам, критическому осмыслению информации, подкрепленному доказательными аргументами из арсенала разных наук. Незаменимым педагогическим средством достижения данных образовательных результатов остается вовлечение обучающихся в работу с междисциплинарным содержанием, в т. ч. включение межпредметных сквозных тем в учебные программы, комплексные исследования и проекты. Подходы к познанию и сами знания, извлеченные из различных научных дисциплин, объединяются в междисциплинарном содержании образования для создания более полного объяснения феноменов и явлений. За рубежом широко поддерживается использование междисциплинарного содержания общего образования в учебном процессе из-за его способности развивать критическое мышление у школьников. Применение этого подхода позволяет обучающимся сравнивать данные из разных областей знания. Поэтому цель данной статьи связана со структурированием модели междисциплинарной учебной задачи и обозначением особенностей в применении в образовательном процессе междисциплинарных учебных задач. В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез, в том числе при изучении литературы по теме исследования, моделирование и проектирование структуры модели междисциплинарной учебной задачи. В результате теоретического исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки междисциплинарной парадигмы образования. Статья может представлять теоретический интерес для педагогов общеобразовательных организаций и других исследователей данного вопроса.
Сторителлинг как педагогическая технология обучения будущих менеджеров в системе высшего образования
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как педагогическая технология обучения будущих менеджеров в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 331–340. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241099.htm
ART 241099
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11099
Просмотров: 375
В современном образовании все большее внимание уделяется инновационным методам обучения, способствующим развитию ключевых навыков и компетенций у будущих специалистов. Одним из таких методов является сторителлинг, или рассказывание историй, который активно внедряется в учебный процесс вузов как игровая технология обучения будущих менеджеров. Сочетание эмоциональной привлекательности рассказов и возможности применения полученных знаний на практике делает сторителлинг эффективным инструментом для формирования лидерских качеств, развития аналитического мышления и принятия решений у студентов, изучающих менеджмент. В данном контексте важно рассмотреть, как сторителлинг может быть использован для успешной подготовки будущих менеджеров к вызовам современного бизнеса. Целью статьи является изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения технологии сторителлинга, а также определение структуры и особенностей использования сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования. В качестве основных результатов статьи представлена структура сторителлинга как педагогической технологии обучения будущих менеджеров в системе высшего образования, которая включает в себя пять этапов: введение, задачей которого является установление контакта с аудиторией; развитие сюжета, в том числе описание действий персонажей и последствий, к которым эти действия привели; кульминация, в которой достигается наивысшая точка напряжения; заключение, сопровождающееся выводами и обобщением основных уроков; обсуждение и взаимодействие, направленное на получение обратной связи от студентов. Также выявлены особенности сторителлинга в образовательном процессе, к которым относятся привлекательность и запоминаемость, создание эмоциональной связи, развитие креативного мышления, участие и взаимодействие, применение кейсов в реальной жизни. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и анализе литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме применения технологии сторителлинга. Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры сторителлинга как педагогической технологии, которая может применяться преподавателями при подготовке лекционных и практических материалов для будущих менеджеров.