Педагогика

Смирнова Ж. В., Мочалина М. В., Чайкина Ж. В. Условия реализации профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования в партнёрстве с технопарками профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 343–358. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251147.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Современные условия быстроразвивающегося рынка труда диктуют необходимость повышения конкурентоспособности выпускника среднего профессионального образования (СПО). Основной проблемой в подготовке будущих специалистов является недостаточный уровень практической подготовки в условиях быстроразвивающихся и стремительно сменяющих друг друга технологий. Решение этой задачи требует комплексного подхода к модернизации образовательного процесса в учебных заведениях, а также развития партнерских отношений с непосредственными заказчиками от производства. Такие инновационные пространства, как технопарки, становятся важнейшим элементом инфраструктуры образовательной системы и могут играть ключевую роль в развитии профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для современной экономики. Проблема исследования заключается в изучении потенциала и условий реализации партнерства между системой среднего профессионального образования и технопарком профессионального образования для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов и обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Цель исследования состоит в определении и обосновании модели профессиональной подготовки студентов СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования Нижегородской области, направленной на повышение их конкурентоспособности на рынке труда и обеспечение соответствия требованиям инновационной экономики. В процессе исследования поставленной проблемы проведен анализ условий, необходимых для эффективной реализации профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования в рамках партнерства с технопарком профессионального образования. В результате наблюдения, мониторинга и анализа деятельности технопарков Нижегородской области в направлении изучения потенциальных возможностей площадок, предоставляемых технопарками, были выявлены особенности партнерства СПО и технопарка профессионального образования, определены факторы, влияющие на эффективность профессиональной подготовки студентов СПО в условиях данного технопарка. Анализ результатов мониторинга показал недостаточную интеграцию технопарка профессионального образования в образовательный процесс, направленный на подготовку кадров, способных осуществлять как педагогическую, так и инженерную деятельность. Для решения проблемы была разработана модель профессиональной подготовки студентов средних профессиональных образовательных учреждений в партнерстве с технопарком. Разработанная модель профессиональной подготовки студентов СПО в партнерстве с технопарком профессионального образования направлена на создание эффективной системы образования, которая обеспечит подготовку востребованных специалистов, способных успешно интегрироваться в современный рынок труда.
Сизова Е. В. Концепты академической этики в условиях цифровой трансформации образования: влияние искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 324–342. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251146.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность настоящего исследования обусловлена появлением новых понятий академической этики, связанных с цифровой трансформацией образования и широким внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий в обучение, включая использование генеративного искусственного интеллекта (больших языковых моделей, чат-ботов, виртуальных помощников и т. д.). Цель исследования – систематизировать и описать значения наиболее распространенных концептов, раскрывающих этическую проблематику реализации цифровых технологий в системе высшего образования, включая вопросы распространения плагиата, нарушения авторского права, теневого авторства научных публикаций и иных имитационных практик в академической среде. Методологической основой исследования стало применение аксиологического, лингвопедагогического и междисциплинарного подходов. Автор опирался на совокупность теоретических и эмпирических методов, характерных для научно-педагогических и лингвистических исследований, включая контент-анализ текстов научно-педагогической литературы, метод анализа ключевых слов и аннотаций научных публикаций, методы систематизации и классификации терминологии, метод семантического анализа. Результаты исследования заключаются в выявлении и систематизации наиболее распространенных педагогических концептов, относящихся к терминологической сфере цифровой аксиологии и явлениям академической нечестности и академического мошенничества в образовательном пространстве высшей школы. В статье рассматриваются пути пополнения концептуальной сферы педагогической науки в эпоху искусственного интеллекта и тотальной цифровизации образовательной деятельности. Описывается происхождение и значение терминов «копипаст», «гострайтинг», «теневое авторство», «академическое мошенничество», «академические проступки», «имитации в образовании», «цифровая этика», «ИИ-плагиат», «нейроплагиат» и др. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении новых подходов к исследованию педагогической терминологии в условиях информатизации образования, а также в описании путей пополнения терминологической сферы академического дискурса, связанной с аксиологической проблематикой. Практическую значимость представляет возможность ознакомления педагогов и студентов педагогических направлений подготовки с концептуальными понятиями, которые вошли в пространство педагогического дискурса в связи с информатизацией и цифровизацией сферы образования.
Редникова И. П. Формирование умений неподготовленной устной речи студентов ИТ-специальностей в среде, приближенной к языковой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 307–323. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251145.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность настоящего исследования объясняется необходимостью обучения будущих ИТ-специалистов навыкам и умениям для осуществления коммуникации на иностранном языке. При этом представляется, что выбор образовательной траектории в значительной степени зависит от педагогических условий конкретного учебного заведения и страны обучения, что часто не принимается в расчет разработчиками курса. Одним из таких условий является образовательная среда. Цель данного исследования – разработка подхода для формирования умений неподготовленной иноязычной устной речи студентов ИТ в среде, приближенной к языковой. В качестве методологии исследования был выбран экспериментальный подход, который включал в себя опытное обучение. Разработанный курс был апробирован на базе Университета Иннополис посредством опытного обучения 23 студентов первого курса. Результаты пяти проведенных тестов были подвергнуты статистическому анализу, который состоял из трех частей: проверка нормальности распределения данных (тест Шапиро – Уилка), дисперсионный анализ (ANOVA) для повторных измерений и пост-хок-анализ с использованием парных t тестов с поправкой Бонферрони для множественных сравнений. Было установлено, что умение неподготовленной речи активно формируется на протяжении всего курса и даже на его ранних этапах. Определенное замедление происходит только к концу курса. Статистически значимое движение студентов от теста к тесту говорит о том, что курс эффективен. В процессе опытного обучения была также установлена корреляция между такими частно-методическими принципами, как обучение в среде, приближенной к языковой, и принцип интенсивности, которые обеспечивают более быстрое овладение умением неподготовленной речи в условиях ограниченности во времени. Помимо этого было установлено, что совокупность таких педагогических условий, как преобладание групповой и парной работы в течение занятия, непрерывная речевая практика обучающихся, соотношение времени говорения обучающегося и преподавателя в пользу первого, а также одновременное выполнение обучающимися группы устно-речевых заданий, обеспечивает более быстрое овладение умением неподготовленной речи студентами ИТ-специальностей в среде, приближенной к языковой. Теоретическая значимость исследования заключается во введении нового смежного понятия «среда, приближенная к языковой» и обосновании необходимости создания комплекса условий формирования умений неподготовленной речи студентов ИТ-специальностей в данной среде. Практическая значимость исследования обусловливается предложенной последовательностью развития умений иноязычного говорения, состоящей из нескольких этапов. Более того, предложен перечень актуальных ситуаций общения в свете текущих тенденций в сфере ИТ.
Валиуллина А. Р., Закирова В. Г. Логика опытной работы по диагностике готовности педагогов к работе в детских общественных объединениях и анализ диагностических методик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 290–306. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251144.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена актуальной проблеме диагностики готовности педагогов к работе в детских общественных объединениях, которая приобретает особое значение в условиях стремительных изменений современного российского общества. Формирование единого детского движения посредством законопроекта «О российском движении детей и молодежи» («Движение первых») усиливает потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих необходимыми знаниями и умениями для успешной работы в данной сфере. Цель статьи – выявление ключевых компетенций педагогов детских общественных объединений и анализ диагностических методик, позволяющих оценить степень их сформированности. Основным методом исследования выступил теоретико-аналитический подход, позволяющий выявить структуру компетенций и сопоставить существующие диагностические инструменты с выделенными компонентами. Эмпирическим инструментом стал анкетный опрос среди трех групп экспертов: преподавателей вузов, опытных педагогов детских общественных объединений и руководителей объединений. Основными результатами исследования стало выделение четырех ключевых компонентов готовности педагогов детских общественных объединений (мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный), формирование перечня наиболее важных компетенций и составление психолого-педагогического портрета идеального специалиста детских общественных объединений. Наиболее востребованными оказались коммуникативные навыки, ответственность, креативность, любовь к детям и эмпатия. Теоретическая значимость заключается в углублении представлений о природе профессионализма педагогов детских общественных объединений, разработке комплексной структуры их компетенций и создании инструмента для диагностики степени их сформированности. Практическая ценность исследования выражается в возможности внедрения разработанных диагностических материалов в практику подготовки и аттестации педагогов детских общественных объединений, что обеспечит целенаправленное развитие их компетенций и повысит качество воспитательно-развивающей работы в детских общественных объединениях. Работа направлена на совершенствование системы подготовки педагогов, обеспечивающей потребности развивающегося российского детского движения, что соответствует стратегиям государственной политики в области воспитания и образования подрастающего поколения.
Палаткина Г. В., Акмурзиева Г. Б., Тарасова И. В. Факторы развития социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 273–289. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251143.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи заключается в необходимости изучения социально-культурной активности старшеклассников, так как в условиях глобальных изменений традиционные методы воспитания часто оказываются недостаточными для формирования личности школьника. Подобная активность способствует развитию критического мышления, творческих способностей и гражданской ответственности, что помогает школьникам адаптироваться к стремительным переменам и эффективно отвечать на современные вызовы. Однако вопрос о возможностях социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной деятельности недостаточно изучен, что требует анализа факторов исследуемого феномена. Цель – изучить факторы развития социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной деятельности. С помощью методов теоретического анализа характеризуется сущность социально-культурной активности старшеклассников и ее педагогический потенциал в формировании личности подростков во внеурочной деятельности. Применяются методы опроса, корреляционного анализа исследования факторов социально-культурной активности школьников, на основании которых проведен анализ ответов на открытые и закрытые анкетные вопросы 200 старшеклассников г. Астрахани (Россия) и г. Атырау (Казахстан). Основные результаты опроса указывают на необходимость учета факторов эффективного функционирования социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной деятельности, проявляющейся в личностном развитии подростков, их социальной адаптации и коммуникативных навыках, профессиональной ориентации и развитии талантов, противодействии социальным проблемам, способствовании общественному воспитанию, современным тенденциям в образовании. Результаты опроса показали, что высокий интерес к культурным мероприятиям (45%) способствует развитию креативного мышления и расширению кругозора, а 65% старшеклассников активно участвуют в общественных мероприятиях, как правило, имеют более высокий уровень личностного роста и самооценки, что детерминировано социальными (85%), личностными (80%) и организационными (75%) факторами. Определены факторы развития социально-культурной активности старшеклассников во внеурочной деятельности. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении сущности социально-культурной активности и выявлении факторов, влияющих на ее формирование в подростковом возрасте. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов для проектирования внеурочной деятельности, направленной на развитие личности старшеклассников. Материалы исследования могут быть применены педагогами и организаторами воспитательной работы в образовательных учреждениях.