Педагогика

Мантуленко В. В., Мантуленко А. В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 221–237. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241092.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительное развитие цифровых технологий постоянно открывало новые возможности для образовательной системы, одновременно выстраивая и ряд новых вызовов, угроз для ее развития. Новой технологией, которая переживает сейчас активное внедрение в различные сферы жизни, является технология искусственного интеллекта (ИИ). Основной вектор, который цифровая трансформация задавала всегда, – это передача рутинных операций от человека к машине. В образовательном контексте данная функция цифровых устройств обозначалась как «повышение продуктивности и производительности». Так, например, на смену необходимости писать от руки конспекты лекций пришли возможности переводить голос преподавателя в текст посредством любого смартфона, а трудоемкая задача по написанию оригинального текста теперь легко может быть решена посредством бота на основе технологии ИИ. Однако вполне уместные опасения всегда сопровождали данный процесс изменений, поскольку в образовании, помимо продуктивности, всегда актуальной и даже более важной задачей была эффективность используемых методов, приемов и средств. Если на ранних этапах цифровизации (компьютеризации и автоматизации) образования опасения формировались вокруг возможности замены роли преподавателя компьютером, то сейчас в контексте угроз речь скорее идет именно об этических вопросах применения ИИ в учебном процессе и, как следствие, эффективности учебной деятельности и качестве получаемого образования. Целью данного исследования являлось изучение существующего опыта использования технологии ИИ студентами на примере вузов Самарской области для понимания характера данного процесса и новых задач, которые возникают в данном контексте для образовательной системы в целом. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении актуальных научных работ по проблеме использования ИИ в образовании, углубленном понимании сущности самой технологии ИИ и тех возможностей и угроз, которые возникают в связи с внедрением ИИ в образование. Практическая значимость работы определяется нахождением, с одной стороны, проблемных аспектов в использовании ИИ современной учащейся молодежью и точек роста, которые способны перевести российское образование на новый уровень развития с помощью использования современных технологических инноваций, – с другой.
Хаустов С. А. Проблематизация обучения биологии через применение провокационных вопросов, эвристической беседы и оценки результатов по шкале «истина-сомнение-заблуждение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 202–220. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241091.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Повышение качества естественно-научного образования является актуальной проблемой современной школы и требует непрерывной разработки и применения арсенала методических приемов и средств, в том числе направленных на развитие познавательной мотивации учащихся. Цель исследования – выявление и использование в учебном процессе наиболее распространенных научных мифов в качестве основы для проблематизации обучения биологии. Для проведения данного исследования была разработана опросная анкета, включающая биологические утверждения, направленные на оценку биологических знаний и подверженности различным заблуждениям. Сбор информации осуществлялся с использованием наиболее достоверных источников научной информации: учебных и методических пособий, современных публикаций в реферируемых профильных журналах. В исследовании принял участие 81 человек, среди которых – учащиеся школ, изучающие биологию на базовом и углубленном уровнях, а также участники молодежной конференции. Данные фиксировались в формате самопроверки в процессе эвристической беседы с демонстрацией набора иллюстративных материалов и самооцениванием по разработанной шкале «истина – сомнение – заблуждение». Обработка и графическая визуализация выполнялись в приложении Microsoft Excel. В результате исследования были выявлены биологические мифы, наиболее часто встречающиеся среди опрошенных групп респондентов; предложены возможные причины и принципы их распространения. Разработана методика проведения урока, объединяющая анкетирование с использованием провокационных вопросов и самопроверку в процессе эвристической беседы. Апробированные подходы к проблематизации обучения показали свою эффективность в ходе проверочного анкетирования спустя 12 месяцев. В качестве дальнейшего развития данной работы предложены варианты регулярного применения проблемных провокационных вопросов при обучении биологии на разных уровнях. Результаты исследования демонстрируют актуальность непрерывного обновления учебных материалов с учетом современных научных данных, а также диагностики подверженности учащихся различного рода заблуждениям и псевдонаучным фактам. Кроме того, процесс данного мониторинга в соответствии с предложенной схемой может оказаться сильной мотивирующей основой для углубленного изучения предмета.
Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Возможности ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством заданий математического содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 187–201. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241090.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Различные аспекты устранения неуспеваемости детей в школе разносторонне прорабатываются педагогами, психологами, методистами. Недостаточный уровень образования является основной причиной неудовлетворительных результатов, полученных обучающимся по учебному предмету. Целесообразным считаем приложить усилия не к устранению уже имеющихся неуспехов, а к предотвращению их появления, причем чем раньше будет проводиться эта профилактика, тем большего результата можно добиться. Учеными выделяются различные виды неуспеваемости. Целью данного исследования является практическая разработка заданий математического содержания, направленных на раннюю профилактику неуспеваемости первоклассников, и теоретическое обоснование предъявляемых к ним требований. Исследования затрагивают не только образовательные результаты учеников, но и их психофизиологические параметры. Обобщая различные точки зрения ученых, можно выделить ряд причин неуспеваемости детей, сопряженных с педагогическими, психологическими и социальными требованиями. Своевременное выявление и устранение причин, приводящих к неуспеваемости обучающегося, помогает избежать систематически возникающих пробелов в знаниях и умениях. Ранняя профилактика неуспеваемости может осуществляться на разных этапах обучения детей: «на входе» в образовательный процесс; в ходе обучения в первом классе; в процессе перехода в следующий класс. В качестве основных требований, предъявляемых к заданиям, направленным на раннюю профилактику неуспеваемости, можно выделить следующие: занимательная форма подачи материала; цифровая форма представления задания; исследовательский характер заданий; нарастающий уровень сложности при выполнении заданий; задания с уровневой подсказкой; учет индивидуальных интересов ребенка; поощрение через достижение результата. В 2022/2023 учебном году в первых классах образовательных организаций г. о. Саранск проводилось экспериментальное исследование по ранней профилактике неуспеваемости в рамках предметной области «Математика и информатика». Роли были распределены следующим образом: исследовательская группа – студенты (будущие учителя начальных классов), экспериментальная группа – 1 «Б» классы каждой из трех задействованных образовательных организаций, контрольная группа – остальные первые классы. В 1 «Б» классах учителя использовали предложенный исследовательской группой разработанный материал. В ходе экспериментального исследования, направленного на организацию профилактических мероприятий с целью предотвращения возможной неуспеваемости первоклассников, были учтены такие аспекты гармонично развивающегося ребенка, как психический, эмоциональный, познавательный. Разработанная методика работы связана с профилактикой неуспеваемости первоклассников в рамках предметной области «Математика и информатика».
Махмудов Р. Г. Оценка эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP-платформ (на примере когнитивных процессов познания) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 166–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241089.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования и оценки эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP платформ (на примере когнитивных процессов познания) определяется динамикой развития современных технологий обучения и малой степенью исследованности возможностей эффективной реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении на базе LXP-платформ. Цель – оценить эффективность реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP-платформ (на примере когнитивных процессов познания). В основу исследования положено несколько основополагающих методологических подходов, среди которых – системный, индивидуализированный и когнитивный подходы. Системный подход значим с точки зрения разработки и отладки LXP-платформы, что осуществлялось в ходе практического этапа настоящего исследования; индивидуализированный и когнитивный подходы отражают направленность на субъектную активность и учет персональных потребностей обучающихся, принципов персонализации в ходе проводимого экспериментального исследования. Проводится систематизация теории, раскрывающей особенности коллаборативного обучения, персонализации и повышения эффективности применения LXP-платформ. Подчеркивается положительное и результирующее влияние коллаборативного обучения и индивидуализации на достигаемые результаты обучения. Выделяется, что принципы персонализации на базе LXP-платформ являются фундаментальным функциональным элементом, который и становится отличительным свойством LXP-платформы. На примере сравнения LMS и LXP демонстрируется превосходство последней в работе с высокомотивированными к обучению группами ввиду предоставления большего разнообразия. Описывается ход проведения оценки эффективности реализации принципов персонализации образования в коллаборативном обучении посредством LXP платформ (на примере когнитивных процессов познания), связанный с разработкой нейропсихологических тестов, развертыванием платформы, ее масштабированием, интеграцией дополнительных функций, отладкой и др. Определяется эффективность сформированного функционала LXP-платформы в контексте влияния на когнитивные процессы, что сводится к увеличению результативности курсов и уменьшению времени выполнения практических упражнений. Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией вопросов коллаборативного обучения, индивидуализации и использования LXP-платформ. Практическая значимость исследования раскрывается с точки зрения возможностей применения описанного опыта педагогами и разработчиками LXP-платформ для повышения эффективности разрабатываемых для обучения решений.
Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Симонов А. В. Формирование оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза в процессе обучения на основе применения современных информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 151–165. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241088.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность обусловлена необходимостью организации усовершенствованного образовательного процесса за счет использования современных информационных средств подготовки курсантов в контексте развития у них способности стратегически мыслить и прогнозировать действия противника. Для этого видится целесообразной разработка научно обоснованной методики формирования оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза посредством применения элементов информатизации. Цель статьи заключается в рассмотрении основных аспектов формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров как составляющей их готовности к профессиональной деятельности, а также разработке путей развития тактических навыков в процессе изучения тактико-специальных дисциплин на основе использования современных информационных технологий. Для достижения поставленной цели согласно теме исследования применялся метод изучения и анализа научно-педагогической литературы, позволивший оценить важность и значение профессиональных оперативно-тактических компетенций для курсантов военного вуза. В статье был реализован эмпирический метод, который представлен опросом начальника учебного отдела филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань) с целью анализа учебных программ подготовки и оценки информационно-методического обеспечения при изучении тактических дисциплин. Основным результатом исследования стала разработка концептуальной содержательно-функциональной модели формирования оперативно-тактических компетенций будущих офицеров, содержащей в своей структуре компонентный состав дидактического комплекса, реализация которой будет способствовать развитию профессиональных компетенций у курсантов военного вуза. Авторы обосновывают значимость применения имитационного моделирования в процессе изучения дисциплин «Общая тактика» и «Тактика армейской авиации», использование которого направлено на активизацию знаниевого потенциала, получаемого при обучении. Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных представлений о методике формирования оперативно-тактических компетенций курсантов. Практическое применение результатов работы сопряжено с возможностью внедрения предложенной модели в систему подготовки будущих офицеров. Перспективы дальнейших исследований связаны с апробацией методических основ технологии имитационного моделирования в процессе обучения в контексте формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров.