Педагогика
Самойленко Н. Б. Voyant Tools как инструмент подготовки магистров к анализу научных текстов на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 112–132. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241067.htm
ART 241067
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11067
Просмотров: 444
Изучение проблемы подготовки магистров к анализу научных текстов на иностранном языке с использованием возможностей интернет-ресурсов и электронных образовательных ресурсов представляется актуальным в современных условиях. Целью исследования является уточнение содержания подготовки магистров по направлению подготовки 45.04.01 Филология, особенностей, возможностей интернет-ресурсов и электронных образовательных ресурсов в обучении англо-язычной научной лексике при профессиональной направленности изучения английского языка; инструментов цифровых гуманитарных наук (приложение для анализа текста и визуализации данных Voyant Tools) для цифровых гуманитариев/Digital Humanities/магистров гуманитарного направления подготовки. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием интернет-ресурса Voyant Tools как инструмента для обучения академическому английскому языку для научных целей магистрантов. Описываются дидактические возможности электронных образовательных ресурсов при обучении англоязычной научной лексике магистрантов при профессиональной направленности изучения английскому языку. Проведенное теоретическое исследование показало, что подготовка магистров для анализа научных текстов на иностранном языке с использованием инструмента Voyant Tools обусловлена актуальностью сферы профессиональной деятельности цифровых гуманитариев, необходимостью применения ими как научной терминологии, так и цифровых технологий в их профессиональной и практической деятельности. Отмечено, что при обучении магистрантов анализировать научные тексты на иностранном языке необходимо уделять внимание не только языковым средствам научного дискурса, но и электронным образовательным ресурсам в обучении иностранному языку. Практическая значимость исследования заключается в предложенных вариантах использования Voyant Tools как инструмента для обучения академическому английскому языку для научных целей магистрантов и представления результатов научного исследования в процессе подготовки магистерской диссертации.
Ахметзянова Е. А., Ходырева Е. А. Концепция формирования правовой грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 99–111. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241066.htm
ART 241066
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11066
Просмотров: 381
Актуальность правового обучения, воспитания, а также формирования правовой грамотности в наши дни однозначна. Наличие правовых знаний у каждого индивида – это основное условие безопасного и комфортного существования человека в социуме. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости. Формирование правовой грамотности у младших школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса и общественного развития. Анализ публикаций по исследуемой теме показывает, что данный вопрос рассматривается как российскими, так и зарубежными исследователями. При этом вопрос формирования правовой грамотности младших школьников рассмотрен поверхностно, так же как и нормативное закрепление системы работы в данной области. В связи с этим определена цель статьи, которая заключается в представлении концепции формирования правовой грамотности младших школьников, являющейся основой для разработки эффективных технологий, программ и методик. Задачи исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы в области правовой грамотности; характеристика методологических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников; обоснование особенностей концепции формирования правовой грамотности младших школьников. Ведущие методы исследования – теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику правовой грамотности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе. Основным результатом статьи является разработка концепции формирования правовой грамотности младших школьников, основанной на анализе научных исследований в данной области. Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении основных теоретических подходов к формированию правовой грамотности младших школьников и разработке концепции формирования правовой грамотности младших школьников, которая может быть использована в практике педагогов и специалистов в области образования. Результаты исследования и созданная концепция представляют собой основу для разработки эффективных технологий, программ и методик, направленных на формирование правовой грамотности младших школьников.
Иванова Л. А., Казакова О. А., Решетин А. А. IT-технологии и программное обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту в вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 87–98. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241065.htm
ART 241065
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11065
Просмотров: 347
Сегодня особое влияние на образовательный процесс в вузах в сфере физической культуры и спорта оказывает фактор интеллектуальной и цифровой трансформации общества. Применение новых IT-технологий в процессе физического воспитания поднимает на новый уровень физическую культуру и спорт и способствует воспитанию здорового поколения. Поэтому цель исследования – выявление динамики применения и развития интеллектуальных и цифровых технологий и спортивного программного обеспечения в образовательном процессе для студентов вузов. Задачи исследования: изучить научную литературу по данной тематике; определить степень положительного влияния применения IT-технологий и программного обеспечения на образовательный процесс по физической культуре и спорту (ФКиС) в различных вузах Самарской области; выявить влияние IT-технологий и программного обеспечения на рост спортивных результатов студентов-спортсменов. Комплексность исследуемой проблемы и сложность самого объекта исследования предопределили использование различных методов при выявлении основных направлений применения IT-технологий и программного обеспечения как в образовательном процессе, так и в спортивной деятельности студентов. Изучив научную литературу по данной тематике, авторы отметили, что все высшие учебные учреждения на данный момент строят свой образовательный процесс с применением IT технологий, образовательных информационных платформ, современного программного обеспечения по различным специальностям и предметам. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта в вузах нашей страны и за рубежом. Далее авторы анализируют применение основных тенденций развития информационных цифровых технологий (IT технологии) по предмету «Физическая культура и спорт» в вузах России. Отмечают, что рост применения цифровых технологий среди вузов продолжается. Утверждают, что процесс создаст еще больше инновационных решений в области программного обеспечения для образования и спорта. Авторы не исключают, что для улучшения тренировочного и соревновательного процесса спортсменов-студентов различных вузов Самарской области появятся в ближайшем будущем новые технологии в виртуальной и дополненной реальности, аналитические системы на базе искусственного интеллекта и другие прогрессивные разработки, что свидетельствует о теоретической и практической значимости проведенного исследования.
Лёвкина Е. В., Патрикеева Э. Г. Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 71–86. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241064.htm
ART 241064
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11064
Просмотров: 338
В современном российском высшем образовании нужны преподаватели, обладающие междисциплинарными знаниями, умеющие самостоятельно ставить и решать нестандартные, задачи, способные формулировать и решать ключевые проблемы общества и государства. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий повышения креативности современного преподавателя вуза, вовлечения студентов в учебно-воспитательный процесс и их профессионального взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы. Целью статьи является описание стратегической сессии как эффективной технологии, направленной на активизацию деятельности студентов и на совершенствование профессионального мастерства современного преподавателя вуза через освоение новых, интерактивных технологий работы с молодым поколением. Потребность в раскрытии темы также вызвана тем, что стратегические сессии в настоящее время являются актуальной технологией, используемой в образовательном процессе системы высшего образования. Анализ современных источников психолого-педагогического знания доказывает их теоретическую и методическую обоснованность. В статье представлены основные методологические подходы, которые лежат в основе проведения стратегических сессий, выделены этапы и подробно описана методика их проведения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и углубить научные представления о влиянии стратегических сессий на развитие креативности преподавателя вуза и повышение включенности студентов в образовательный процесс. Практическая значимость исследования состоит в том, что подробное описание опыта проведения стратегических сессий может методически обеспечивать эффективное внедрение данной технологии в инновационную работу современных вузов, что позволит оптимизировать деятельность высших учебных заведений в направлении формирования и развития креативной образовательной среды вуза, направленной на совершенствование учебно-профессиональной деятельности, профессионального мастерства преподавателей через освоение новых, интерактивных форм работы с молодым поколением.
Ключевые слова:
высшая школа, педагогическая технология, студенты, стратегическая сессия, креативность преподавателя
Габдуллина А. Ш. Лингвистические аспекты развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы при применении геймификации в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 5 (май). – С. 54–70. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241063.htm
ART 241063
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11063
Просмотров: 398
Актуальность работы заключается в исследовании и применении приемов геймификации для развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Целью исследования является определение эффективности влияния геймификации на лингвистические аспекты развития иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: проанализировать литературу по теме исследования, разработать учебные занятия с использованием приемов геймификации, проверить их эффективность на практике, сравнить результаты с традиционными методами обучения. Описывается эксперимент с участием студентов экономического направления. Мы выделяем два основных подхода, направленных на развитие спонтанной иноязычной речи учащихся, акцентируя внимание на лингвистических аспектах, с использованием геймификации и традиционных методов. На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во первых, геймификация доказала свою эффективность в развитии иноязычной спонтанной речи студентов высшей школы. Учебные занятия с применением игровых элементов позволили студентам более активно взаимодействовать с материалом и проявлять интерес к изучению иностранного языка. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно представляет собой важный вклад в область применения геймификации в обучении иностранным языкам. Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования педагогами для улучшения методик преподавания иностранных языков. Применение геймификации может помочь сделать учебный процесс более интересным и привлекательным для студентов, что, в свою очередь, может способствовать более успешному развитию их спонтанной речи на иностранном языке. Геймификация представляется перспективным инструментом для разнообразия учебного процесса, повышения мотивации студентов и эффективного развития иноязычной спонтанной речи.