Педагогика

Щербаков Е. С., Пудовкина О. Е., Симонов А. В. Формирование оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза в процессе обучения на основе применения современных информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 151–165. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241088.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность обусловлена необходимостью организации усовершенствованного образовательного процесса за счет использования современных информационных средств подготовки курсантов в контексте развития у них способности стратегически мыслить и прогнозировать действия противника. Для этого видится целесообразной разработка научно обоснованной методики формирования оперативно-тактической компетенции курсантов военного вуза посредством применения элементов информатизации. Цель статьи заключается в рассмотрении основных аспектов формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров как составляющей их готовности к профессиональной деятельности, а также разработке путей развития тактических навыков в процессе изучения тактико-специальных дисциплин на основе использования современных информационных технологий. Для достижения поставленной цели согласно теме исследования применялся метод изучения и анализа научно-педагогической литературы, позволивший оценить важность и значение профессиональных оперативно-тактических компетенций для курсантов военного вуза. В статье был реализован эмпирический метод, который представлен опросом начальника учебного отдела филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань) с целью анализа учебных программ подготовки и оценки информационно-методического обеспечения при изучении тактических дисциплин. Основным результатом исследования стала разработка концептуальной содержательно-функциональной модели формирования оперативно-тактических компетенций будущих офицеров, содержащей в своей структуре компонентный состав дидактического комплекса, реализация которой будет способствовать развитию профессиональных компетенций у курсантов военного вуза. Авторы обосновывают значимость применения имитационного моделирования в процессе изучения дисциплин «Общая тактика» и «Тактика армейской авиации», использование которого направлено на активизацию знаниевого потенциала, получаемого при обучении. Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных представлений о методике формирования оперативно-тактических компетенций курсантов. Практическое применение результатов работы сопряжено с возможностью внедрения предложенной модели в систему подготовки будущих офицеров. Перспективы дальнейших исследований связаны с апробацией методических основ технологии имитационного моделирования в процессе обучения в контексте формирования профессиональной оперативно-тактической компетентности будущих офицеров.
Ланг П. П. Использовании кейс-метода в образовательном процессе при преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 139–150. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241087.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы исследования обусловлена множеством причин, среди которых – наличие коррелирующей связи уровня и качества высшего образования с общим состоянием сферы практической деятельности юристов. Так, насыщение высококвалифицированными специалистами рынка труда позволит в значительной степени снизить количественные и качественные показатели национальной преступности, усилить предупредительную и профилактическую деятельность органов правопорядка, обеспечить устойчивый экономический рост и уровень инвестиционной привлекательности, а также будет способствовать обеспечению надлежащей защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Основной целью исследования является рассмотрение кейс-метода в рамках преподавания правовых дисциплин, изучение его внутренних и внешних свойств, определение перспектив развития данного метода. В статье проводится анализ положений нормативно-правовой базы и педагогической доктрины по вопросам использования новейших методов в образовательном процессе при подготовке будущих юристов. Анализируются мнения и подходы отечественных и зарубежных исследователей, представлены проблемы общего характера по заявленной тематике и пути их разрешения в обозримой перспективе. Также определены аксиологические основы использования кейс-метода в образовательном процессе, перспективы развития данной категории. В ходе настоящего исследования автором были рассмотрены прогрессивные подходы отечественных и зарубежных исследователей по вопросам интеграции современных образовательных технологий и методик преподавания в образовательную деятельность. Обозначены сильные и слабые стороны интеграции зарубежного опыта в отечественную образовательную среду. Представленные автором итоги исследования являются олицетворением аккумуляции не только накопленного теоретического материала, но и длительного практического опыта преподавания правовых дисциплин. Теоретическая значимость достигнутых результатов состоит в возможности их использования в ходе дальнейших научных разработок по вопросам организации образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях высшего образования. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования в ходе учебно-методических разработок по дисциплинам юридического профиля.
Черкасова М. Н. Институт аспирантуры в Китайской народной республике: история, современность, противоречия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 123–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования определяется позицией современного Китая в международном образовательном пространстве, опытом создания успешно функционирующего института аспирантуры за сравнительно небольшой срок (1978–2024 годы). Впервые проанализирована динамика развития института аспирантуры с точки зрения получения докторских степеней с 1978 до 2022 год и выявлены системные противоречия института аспирантуры в КНР. Цель статьи – изучить и проанализировать опыт послевузовского образования в КНР на базе статистических данных и научных работ по проблемам послевузовского образования в Китае. Исследовательские задачи: дать общую характеристику уровня аспирантуры в рамках системы высшего образования КНР; выявить особенности и тенденции послевузовского образования. Использованы: метод анализа и синтеза при анализе теоретического материала; описательный метод для презентации отдельных образовательных процессов с привлечением диахронного и синхронного подходов; использование исторического метода представляется нам необходимым и достаточным условием для освещения процесса формирования института аспирантуры в Китае; элементы статистического анализа были использованы для демонстрации динамики образовательного процесса. Был сделан вывод, что современная китайская аспирантура (магистратура и докторантура), или третий уровень образования, представляющая собой рефлексию американской модели, продемонстрировала положительную динамику развития за сравнительно небольшой период. Этот результат – следствие разработанных нормативных и регламентирующих документов партийно-правительственного аппарата КНР, который осуществляет контроль за деятельностью университетов и процессом присуждения ученых степеней. Количество подготовленных специалистов с учеными степенями в области инженерных наук имеет перевес в два раза за следующим по критерию убывания направлением «естественно-научные направления». Выделены проблемы в рамках международного образовательного пространства, номинируемые «китайский образовательный кризис» (растущая финансовая зависимость зарубежных вузов от инвестиций китайских студентов и влияние китайской научной диаспоры в академическом мире). Обозначены внутренние противоречия в самом институте китайской аспирантуры (необходимость диверсификации докторских программ и степеней). Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности использования успешного опыта китайской аспирантуры в отечественном образовательном поле.
Дашко Е. Л. Формирование навыков интермедиального анализа у студентов-филологов средствами комбинированной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 103–122. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Навыки интермедиального анализа являются значимым компонентом профессиональной компетентности студентов-филологов. Способность устанавливать взаимосвязи между произведениями различных видов искусства, анализировать причины и специфику художественного диалога углубит у обучающихся понимание генезиса художественных тенденций, позволит проследить зарождение канонов и отхождение от них как в направлениях и течениях, так и в творчестве отдельных авторов. Благодаря навыкам интермедиального анализа у студентов формируется системный взгляд на культуру, развиваются умения решения проблемных задач научного характера, вырабатывается устойчивый интерес к постижению знаковой природы художественного текста. Отсутствие методических работ по формированию навыков интермедиального анализа сказывается на актуальности представленной работы. Цель статьи – предложить, обосновать и охарактеризовать использование в учебном процессе комбинированной лекции как одного из возможных средств формирования навыков интермедиального анализа у студентов-филологов. Процесс формирования навыков интермедиального анализа продемонстрирован на примере лекционного занятия авторского курса «Интермедиальные взаимодействия в искусстве», разработанного для студентов-филологов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». В статье описаны формы работы по сопоставлению образов крестьян в русской и французской литературе и живописи XIX века в рамках темы «Образ маленького человека в литературе и живописи XIX века в разрезе типологических и контактных связей», проведен анализ общих и отличительных черт произведений о жизни сельских тружеников. Лекционный материал выстраивается на основе дедуктивного метода и метода аналогии. Анализ исследуемого художественного явления проводится с помощью культурно-исторического, историко-типологического и аналитического методов, а также системного и герменевтического подходов. Результатом проведенного исследования стало доказательство эффективности комбинированной лекции в процессе формирования у студентов-филологов навыков интермедиального анализа и развития следующих умений: умение сопоставлять художественные явления и обнаруживать в них сходства и отличия; умение устанавливать характер взаимосвязи между художественными произведениями на основе личного общения авторов; умение рассматривать общие тенденции в искусстве в социально-историческом разрезе; умение на основе анализа текстов прослеживать знаковые пересечения в виде образов, идей, художественных приемов; умение использовать системный подход в исследовании искусства как части культурного общемирового наследия. Практическая значимость работы обусловлена разработанными методическими рекомендациями по проведению комбинированной лекции.
Себегатов К. З., Завада Г. В., Замалетдинова Л. Р. Модели подготовки наставника в условиях корпоративного энергетического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 6 (июнь). – С. 88–102. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Наставничество на сегодняшний день во всем мире актуализируется по причине кадрового голода (особенно в технической сфере), необходимости применения сложных автоматизированных систем, требующих определенных компетенций. В то же время повышение качества жизни населения должно отвечать вызовам современности: люди должны ощущать вовлеченность в свою профессиональную деятельность, реализовать дополнительные компетенции из области self skills, самореализоваться в профессиональной сфере. Развитие корпоративного энергетического образования стало возможностью для работы с представителями энергетической сферы. Феномен наставничества, реализуемый в корпоративном энергетическом образовании, выступает мостиком от теории к практике, реализуя сопровождение профессионала в трудовой функции и позволяя ему выстраивать свою индивидуальную карьерную траекторию. Однако неразработанность модели подготовки наставника, отрыв профессиональной деятельности от принципов наставничества формируют проблему методологического характера. Модели подготовки наставника разработаны для педагогической сферы, но в условиях корпоративного энергетического образования эти модели не могут быть реализованы. Целью представленной статьи выступает определение наиболее оптимальной модели подготовки наставника в условиях корпоративного энергетического образования. Теоретико-методологические основы исследования базируются на достижениях профессиональной педагогики с использованием теоретических методов познания: ретроспективного анализа и контент-анализа документов, литературы, научных работ, а также сравнительного анализа и обобщения результатов. Основополагающим научным подходом выступает системно-деятельностный подход. В результате анализа мировой и отечественной практики разработки моделей подготовки наставников была сформирована общая модель подготовки, факторы угрозы, связанные со спецификой энергетической сферы. По результатам анализа были выявлены компетенции, необходимые для эффективной деятельности наставника. Дальнейшие научные изыскания теоретико-методологического характера оптимально продолжать в области анализа лучших мировых практик подготовки и реализации наставничества в третьем пространстве. Экспериментальные изыскания необходимы в области анализа self skills специалистов из непедагогической сферы, получивших награды «За наставничество». Подобная научная траектория позволит разработать релевантную модель подготовки наставника для корпоративной энергетической сферы в партнерстве с работодателями-энергетиками. Результаты исследования базируются на малоизученных источниках мировой практики наставничества в разных сферах, которые могут внести вклад в развитие понимания моделей подготовки наставников в России.